Кыргызстан – страна Центральной Азии (ЦА) с населением 6,2 млн человек. В стране 2236 школ, 36 средних профессиональных учебных заведений, 56 высших учебных заведений.
Сегодняшние школьники и студенты относятся к так называемому «digitally native» поколению. То есть они родились в период бума различных информационных технологий (ИТ) и, можно сказать, на интуитивном уровне уже готовы к использованию всяческих гаджетов. Доказательством этого может служить то, что на сегодняшний день число пользователей интернета в Кыргызстане составляет 59 % [1] и большинство из них являются школьниками и студентами [2].
В последнее время в мире накоплен определенный опыт использования социальных сетей и гаджетов в учебном процессе, имеется ряд статей, освещающих и анализирующих накопленный опыт, например, в России, в Казахстане [3, 4] и в других странах [5, 6]. Исследователи из различных стран, как развитых, так и развивающихся, сходятся во мнении, что использование новых технологий ни в коем случае не заменит традиционной формы обучения, и их применение возможно и полезно только в качестве вспомогательных средств обучения.
Как пример, рассмотрим опыт использования социальных сетей и гаджетов в Кыргызстане [7]. Мы думаем, что данное исследование является актуальным и полезным и для других стран СНГ (ЦА).
Исследования по Кыргызстану
Развитие ИТ оказывает свое влияние на способы проведения занятий в образовательных учреждениях. В общем, по мнению авторов, можно выделить два способа проведения занятий. Один из них заключается в том, что преподаватель на уроках дает теорию, а практические задания и возникающие при этом вопросы обучающиеся решают самостоятельно. Второй подход заключается в том, что обучающимся предлагают изучать теорию более углубленно самостоятельно, используя учебники и интернет-ресурсы, а время на занятиях отводят на выполнение практических заданий и ответы на вопросы. При этом возникающие вопросы по изучаемым темам могут решаться во внеурочное время с помощью социальных сетей, различных чатов и т.д.
Для реализации второго подхода у участников образовательного процесса необходимо наличие различных устройств с выходом в интернет. Существуют различные точки зрения на этот счет: одни считают что надо категорически запретить использование телефонов, различных устройств и интернета [8, 9], по мнению других, их использование могло бы существенно расширить возможности образования [10].
Проведение занятий по второму пути дает возможность обучающимся развивать навык самостоятельного получения знаний, умения думать, что немаловажно для дальнейшего профессионального роста. К сожалению, образовательные учреждения далеко не всегда прививают навык самостоятельного получения знаний. Согласно результатам опроса, проведенного Министерством образования и науки Кыргызской Республики, только 13,6 % опрошенных (всего участвовало 199 респондентов) считают, что учеба в университете научила думать.
При внедрении ИТ в учебный процесс возникает ряд проблем, в числе которых:
- недостаточное количество или полное отсутствие открытых для свободного использования высококачественных учебных материалов в цифровых форматах, особенно на национальных языках;
- неподготовленность преподавательского состава и администрации образовательных учреждений к использованию цифровых технологий в процессе обучения;
- ограниченный доступ школ к высокоскоростному интернету и неразвитость икт-инфраструктуры (компьютеры, локальные сети, мультимедиапроекторы и др.).
Несомненно, все эти проблемы не могут быть решены за один день, но существует ряд технологий, которые уже можно применять, которые могут быть доступны любому и уже сейчас активно используются большинством участников образовательного процесса.
Согласно рейтингу [11] на 1 июля 2016 г. в Кыргызстане насчитывалось 2,76 млн пользователей сети Интернет (это 34,4 % населения страны). По сравнению с показателем 2015 г. число пользователей выросло на 144 тыс. (1,9 %). В указанные годы, несмотря на положительную динамику, Кыргызстан занимал 106 позицию (рейтинг охватывал 201 государство) [12].
Результаты опроса, посвященного оценке уровня медиаграмотности в Кыргызстане [2], показали, что 71,8 % респондентов (из 1200) имеют доступ к сети. Из них в интернет выходят через смартфон – 81,1 %, через стационарный или портативный компьютер – 17,4 %.
В настоящее время далеко не все образовательные учреждения Кыргызстана обеспечены высокоскоростным интернетом. Но тем не менее в стране делаются активные шаги по улучшению ситуации с подключением к интернету образовательных учреждений. По данным на 1 сентября 2017 г. доступ ко Всемирной сети имеют 1242 школы, что составляет 55 % от их общего числа [13]. Всего в Кыргызстане на 2018 г. запланировано 100 % подключение школ к интернету. Ситуация с университетами намного лучше, большинство из них имеют доступ к интернету. Таким образом, основание для активного внедрения новых технологий в образовательный процесс есть.
Для образовательных учреждений Кыргызстана стоит проблема обеспечения учебной литературой, в особенности на кыргызском языке. Эту проблему Министерство образования пытается решить путем размещения всех учебников в электронном варианте в открытом доступе и в полной версии (lib.kg) [14]. В университетах проблему решают путем использования массовых открытых образовательных сетей, учебно-методических комплексов. В качестве средства для получения консультаций при выполнении домашних заданий возможно использование социальных сетей, форумов, чатов.
Опрос в университетах Кыргызстана
С целью анализа востребованности разрабатываемых образовательных ресурсов на кыргызском языке, возможности использования социальных сетей, гаджетов в процессе получения образования был проведен опрос. В опросе принял участие 291 студент из 5 университетов Кыргызстана, из них 90 % обучаются по направлению «Информационные технологии», 10 % на юридических и медицинских специальностях. Также в опросе приняли участие 15 преподавателей по направлению «Информационные технологии». Преподаватели по другим направлениям в опросе не участвовали, так как предполагалось, что преподаватели дисциплин по направлению «ИТ» более подготовлены к применению новых технологий в образовательном процессе.
В опросе приняло участие: преподавателей – 47 % женщин и 53 % мужчин, студентов – 41 % женщин и 59 % мужчин. Возраст, принявших участие в опросе приведен в табл. 1.
Таблица 1
Возраст респондентов
Возраст в % |
до 20 |
от 21 до 30 |
от 31 до 40 |
от 41 до 50 |
от 51 до 60 |
свыше 60 |
преподаватели |
– |
13 |
27 |
7 |
20 |
33 |
студенты |
58,5 |
41,1 |
0,4 |
– |
– |
– |
В социальных сетях зарегистрировано 93 % преподавателей и 98 % студентов. Из социальных сетей наибольшей популярностью пользуется WhatsApp (преподаватели 87 %, студенты 92 %), Facebook (преподаватели 73 %, студенты 57 %) и YouTube (преподаватели 67 %, студенты 76 %). Очень разнятся результаты по популярности Instagram (преподаватели 40 %, студенты 72 %) и Telegram (преподаватели 60 %, студенты 24 %) (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг популярности социальных сетей
Социальная сеть в % |
|
|
YouTube |
Skype |
Одноклассники |
Telegram |
|
Мой Мир |
Google Plus |
|
В контакте |
|
Другие |
преподаватели |
87 |
73 |
67 |
60 |
60 |
60 |
40 |
40 |
27 |
27 |
13 |
13 |
0 |
студенты |
92 |
57 |
76 |
40 |
28 |
24 |
72 |
18 |
29 |
7 |
63 |
18 |
14 |
Анализ по целям использования социальных сетей показал, что критерий «с целью общения» набрал максимальный балл как у преподавателей (87 %), так и у студентов (78 %), использование социальных сетей с целью самообразования набрал 73 % у преподавателей и 68 % у студентов. Для проведения уроков социальные сети используют 40 % преподавателей, в то время как от скуки заходят 33 % студентов (табл. 3).
Таблица 3
Цель использования социальной сети
Социальная сеть в % |
С целью общения |
С целью самообразо-вания |
Поиск и просмотр развлека-тельного контента |
Захожу в соцсети от скуки |
Для проведения уроков |
Для игр |
Для продвижения услуг |
преподаватели |
87 |
73 |
60 |
27 |
40 |
13 |
20 |
студенты |
78 |
68 |
60 |
33 |
14 |
12 |
6 |
Использование социальных сетей в учебном процессе считают нужным и возможным 93 % преподавателей и 85 % студентов. При этом 67 % преподавателей и 59 % студентов придерживаются мнения, что социальные сети ориентированы на обучение, а остальные считают, что больше рассчитаны на свободное общение. Желаемые цели использования соцсетей приведены в табл. 4.
Таблица 4
Желаемые цели использования социальной сети в учебном процессе
Цели использования в % |
Создание совместного ресурса в интернете |
Обсуждение теоретических вопросов |
Метод. помощь и консультации студентам |
Организация новых видов учебных работ |
Другое |
преподаватели |
73 |
47 |
73 |
47 |
0 |
студенты |
51 |
55 |
41 |
31 |
16 |
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на кыргызском языке в процессе обучения используют только 14 % преподавателей и 22 % студентов. По типам ресурсов можно отметить, что в основном пользуются электронными словарями (табл. 5).
Таблица 5
Образовательные ресурсы на кыргызском языке, используемые в учебном процессе
Тип ресурса в % |
Электронные словари и переводчики |
Электронные библиотеки |
Системы тестирования |
Другие системы, содержащие образовательную информацию |
Веб-страницы, содержащие информацию образовательного характера |
Открытые образовательные ресурсы |
Другое |
преподаватели |
93 |
36 |
0 |
0 |
7 |
29 |
7 |
студенты |
93 |
30 |
42 |
16 |
16 |
15 |
21 |
И преподаватели, и студенты не отличаются высокой активностью по использованию мобильных телефонов или других гаджетов для поиска информации по учебе (табл. 6).
Таблица 6
Использование мобильных телефонов, других гаджетов для поиска информации по учебе
Использую гаджеты для поиска информации по учебе в % |
Да, на некоторых занятиях |
Да, на всех занятиях |
Да, очень редко |
Не использую |
преподаватели |
27 |
33 |
7 |
33 |
студенты |
46 |
28 |
21 |
5 |
В учебном процессе преподаватели и студенты в основном используют личные устройства и интернет (табл. 7).
Таблица 7
Использование устройств и интернета в учебном процессе
На учебе использую устройства и интернет в % |
университета |
мои личные |
и то и другое |
преподаватели |
27 |
47 |
26 |
студенты |
14 |
72 |
14 |
87 % преподавателей и 84 % студентов для выхода в интернет используют мобильные телефоны либо смартфоны, ноутбуком пользуются 67 % преподавателей и 63 % студентов.
Таблица 8
Устройства или гаджеты, используемые для выхода в интернет
Вид устройства для выхода в интернет % |
Мобильный телефон, смартфон |
Ноутбук |
Планшет |
Настольный компьютер |
Другое |
Нет таких устройств |
преподаватели |
87 |
67 |
40 |
40 |
0 |
0 |
студенты |
84 |
63 |
11 |
2 |
3 |
1 |
Таблица 9
Устройства или гаджеты, используемые на уроках
Вид устройств на уроках % |
Интерактивная сенсорная доска (Smartboard) |
Ардуино (Arduino) |
Разберри Пай (Raspberry Pi) |
Ни один из перечисленных |
Другое |
преподаватели |
47 |
13 |
7 |
27 |
13 |
студенты |
43 |
13 |
2 |
36 |
11 |
Из опрошенных 47 % преподавателей и 43 % студентов имеют опыт использования интерактивной доски. Другие виды гаджетов используются не так часто либо не используются вообще (табл. 9).
Использование гаджетов в учебном процессе считают необходимым (эффективным) 87 % преподавателей и 92 % студентов. Облачные технологии в учебном процессе используют 47 % преподавателей и 34 % студентов (табл. 10).
Таблица 10
Модели облачных технологий, используемых в учебном процессе
Модели облачных технологий в % |
Не использую облачные технологии |
Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise) |
Платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service) |
Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service) |
преподаватели |
53 |
40 |
20 |
13 |
студенты |
66 |
25 |
8 |
6 |
Заключение
На основе проведенного анализа можно сказать, что студенты проявили более высокую активность в процессе опроса, в отличие от преподавателей. В свободных дискуссиях ребята выражали надежду на изменения в учебном процессе. В общем, можно сформулировать следующие результаты (выводы) проведенного исследования из таблиц:
1. 98 % респондентов зарегистрированы в социальных сетях.
2. Все участники опроса используют соцсети для общения и для самообразования.
3. Участники исследования считают возможным использование социальных сетей в университетах как средство взаимосвязи в рамках учебного процесса.
4. Основными устройствами для выхода в интернет являются мобильные устройства и ноутбуки.
5. Во всех университетах имеется интернет, техническое оборудование, но большинство участников опроса предпочитает использовать личные устройства и мобильный интернет, так как техническое оборудование учебных заведений зачастую является устаревшим, а также требует настройки «под себя» каждого компьютера. При использовании интернета, оплачиваемого университетами, возникают некоторые неудобства, вызванные, к примеру, небольшим объемом выделяемого трафика, установленными паролями на wi-fi или же низкой скоростью передачи данных.
6. В Кыргызстане ведется разработка образовательных ресурсов на кыргызском языке, но участниками учебного процесса они пока не были востребованы. Предпочтение больше отдается ресурсам на английском, русском и турецком языках (последнее относится к Кыргызско-Турецкому университету «Манас»).
7. Основными востребованными ресурсами на кыргызском языке являются электронные словари.
8. Технически сложные гаджеты (к примеру, Arduino, Rusberry Pi, FPGA), которые можно было бы использовать в обучении для повышения эффективности, не имеют широкого распространения и знакомы только единицам.
9. Облачные технологии пока не очень востребованы. Для хранения данных обучающиеся предпочитают либо собственные носители, либо сервера внутри учебного заведения.
В целом социальные сети могут оказать серьезную помощь в организации и проведении учебного процесса и являются важным источником цифровых ресурсов.
Библиографическая ссылка
Жумабаева Ч.Н., Бримкулов У.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГАДЖЕТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА) // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 182-187;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37054 (дата обращения: 23.11.2024).