Соединённые Штаты Америки являются высокоразвитой страной, достигшей высокого уровня своей экономики, в первую очередь благодаря системе высшего образования. В американские колледжи и университеты ежегодно зачисляются около 12–13 миллионов новых студентов. К 2000 г. более четверти взрослого населения страны от 25 до 34 лет имели законченное высшее образование. Подобных результатов в мире добилась лишь Япония.
Цель исследования. Провести сравнительно-сопоставительный анализ форм внеаудиторной работы студентов в российских и американских вузах.
Анализируя вузовскую подготовку будущего специалиста, обратим внимание на то, что как в российской, так и в американской высшей школе значительное место в формировании личностных и профессиональных качеств, требующихся для успешной деятельности и профессионального роста выпускников колледжа или университета, принадлежит внеаудиторной рабoте.
Рассмотрим некоторые отличительные особенности, характерные для американской вузовской образовательной системы. Одна из них состоит в том, что любое образовательное учреждение располагает своей собственной системой внеучебной деятельности, в состав которой входит значительное число разных служб и подразделений.
Проблемы студенческой жизни вне учебных занятий в американских университетах и колледжах являются предметом внимания многих специалистов-профессионалов, обладающих различными навыками. К ним относятся те, кто предоставляет средства для финансирования учебного процесса, приём новых студентов, обеспечение их необходимыми условиями для нормальной жизни, учёбы и досуга, а также для внутривузовской общественной жизни, в которой поощряется создание студенческих союзов. Сюда можно отнести различные консультации, планирование и помощь в получении работы, участие в межвузовской деятельности, в том числе и международной.
Подобные службы группируются сообразно характеру проблем и в соответствии с особенностями различных категорий обучающихся в вузе. Такая дифференциация может быть обусловлена и профилем учебного заведения. Ряд университетов поддерживает, например, исследовательскую и образовательную направленность в обучении (германская университетская традиция); другие уделяют больше внимания формированию целостной, социально гармоничной личности (английская либеральная гуманитарная традиция); в некоторых преобладает ориентация на профессиональное обучение (так называемая американская парадигма) [1].
В США исследователи, занимающиеся проблемами высшей школы, выделяют следующие наиболее актуальные задачи в научном и социальном становлении студентoв: индивидуальность, целенаправленность, компетентность, самостоятельность в принятии решений, самообладание, целостность, умение строить взаимоотношения с окружающими.
Выявлена положительная тенденция, касающаяся студенческой внеучебной деятельности. В модели консультирования в виде интерактивной, взаимозависимой общественной системы отмечены позитивные изменения, предполагающие более тесное взаимодействие сотрудников центра консультирования с другими членами университетского сообщества в направлении организации более комфортных условий жизни и учебы студентов, их здорового образа жизни и досуга.
Рассматривая примеры сочетания учебного процесса и внеучебной рабoты в американских вузaх, необходимо выделить одно из приоритетных направлений. Это приобретающие все большую популярность образовательные методики, которые основаны на служении обществу [2]. Служение обществу выдвигается в виде центральной идеологемы на весь период учебы в университете. В рамках этой программы делается акцент на студенческое волонтерское движение. В практику учебных занятий вводится труд на безвозмездной основе. У обучающихся появляется возможность приобрести полезные трудовые навыки, приобщаясь к различным профессиям. Данная методика обучения служению (service-learning) активно применяется на занятиях. В результате этого происходит соединение теории с практикой на протяжении всего периода изучения предмета. Студенты вместе с преподавателем отправляются на конкретное предприятие или в учреждение, приобретая там незаменимый опыт с самого начала семестра.
Как отмечает американский исследователь Ш. Биллиг, «обучение лучше всего проходит, когда учащиеся активно вовлечены в собственный процесс обучения и когда цель обучения чётко обозначена» [2].
Несмотря на то, что есть множество определений служению обществу, все они подразумевают взаимодействие учебного заведения и социума, и лучшим подтверждением этому является опыт Соединённых Штатов, где во всех университетах распространена эта практика.
Главная идея данной образовательной стратегии заключается в сочетании обучающих целей и целей служения на благо общества.
А. Астин, исследователь аналитического центра Калифорнийского университета, отмечает, что обучение через служение обществу эффективно, потому что повышает самооценку учащихся и обеспечивает большую степень их вовлечённости в процесс обучения [3].
Говоря о российской образовательной системе, существенно отличающейся от американской, необходимо подчеркнуть, что в ней главным административным сектором, который отвечает за внеаудиторную деятельность студентов, является управление воспитательной работы вуза и студенческое научное общество.
Система внеаудиторного обучения успешно интегрируется в образовательную среду посредством наличия соответствующих организационных, материальных, гуманитарно-педагогических и идеологический условий [4].
В Казанском государственном медицинском университете механизм реализации обучающих и воспитательных задач осуществляется посредством таких видов деятельности, как учебная, научно-исследовательская, трудовая (лечебная) и др., в которые студент включается с первого года обучения в вузе [5].
Более 20 лет в КГМУ функционирует студенческое движение «Наш выбор», в состав которого входят студенты лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов, а также факультета социальной работы.
В рамках этого проекта действуют следующие направления волонтёрской работы:
– «Георгиевская ленточка» – ориентированное на оказание медицинской помощи инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и труда;
– «Мы вместе!», которое осуществляет помощь детям, больным лейкемией, и тесно сотрудничает с Первым детским хосписом Республики Татарстан;
– «Цвет жизни», активно развивающее донорское движение в вузе;
– «Академия здоровья», пропагандирующее здоровый образ жизни;
– «Под флагом добра», работающее с трудными подростками по антинаркотическим программам.
Подобная деятельность студентов базируется на компетенциях, приобретённых ими в процессе изучения теоретических и прикладных дисциплин, таких как анатомия, физиология, патология, психология, теория социальной работы.
Стоит отметить положительную тенденцию к широкому вовлечению студенческой молодёжи в ряды волонтёрского движения. Многократно возросло число студентов, участвующих в обеспечении подготовки и проведения крупных международных соревнований, проводимых в Казани. Это – Универсиада-2013, Чемпионат вида по водным видам спорта – 2015, Кубок Конфедераций по футболу – 2017. Для медицинского сопровождения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года руководство Казанского Государственного медицинского университета также осуществляет подготовку волонтёров-медиков из числа студентов и аспирантов, владеющих иностранными языками. Этому способствует внеаудиторная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», функционирующая в КГМУ с 2007 года.
Возвращаясь к рассмотрению внеаудиторной составляющей в деятельности современного американского вуза, нельзя не сказать о такой эффективной форме внеаудиторной работы, каковой является научно-исследовательская работа студентов. Одна из целей, достигаемых посредством вовлечения обучающихся в эту традиционную для всех вузов форму приобщения к науке, – расширение их научного кругозора, всестороннее развитие личности.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), являясь одной из составляющих учебно-воспитательного процесса, ориентирована на формирование нравственной, правовой, политической, экологической, экономической, филологической и научной культуры обучающихся. Она осуществляет человеко-ценностный подход в профессиональной подготовке. Главной целью НИРС является создание в вузе эффективной системы выявления и реализации научного потенциала будущих молодых специалистов; вовлечение одарённой молодёжи в большую науку через научное творчество со студенческой скамьи. Научно-исследовательская работа, начинающаяся с ранней стадии обучения в университете, способствует формированию успешной конкурентоспособной личности. Творчески развитая личность, приобщаемая к наyчным исследoваниям, в свою очередь, проявляет свою инициативу и самостоятельность, расширяя свой научный кругозор, стремясь решать конкретные научные проблемы на основе новейших достижений мирового опыта.
Научные исследования, проводимые в университетах США, характерны тем, что они направлены прежде всего на повышение статуса своего университета, на совершенствование научных и научно-технических исследований на базе прошлого и современного опыта, способствующего оптимальному сочетанию исследовательской и производственной составляющих в технологическом процессе.
Как правило, научно-исследовательская база в американской высшей школе предоставляет максимальные возможности для формирования будущих специалистов, что позволяет организовать аудиторные и внеаудиторные занятия с учётом требований сегодняшнего дня, а именно:
– повышение значимости образования в контексте укрепления и развития научно-промышленной базы производительных сил;
– обновление учебно-методического содержания проводимых исследований.
Аналогично американской вузовской практике основная цель студенческой научно-исследовательской работы в Казанском государственном медицинском университете – создание условий для формирования личности обучающегося через приобщение его к научным исследованиям, развитие профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Творчески развитая целеустремлённая личность должна уметь самостоятельно формулировать и практически решать самые сложные задачи с научных позиций [6].
Принимая во внимание специфику научно-исследовательской работы студентов, а также её актуальность в профессиональном становлении молодых учёных, КГМУ каждый год проводит Неделю науки. Лучшие студенческие работы публикуются в «Казанском медицинском журнале». Одним из высоких показателей научно-исследовательской работы студентов можно считать их участие в Международных научно-практических конференциях, круглых столах, в программах международного научного обмена студентов и аспирантов КГМУ, проводимых по программе фонда содействия молодёжному научному творчеству Республики Татарстан «Алгарыш».
Рассматривая деятельность американских вузов, следует отметить, что ещё одним важным направлением внеаудиторной работы в них является разработка и осуществление лидерских программ. Развитие лидерских качеств у молодого поколения всегда являлось приоритетным направлением высшей школы США. С 1980-х гг. лидерство пристально изучается социологами, психологами и экономистами; исследуются различные модели всестороннего развития лидерских качеств личности. Данный социальный запрос привёл к возникновению целой философии лидерства. При этом выяснилось, что общественная работа, проводимая студентами во внеучебное время, оптимальным образом способствует проявлению и воспитанию у молодого человека лидерских качеств. Лидерство в этом случае означает социальную активность или активную жизненную позицию. Подобная жизненная позиция необычайно актуальна для каждого молодого американца, получающего высшее образование. В такой позиции молодого специалиста весьма заинтересованы работодатели, поскольку она представляет собой симбиоз свежих идей, творческой инициативы, неординарных подходов, смелых решений, являющихся катализатором экономического прогресса в жёсткой конкурентной борьбе [6]. Именно потому во всех американских колледжах и университетах имеются специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.
К сожалению, следует отметить, что в российской системе высшего образования ресурсы внеаудиторной работы со студентами пока не достигли должных масштабов и значимости, присущих зарубежным вузам. Здесь наши университеты пока ещё находятся в начале пути. Однако социальный заказ на формирование лидерских качеств у самых достойных представителей молодежи уже сделан – об этом свидетельствует создание в КГМУ «Клуба дебатов» – ролевых игр по прототипу парламентских дебатов, прививающих будущим лидерам навыки аргументации и критического мышления, а также навыки публичного выступления.
Таким образом, планирование и продуманная реализация аудиторной и внеаудиторной работы даёт возможность скоординировать усилия руководства вуза, всех его подразделений, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций учебного заведения для того, чтобы наилучшим образом использовать силы и возможности будущих специалистов, применяя весь арсенал форм и методов работы со студентами и аспирантами.
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в российской системе высшего образования существенно возрастает роль внеаудиторной работы в формировании личных качеств будущего специалиста и его гражданской позиции. Правильно организованная внеаудиторная работа является прочной базой для профессионального становления студентов, способствуя расширению их кругозора за счёт внесения в неё элементов заинтересованности, содержательности. В результате этой работы студенты проникаются сознанием того, что прочные знания открывают для них перспективы в будущей профессиональной деятельности.
Анализ функционирования образовательных систем в высших учебных заведениях ведущих зарубежных стран позволяет выявить основные тенденции их развития, сравнить с отечественными системами образования, определить направления их совершенствования, возможности их обновления.
В этой связи опыт ведущих университетов США и государств Евросоюза, вся система подготовки будущих учёных и специалистов в этих странах заслуживает пристального внимания.
Библиографическая ссылка
Макарова О.Ю. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 12. – С. 103-106;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36879 (дата обращения: 02.01.2025).