В рамках современной парадигмы образования Российской Федерации развитие высших учебных заведений неразрывно связано с формированием интеллектуального потенциала выпускников, усвоением и закреплением ими новых знаний, умений и навыков, выработкой актуальных и востребованных в обществе профессиональных и общекультурных компетенций, воспитанием личности посредством вовлечения ее в учебно-исследовательскую и научную деятельность.
8 сентября 2015 г. Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало приказ № 608н об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [1], а с 1 июля 2016 г. применение профессиональных стандартов стало обязательным [2, 3]. В этой связи в общей системе образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России обязательными учебными дисциплинами становятся педагогика, методика преподавания и психология. На основании этого в ФГОС ВО по подготовке кадров высшей квалификации (поколение 3+) определены виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
- преподавательская деятельность по образовательным программам ВО [4];
- разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности;
- преподавание и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности;
- ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов [5].
В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой кадров высшей квалификации и согласно требованиям ФГОС ВО, прохождение педагогической практики сегодня является обязательным и одним из важнейших видов учебно-воспитательного процесса. Именно педпрактика непосредственно готовит аспирантов всех направлений к будущей профессиональной научно-педагогической деятельности. Однако подготовке к данному виду деятельности в политехнических и отраслевых университетах традиционно уделяется меньше внимания, по сравнению с классическими и педагогическими учреждениями высшего образования. В этой связи возникает необходимость создания методического обеспечения педагогической практики кадров высшей квалификации с учетом особенностей ведения образовательной деятельности в технических вузах.
Цель данной работы: исследовать методическое обеспечение педагогической практики кадров высшей квалификации, обучающихся по техническим и экономическим направлениям, и определить ее цели и задачи с учетом новых запросов системы высшего образования.
Педпрактика является идеальной базой для приобретения первичного опыта самостоятельной педагогической деятельности и формирует общепрофессиональную компетенцию: «готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования» [4]. На первый взгляд? в проведении педпрактики особых сложностей нет – и эти учебные часы отдаются в нагрузку преподавателям выпускающих технических и экономических кафедр, которые, по сути, являются научно-педагогическими работниками, но зачастую сами не имеют профессиональной методико-педагогической подготовки. Основная цель принятия такого решения является вполне утилитарной – не выпускать за пределы «своих» подразделений учебную нагрузку [6]. Это порождает проблемы в восприятии и организации педагогической практики:
- непонимание ее сути, роли и значимости;
- «невидимость» практического использования полученных знаний в будущей профессиональной (не педагогической) деятельности;
- отсутствие даже поверхностного «знакомства» с современными образовательными технологиями.
Поэтому для достижения образовательных результатов, заявленных ФГОС ВО в виде педагогических компетенций, необходимо целевым образом подходить к подбору руководителей практики. Преподаватели технических и экономических дисциплин дают качественные и глубокие знания по своему предмету, но обучить педагогике, воспитать и привить методическую культуру способен только профессиональный педагог-методист с профильным педагогическим образованием [7]. Только в этом случае аспирант приобретет комплекс знаний, умений и владений, необходимых для будущей работы в вузе. Так, например, в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) сформирована дуальная модель руководства педагогической практикой: общее руководство и формирование педагогических компетенций осуществляет педагог-методист, а учебное (предметное) сопровождение практики в разрезе конкретного технического/экономического направления осуществляет непосредственно научный руководитель аспиранта.
Педагогика – одна из важнейших наук, связанных с развитием и становлением человека как личности и входящих в профессиональный набор компетенций преподавателя высшей школы, но в учебных планах подготовки технических и экономических специалистов (бакалавриат, специалитет и магистратура) крайне мало внимания уделяется предметам психолого-педагогического цикла. Поэтому при прохождении педпрактики закономерно возникают дидактические трудности, связанные с нехваткой базовых знаний. Необходимо найти возможность быстро и качественно заполнить пробелы в педагогическом и методическом образовании «технарей» и «экономистов», сформировать у будущих преподавателей высшей школы владение современными педагогическими технологиями.
Для решения этой задачи в УГАТУ издан практикум «Педагогическая практика аспирантов» (автор А.Д. Иванова) [8] – методическое руководство-сопровождение подготовки и прохождения педпрактики. Практикум охватывает главные аспекты вузовского преподавания, чтобы аспиранты быстро и в «концентрированной» форме могли получить необходимую информацию. В каждой из 11 практических работ содержатся базовые теоретические сведения, задания с методическими указаниями к выполнению работы (или проверочные контрольные вопросы) и список дополнительной литературы для самостоятельного изучения. Темы, включенные в практикум:
- Основы педагогики высшего образования.
- Дидактическое обеспечение учебного процесса.
- Методика подготовки и проведения учебных занятий в вузе.
- Организация дополнительной и самостоятельной работы студентов.
- Оценивание знаний студентов.
- Современные методики и технологии преподавания в вузе.
- Педагогический анализ учебного занятия.
- Воспитательная работа в вузе.
Данные темы создают цельную модель высшего профессионального образования, расширяют педагогический кругозор и формируют методическую культуру аспирантов – оптимальную форму психолого-педагогического воспитания, предусматривающую реализацию таких принципов обучения, как преемственность, интегративность и междисциплинарность [6].
«Педагогическая практика аспирантов» – это учебное пособие, прежде всего ориентированное на самостоятельное изучение основ педагогики высшей школы и методики преподавания. Дидактическая роль данного практикума – повышение психолого-педагогической и методической компетенции кадров высшей квалификации, а также формирование у них активных навыков самообучения и саморазвития.
Педагогическая практика кадров высшей квалификации проводится на старших курсах аспирантуры и является по своей структуре либо выделенной, либо распределенной. Во время прохождения педпрактики аспирантам необходимо углубить и закрепить свои теоретические знания, приобрести практические умения и навыки преподавания в вузе. Можно определить следующие задачи педагогической практики:
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в вузе;
- знакомство со спецификой профессиональной деятельности преподавателя;
- формирование умений разработки дидактических и учебно-методических материалов;
- овладение методикой подготовки и анализа учебных занятий;
- получение навыков использования современных образовательных технологий;
- приобретение опыта проведения воспитательной работы в вузе [8, с. 5].
По ходу прохождения практики от руководителей требуется заинтересовать аспирантов преподавательским трудом, показать необходимость использования педагогических и методических знаний в их будущей профессиональной деятельности. Для этого в УГАТУ перед началом педпрактики проводится вводный инструктаж, где подробно разъясняются цели и задачи практики; права и обязанности практиканта; график занятий и консультаций. Чтение обзорных лекций по педагогике высшей школы и методике преподавания также дает хороший эффект по выходу аспирантов на новый, преподавательский уровень восприятия и осознания учебно-методической работы.
Содержание практики включает:
1) ознакомление с учебно-методическим обеспечением дисциплин, читаемых на кафедре;
2) посещение всех видов аудиторных занятий ведущих преподавателей и знакомство с применяемыми ими новейшими образовательными технологиями;
3) разработку дидактических материалов и методической документации по профильной дисциплине;
4) непосредственную педагогическую деятельность – самостоятельное проведение лабораторных или практических занятий, семинаров, чтение пробных лекций, консультирование бакалавров по учебным вопросам и курсовому проектированию;
5) взаимное посещение занятий практикантами, с последующим их обсуждением (выработка навыков анализа и саморефлексии);
6) изучение воспитательной работы, проводимой в УГАТУ, и проведение мероприятия воспитательного характера со студентами
7) написание методической статьи для участия в научной конференции.
Продуктивным условием для выполнения задач педагогической практики является участие кадров высшей квалификации в разнообразных учебно-научных и общественно-воспитательных формах педагогической деятельности. Посещение всех видов аудиторных занятий ведущих преподавателей и взаимное посещение занятий практикантами – важнейший шаг в формировании педагогического самосознания у кадров высшей квалификации. Аспиранты начинают по-новому относиться к занятиям, переходят на более осмысленный уровень восприятия педагогического процесса, вырабатывают умения и навыки анализа занятий и рефлексии. Практиканты учатся оценивать профессиональные компетенции и личные качества преподавателя; умение строить структуру занятия; методы педагогического воздействия на аудиторию; использование (или пренебрежение) новейшими образовательными технологиями; активность и вовлеченность студентов в совместную работу; способы организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых [9].
В Законе РФ «Об образовании» [3] указано, что воспитательная работа – это важная составляющая учебного процесса. «Исторически в нашем техническом вузе воспитательной работе со студентами всегда уделялось особое внимание. Воспитательные функции в УГАТУ возлагаются на всех преподавателей. Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Многолетний опыт УГАТУ показывает, что кураторство – это эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов» [10, с. 87]. На кураторов возлагается основная нагрузка по психолого-педагогической адаптации иностранных студентов в России. В силу своей возрастной близости к студентам, именно молодые преподаватели чаще всего становятся кураторами студенческих групп [11]. Во время прохождения педпрактики аспиранты получают возможность почувствовать себя в этой новой роли, «изнутри» изучить воспитательную работу, подготовить и провести внеучебное мероприятие с бакалаврами.
Написание собственной учебно-методической статьи по итогам педагогической практики – это еще один важный аспект работы аспирантов. При написании происходит целостное и ценностное осмысление преподавательского труда и осознание возникших трудностей, делаются выводы, повторно переживаются свои победы и неудачи, формируются профессиональные педагогические компетенции. В Уфимском государственном авиационном техническом университете сложилось плодотворное сотрудничество с Российской Академией Естествознания. В целях увеличения объема и расширения сферы учебной, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов и молодых ученых РАЕ ежегодно проводит Международную студенческую научную конференцию «Студенческий научный форум». Секция «Педагогическая практика в техническом вузе» стала уже традиционной. В 2017 г. в конференции принял участие 41 аспирант УГАТУ, а в 2018 г. 38 практикантов опубликовали результаты своих исследований на площадке «Студенческого научного форума». Приведем выдержки из работ – как оценивают прохождение педпрактики аспиранты УГАТУ:
- «Для аспирантов, чья трудовая деятельность не связана с преподаванием или другой работой в пределах вуза, педагогическая практика становится большим испытанием, которое заставляет серьезно волноваться из-за отсутствия опыта в подобной сфере» [12].
- «Преодоление трудностей на первом этапе становления педагога во многом предопределяет дальнейший рост человека. У одних – такие преграды могут вызвать интерес, а у других разочарование в выбранной профессии» [13].
- «Главным спорным аспектом выступает компетентность молодого преподавателя в предметной области – знание предмета, который предстоит вести. Ведь нередка ситуация, когда аспиранту предстоит проводить занятие по предмету, в котором у него есть «пробелы», ведь он сам еще недавно был студентом. Помимо этого, молодой преподаватель с большой долей вероятности не обладает должной глубиной знаний в предметной области, в то время как пытливый ум студента в любой момент может сгенерировать вопрос, который поставит преподавателя в тупик» [14].
- «Педагогическая практика, прежде всего, дает возможность почувствовать себя в иной роли. Первые два года обучения в аспирантуре воспринимаешь как шестой и седьмой год обучения в целом – зачеты, экзамены, сессия и ты все тот же студент. Третий год, или конкретно педагогическая практика, переносят тебя «по ту сторону баррикад», ты уже не студент, тебе предоставляется возможность на время стать действующим преподавателем кафедры. Профессия преподавателя – это возможность реализовать творческие способности, это живое общение со студентами, это возможность быть частью коллектива образованных, интересных, постоянно развивающихся людей. Педагогическая практика заставила меня задуматься о том, не выбрать ли профессию преподавателя как основную» [15].
Грамотная организация и целенаправленное управление процессом психологической адаптации начинающих педагогов способствуют профессиональному самоопределению и формированию компетентности молодого специалиста. От того, как пройдет педагогическая практика, найден ли общий язык с коллективом и студентами, зависит становление аспиранта как преподавателя.
Библиографическая ссылка
Лакман И.А., Иванова А.Д., Муругова О.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 4. – С. 169-173;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36978 (дата обращения: 21.11.2024).