Современное общество нуждается в молодых специалистах, способных к проектированию собственной профессиональной деятельности, имеющих развитые познавательные запросы и духовные потребности и способных самостоятельно их удовлетворять. [1, с. 4]. В условиях модернизации нашего общества молодежь рассматривается как носитель новых социальных ценностей. В социально-психологическом аспекте студенты по сравнению с другими группами населения отличаются наиболее высоким образовательным уровнем, активным освоением культурных ценностей, достаточно высоким уровнем познавательной мотивации. Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, когда проявляются самые разные интересы и потребности [2, с. 294].
Современная информационно-техническая среда оказывает влияние на все сферы жизни молодежи – ее личную и социальную жизнь, работу и досуг. Информационно-техническая среда – общность всех видов технологий по созданию, хранению, передаче и использованию информации во всех ее формах (текстовой, числовой, графической, видеографической и др.). Социологи Д. Белл, М. Кастельс, Г.М. Маклюэн рассматривали «информационно-техническую среду» в первую очередь как средство и среду коммуникации.
С каждым годом возрастает роль информации, объем и разносторонность которой увеличивается в геометрической прогрессии, вместе с тем повышается значимость формирования коммуникативной культуры молодого поколения. Коммуникация определяет ход процессов обучения, управления и развития, обеспечивает функционирование любых систем, поэтому роль коммуникативной культуры велика для полноценной и успешной жизни молодежи. В свою очередь коммуникативная культура является неотъемлемой частью социально-культурного развития молодого поколения. Изучение методов развития коммуникативной культуры становится актуальной проблемой теории и методики социально-культурной деятельности.
Целью данного исследования является обоснование эффективности авторской программы «Блог. Видео-Арт», направленной на формирование коммуникативной культуры молодежи посредством ведения досуговых блогов в сети Интернет.
Материалы и результаты исследования, их обсуждение
Молодежь обладает большим потенциалом в сфере внедрения образовательных и профессиональных инноваций. Находясь на этапе становления и формирования структуры своей ценностной системы, молодежь особо нуждается в повышении общекультурных и профессиональных компетенций. Социокультурный статус и ценностные ориентации студенческой молодежи формируются в досуговой деятельности, которая по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Наиболее актуальны творческие виды досуговых занятий, ориентированные на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека. Именно здесь открывается возможность использования информационных технологий, направленных на формирование ценности социального взаимодействия, социокультурного творчества, предоставляющих широкие возможности для самореализации личности [3, с. 38].
Коммуникативная культура включает в себя ряд навыков и знаний, позволяющих молодежи эффективно обмениваться информацией в социуме как в малых, так и широких диалоговых группах. Проблемы формирования коммуникативной культуры представлены в трудах отечественных педагогов и психологов: Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, И.И. Зарецкой, Н.В. Кузьминой, А.А. Лобанова, Н.А. Моревой, А.Г. Самохваловой, В.А. Сластенина, С.Д. Якушевой и др.
А.Г. Самохвалова в своих работах рассматривает коммуникативную культуру как совокупность культурообразующих компонентов:
– эмоциональной культуры;
– речевой культуры;
– когнитивной культуры [4, с. 126].
Автор видит эмоциональную культуру как систему знаний о рациональной реакции на внешнюю ситуацию и собеседника. Культура речи содержит в себе знания о доступном, грамотном и внятном донесении своей мысли и правильном восприятии информации партнеров по коммуникации. Когнитивная культура позволяет создавать речевые высказывания, способные образно и точно выражать мысли, отражающие действительность. Согласно исследованиям А.Г. Самохваловой, коммуникативная культура перенимается человеком, становясь для него ориентиром в сфере межличностных отношений, она контролирует рациональность поведения в процессе общения, успешность и эффективность диалога, уникальность самоподачи. Коммуникативная культура является опорой для самоуважения, стимулирует саморазвитие в коммуникативной сфере [4, с. 104].
Коммуникативная культура человека формируется в процессе обучения, социализации и общения. Источниками развития коммуникативной культуры личности являются:
– опыт, получаемый путем освоения народной культуры (соционормативный опыт);
– опыт межличностного общения;
– опыт, получаемый в процессе обучение языкам общения, используемым в народной культуре.
Соционормативный опыт является базовой составляющей познавательной части коммуникативной культуры. В процессе общения человеком усваиваются нормы коммуникативного поведения, являющиеся индивидуальной смесью норм общения, истоки которых уходят к разным национальным культурам. Данный процесс нередко сопровождается внутренним дискомфортом человека, поскольку его личные представления, идеи и ценности вступают в диссонанс с системой внешних норм. Конфликт может стать причиной неспособности человека использовать полученные знания в условиях реального общения, приводя к торможению активности человека в социуме, а в дальнейшем его избегания им подобных ситуаций. Внутреннее напряжение становится блоком на пути межличностного общения [5, с. 235].
Опыт общения представляет систему усвоенных норм и ценностей коммуникативной культуры, а также индивидуальный опыт, полученный в результате общения, и уникальные коммуникативные способности человека. Важной составляющей опыта общения являются процессы социализации и индивидуализации, обеспечивающие гармоничное социальное развитие человека, способность рационально реагировать на разнообразные ситуации общения. Важным этапом социализации молодежи являются студенческие годы. В этот период уровень развития коммуникативной культуры определяет положение человека в коллективе, а в некоторых случаях становится причиной его успеха или, напротив, нереализованности в дальнейшем.
Учеными была выявлена прямая зависимость между показателями сформированности коммуникативных навыков и успеваемостью студентов. Коммуникативные навыки и успеваемость студентов тесно связаны между собой: повышая уровень коммуникативной культуры, можно добиться значительных успехов в обучении студентов. В своих исследовательских работах А.В. Мудрик обосновал положительное воздействие работы по развитию коммуникативных навыков на формирование коллектива и личности, ее самопознание, самосознание, самооценку, моральные установки, стиль ее жизни. Общение оказывает значительное влияние на целеполагание и изменение окружающей среды студента [6, с. 303].
Проведенное в рамках исследовательской работы авторов в 2016 г. анкетирование студентов 1–2 курсов на базе Московского городского педагогического университета показало, что студенты, имеющие сложности в общении, робкие и неуверенные в себе, как правило неуспешны в обучении, пассивны в диалоге, редко проявляют инициативу в налаживании контактов с другими студентами. Они часто оказываются в неловких ситуациях при разговоре, с трудом выходят из конфликтных ситуаций, имеют проблемы в налаживании межличностных и деловых контактах.
Низкий уровень успеваемости студентов с неразвитыми коммуникативными навыками сопутствует занимаемой ими пассивной позиции в общении. Коммуникативно зажатые студенты подчиняются более коммуникабельным однокурсникам, что оказывает прямое влияние на их статус в коллективе. Низкий уровень коммуникативных навыков студента приводит к демотивации в процессе обучения, снижает продуктивность и отрицательно влияет на его успеваемость [7, c. 179–180].
По результатам анкетирования было установлено, что основным барьером эффективного построения коммуникативного процесса является низкий уровень развития коммуникативных навыков студентов. В студенческий период у молодежи уже сформирован определенный базис коммуникативной культуры, сформированы основные навыки общения. Однако в развитии нуждаются коммуникативные навыки, используемые в процессах:
1) осознания собственной индивидуальности;
2) планирования собственной жизни;
3) поиска профессионального самоопределения;
4) установки на осознанное построение жизни;
5) активного совершенствования и самосознания;
6) формирования мировоззрения [7, c. 181].
Коммуникативная культура является сложной системой, объединяющей множество коммуникативных знаний, умений и навыков разного порядка и характера. В свою очередь коммуникативная культура является частью общей и профессиональной культуры личности и занимает значительное место в жизни каждого человека. Коммуникативная культура создает пространство для самореализации, самовыражения молодежи, в ней она черпает вдохновение и поддержку в реализации жизненных целей, планов и задач. В коммуникативной среде молодой человек получает отражение и обратную связь, на основе которой формирует и корректирует свое поведение для полноценной и гармоничной деятельности в качестве члена общества. Становится очевидной важность повышения уровня коммуникативной культуры молодежи, которая формируется под влиянием разных факторов (обучение, профессиональная деятельность, содержательный досуг).
В настоящее время большую часть досуга молодежь проводит в сети Интернет. Социально-культурная деятельность обладает рядом средств, форм и методов организации свободного времени, способных эффективно решить задачу организации содержательного досуга. Вследствие этого становится актуальным поиск путей развития коммуникативной культуры посредством использования современных видеотехнологий и интернет-ресурсов в рамках теории и методики социально-культурной деятельности. На сегодняшний день популярность удаленного общения в сети интернет возрастает. Доступность и разнообразие форм интернет-общения сделали всемирную сеть широкомасштабным пространством для коммуникации. С каждым годом наблюдается смещение как рабочего, так и досугового времени в глобальную сеть. Люди обмениваются опытом, решают задачи в сфере работы, образования, социальной и личной жизни, проводят свой досуг и реализуют творческий потенциал.
В рамках социально-культурной деятельности особый интерес вызывает формирование интернет-коммуникации посредством ведения сетевого видеоблога. Сетевая коммуникация активно конкурирует с традиционными способами общения. Развитие информационных и компьютерных технологий приводит к увеличению количества форм проведения досуга путем использования сети интернет и технических устройств. Одной из форм проведения досуга в сети интернет является ведение виртуального дневника – блога. Распространение данного вида творчества стало причиной возникновения множества кружков и студий, обучающих стилям и особенностям ведения сетевого блога. Масштабы распространения ведения блогов внушительны, так как понятие «блог» возникло лишь 20 лет назад, а уже к 2004 г. слово «блог» стало первым в списке самых искомых в словаре Мерриам – Вебстера. Важно заметить, что добавлено в данный словарь оно было в 1999 г. А в 2005 г. слово блог было занесено в Академический словарь Мерриам – Вебстера (11 издание) [8, с. 48].
Слово «блог» (происходит от англ. «weblog») – дословно сетевой журнал, личный дневник, размещенный в сети Интернет. Содержание блога может иметь различный характер и широкую направленность, так как он является отражением личности или интересов автора. Блог играет роль инструмента самовыражения и самореализации, позволяет реализовывать творческий потенциал и развивать коммуникативную культуру автора. Ведение интернет-дневника, или блога, позволяет выражать личные, социальные, политические идеи и взгляды, оказывать влияние на аудиторию. Большим преимуществом интернет-общения посредством ведения блога является мобильная обратная связь, путем оставления комментариев и обсуждения между читателями и автором блога. Все записи сетевого блога хронологически упорядочены, последовательность ведется от новых записей к старым. Обратная хронологическая упорядоченность позволяет аудитории в первую очередь получать доступ к самым актуальным новостям.
Тим О’Райли в своей статье «Открывая будущее» («Inventing the Future») описывает блоги как ежедневные дневники ссылок и размышлений над этими ссылками, являющимися средством коммуникации для технической элиты. Также автор уточняет, что блоги являются в первую очередь трибуной для массового обмена информацией (интернет-коммуникативной сферой), а не усовершенствованной домашней электронной версией дневника. Блог вмещает в себя ряд коллективных ссылок, выполняет роль инструмента для построения коммуникативных связей и создания виртуальных сообществ [9, с. 15]. Коммуникация, построенная между автором блога и аудиторией, создает новую «устно-письменную систему» общения, поскольку современные технические средства и возможности, предоставляемые программным обеспечением блогов, позволяют осуществлять общение, обладающее свойствами устной и письменной речи. Обращение автора, записанное в формате видео, так же эмоционально и информативно как речь устная, но, в отличие от речи устной, зафиксировано, с возможностью повторного просмотра с любого фрагмента речи. Видеодневник дал возможность вести диалог между автором и аудиторией вне зависимости от времени просмотра записи и географической привязанности обеих сторон [10, с. 42].
Многие авторы видеоблогов (интернет-видеодневников) используют элементы интерактива в своих видео. Они обращаются к аудитории с просьбой выразить в комментариях свое мнение касательно содержания, подачи и темы видео, предлагают поделиться опытом, написать пожелания относительно следующего видео, призывают к созданию ответного видеоролика или другого творчества на обсуждаемую тему. Возникает мобильная обратная связь между автором и его аудиторией, определяющая направление дальнейшего коммуникативного процесса и корректирующая коммуникативные навыки обеих сторон диалога.
Особенность сетевой видеокоммуникации заключается в возможности редактирования видеозаписи, в качестве продукта творчества, подобно письменной речи. Видеообращение может быть переснято, подвергнуто монтажу, улучшению качества звука и цвета. Возможно добавление графики, гиперссылок, дополнительной письменной, графической, аудиальной информации в информационном боксе (строка с текстом, содержащая дополнительную информацию, как правило, расположенная под видео), ссылок на предыдущие видео или видеоресурсы, о которых идет речь в видеообращении в качестве первоисточника.
На базе Московского городского педагогического университета в период с 2016 по 2018 г. было проведено научное исследование группы молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Исследование выявило позитивное воздействие применения видеотехнологий и виртуальной работы с видеороликами на формирование коммуникативной культуры молодежи. Использование видеотехнологий позволило участникам исследования увидеть целостную картину процесса коммуникации, критически и объективно оценить уровень их личной коммуникативной культуры, определить направление для дальнейшего развития навыков культуры общения.
Во внеурочное время авторами был создан кружок любительской съемки видео «Блог. Видео-Арт». Главной задачей данного эксперимента было создание условий, при которых участники смогут объективно оценить свои коммуникативные качества, увидят сильные и слабые стороны и навыки в общении. Для решения данной задачи была использована видеотехнология и задействованы ресурсы сети Интернет. Авторами была разработана программа по приобщению студенческой молодежи к любительскому видеотворчеству. Программа кружка «Блог. Видео-Арт» была адаптирована под участника, не имеющего навыков съемки и работы с видео. Деятельность «Блог. Видео-Арт» не подразумевала профессиональную аппаратуру и сложные программы для обработки видео. Курс кружка был приспособлен для любительской, непрофессиональной творческой деятельности, использовалась непрофессиональная техника (смартфоны, IPhons, непрофессиональные камеры, не требующие овладения профессиональными навыками видеосъёмки). Главная цель – не создание качественного высокопрофессионального видеоролика (хорошее качество приветствовалось, однако не было ведущим критерием оценки на обсуждениях), ведущей задачей оставалась возможность взглянуть на себя со стороны и зафиксировать результат. Также видеоформат обеспечивал наглядность при групповом разборе видеоработ, давал возможность детального разбора определенных моментов.
На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено видеоинтервьюирование и анкетирование участников исследования, с целью выявления изначального уровня развития их коммуникативной культуры. На протяжении эксперимента работа в группе и интервьюирование участников фиксировалось на видео, это обеспечивало материал для выявления и оценки тенденций развития коммуникативной культуры независимыми экспертами.
На формирующем этапе был организован групповой просмотр видеоматериалов (авторская программа видеоматериала: короткометражные обучающие видеоролики и фильмы), содержащих информацию о формировании и развитии культуры общения, о видеосъёмке и способах обработки и монтажа видеоматериалов, с последующим обсуждением внутри исследуемой группы. Перед участниками была поставлена задача выявить и проанализировать коммуникативные навыки основных персонажей видеоматериала, а именно:
1) навык грамотного построения внешних и внутренних проявлений;
2) речевые навыки;
3) навык лаконичного построения текста сообщения;
4) навык восприятия входящей информации;
5) навык преодоления коммуникативных барьеров.
В процессе дискуссии через индивидуальное впечатление увиденного видеоматериала было составлено общее мнение. Кроме того, нам удалось сформировать у участников новое понимание процесса создания видеопродукта как творческо-коммуникативной деятельности в рамках досуга. Мы постарались передать основные знания, необходимые для съемки видео, и вовлечь участников в творческий процесс. Участникам было необходимо снять видеоролик с собственным участием на свободную тему, самостоятельно обработать его по предложенной в видеоматериалах схеме. Целью данных действий было более глубокое проникновение автора в материал видеоролика, что в дальнейшем способствовало детальному осмыслению своего коммуникативного поведения. После чего данный ролик демонстрировался и обсуждался в группе с целью определения уровня развития коммуникативных навыков автора по указанным выше критериям. Перед участниками была поставлена задача снять новый видеоролик с учетом выявленных в результате обсуждения рекомендаций. Съемка неоднократно повторялась.
Следующим этапом было переведение деятельности кружка в виртуальный формат. Авторами была создана группа в социальной сети, куда участники могли отправлять свои видеоролики. Там они обсуждались в ленте комментариев по приведенной выше схеме, проводилась работа над ошибками. Фиксированность комментариев делала замечания более наглядными. Удаленный (виртуальный) формат позволил облегчить деятельность кружка, каждый из участников мог просматривать видеоматериал в удобное для него время и вне зависимости от места его нахождения. Виртуальное выполнение домашнего задания участниками является прототипом ведения видеоблога, поскольку отвечает всем его требованиям. Таким образом авторами была создана искусственная платформа для ведения видеоблогов с возможностью наблюдения за развитием коммуникативной культуры участников исследования. Виртуальный формат проведения групповой деятельности оказался весьма продуктивным, о чем свидетельствовало качественное развитие их коммуникативных навыков.
На завершающем этапе было проведено индивидуальное видеоинтервьюирование и анкетирование с целью сопоставления исходного и конечного уровня развития коммуникативной культуры участников. Проанализирован собранный видеоматериал, подведены итоги экспериментальной работы.
Выводы
Параллельно с традиционными способами проведения свободного времени подрастающее поколение широко использует ресурсы сети Интернет для организации своего досуга. Мультимедийные ресурсы интернета обладают колоссальным потенциалом в сфере культуры и досуга. Видеообращения имеют среднюю рефлексию между устной и письменной речью. Автор не имеет возможности получения обратной связи, как при непосредственном общении, однако зрители активно комментируют видеозапись после размещения обращения в сети Интернет. Преимуществом является больший охват аудитории и ее разнообразие. Информационно насыщенная, наглядная и доступная сфера ведения блогов привлекает с каждым годом все больше молодежи. В сравнении с 1990-ми гг., когда доступ к ресурсам сети Интернет имела преимущественно информационно-техническая элита, виртуальные блоги находят все больше пользователей среди представителей разных возрастных групп и разных профессиональных направленностей. Блоги являются важным элементом современной информационной среды, который на сегодняшний день недостаточно изучен в научной сфере. Развитие технологий, направленных на грамотную и продуманную организацию досуга с использованием блогов, могло бы значительно улучшить процесс формирования коммуникативной культуры молодежи и качество проведения свободного времени.
Библиографическая ссылка
Мележик О.В., Ганьшина Г.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ВИДЕОБЛОГОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 204-209;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37058 (дата обращения: 23.11.2024).