В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, коммерциализацией деятельности современных культурно-досуговых центров. Проблемы духовно-нравственных и жизненных ценностей изучаются в работах С.А. Бурилкиной [1], А.С. Каминского [2] и др.; социальные проблемы и их решение, связанные с асоциальным поведением подростков, рассматриваются в работах Ф.А. Мустаевой и др. [3]. Проблемы профессиональной подготовки специалистов, готовых к работе по организации досуга детей и подростков, изучаются в работах Т.А. Безенковой [4], Е.Н. Ращикулиной [5] и др.
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется достаточное количество интересных наработок, авторы вынуждены констатировать, что проблема эффективной организации досуга подростков пока не решена.
Вышеизложенное позволяет говорить о наличии противоречия между потребностью общества и государства в молодом человеке, ориентированном на высшие моральные ценности, и невозможностью организации развивающего и воспитывающего досуга, решающего данную задачу.
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована необходимость разработки и внедрения эффективных социально-культурных технологий в области молодежного досуга на основе выявления досуговых предпочтений подростков, влияющих на показатели оценки качества социально-культурной деятельности.
Качество организации культурно-досуговой деятельности в целом, в том числе и подростков, влияет на формирование «жизненного пространства», выступает условием индивидуального самоопределения и творческой самореализации, средой формирования нравственной культуры, развития инициативы, независимости суждений, что в итоге способствует формированию базовой культуры личности в единстве ее ценностных и технологических компонентов [6, с. 159]. Ресурсы культурно-досуговой деятельности коренятся в коллективном характере и игровой природе совместной деятельности, в субъективно значимой мотивации участия. Досуговая деятельность становится оптимальной формой развития коммуникативных способностей личности, которые рассматриваются в качестве составляющей культуры в широком смысле слова, и важнейшим элементом культурно-образовательного пространства.
С целью выявления досуговых предпочтений подростков и определения проблем, существующих в данной сфере, нами было проведено эмпирическое исследование. Основным методом данного исследования являлось анкетирование, а затем проводилась обработка и анализ полученных данных.
Респондентами в исследовании являлись подростки 14–16 лет в количестве 60 человек, это учащиеся общеобразовательных школ г. Магнитогорска. Такая выборка не случайна. Именно старший подростковый возраст характеризуется тем, что влияние родителей и педагогов ослабевает, социализация может приобрести стихийный характер. Была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов. В ней есть как закрытые, так и открытые вопросы. Это помогает составить наиболее полное представление о том, как проводят свободное время подростки и какие проблемы с психолого-педагогической точки зрения существуют при таком проведении.
Возраст респондентов определился следующим образом: 14 лет – 18 человек, 15 лет – 34 человека, 16 лет – 8 человек.
Изучая количество времени, которое респонденты тратят на выполнение домашнего задания, мы получили такие ответы: меньше одного часа – 56,7 %, 1–2 часа – 36,7 % и 3–4 часа тратят на выполнение домашнего задания только 6,6 %. Наглядно результаты представлены на рис. 1. Полученные ответы позволяют предположить, что у подростков достаточно много свободного времени, так как лишь небольшая часть опрошенных уделяет много времени выполнению домашнего задания. Поэтому последующие вопросы анкеты посвящены выяснению того, какими видами деятельности заняты подростки в свободное время.
Увлечение компьютерными играми является в настоящее время одной из острых проблем педагогики и психологии [7, с. 71]. Поэтому далее мы решили выяснить, сколько времени тратят на компьютерные игры респонденты. Ответы получили следующие: менее одного часа в день играют 56,6 % подростков, 1–2 часа – 6,7 %, 2–3 часа – 10 %, не играют вообще – 26,6 %. Наглядно результаты представлены на рис. 2.
По результатам анкетирования можно предположить, что у 10 % респондентов есть угроза возникновения зависимости от компьютерных игр, так как они посвящают этому занятию достаточно большое количество времени.
Следующий вопрос анкеты был посвящен количеству времени, которое проводят подростки в социальных сетях. Ответы распределились следующим образом: менее одного часа проводят в социальных сетях только 20 % подростков, 1–2 часа – 46,7 %, 3–4 часа – 33,3 %. Эти результаты представлены на рис. 3.
Рис. 1. Количество времени, затрачиваемого на выполнение домашнего задания
Рис. 2. Количество времени для компьютерных игр
Рис. 3. Количество времени, посвященного общению в социальных сетях
Популярные ТВ каналы среди подростков
№ п/п |
Наименование ТВ канала |
Ответы респондентов ( %) |
1 |
«СТС» |
83,3 % |
2 |
«ТНТ» |
81,7 % |
3 |
«Муз ТВ» |
40 % |
4 |
канал «Пятница» |
16,6 % |
5 |
«Рен ТВ» |
16,6 % |
6 |
«Discovery» |
13,3 % |
7 |
«КХЛ» |
13,3 % |
8 |
«Русский роман» |
6,7 % |
9 |
«ТВ3» |
6,7 % |
10 |
«Домашний» |
6,7 % |
11 |
«НТВ» |
5 % |
12 |
«Disney» |
3,3 % |
13 |
«Дом Кино» |
3,3 % |
14 |
«NationalGeographic» |
3,3 % |
Таким образом, очевидно, что социальные сети привлекают и увлекают подростков гораздо больше, чем компьютерные игры. Именно в социальных сетях создается особое виртуальное пространство для проведения досуга. Такое времяпровождение формирует пассивность подростков, асоциальность и представляет угрозу для его социализации.
Далее мы выяснили, сколько времени подростки тратят на просмотр телепередач, какие это телевизионные каналы. Оказалось, что менее одного часа смотрят телевизор 26,7 % респондентов, 1–2 часа – 56,6 %, 3–4 часа – 16,7 %. Результаты исследования показали следующие наиболее популярные для подростков каналы (таблица).
На основании полученных ответов можно сделать вывод, что подростки смотрят в подавляющем большинстве развлекательные каналы. Как видно из результатов исследования, наибольшей популярностью пользуются каналы «ТНТ» (81,7 %), «СТС» (83,3 %) и «Муз ТВ» (40 %). Такой выбор вызывает большое опасение, поскольку становится понятно, что подростки не ориентированы на познавательные, развивающие программы. Их интересуют многочисленные ток-шоу и сериалы, которые демонстрируются на перечисленных выше каналах.
Еще одним увлечением подростков является прослушивание музыки. Из предыдущего вопроса видно, что музыкальный канал «Муз ТВ» является достаточно популярным среди респондентов. Как показывает практика, в основном подростки слушают музыку, скачивая ее в интернете: в социальных сетях или на специальных сайтах. Поэтому следующий вопрос был посвящен выявлению количества времени, которое тратят подростки на прослушивание музыки. Результаты оказались следующими: слушают музыку все респонденты (100 %). Что касается времени, то ответы такие: менее одного часа – 56,6 %, 1–2 часа – 26,7 %, 2–3 часа – 16,7 % (рис. 4). Таким образом, подростки уделяют прослушиванию музыки достаточно большое количество времени, а значит, этот вид досуговой деятельности можно использовать в решении различных психолого-педагогических задач.
Следующий вопрос анкеты был посвящен изучению места чтения в жизни подростка. На вопрос «Читаешь ли ты книги?» только 23,3 % респондентов ответили утвердительно. 76,7 % опрошенных подростков не читают. Результаты анкетирования также подтвердили многочисленные исследования, в которых делается вывод, что современные подростки в основной массе либо не читают совсем, либо читают очень мало. И это является серьезной проблемой, так как именно чтение позволяет сформировать личность и ее мировоззрение.
Кроме того, мы попросили указать автора и название книги, которую читает респондент. Малая часть (10 %) респондентов ответили, что это произведения из школьной программы, остальные указали следующие произведения:
- «Та, которая приходит незваной»,
- «Город пустых»,
- «Милые кости»,
- «Семь дней творения»,
- «Гоги-моги»,
- «Приключения Тома Сойера»,
- «Тарзан».
Из перечисленных произведений лишь два относятся к классической литературе, и могут оказывать положительное воздействие на личность подростка: «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Тарзан» Эдгара Берроуза. Остальные произведения малоизвестны и являются беллетристикой (легкая литература – приключения, мистика, детектив).
Вместе с тем исследование показало, что 56,7 % респондентов уделяют внимание чтению периодических изданий (журналы и газеты), в том числе в электронном варианте.
Следующий вопрос анкеты помог определить, что «на свежем воздухе» бывает только 31,6 % опрошенных. 68,3 % респондентов указало, что они не гуляют «на свежем воздухе». Это еще одна проблема, связанная в том числе и с отношением к своему здоровью. Данный факт подтверждает пассивное времяпровождение подростков.
Изучая досуговые предпочтения подростков, было важно установить, какими совместными делами с родителями они занимаются. Мы получили следующие ответы: подготовка домашнего задания – 10 %, просмотр телепередач – 6,6 %, работа по дому – 30 %, настольные игры – 1,7 %, нет совместных дел – 61,7 %.
Рис. 4. Время, затрачиваемое подростками на прослушивание музыки
В следующем вопросе мы попытались определить, есть ли у подростков домашние обязанности и какие они. Были получены такие ответы: помощь по дому – 80 %, присматривать за младшими – 5 %, уход за домашними животными – 3,3 %, нет обязанностей – 11,7 %.
В контексте исследования представляет интерес занятость подростков в кружках и секциях. Ответы респондентов распределились следующим образом: танцевальный – 5 %, художественная школа – 5 %, музыкальная школа – 3,3 %, волейбол – 1,7 %, карате – 1,7 %, игра на гитаре – 1,7 %, школа выживания – 1,7 %. Как видно из полученных результатов, большая часть подростков (85 %) не посещают ни секции, ни кружки. Во многом это объясняется коммерциализацией культурно-досуговой деятельности подростков. Однако не исключается тот факт, что предлагаемые кружки и секции не отвечают запросам и интересам подростков.
Для того чтобы наметить перспективы в организации культурно-досуговой деятельности подростков, мы задали следующие вопросы. Первый из них «Знаешь ли ты, что такое волонтерство?», положительный ответ дали 60 % человек, отрицательный 40 %. На вопрос «Занимался ли ты когда-нибудь волонтерской деятельностью?» «да» ответили лишь 10 % человек, 90 % – не занимались.
Заслуживает особого внимания тот факт, что большинство респондентов (70 %) хотели бы быть участником какого-нибудь молодежного объединения. Это подтверждается в работах авторов Г.И. Грибковой, Л.С. Рогачевой [8], М.В. Петровой [9] и др. На наш взгляд, это говорит о желании подростков в самовыражении, самоутверждении, коммуникации.
Проанализировав все ответы на поставленные вопросы, мы выделили такие проблемы в сфере подросткового досуга, как социальная незадействованность, развлекательная направленность и получение удовольствия. На наш взгляд, такое состояние дел провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств, употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Современные подростки совершенно не читают книги. Ведь на самом деле сейчас есть очень много литературы, которая интересна молодому поколению.
Считаем, что наличие выявленных проблем свидетельствует о невысоком качестве организации социально-культурной деятельности подростков, однако современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересованно в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы.
Библиографическая ссылка
Безенкова Т.А., Андрусяк Н.Ю., Олейник Е.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАГНИТОГОРСКА) // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 12. – С. 79-83;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36875 (дата обращения: 02.01.2025).