В настоящее время система дополнительного музыкального образования активно расширяется за счёт появления частных музыкальных школ, студий, кружков и прочих негосударственных образовательных учреждений [1]. Следует отметить, что сегодня государственные детские музыкальные школы и школы искусств также оказывают коммерческие услуги. При этом набор учеников производится как в начале, так и в течение всего учебного года. Учащихся этого типа не обязывают изучать теоретические дисциплины. Таким образом, происходит вынужденное отклонение от традиционной методики преподавания.
Востребованность конкретного направления в музыкальном образовании определяется социальным заказом общества. Классическая шестиструнная гитара на протяжении вот уже многих лет обнаруживает себя в зоне высокой востребованности как у любителей, так и у профессионалов [2]. Спрос на педагогические услуги в освоении этого инструмента сопоставим разве что с вокалом. Следует также отметить, что методики и формы обучения каждый педагог частной школы волен выбирать и составлять самостоятельно. Следствием торгово-рыночных отношений между клиентами (в нашем случае это учащиеся или их родители) и предоставителями образовательных услуг (частные школы, студии) стало появление новых методов и подходов к организации учебного процесса. Так, например, в частных образовательных организациях с недавнего времени становится довольно распространённой групповая форма обучения. Это явление обусловлено, прежде всего, большим спросом и стремлением к увеличению прибыли. Вместе с тем появляются новые пути преодоления сложностей, как в освоении инструмента, так и общемузыкального развития вообще. Они, в свою очередь, нуждаются в детальном исследовании и совершенствовании.
Групповая форма обучения искусству игры на гитаре, как явление, вызывает большое недоверие и скепсис со стороны традиционной музыкальной педагогики. Большинство педагогов отказываются преподавать в группах, так как считают, что серьёзно заниматься классической музыкой, к тому же на таком сложном для освоения инструменте, как гитара, в группе невозможно. Те же педагоги, которые берутся за групповые занятия, в большинстве своём сводят преподавание на уровень самодеятельности, часто выражающееся в освоении аккомпанемента и разучивании несложных, популярных композиций, при этом, как правило, сильно страдают посадка, постановка рук, в особенности правой, а также звукоизвлечение [3].
Повысить эффективность данной формы обучения можно путём подбора эффективного методического инструментария. Безусловно, организация учебного процесса на групповых занятиях отличается повышенной нагрузкой на преподавателя и требует от него высокого уровня профессионализма. В силу ряда причин, прежде всего экономических, современному педагогу приходится адаптироваться к реалиям нового времени. Поиск оптимальных решений, позволяющих поддерживать интерес учащихся и добиваться педагогического результата одновременно – процесс крайне трудоемкий и требующий пристального внимания.
Специфичность данной формы обучения обусловлена рядом характерных факторов. Во-первых, как показывает практика, в подобных группах с течением времени наблюдается изменение состава, что зачастую приводит к ситуациям, когда группы состоят из учеников разного уровня подготовки и возраста. К тому же способности к освоению инструмента у обучающихся изначально разные и раскрываются с различной скоростью. Таким образом, можно быть уверенным, что даже в случае формирования группы с нулевыми навыками через 1–2 месяца среди обучающихся непременно появится ощутимая разница в уровне освоения инструмента. В этом случае продолжение обучения по общей для всех учащихся традиционной программе становится невозможным, так как многие из них могут потерять интерес к обучению. В этих условиях педагог вынужден прибегнуть к индивидуальному подходу, потому что потеря ученика негативно отразится на его заработной плате и прибыли организации, что в конечном итоге определяет его рентабельность как сотрудника. Однако отметим, что главной причиной индивидуализации процесса обучения является разный уровень знаний, умений и навыков у обучающихся.
Многовековая история музыкальной педагогики показывает, что освоение любого музыкального инструмента и особенно гитары требует от педагога кропотливого труда, работы над множеством нюансов: посадка, постановка, звукоизвлечение, работа над художественным образом, мыслью произведения и т.д. [4]. Каждый из этих нюансов состоит из множества мелочей и набор методических инструментов для каждого ученика индивидуален. Этим обусловлена сложившаяся форма индивидуального обучения в области инструментального исполнительства.
На групповых занятиях педагог, как было сказано выше, вынужден фрагментарно прибегать к индивидуальному подходу. В данном случае под индивидуальным подходом подразумевается работа с каждым из учеников поочередно над разными задачами. Следовательно, продуктивность таких занятий обладает несравнимо низким уровнем по отношению к индивидуальным занятиям. При этом следует отметить, что падение уровня продуктивности зависит от увеличения количества обучающихся в группе. Наш опыт показывает, что оптимальное количество обучающихся в группе составляет 3-4 ученика. Также некоторое неудобство при организации учебного процесса будет заключаться в том, что учащиеся, выполняя каждый своё задание, будут мешать друг другу. Однако это весьма незначительно, так как гитара инструмент негромкий, а освоение новых приёмов, штрихов и разбор нотного материала необходимо производить в медленном темпе на малой динамике. Опробовать громкие звуки учащиеся смогут на ансамблевом музицировании или в специально отведённое педагогом время. Наш опыт показывает, что дети без труда адаптируются к таким условиям. Также можно применять подкладывание под струны губки из поролона или любого другого подобного материала. Этот способ значительно уменьшает громкость инструмента, сохраняя при этом возможность исполнения даже таких приёмов игры, как пиццикато и флажолет.
Говоря о групповых занятиях в инструментальном классе, стоит отметить и объективные достоинства этой формы обучения. Д.А. Бережной в своей диссертации «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования» констатирует, что групповые занятия музыкой имеют специфические преимущества, отсутствующие или выражающиеся не в полной мере в индивидуальном уроке, среди которых: актуализация учебной мотивации, формирование сценического поведения, самостоятельности, учебной активности; социализация личности, активное целенаправленное общение; совместные учебно-творческие мероприятия и другое [5]. В своём исследовании Д.А. Бережной предлагает проводить одно групповое и одно индивидуальное занятие в неделю, а также доказывает преимущество индивидуально-групповой формы обучения над индивидуальной. Однако заметим, что нас здесь интересует не форма обучения, а признание полезности и эффективности групповых занятий как таковых. Отметим также, что групповые занятия выступают здесь не только в роли ансамбля или оркестра, где обучающиеся используют ранее приобретённые умения и навыки, лишь практикуя и отрабатывая их, но также в роли уроков, на которых ученики получают новые, знания, формируют умения и навыки.
Итак, как видно из вышесказанного, групповые занятия на классической гитаре, с одной стороны, обладают более низкой эффективностью в сравнении с индивидуальными, с другой имеют ряд специфических преимуществ, которые раскрываются и приносят неоценимую пользу обучающимся, если групповые занятия сочетаются с индивидуальными. Вопрос количественного соотношения индивидуальных и групповых занятий выходит за рамки нашего исследования. Отметим лишь, что соотношение их может быть варьируемо, а пренебрежение индивидуальными занятиями приведёт к снижению продуктивности обучения.
Необходимо обозначить специфические проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателям классической гитары при проведении групповых занятий:
– различный уровень подготовки учащихся;
– освоение инструмента и развитие музыкальных способностей происходит с разной скоростью у каждого обучающегося;
– невозможность изложения педагогом материала всей группе одновременно;
– организация дисциплины;
– невозможность спланировать учебный процесс на продолжительный период времени.
Одной из первых проблем, возникающих перед педагогом на групповых занятиях, является донесение материала до учащихся с разным уровнем способностей и знаний. Этим вопросом задавался Н.А. Семёнов. Решение этой проблемы он видит в делении класса на группы из схожих по индивидуальным характеристикам и способностям к обучению учащихся. Для решения проблемы занятости наиболее активных и способных учащихся Н.А. Семёнов предлагает групповую работу на занятиях сочетать с другими видами работ, а также часто изменять состав таких групп [6, с. 68–69]. Предложенные Н.А. Семёновым методы мы находим весьма полезными и предлагаем сочетать групповую работу с самостоятельной и индивидуальной, однако изменение состава групп в нашем исследовании будет методом возможным, но не обязательным, что обусловлено специфичностью музыкальных занятий. Основной формой совместной работы на групповых занятиях является ансамбль. Наш опыт показывает, что сочетание начинающих и уже играющих гитаристов в одном ансамбле возможно и будет весьма полезно для первых. Это обусловлено тем, что партитура любого отдельно взятого ансамбля может состоять из партий самых разных уровней сложности. Подтверждение этому мы можем наблюдать, например, в таком явлении как ансамбль «Педагог – ученик», где разница в уровне сложности партий бывает весьма значительной.
Как уже было сказано выше, ансамблевая игра предполагает наличие определённых навыков, умений и знаний. Следовательно, самая главная задача педагога – это организация обучения этим навыкам и умениям в условиях групповых занятий. На первых стадиях обучения возможна подача теоретического материала в виде лекции, однако впоследствии, учитывая специфические особенности музыкальной педагогики, необходимо будет прибегнуть к индивидуальному подходу на групповых занятиях. Специфическая особенность такого обучения заключается в том, что педагог, распределяя задания между учащимися и переходя от первого ко второму, оставляет первого, а затем второго и третьего и т.д. без внимания. Следовательно, ведущим видом деятельности на таких занятиях становится самостоятельная работа. Поэтому и эффективность такого обучения зависит главным образом от правильно организованной самостоятельной работы непосредственно во время занятий. Плохо организованная самостоятельная работа приводит к потере интереса, влекущего за собой нарушение дисциплины, особенно в группах, состоящих из младших школьников. Педагогу необходимо правильно распределять задачи между учащимися. Уровень сложности заданий при этом не должен превышать возможности обучающихся. На это условие следует обратить особое внимание, так как в традиционной методике преподавания большинство возникающих при обучении вопросов и проблем решаются на индивидуальном занятии при непосредственном вмешательстве педагога, на групповых же занятиях такой возможности нет и обучающийся должен преодолевать все сложности самостоятельно.
Итак, из вышесказанного мы можем заключить, что самостоятельная работа является определяющим и необходимым условием достижения положительного результата обучения на групповых занятиях. Сухое заучивание текста не приведёт к желаемому результату. Задачи, предлагаемые обучающемуся, должны отличаться разнообразием. Это может выражаться в освоении разных приёмов звукоизвлечения, работы над различными ритмическими фигурами, применение динамических оттенков, штрихов и прочих средств выразительности [7].
Методы изложения материала педагог может выбирать по своему усмотрению. Отметим лишь некоторые. На наш взгляд, заслуживает внимания индуктивный метод наводящих вопросов (майевтика), авторство которого принадлежит Сократу. Это один из проблемных методов, который активизирует творческую мыслительную деятельность учащегося. Учащийся не получает готовую истину от учителя, а выводит её сам, путём размышления, при помощи наводящих вопросов педагога. Для нас этот метод примечателен тем, что воспитывает в обучающемся привычку самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос. Его использование будет полезно для организации самостоятельной работы. В случае работы с детьми поставленные задачи и наводящие вопросы не должны быть слишком сложными.
И.Я. Лернер [8. с. 181–213] располагает методы по принципу возрастания активности познавательной деятельности учащегося от репродуктивных к продуктивным. Учитель преподносит ученику готовые знания с помощью объяснительно-иллюстративного (информационно-перцептивного) метода. Благодаря применению репродуктивного метода, эти знания закрепляются в умениях и навыках. Основу репродуктивного метода составляет упражнение. При использовании метода проблемного изложения учитель ставит перед учащимися проблему и показывает ход её решения. Учащиеся здесь не просто получают готовые знания, а усваивают путь их получения в ходе научного познания. Отдельные элементы научного исследования учащиеся постигают благодаря частично-поисковому (эвристическому) методу. Исследовательский метод предполагает полноценное научное исследование под контролем педагога. Такое расположение методов кажется нам обоснованным, так как в образовании любого учащегося должна возрастать его собственная познавательная активность вплоть до полной самостоятельности.
Великий чешский педагог XVII в. Я.А. Коменский внёсший большой теоретический и практический вклад в развитие классно-урочной системы обучения, которая и по сей день является основой общего образования не только в нашей стране, но и во всём мире, был сторонником того, чтобы теория была теснейшим образом связана с практической деятельностью.
Этот принцип будет впоследствии развит во многих педагогических исследованиях и применен на практике. Например, В.К. Дьяченко пишет: «Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим: узнал что-нибудь – тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. Да ещё, если нужно, то и не один раз, иногда и много раз. Словом, ученик применяет и рассказывает другим до тех пор, пока сам не овладевает новым знанием или умением в совершенстве» [9, с. 14].
Реализация полученных знаний в практической деятельности также является обязательным условием успешной организации самостоятельной работы на групповых занятиях. Весь пройденный материал в первой половине занятия должен находить своё практическое применение в ансамблевом музицировании. Соблюдение этого условия особенно важно на первых занятиях. Учащийся должен осознать, что проделываемая им самостоятельная работа необходима для коллективного музицирования. Невыполнение требований педагога на первой половине занятия приводит к полному выпадению обучающегося из учебного процесса во второй его части. Таким образом, ансамблевая игра является методом повышения мотивации к самостоятельной работе.
Выделим также как метод повышения мотивации самостоятельной работы на групповых занятиях игру соло в ансамбле. В простейших формах это может выглядеть как выучивание несложных песен куплетно-припевной формы, где каждый по очереди проигрывает мелодию куплета, а припев играет вся группа, во время проигрывания соло остальные участники по возможности аккомпанируют солисту.
Самостоятельная работа должна находить своё практическое применение, поэтому необходимым условием является подбор репертуара для ансамблевого музицирования, при котором каждый из учащихся сможет реализовать приобретённые навыки. Отметим также, что разный уровень исполнительской подготовки обучающихся создаёт некоторые сложности в подборе репертуара. В этой связи весьма полезными для педагога групповых занятий будут элементарные знания аранжировки. Здесь мы не предлагаем педагогам писать аранжировки для каждой группы в отдельности, но считаем необходимым умение педагога немного упростить, а иногда и усложнить партитуру, исходя из поставленных задач и уровня учащихся.
Опираясь на собственный опыт и опыт педагогов, практикующих групповую форму обучения, можно констатировать, что для оптимизации самостоятельной работы на групповых занятиях необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
– разделение урока на две части (индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога и ансамблевое музицирование);
– подбор оптимального численного состава группы (3–4 учащихся);
– практическое применение полученных во время занятия знаний;
– подбор нотного репертуара;
– знание педагогом элементарных правил аранжировки.
Итак, в заключение отметим, что данное исследование посвящено проблеме организации самостоятельной работы на групповых занятиях по классической гитаре. Цель нашего исследования заключается в повышении эффективности групповых занятий. Необходимо также понимать, что формулировка «классическая гитара» подразумевает определённый уровень профессионализма, достижение которого невозможно без применения индивидуального подхода, что в свою очередь обусловлено специфичностью педагогического процесса в области инструментального исполнительства [10]. Исходя из этого, на групповых занятиях внимание педагога распределяется на количество учащихся, и ведущим видом деятельности становится самостоятельная работа. Таким образом, продуктивность занятий в целом будет в первую очередь зависеть от организации самостоятельной работы на уроке. Отметим также, что исследований, посвящённых данной проблеме, в музыкальной педагогике мы не находим. Это обусловлено тем, что метод группового обучения в инструментальном исполнительстве ранее не применялся настолько широко. Эффективность данного метода вызывает множество споров, но несмотря на это, он получил достаточно широкое распространение. В этой связи важнейшей задачей современной педагогики является поиск оптимальных решений, направленных на повышение эффективности данной формы обучения.
Библиографическая ссылка
Гемаддиев А.И. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 184-188;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37012 (дата обращения: 03.12.2024).