Нарушение интеллектуального развития, или интеллектуальная недостаточность – один из наиболее сложных видов дизонтогении, характеризующийся недоразвитием высших психических функций, что выражается в стойком нарушении познавательной деятельности вследствие тотального органического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) период и в раннем детстве [1]. Необходимость изучения интеллектуальной недостаточности как вида дизонтогенеза развития в дошкольном возрасте продиктована прежде всего потребностями практики: поиском причин задержки в развитии и необучаемости детей и, как следствие, неуспеваемости в начальных школах и способов их устранения в условиях инклюзивного образования, а также необходимостью своевременной дифференциальной диагностики психичесских состояний, при которых наблюдаются нарушения познавательной деятельности детей. Решение поставленной проблемы дополняет современные теоретико-методические представления об основных подходах к психическому и физическому развитию детей с интеллектуальной недостаточностью, а в практическом плане позволит:
1) определить показатели и сформировать диагностический комплекс оценки уровня развития психомоторных способнсотей у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
2) выявить особенности нарушений развития психомоторных функций у дошкольников с различным уровнем интеллектуального развития (с нормальным интеллектуальным развитием, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью);
3) обосновать направления сопряженного психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе развития и коррекции.
Психомоторное развитие мы определяем как комплексный процесс развития психических функций (сенсорных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных) и моторных функций (физических качеств) в определенных формах двигательной (физкультурной) деятельности [2]. По мнению Г.Г. Попова, формирование психомоторных способностей – это активный психолого-педагогический процесс, направленный на изучение структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих способностей к определенной двигательной деятельности [3, с. 31–35].
Двигательная деятельность в период детства находится в прямопорпорциональной взаимосвязи с перестройкой психических процессов. В исследованиях (Н.Л. Белопольская, С.Г. Шевченко, Д.В. Григорьев, Г.В. Ильина, Т.Г. Неретина и др.) показано, что уровень развития психомоторных способностей детей зависит от состояния их сенсомоторных функций, от сформированности пространственно-временных представлений, речевого развития. Среди характеристик сенсорно-перцептивной, познавательной сферы и физического развития детей с замедленным физическим развитием и особыми возможностями здоровья выделяются:
– несформированность сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных предпосылок к различным видам деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.И. Лалаева и др.);
– быстрая утомляемость, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, колебания работоспособности (М.Ш. Адилова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Бутко, Н.П. Горбунов и др.);
– низкие показатели физического развития и физической подготовленности, моторная неловкость, недостаточная координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое (Г.Г. Попов, Г.В. Ильина, Г.В. Тугулева);
– ниже возрастной нормы сформированы двигательные навыки, которые необходимы для пространственной ориентировки детей: в собственном теле, в схеме противоположного предмета или тела, в окружающем пространстве, на плоскости листа;
– уровень развития психомоторных способностей детей с нарушением психического развития зависит от состояния их сенсомоторных функций, от сформированности представлений об окружающем мире, пространственно-временных представлений, речевого развития и т.д. (Н.Л. Белопольская, С.Г. Шевченко, Д.В. Григорьев и др.);
– слабая координация движений обеих рук, нарушена зрительно-двигательная координация, снижена двигательная память (М.Ш. Адилова, Н.П. Вайзман, Г.А. Бутко, В.М. Мозговой и др.);
– замедленность образования у таких детей сложных условных связей в процессе координации движений, слабостью замыкательной функции коры головного мозга. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу (И.Ю. Горская, В.М. Мозговой).
Для нас важными являются результаты исследований Г.Г. Попова, определившего структуру психофизической и интеллектуальной подготовленности дошкольников и выявившего корреляционную зависимость между уровнем развития физических качеств и психическими процессами детей дошкольного возраста [4]. Наше исследование показало, что для нормативного психического развития в дошкольном возрасте важна активизация сенсорной и двигательной (моторной) деятельности детей, а степень ее сформированности непосредственно влияет на характер отклоняющегося развития. Считаем актуальным: создание методики психолого-педагогического тестирования уровня психофизического и интеллектуального развития дошкольников; создание методики, включающей специально подобранные формы, средства и методы педагогического воздействия на дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (ИН) в процессе развития, воспитания и коррекции; подготовку педагогов, студентов к осуществлению диагностической и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей и реализации методики.
Разработке методов коррекции нарушений у детей должно предшествовать выявление основных характеристик физической, интеллектуальной и психической сфер детей без отклонений, а также направленность их реакций на педагогические (физкультурные) воздействия. Мы согласны с мнением Г.Г. Попова, что для разработки методов сопряженного психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью важно «определить факторную структуру комплекса психофизической, интеллектуальной и личностной подготовленности старших дошкольников и уровень взаимосвязи его отдельных составляющих. Исследование иерархической структуры необходимо, во-первых, для убежденности в своевременности развития конкретного физического качества или психологического свойства, во-вторых, для контроля и коррекции уровня их развития и, в-третьих, определения достаточности этого уровня» [4].
Для определения уровня развития сенсомоторных способностей детей нами был разработан компелекс диагностируемых психофизических показателей, включающий: физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, равновесие, мелкая моторика, обучаемость действиям при помощи педагога); психические процессы (восприятие, зрительное внимание, зрительная и слуховая память, речевое развитие, наглядно-образное мышление, воображение). Мы считаем, что диагностика необходима, поскольку связана с коррекционной и развивающей работой, направлена на решение следующих задач: определить степень соответствия уровня развития возрастным нормам; выявить индивидуальные особенности развития личности ребенка; разработать содержание необходимой коррекционно-развивающей работы; оценить эффективность методов и средств, используемых педагогами в процессе психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников.
Экспериментальные исследования проводились в дошкольном учреждении компенсирующего вида. В них приняли участие две опытные группы детей 5,5–6,5 лет с замедленным психическим развитием и легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Экспериментальная группа детей (n = 30) занималась по образовательной программе учреждения с фрагментарными (от 3 до 10 минут) включениями физкультурных и дидактических средств, направленных на развитие и диагностику исследуемого психофизического комплекса. При выборе развивающих средств, диагностических методик и проведении обследования учитывались предварительные результаты научно-исследовательской практики студентов, а именно особенности организации и этапов проведения [5], а также результаты изучения особенностей детей с нарушением психического развития воспитанников детского дома [6].
Для определения взаимосвязей отдельных составляющих физического и психического развития дошкольников применялся корреляционный анализ. Использованный статистический метод корреляционного анализа результатов эксперименльной и контрольной групп позволил выявить взаимосвязь между отдельными физическими качествами, психофизиологическими свойствами и показателями познавательной сферы обследуемого контингента дошкольников. В таблице представлена корреляционная матрица исследуеиых показателей сенсомоторных способностей детей.
Корреляционная матрица исследуемых показателей сенсомоторных способностей детей старшего дошкольного возраста
№ |
Исследуемые показатели |
Исследуемые показатели |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
1 |
Быстрота |
* |
||||||||||||
2 |
Сила |
–0,70 |
* |
|||||||||||
3 |
Выносливость |
0,00 |
–0,08 |
* |
||||||||||
4 |
Ловкость |
0,59 |
–0,52 |
–0,25 |
* |
|||||||||
5 |
Гибкость |
–0,47 |
0,29 |
–0,03 |
0,41 |
* |
||||||||
6 |
Мелкая моторика |
–0,3 |
0,03 |
0,33 |
0,04 |
0,36 |
* |
|||||||
7 |
Равновесие |
–0,49 |
0,19 |
0,24 |
0,27 |
–0,13 |
–0,35 |
* |
||||||
8 |
Восприятие |
0,32 |
–0,18 |
0,22 |
0,48 |
0,04 |
0,54 |
0,11 |
* |
|||||
9 |
Внимание зрительное |
–0,08 |
0,05 |
–0,54 |
–0,61 |
0,16 |
–0,14 |
–0,52 |
–0,52 |
* |
||||
10 |
Нагл.-образное мышление |
–0,30 |
0,22 |
0,16 |
–0,57 |
–0,17 |
0,36 |
0,41 |
0,33 |
0,51 |
* |
|||
11 |
Речевое развитие |
–0,21 |
0,26 |
–0,29 |
–0,47 |
0,11 |
0,51 |
–0,20 |
0,71 |
0,12 |
–0,15 |
* |
||
12 |
Воображение |
–0,20 |
0,19 |
0,21 |
–0,48 |
0,63 |
–0,17 |
0,02 |
0,14 |
0,36 |
0,18 |
0,33 |
* |
|
13 |
Память зрительная Память слуховая |
–0,21 0,3 |
0,4 0,22 |
–0,19 0,11 |
–0,53 0,04 |
0,09 –0,03 |
0,60 0,15 |
0,46 –0,28 |
0,37 –0,17 |
0,71 –0,01 |
0,52 –0,8 |
0,41 –0,19 |
0,58 0,09 |
* |
14 |
Обучаемость |
0, 61 |
–0,21 |
0,68 |
0,56 |
–0,19 |
0,59 |
–0,32 |
0, 29 |
0,33 |
0,49 |
0,29 |
0,43 |
0,84 |
Примечание. Коэффициенты корреляции показывают на существенную взаимосвязь при 5 % уровне значимости, если r ≤ 0,44, и при 1 % уровне значимости, если r ≤ 0,56.
Так, большинство переменных физической подготовленности тесно коррелируют между собой: быстрота – ловкость; быстрота – сила; быстрота – обучаемость; выносливость – обучаемость; ловкость – обучаемость; мелкая моторика – обучаемость. Значительной, на наш вгляд, следует признать связь таких физических качеств, как быстрота, ловкость, обучаемость двигательным действиям и координированность мелкой моторики. Можно констатировать, что на обучаемость детей двигательным действиям существенное влияние оказывает уровень развития физических качеств ребенка, которые в свою очередь развиваются в процессе физкультурной деятельности. Данный показатель является очень важным при изучении психомоторных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью, как индикатор включения психических процессов и активизации деятельности мозга. Необходимо отметить зависимость физического качества ловкости от показателей психического развития. Выделенное физическое качество коррелирует с результатами теста по определению уровня наглядно-образного мышления, зрительной памяти, логичности мышления и зрительного внимания. Мы предполагаем, что ловкость как способность к овладению новыми двигательными действиями тесно связана с обучаемостью двигательным навыкам необходимых для координации движений и ориентировки в пространстве. Кроме этого для развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью можно применять традиционные средства физического воспитания, а именно подвижные игры, кинезиологические упражнения.
Исследование в очередной раз подтвердило тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и уровнем развития речи, а также перцептивным развитием детей. Также высокая степень корреляции отмечена у зрительного внимания и физических качеств выносливость и равновесие. Отмеченный коэффициент корреляции указывает на зависимость устойчивости внимания от уравновешенности нервных процессов возбуждения-торможения и уровня общей работоспособности. Существенная взаимосвязь между зрительной памятью и мелкой моторикой, а также наглядно-образным мышлением показала значимость использования разнообразных специальных физических упражнений, а также включение пальчиковой гимнастики, лепки, арт-терапии, веревочно-узелковой терапии в непосредственно образовательную деятельность детей исследуемой категории. Прямая связь между обучаемостью двигательным действиям, ловкостью, устойчивостью зрительного внимания, наглядно-образным мышлением показывает на возможность воздействия одними средствами на весь коррелируемый комплекс показателей. Однако развитие физических качеств и психических свойств, не имеющих между собой существенных корреляционных связей, необходимо осуществлять по специально разработанным методикам направленного воздействия на физиологические механизмы их проявления. При этом, мы согласны с мнением Г.Г. Попова, что направленность физической подготовки на выносливость и силу неизбежно будет являться сбивающим фактором для развития тех функций и систем организма дошкольника, которые находятся в данном возрасте в стадии их естественного становления [4]. В связи с этим мера уровня развития силы и выносливости должна определяться объективно складывающимися условиями такого необходимого фона работоспособности, который был бы достаточным для генетических особенностей роста и развития ребенка.
При интерпретации полученных результатов, необходимо обратить внимание на прямо пропорциональную связь психических процессов: восприятие – речевое развитие; зрительное внимание – зрительная память, наглядно-образное мышление; зрительная память – воображение; воображение – восприятие. Это следует соотносить с закономерностями психофизиологического развития детского организма и генетической обусловленностью развития организма в период детства.
Выявленные взаимосвязи между исследуемыми показателями дают возможность педагогу определить направленность воздействия применяемых средств и методов на повышение уровня психического развития детей с ЗПР и ИН, посредством правильно построенной физкультурной деятельности в условии дошкольного учреждения. По окончании иследования была проведена работа с родителями, которая показала заинтересованность и готовность получить психолого-педагогическую поддержку и методическое обеспечение развивающей работы с детьми в домашних условиях. Результаты проведенного исследования могут учитываться: при планировании коррекционно-развивающей работы; при выборе эффективных средств физической культуры и психотерапевтических методик; при дифференцированном и индивидуальном подходе к детям; для сопряженного решения педагогических задач; при подготовке педагогов дошкольного и специального образования, способных осуществлять педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования.
Полученные результаты определили направления психолого-педагогической работы по сопряженному психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью:
– своевременная дифференциальная диагностика психомоторного развития детей на всех этапах дошкольного возраста с целью выявления особенностей нарушения психомоторных функций у детей с разным уровнем интеллектуального развития;
– дифференциально-индивидуальная работа по физическому воспитанию детей, которая учитывает уровень физического развития и степень эмоционально-поведенческих реакций ребенка на физическую нагрузку;
– систематическое включение в физкультурную деятельность детей коррекционных мероприятий по формированию пространственных представлений, развитию внимания, памяти, мыслительных операций и воображения;
– реализация здоровьесберегающих развивающих технологий во время образовательной деятельности детей, таких как специфические виды оздоровительных гимнастик: дыхательная, психогимнастика, кинезиологические упражнения;
– интенсификация психомоторного развития детей, влияющего на произвольную регуляцию движений и аффективно-певеденческих реакций;
– интеграция элементов сопряженного психомоторного развития в домашние условия с целью вовлечения родителей в коррекционно-развивающую работу и для стимуляции самостоятельной двигательной деятельности детей сенсорной направленности.
Библиографическая ссылка
Тугулева Г.В., Ильина Г.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 3. – С. 134-138;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36950 (дата обращения: 03.12.2024).