Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Белова О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Статья посвящена проблеме поиска путей, обеспечивающих качество профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов (логопедов). В ней представлены профессионально-педагогические задачи, необходимые в деятельности педагога-дефектолога, вырабатываемые на примере предметов медико-биологического блока, определены особенности компетентности будущего дефектолога с учетом специфики его профессиональной деятельности. Отмечено, что высшее образование требует от педагога-дефектолога не только профессиональной компетентности, но и личностной готовности, профессиональной культуры для осуществления работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (патология органов слуха, речи, зрения). Формирование личности и социализация будущих специалистов – неотъемлемая часть в становлении профессионалов, компетентных в своей сфере деятельности. В работе со студентами данного профиля необходимо обращать внимание на понятия «состояние здоровья», «болезнь», «предболезнь», «патологический процесс», механизмы их возникновения. Важным качеством для данной специальности является жизнестойкость. В связи с этим мы считаем, что для данной специальности следует увеличить количество часов на изучение новых здоровьеориентированных технологий, так как понимание и применение современных гуманитарных технологий позволит оптимизировать в дальнейшем работу педагога-дефектолога, сделав ее более эффективной.
готовность к профессиональной деятельности
профессионально-педагогическая направленность
компетентность
навыки
умения
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: «Медицина», 1968. – 548 с.
2. Никифорова А.В. Перспективы развития высшего дефектологического образования в связи с переходом на уровневую систему профессиональной подготовки / А.В. Никифорова // Вестник Томского педагогического университета. – 2013. – № 9. – С. 44–49.
3. Белова О.А. Некоторые физиологические и функциональные особенности развития детей школьного возраста, депривированных по слуху / О.А.Белова, Н.А. Плотникова. – Саранск: Из-во Мордов. ун-та, 2016. – 124 с.
4. Дмитриев А.А. Аналитический обзор Федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего, специального и высшего образования: новый контекст подготовки учителя-дефектолога / А.А. Дмитриев // Специальное образование. – 2014. – № 2. – С. 91–92.
5. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / К.М. Дурай-Новакова. – М., 1983. – 356 с.
6. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 12. – С. 60–62.
7. Лубовский Д.В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования [Текст] / Д.В. Лубовский // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 157–171.

В России за последние годы проведены различные социально-экономические преобразования, направленные на улучшение состояния здоровья подрастающего поколения, а также на социализацию детей-инвалидов. В последнее время отмечаются тенденции ухудшения психического и физического развития детей и подростков, учащихся не только в средних общеобразовательных школах, но и в специальных (коррекционных) школах-интернатах [1]. В связи с этим требуется большее количество высококвалифицированных педагогов-дефектологов, которым необходимо владение высоким уровнем знаний по профессии, в том числе и блоком медико-биологических дисциплин. К ним относятся: возрастная анатомия и физиология, основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и высших психических функций, анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения и других сенсорных систем, невропатология. Проблема повышения здоровья учащихся, особенно школьников специализированных учебных заведений, имеет приоритетное значение, что подтверждается публикацией документов российского правительства и министерства образования и науки Российской Федерации.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки новых технологий, направленных на улучшение формирования уровня развития профессиональной готовности будущего учителя-дефектолога для работы с детским контингентом, имеющим определенные отклонения в здоровье, в частности школьников с депривацией слуха [2]. Процесс развития и становления личности будущего специалиста связан с развитием определенных знаний, умений и навыков. Современная система высшего профессионального образования значительно повышает требования к развитию уровня данных качеств в области медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин к подготовке специалистов в области дефектологии в рамках общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование личности и социализация будущих специалистов являются неотъемлемой частью становления профессионалов, компетентных в сфере своей деятельности. Грамотная подготовка кадров невозможна без построения процесса развития будущего специалиста, конечным результатом которого должно стать его самосовершенствование. На наш взгляд, особенно важным является процесс формирования личности в системе современного непрерывного образования [3].

К профессионально-педагогическим задачам при подготовке педагогов-дефектологов относятся: развитие у студента рефлексивных способностей, интереса к своему внутреннему миру, умение сопереживать, понимать больного ребёнка, стремление оказать посильную помощь (например, многие студенты с первого курса являются волонтёрами). Для всего этого нужно развивать познавательные и творческие способности, овладевать новыми и традиционными формами в работе со школьниками. Соответственно, каждый преподаватель должен формировать у будущего педагога-дефектолога целенаправленные личностные и профессиональные установки, с применением принципа саморазвития, обращать внимание на развитие личностно-профессиональных ресурсов с первого курса.

Будущий дефектолог должен уметь общаться с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а именно нарушения речи, определённую степень глухоты и тугоухости. Это требует развития таких качеств, как умение быстро принимать решения, общительность, жизнестойкость, наличие определенного уровня ценностных ориентаций. К сожалению, далеко не все студенты первого курса, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога-дефектолога относится к типу «человек – человек», и поэтому взаимодействие с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, является для педагога ведущим, профессионально значимым качеством [4].

Одним из перспективных и необходимых направлений совершенствования и оптимизации подготовки студентов данного направления является продуманная профилизация преподавания соответствующих дисциплин. Основными задачами подготовки педагога-дефектолога являются:

– дать будущим педагогам-дефектологам основной минимум знаний, умений и навыков по дисциплинам медико-биологического блока: понятие нормы, патологии, причины и биологические механизмы отклонений психофизиологического развития детей; понятия здоровья – нездоровья – болезни, пограничных состояний;

– научить будущих педагогов-дефектологов в своей дифференциально-диагностической работе использовать понятие «нормы» для определенных групп здоровья учащихся;

– научить педагога-дефектолога умениям и навыкам для грамотно-ответственного участия в консультативно-диагностической, методической и профилактической работе с детьми с отклонениями со стороны слуха и речи.

Принцип взаимосвязи теории с практикой требует, чтобы учебный процесс в данном направлении сочетал в себе оба элемента (теорию и практику), именно на этой основе ведётся подготовка будущих педагогов-дефектологов. В связи с этим занятия медико-биологического блока распределяются: на лекции, практические занятия и семинары. Все эти виды учебной деятельности проводятся с целью повышения эффективности преподавания. Проведение теоретических занятий не означает того, что в них не затрагиваются вопросы практического характера, подтверждающие законы и развитие теорий и объяснение их практического значения и применения. Соответственно, в результате этого формируется инновационный потенциал личности студента-дефектолога, а совокупность его личностных качеств составляет уровень его креативности.

Профилизация преподавания предметов не означает в данном случае уменьшениефундаментальных знаний студентов. Цели и задачи преподавания медико-биологических дисциплин остаются прежними: формирование физиологического мышления, овладение знаниями основных физиологических функций целостного организма в возрастном аспекте; формирование на базе теоретических знаний диалектико-материалистического подхода понимания жизненных процессов, овладение основами физиологического исследования, взаимосвязь физиологических и психических процессов памяти, внимания, мотиваций, эмоций, поведения. Профильная направленность преподавания в основном не касается раздела общей физиологии, в котором излагаются основы физиологии возбудимых тканей, но имеют место в частной физиологии, особенно в заключительной части, посвященной изучению целостной деятельности организма при разных формах его взаимодействия с внешней средой – разделе «интегративная деятельность организма». Изучение функций детского организма невозможно без знаний функций взрослого организма. Поэтому преподавание особенностей функций на разных возрастных этапах развития ведется на основе сравнения их с функциями взрослого человека. Изучение функций плода и детей – это подготовка к дальнейшей деятельности студента данного профиля, так как будущие дефектологи получают более подробные сведения о развитии функций организма во внутриутробном периоде, о закономерностях его развития на различных возрастных этапах. Нужно знать и понимать такие термины как «тревожность», «тревога», «ригидность». После глубокого анализа психофизиологического здоровья необходимо разработать корректирующие здоровьесберегающие мероприятия по укреплению нервного статуса учащегося. Профилактика и устранение школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, формирование личности и индивидуальности каждого учащегося, адаптация учащегося в микросоциуме школы-интерната и общества, комплексная оценка психофизиологического, психического и социального состояния учеников. Отсюда вытекает, что процесс включения в преподавание новых знаний заставляет считать его перманентным.

При этом стоит обращать внимание студента на вопрос о дефиниции «состояние здоровья», процессах его формирования, разбирать такие состояния, как болезнь, предболезнь, патологический процесс, механизм их возникновения. Это невозможно без знания хотя бы основных понятий о микро- и макроструктурах органов и тканей, их функций, значение гуморальной, нейрогуморальной, нервной регуляций, особенностей высшей нервной деятельности, психической и социальной деятельностей. Особое значение приобретает знание эмоциональной регуляции, эмоционального стресса, защитных средств организма в условиях стресса. Психическая деятельность и поведение человека связаны с закономерным развитием нейрофизиологических процессов, в связи с этим возникает необходимость изучения биологических проявлений стадий эмоционального стресса, который может приводить к состоянию агрессии, особенно в подростковом возрасте. Стимулирование развития критических оценок личности, особенно в молодом возрасте, ведет к активной работе над саморазвитием и самосовершенствованием – это важнейшая задача воспитания, что является необходимым для будущего учителя и бакалавра на современном этапе [5].

Физиологически рациональная организация учебного процесса, соответствие трудности уроков, учет работоспособности в зависимости от возраста и состояния здоровья позволяют значительно снять эмоциональное напряжение, создать условия для повышения эффективности обучения детей и подростков. Напряжение всех функциональных систем, связанное с непривычным образом жизни, обычно проявляется в течение двух первых месяцев обучения.

Ведущим показателем успешной и благотворной работы на благо России является сформированность определенного уровня профессиональной готовности в процессе обучения в вузе, которая значительно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение. Формирование готовности студентов вузов является многокомпонентным и комплексным процессом, направленным на сотрудничество и взаимодействие преподавателей и студентов в процессе обучения, педагогических практик, внеучебной деятельности. При изучении источников литературы по феномену «готовность» отмечено, что данный термин имеет как широкое, так и узкое значение. В узком смысле «готовность» определяется как формирование, а затем мобилизация всех физиологических, психофизиологических, личностных систем индивидуума, обеспечивающих выполнение на соответствующем уровне определенных действий. В широком смысле – это требования к человеку для выполнения определенных действий [1, 6]. Несомненно, феномен формирования готовности связан с уровнем и развитием способностей, одаренностью [6]. Н.Г. Платонов в концепции личности, кроме психологической, выделяет моральную и профессиональную готовность. Авторы, с нашей точки зрения, рассматривают феномен «готовности» как результат деятельности индивидуума, в результате которого происходит формирование необходимых знаний, умений, навыков. По нашему мнению, это понятие рассматривается в очень узком смысле, особенно если его применять к деятельности будущего учителя-дефектолога в работе с учащимися с нарушением функции речи.

Многолетний анализ медико-биологической, психолого-педагогической, педагогической, дефектологической литературы, а также личный опыт общения и работы с учащимися с нарушением функции речи, постоянное выделение и систематизация условий для работы с ними, позволили выявить те качества, которые необходимы будущему педагогу-дефектологу для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Они очень многосторонние: творческий (эвристический) подход к профессиональной деятельности; постоянный анализ, планирование, организация и управление, конструирование, принятие нестандартных решений требует независимого оригинального мышления, наличие психических и психофизиологических свойств личности, определяющих приспособленность к деятельности; активность всех психофизиологических систем организма, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности сложных предметных компетенций. Готовность к эффективному общению, сформированность коммуникативных умений и личностных качеств, способствующих творческому решению дефектологических задач (предметно-познавательных, практико-ориентированных, личностно-ориентированных), возникающих в процессе общения, владение определенными здоровьеориентированными технологиями [7].

Для того чтобы принимать эффективные решения, педагог-дефектолог должен обладать определенными качествами, способностями, знаниями и навыками. Основными среди них являются:

– любознательность, умение собирать и накапливать информацию;

– проницательность;

– решительность;

– оценка риска;

– ответственность за риск;

– контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Эмоциональное отношение студентов влияет на принятие решения. Данное состояние включает в себя как отношение к определенным вариантам выбора, так и отношение к планированию процесса, конструктивному принятию решения к ответственности за решение и активность, способности идти на компромисс. Негативное отношение к принятию решений, касающееся будущего, может удлинить этот процесс. В связи с этим эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем состоянии, настрое человека, зависит от зрелости личности в целом.

Для педагога-дефектолога важным качеством является жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать сложности в общении. По результатам сравнительного анализа данных по тесту «жизнестойкости» нами выявлены значимые различия по шкалам «общая жизнестойкость» и «вовлеченность» (r = 0,9). Более высокий уровень жизнестойкости характеризует студентов, умеющих лучше выдерживать экзистенциальную тревогу. Данное качество способствует не только тому, что человек способен выдерживать неопределенность, но и решать проблемы творчески, по-новому, выбирая определенный риск, выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

В заключение необходимо отметить, для того, чтобы включиться в новую социальную ситуацию и легче адаптироваться при переходе из микросоциума вуза в основную деятельность, выпускник должен обладать определенными психологическими качествами, свидетельствующими не только об успешном завершении высшего профессионального учебного заведения, но и предыдущего возрастного этапа в его жизни.

На сегодняшний день нельзя указать прямую причину ухудшения здоровья школьников различных возрастных групп. Однако никто не посмеет опровергать тот факт, что виной этому несчастью (в глобальном смысле) являются не школьные условия, не окружающая среда, не отношения в семье, не поведение самих детей, ведущее к нарушению своего же здоровья – в отдельности, а совокупность этих факторов вместе взятых. Самое печальное состоит в том, что вина полностью ложится на всю эту совокупность. Если каждый из нас позволит себе вдуматься в глубину проблемы и отдельно постараться рассмотреть действие каждого фактора, то рано или поздно придёт к одному и тому же выводу: наличие вредных факторов – есть ни что иное, как результат (продукт) деятельности человека. Человек бессилен справиться с природой, он ничего не может изменить при наличии учащихся с заболеваниями, несущими наследственный фактор, но если речь идет о поддержании и сохранении своего здоровья других людей, о предохранении и подкреплении его от воздействия всех вредных факторов, то в этом случае человеку предоставлены все возможности. В процессе развития все органы и системы созревают гетерохронно и завершают своё развитие в различные возрастные периоды. Поэтому проблема начала обучения в школе накладывает свой отпечаток на каждого ребёнка. Утрата нормального функционирования анализаторной системы на ранних этапах изменяет процессы физиологического, психофизиологического психологического и социального развития, часто приводит к возникновению определенных трудностей. Однако выпадение слухового анализатора приводит к тому, что количество падающих на головной мозг раздражителей меньше, чем у слышащих, что не может не снижать тонус коры, а также подкорки и не сказаться на образовании новых и оживлении уже имеющихся связей.

В связи с тем, что одной из тенденций текущего столетия является неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, отклоняющихся к пограничным состояниям, вплоть до психогенных расстройств, основной причиной которых являются частые «психические переживания» среди детского населения России, частые «моральные потрясения», эмоциональное перенапряжение, приводящее к эмоциональному стрессу, состояниям пониженной и повышенной тревожности, агрессии. В высших учебных заведениях следует уделять значительное внимание изучению здоровьеориентированных технологий, особенно среди бакалавров-дефектологов, использованию новых направлений в медико-биологической науке – кинезиологии, нейрокинезиологии, различным видам снятия стрессов. Эти направления уже оправдали себя, занимают одно из ведущих мест в современных коррекционно-развивающих методиках.

Таким образом, вопрос о профессиональной готовности бакалавров-дефектологов является актуальным, в связи с тем, что специалисту приходится обращать внимание в своей профессиональной деятельности на «особых» детей и контактировать с ними. В связи с этим следует развивать межпредметные связи, способствующие многостороннему развитию личности педагога-дефектолога с первых дней обучения в вузе.


Библиографическая ссылка

Белова О.А. ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 61-65;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36893 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674