Исследование межэтнических и межкультурных взаимодействий в последнее время стало одним из важных научных направлений. Однако системное педагогическое знание по проблемам межэтнической толерантности на сегодняшний день представлено недостаточно. Налицо противоречие между педагогической необходимостью целенаправленной, системной, последовательной совместной деятельности школы и национально-культурных объединений большого города по усилению и развертыванию процесса воспитания межэтнической толерантности подростков и недостаточной разработанностью научно обоснованных ориентиров и средств оптимизации этого процесса. Необходимостью разрешения данного противоречия вызван выбор объекта исследования: процесс воспитания межэтнической толерантности учащихся подростков в условиях большого города.
Одним из методов исследования был выбран анализ проблемы толерантности и межэтнической толерантности в философской, социологической, психологической и педагогической литературе с использованием принципа межнаучного синтеза.
Обращение к проблеме толерантности показывает, что исследователи оперируют двумя терминами – «терпимость» и «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение). Исторически первым появился термин «терпимость».
В словарной трактовке терпимость означает свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь [1].
Идея терпимого отношения к окружающим впервые была высказана Аристотелем. В сочинении «Никомахова этика» [2, с. 294] он описал особый душевный склад человека, позволяющий «…одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними…»
На протяжении длительного исторического периода времени идея терпимости распространялась в основном на лояльное отношение к инаковерующим [3].
Появление новых идей о толерантности связано с развитием в обществе культуры, религиозного и философского плюрализма. В этой связи возник достаточно обширный круг толкований, которые выражают разные виды отношений в контексте терпимости: проявление симпатии (А. Смит), эффективный самоконтроль (Л.К. Вовенарг), стремление к умеренности (Ф.В. Вейс), сочувствие (Гуссерль, А. Шопенгауэр), общий человеческий долг (И. Кант), общественный инстинкт (Ч. Дарвин), общее равновесие (Г. Спенсер), внутренний регулятор отношения к другому человеку (Ж.-П. Сартр), рефлексия чужого опыта (В. Франкл), сосуществование различных языковых форм (Л. Витгенштейн) и др. [4–6].
В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности проблема толерантности приобрела особую актуальность.
Обращение к значению термина «толерантность» в разных культурах показывает, что он представлен следующими трактовками: наличие способности и готовности без протестов воспринимать индивида либо вещи (англ. яз.); уважительное отношение к свободе других, к их образу мышления, поведению, религиозным и политическим воззрениям» (франц. яз.); дозволять, допускать, проявлять великодушное отношение к другим (китайск. яз.); способность к терпению, благосклонности, состраданию, снисходительности, мягкости, снисхождению, прощению (арабск. яз.).
В словаре иностранных слов [7] понятие «толерантность» трактуется как способность к терпимости, терпению, устойчивости, выносливости, снисходительности к чему-нибудь, способность переносить отрицательное воздействие.
Приведенная трактовка свидетельствует о том, что в данном источнике понятия «толерантность» и «терпимость» отождествляются.
Одно из определений термина «толерантность» приводит Оксфордский словарь [8]: Принятие без протестов либо вмешательств индивида, либо вещи.
В русском языке слово «толерантность» получило широкое распространение сравнительно недавно, хотя в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 г.) содержалась трактовка термина «толерантность» как терпимое отношение к другого рода религиозным воззрениям.
В общеизвестных словарных источниках [9] термин «толерантность» отсутствует, но разъясняется суть слова «терпимость» как свойство или качество, способность что- или кого-либо терпеть; отношение к кому- или чему-нибудь.
Словарь по этике [10] не содержит трактовки термина «толерантность», но в нем приводится определение терпимости: «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей…»
Изучение научной литературы показывает, что понятие «толерантность» в ней трактуется по-разному.
Говоря словами А.Г. Асмолова [11], суть толерантности – терпимость ко всему «иному».
Так, в отечественной социологии основное внимание уделяется роли и месту толерантности в общественной жизни (Г.А. Бакиева, Р.Р. Валитова, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин, О.Н. Исакова, Е.В. Клименко, В.А. Лекторский, А.А. Леонтьев, В.М. Соколов и др.). В этом контексте толерантность рассматривается как одна из форм межчеловеческих отношений, как структурообразующий компонент в организации общества вообще. По словам Е.В. Клименко [12], толерантность выступает реально действующей силой в развитии общества. В других источниках по социологии толерантность трактуется как качественная характеристика людей, их агломераций и групп. При этом толерантности свойственна установка на позитивное восприятие «другого», готовность не только к пониманию, но и по возможности к принятию ценностей, интересов, верований, убеждений, культуры, традиций других людей.
В философском смысле толерантность – это мировоззренческая жизненная позиция, которая вырабатывается в качестве результата морального, духовного опыта человека.
В работах по этике толерантность рассматривается в качестве морального качества индивида. Оно выражено в стремлении к достижению взаимопонимания и в согласовании различных интересов и позиций, доброжелательном восприятии поведения, привычек, верований, убеждений, интересов других индивидов [13].
В психологии понятие «толерантность» рассматривается с позиции гуманистического подхода, с точки зрения личностной особенности. Толерантность – неотъемлемая часть диалога, который имеет место между «Я» и «Ты». При этом диалоге происходит реальная встреча в возможностях, взаимоотношениях, мнениях [14]. В работах К. Роджерса [15] используется понятие «терпимость», понимаемое автором как «отсутствие надменности».
Наконец, терпимость как форма проявления толерантности есть необходимая, неотъемлемая составляющая духовного развития личности [16].
В отечественной психологии, в силу известных обстоятельств, проблема толерантности (терпимости) в течение длительного времени ограничивалась лишь исследованиями эмоциональной устойчивости личности (П.Б. Зильберман, А.Е. Ольшанникова, О.А. Сиротин, А.Я. Чебыкин, О.А. Черникова и др.).
Как показывает обзор литературных данных, в среде ученых-психологов понимание сущности толерантности в основном совпадает: при толерантном отношении отсутствует либо ослабевает реакция на те или иные благоприятные факторы в связи со снижением чувствительности к их влиянию.
В целом можно выделить пять психологических подходов к рассмотрению толерантности:
1) гуманистический – в его рамках толерантность подразумевает, что человек делает сознательный, осмысленный и ответственный выбор, проявляет свою собственную позицию;
2) диверсификационный – данный подход определяет толерантность как сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен;
3) личностный – в границах этого подхода психологическая основа толерантности представлена личностными установками, смыслами и ценностями;
4) диалогический – в рамках данного подхода межличностную толерантность принято рассматривать в качестве особенного способа взаимоотношений и межличностной интеракции (речь идет о межличностном диалоге);
5) фасилитационный – в границах данного подхода доминирует мысль о том, что толерантность проходит процесс не столько формирования, сколько развития, в связи с чем необходимо создавать условия для такого развития.
Обращение к функциональной направленности толерантности свидетельствует о том, что в этом отношении она исследована пока недостаточно. Тем не менее, в теоретическом плане некоторые исследования уже проведены. Так, в [17] в рамках индивидуальной и общественной морали выделяются следующие функции толерантности: коммуникативная, ориентационная, эвристическая, гносеологическая, прогностическая и превентивная.
В данный перечень можно добавить следующие функции: синдикативную (выражается в объединении крупных и небольших групп); трансляционную (она является необходимой для того, чтобы различные субъекты могли выполнять совместную деятельность); адаптивную (предусматривает преодоление копинг-стратегий); конгруэнтно-эмпатическую (основанную на самоуважении и уважении к другим, в этой функции внутренняя свобода индивида сочетается с самодостаточностью).
Итак, анализ понятия «толерантность» показывает, что содержательно оно предстает как способность человека положительно относиться к «непохожести» другого, т.е. признание права за другими на то, чтобы уважать их личность и самоидентичность, как готовность принимать другие логики, воззрения, право на отличие и непохожесть, как терпимое отношение к воззрениям, традициям, убеждениям других индивидов, групп и т.п.
Для сегодняшнего времени из-за чрезвычайного ускорения процессов взаимодействия и взаимовлияния народов, цивилизаций, усиления процессов миграции, проявления среди определенных групп населения экстремизма и разных видов нетерпимости к разным этносам, верованиям и пр. общезначимый характер приобрела межэтническая толерантность [18].
Для России с ее сложным конфессиональным (почти 70 религиозных направлений) и этническим (около 150 народностей) составом населения межэтническая толерантность имеет особую значимость.
Между тем выделение сущностных характеристик межэтнической толерантности затруднено тем, что значение основополагающего понятия «этнос» по сей день является многозначным. Одни исследователи рассматривают его в качестве реальной социальной группы, сформировавшейся в процессе исторического развития социума. Согласно другому подходу этническую общность следует рассматривать в качестве социальных конструкций, появляющихся и функционирующих благодаря целенаправленным усилиям политических деятелей и творческой интеллигенции. В ряде исследований (Л.Н. Гумилев, М. Лацарус, Г. Штейталь) этнос предстает как особая психологическая общность.
Этнос рассматривается как устойчивая в своем функционировании группа индивидов, каждый из которых осознает себя членом этой группы в соответствии с признаками, воспринимаемыми как этно-дифференцирующие признаки [19]. Речь может идти о различных характеристиках, представленных профессиональным и народным искусством, национальным характером, мифами об общих предках, представлениями о родной земле, религией, исторической памятью, нормами поведения, ценностями, языком. Данный перечень можно продолжать до бесконечности, поэтому под этнической общностью следует скорее понимать общие представления о тех или признаках, нежели непосредственно данные признаки.
Очевидно, что попытки определения этноса при помощи конкретных признаков были неудачными, тем более что по мере унификации культуры численность этно-дифференцирующих признаков постоянно уменьшается. Поэтому рассмотрение понятия «межэтническая толерантность» со всей очевидностью должно опираться на разные подходы. Рассмотрим некоторые из них в контексте поставленной в исследовании задачи.
Индивидуально-личностный подход. В рамках данного подхода межэтническая толерантность рассматривается как психологическая готовность и нравственная позиция личности взаимодействовать с представителями другого этноса, или в качестве ее способности и практического признания носителей других ценностей, другой логики мышления, других типов поведения.
В этот контекст вписывается и определение толерантности Г.У. Солдатовой [20]: интегральная характеристика личности, которая определяет способность человека к активному взаимодействию с окружающей средой в сложных и кризисных обстоятельствах.
На индивидуальном уровне межэтническая толерантность является добродетелью, сложным установочным образованием индивида, выражающимися в терпимом отношении к другому образу жизни, другим привычкам, другим чувствам и воззрениям [21]. Подобное терпимое отношение выражается в различных ситуациях, когда происходит внутриличностный и межличностный выбор и когда старые способы разрешения проблемы не работают, а новые только формируются.
В своем исследовании мы придерживаемся следующего понимания межэтнической толерантности – это интегральное свойство целостной индивидуальности человека в единстве его личностных, субъектных и индивидных свойств. На индивидуальном уровне она проявляется как норма поведения личности, проявляющаяся в отсутствии негативного отношения к иной этнической культуре, при котором сохраняется восприятие собственной культуры. В основе этого понимания лежит постулат ценностной равнозначности этнических культур и отсутствие в этом отношении преимуществ одних культур перед другими.
Аксиологический подход. Специфику межэтнической толерантности определяет содержание ценностно-смысловых и мотивационно-потребностных образований личности. Действительно, о толерантном поведении можно говорить только в том случае, когда актуализируется важный личностный ресурс в виде ценностно-смысловых образований. Другой индивид, другой этнос выступают в качестве ценности, в качестве данности. Лишь благодаря основной системе ценностей как смыслообразующей основе толерантного отношения «фрагментарное» восприятие иного индивида либо этноса, к которому он принадлежит, изначально будет выражаться в интолерантной форме, которая способна преобразовываться в толерантную благодаря диалогичности взаимодействия [22].
Социокультурный подход. В исследованиях зарубежных культурологов обозначены признаки, определяющие качественные особенности толерантной личности. К ним относятся: гибкость; эмпатийность; отсутствие категоричности в суждениях. Комплекс этих признаков авторы считают возможным распространять и на межэтническую толерантность.
Основой этнической толерантности, по мнению отечественных ученых, является позитивная этническая идентичность [23].
В наиболее обобщенном понимании термин «идентичность» подразумевает осознание индивидом своей принадлежности к той или иной группе, которое позволяет ему понять свое место в пределах социокультурного пространства. Под этнической идентичностью подразумевается не только способность принять конкретные групповые представления, готовность разделять исходный образ мыслей и идентичные этнические чувства. Этническая идентичность также подразумевает выстраивание взаимоотношений и действий в разных контактах межэтнического характера. При этом толерантность возникает не как результат отречения от своей культуры, она представляет собой характеристику межэтнической интеграции.
Этнопсихологический подход. Считается, что этническую идентичность следует рассматривать в качестве компонента социальной идентичности индивида, психологической категории, которая относится к пониманию собственной принадлежности к конкретной этнической общности [24].
По мнению социальных психологов, процесс национальной и культурной идентификации способствует укреплению индивидов в структуре смыслов, обеспечивающей порядок и помогающей обрести личное достоинство. Однако нередким явлением во взаимодействии этнических групп выступает гиперболизированная этническая идентичность, получившая название этноцентризм. Смысл этноцентризма состоит в том, чтобы разделить индивидов на «своих» и «чужих» и проявлять главным образом позитивное отношение к своим и отрицательное – к чужим.
В результате анализа выделены особенности межэтнической толерантности как специфического объекта педагогической работы школы, обусловленной спецификой межличностных и межгрупповых отношений в подростковой среде.
Воспитание межэтнической толерантности как педагогический процесс понимается нами как преобразование духовной сферы личности воспитуемого на основе развития в его сознании и принятия образа социально-культурного идеала – терпимого отношения к людям с иными взглядами, отношениями, ценностями, нормами поведения и т.п. [25]. Тогда в качестве основных задач такого педагогического процесса становятся:
– актуализация объективной значимости воспитания межэтнической толерантности как качества личности, нуждающегося в педагогическом воздействии;
– искусственное создание среды, способной оказать реальное влияние на воспитание межэтнической толерантности;
– интеграция внешних и внутренних условий развития межэтнической толерантности личности воспитуемого;
– организация воспитательного процесса как системы сознательно организуемых педагогических влияний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитуемых.
Таким образом, воспитание межэтнической толерантности в своих задачах предстает как содержательно-смысловая ориентация педагогического процесса.
Библиографическая ссылка
Жукова О.В., Киргуева Ф.Х. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 177-181;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37053 (дата обращения: 23.11.2024).