В настоящее время, в условиях гуманизации современного образования, возрастает значимость процессов, связанных с социальным развитием ребенка. Соответственно, возрастает и роль дошкольного образования как фактора успешного развития ребенка. Все более отчетливо выражается тенденция рассмотрения дошкольного образования не только как ступени общего образования, утвержденной на законодательном уровне, но и как важного этапа обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это возлагает на дошкольное образование серьезную ответственность, четкое следование требованиям образовательных стандартов, а также повышение качества его содержания, доступности и возможности выбора ребенком как субъектом образовательного процесса. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [1, с. 13].
В связи с вышесказанным в настоящее время большое значение приобретает профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования, ввиду, во-первых, утверждения на законодательном уровне особого статуса дошкольного образования; во-вторых, демографического оздоровления в стране, требующего значительного расширения сети современных дошкольных образовательных организаций, а следовательно, увеличения количества работников дошкольных организаций.
Необходимость совершенствования качества дошкольного образования в условиях вузовской подготовки определяется особенностями современного ребенка и изменяющейся позицией отношений между ребенком и взрослым. Нестандартность мышления современного ребенка, широта диапазона его фантазии и воображения, необычайная развитость памяти, ранняя техническая эрудиция, при актуализирующейся в современном мире атмосфере поликультурного социального пространства, заметно трансформируют традиционную позицию взаимоотношений: взрослый – учитель – проводник знаний для ребенка – на все отчетливее утверждающуюся позицию «непринужденного, равноправного партнерства развивающихся субъектов», о чем говорят многие современные ученые и педагоги [2].
Таким образом, особенности функционирования и воспроизводства современного детства, а также новые требования ФГОС ДО активизируют внимание подготовки педагога дошкольного образования, который должен обладать профессиональными компетенциями, отражающими специфику современного детства и деятельности современной ДОО. В связи с этим необходимо обновление кадрового обеспечения, подготовка высококвалифицированных работников, интеллектуально и эстетически развитых, готовых к полноценному… воспитанию детей дошкольного возраста [3, с. 104]. Данные положения обусловили выбор тематической направленности настоящего исследования и определили в качестве основной цели – анализ системы подготовки педагогов дошкольного образования в современных условиях развития вуза и определение места и значения международной деятельности в подготовке специалистов этой области.
В структуре Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова подготовку специалистов дошкольного образования осуществляет кафедра дошкольного образования (ныне кафедра дошкольного и специального образования), являющаяся одним из подразделений Института гуманитарного образования. Подготовка бакалавров и магистров осуществляется по двум направлениям подготовки: педагогическое образование и психолого-педагогическое образование. В рамках данной образовательной области реализуются следующие направления подготовки и профили бакалавров и магистерские программы: бакалавриат – направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль: психология и педагогика дошкольного образования); направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: дошкольное образование и иностранный язык); магистратура: 44.04.01 Направление подготовки Педагогическое образование (Программа: Управление дошкольным образованием). По вышеперечисленным направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры осуществляется ежегодный выпуск по очной, заочной и дистанционной формам обучения. Выпуск прошедшего 2016–2017 учебного года составил в общем количестве 10 групп перечисленных форм обучения (131 человек), из которых 20 студентов получили дипломы с отличием, 10 – почетные дипломы.
Востребованность специалистов по дошкольному образованию в последние годы заметно возросла, в связи с чем заметно расширилась география обучающихся заочной и заочно-дистанционной форм обучения: это не только Магнитогорск, но и другие города и районы Челябинской области и Башкирии: Златоуст, Кыштым, Верхнеуральск, Новотроицк, Белорецк, Межгорье, Сибай, Баймак и др. На сегодняшний день по направлениям подготовки кафедры проходят обучение, включая первый поступивший курс около 500 человек. Кроме этого, в подготовке специалистов по дошкольному образованию кафедра в течение ряда лет принимает активное участие в реализации программ по повышению квалификации специалистов дошкольных образовательных учреждений Челябинской области, расположенных в муниципальных районах – Кизильской, Нагайбакской, Верхнеуральской, Варненской, Агаповской, Карталинской, Чесменской и городских округах – Магнитогорской, Локомотивной. В 2016–2017 уч. году на базе института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» (ИДПО) с участием преподавателей кафедры для педагогов региона было реализовано более 10 программ, включая переподготовку, курсы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников дошкольного образования города и области. Отдельно необходимо сказать о Программно-методическом комплексе «Наш дом – Южный Урал», разработанном коллективом преподавателей под руководством профессора кафедры дошкольного образования Е.С. Бабуновой, к великому сожалению, ушедшей из жизни в расцвете своей научно-педагогической деятельности. Программа составлена на основе опубликованного при поддержке губернатора Челябинской области Программно-методического комплекса, имеет гриф МОиН ЧО, уже в течение нескольких лет успешно реализуется в дошкольных организациях Челябинской области и за её пределами. Комплекс состоит из образовательной программы, девяти приложений к ней и двух иллюстрированных приложений «Жизнь и труд людей на Южном Урале» и «Природа Южного Урала». Привлекательность программно-методического комплекса состоит в решении задач формирования этнокультурной и региональной идентичностей, патриотизма у детей дошкольного возраста на основе реализации принципов педагогической регионализации и учета этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
Переходя к разделу о значении международной деятельности в подготовке специалистов по дошкольному образованию, следует сказать, что сегодня практически нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. В развитых странах: Франции, Великобритании, США, Германии и др., – охват детей дошкольными организациями составляет 80–90 %.
Одной из актуальнейших проблем современного мирового сообщества является совершенствование качества образования. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования России [4, с. 353]. Во многих системах зарубежного образования, так же как и в России, идет активный поиск тех механизмов, движение которых может привести к системным преобразованиям в области профессиональной подготовки педагогов дошкольных организаций. Зарубежный опыт в этом отношении может явиться источником к размышлениям и преобразованиям, поэтому знакомство, обмен, а иногда и интеграция опыта в образовательных процессах сегодня становятся особо значимыми. Неслучайно в настоящее время одним из важных показателей в оценке деятельности вузов является международная деятельность, которая за последние годы значительно расширилась, а такие критерии, как количество обучающихся иностранных студентов, уровень студенческой мобильности, чтение лекций, реализация образовательных программ на иностранном языке, участие в международных конференциях с индексацией в Scopus и Web of Science, совместные публикации с зарубежными учеными, являются важными показателями в рейтинговой оценке деятельности кафедр и институтов.
Из числа мероприятий международного сотрудничества, проводимых кафедрой в последний период, следует назвать: подготовку материалов для проектов «Erasmus+», «Jeanne Monnet Module», участие в международных конференциях, студенческих научных форумах, совместные публикации с зарубежными учеными. За последние годы заметно увеличилось число зарубежных публикаций преподавателей кафедры, расширилась география их изданий, включая Чехию, США, Нидерланды, Индию, Бразилию и др. страны.
Одним из последних событий жизни кафедры в направлении международной деятельности стало проведение XI Международной научно-практической конференции «Мир детства и образование», которая стала традиционной, переросла из заочного в очный формат и отметила в этом году свое 11-летие. На протяжении всех лет публикации в сборниках материалов научно-практической конференции «Мир детства и образование» раскрывают содержательное и технологическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных учреждениях и школах, современные проблемы управления дошкольным образованием и профессионально-педагогической подготовки специалистов в дошкольном и общем образовании. Она стала своеобразным итогом реального отражения творческого содружества современной научно-педагогической общественности.
Участниками последней конференции, которая проводилась в апреле 2017 г., стали преподаватели и ученые разных городов России (Верхнеуральск, Екатеринбург, Златоуст, Иркутск, Магнитогорск, Сургут, Челябинск, Шадринск, Республики Башкортостан: Белорецк), ближнего зарубежья: (Республика Беларусь, Украина: Луганск), дальнего зарубежья (Канада, Бразилия, Польша). На конференции впервые в Магнитогорске присутствовала делегация из Бразилии в составе преподавателей из Федерального института образования, науки и техники; Епископского Католического университета и Государственного университета штата Гояс (Бразилия, г. Гояния). Гости из Бразилии приняли участие в пленарном заседании конференции с выступлениями на актуальные в современном образовании темы.
Одной из ключевых тем, объединяющих научные интересы преподавателей из Бразилии, стала реализация концепции Развивающего обучения, которая в последние годы активизируется в своем практическом воплощении не только в отечественном образовании, но и за его пределами. Теория берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, затем Л.В. Занкова (1950-е гг.), В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Л.С. Выготский, заложивший её основы, считал, что всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды – впервые как деятельность коллективная, социальная, во второй раз – как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. Развивающее обучение, как направление в теории и практике образования, ориентируется на развитие физических, познавательных и нравственных способностей ребенка путем использования его потенциальных возможностей. Идеи данной теории, получившие большую реализацию в системе начального, среднего школьного и высшего образования, оказываются созвучными и для системы современного модернизирующегося дошкольного образования. Это касается таких её положений, как:
1) обучение – ведущая движущая, стимулирующая сила развития ребенка, становления у него таких качеств, как мышление, внимание, память, и других способностей;
2) развитие самостоятельной познавательной деятельности ребенка, основанной на способности регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
3) взрослый выступает в роли помощника, осуществляющего поддержку и инициирующего развитие самостоятельной деятельности ребенка;
4) оценка результатов деятельности ребенка осуществляется с точки зрения его индивидуальных возможностей, а не соответствия объективным требованиям;
5) ориентация на развитие, прежде всего, творческих способностей как основы формирования личности ребенка.
На пленарном заседании по актуальным проблемам развивающего обучения прозвучали доклады директора института гуманитарного образования О.В. Гневэк на тему «Принципы развивающего обучения» [5, с. 21–25], была проведена видеоконференция с инициаторами Международной ассоциации и Лаборатории развивающего обучения Луганского национального университета имени Тараса Шевченко В.В. и Н.В. Репкиными с представлением доклада на тему «Содержание развивающего обучения».
Секционная часть конференции осуществлялась на площадках города и за его пределами. Гостям из Бразилии для знакомства с городом и деятельностью образовательных организаций была предложена насыщенная программа представительских мероприятий, включающая экскурсии по Магнитогорску и ОАО «ММК», встречу со студентами кафедры дошкольного образования, на которой студенты, обучающиеся по направлению подготовки с двумя профилями: дошкольное образование и иностранный язык – общались с бразильцами на английском языке; посещение школ города, детских садов. Особое впечатление на бразильцев оказало посещение известного в Южно-Уральском регионе МУ ДО Оздоровительно-образовательного центра для детей дошкольного возраста «Горный ручеек» с демонстрацией образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: физкультурно-спортивной, оздоровительной, художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, а также посещение горнолыжного комплекса ООО «Абзаково» в с. Новоабзаково Белорецкого района. Гости с восхищением любовались красотами уральской природы, которую впервые видели в реальности, находясь на другом континенте планеты.
Бразильские коллеги, в свою очередь, на встречах по обмену опытом знакомили с состоянием и перспективами развития образования в своей стране. История дошкольного воспитания в Бразилии достаточно молода. Дошкольное образование в Бразилии не является обязательным. Сеть первых общественных негосударственных яслей и детских садов начала образовываться только в начале 1970-х гг. во время индустриализации страны и включения женщин в процесс производства. В течение последнего десятилетия прошлого века в Бразилии был принят ряд законов, направленных на регулирование образования страны. В Законе о директивах национального образования (1996 г.) впервые было провозглашено, что ясли и детские сады являются начальной ступенью начального общего образования и тем самым провозглашено требование ко всем работникам этих учреждений – наличие среднего или высшего педагогического образования. В негосударственных детских садах практически все работники – это добровольцы без всякой профессиональной педагогической подготовки. Сеть государственных дошкольных организаций недостаточно развита. Национальный План по образованию Бразилии, принятый в 2014 г. ограничивает государственное финансирование общественных негосударственных дошкольных учреждений и вместе с тем не дает детям полных гарантий на посещение и обучение в государственных яслях и детских садах [6]. Таким образом, сегодня в Бразилии самым серьезным образом стоит вопрос о расширении сети общественных бесплатных дошкольных, школьных и послешкольных образовательных организаций, финансируемых государством.
Вместе с тем коллеги из Бразилии, знакомясь с системой дошкольного образования и в целом образования в России, с одобрением отмечали: широкие права ребенка, закрепленные законодательно в России, государственную поддержку российского образования, соответствие требованиям стандартов и контроль, многообразие сети российских дошкольных учреждений (от общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного вида, до центров развития ребенка), доступность российского образования, высокое качество, свободу выбора, управленческую мобильность и т.д.
Сегодня с полным основанием можно сказать, что конференция «Мир детства и образование» завоевала прочный авторитет в системе дошкольного образования области, регионов России и зарубежья. Конференция выступает интегрирующей средой, порождающей новые подходы к решению проблем современного образования. Согласно мнению современных ученых, педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [7, с. 43].
В заключение необходимо сказать о перспективах и дальнейшем развитии международного сотрудничества в обеспечении качества профессиональной подготовки: продолжение наращивания международных контактов с зарубежными коллегами: проведение и участие в совместных семинарах, конференциях, форумах, вебинарах; перевод программы магистратуры по управлению дошкольным образованием на иностранный язык для подготовки специалистов; участие в студенческом и преподавательском обмене по линии академической мобильности; в международных проектах, грантах; публикации в зарубежных изданиях.
Вхождение МГТУ им. Г.И. Носова в апреле 2017 г. в число опорных вузов России дает надежду на дополнительную финансовую поддержку в реализации различных проектов. В настоящее время при вузе открывается школа-лицей, что в перспективе не исключает открытия дошкольных групп для установления полной линии образовательной деятельности Магнитогорского государственного технического университета.
Библиографическая ссылка
Чернобровкин В.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВУЗА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 2. – С. 164-168;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36925 (дата обращения: 21.11.2024).