Руководство организацией культуры и искусства в современных условиях предусматривает комплекс взаимосвязанных действий по эффективному использованию ресурсов в процессе производства, сохранения и распространения культурных благ, направленных на удовлетворение культурных потребностей населения. Вместе с тем для адекватной адресации культурных потребностей требуется не только улучшение содержания предоставляемой ими культурной деятельности, но и ее организационных форм [1, с. 30].
Ведущее значение в реализации культурных потребностей социума в современных условиях занимает деятельность менеджера социально-культурной сферы. В среде культуры и искусства деонтологические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, так как его деятельность связана с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой творческой личностью. Современный менеджер-профессионал выступает чаще всего в роли социального педагога, воспитателя, педагога-организатора, социального психолога, обязан обучать персонал основным элементам своей профессии, ориентированным на реализацию воспитательной функции. Низкий уровень педагогической подготовки руководителей и менеджеров домов культуры приводит к тому, что они оказываются иногда заложниками шоу-программ, круизов, конкурсов, участниками которых являются состоятельные люди, которые могут себе позволить заплатить солидный вступительный взнос. При всем многообразии этих программ, к сожалению, их воспитательный потенциал оставляет желать лучшего [2, с. 22]. Необходимость совершенствования подготовки менеджеров социально-культурной сферы подчеркивается в исследованиях Л.С. Жарковой, Г.Л. Тульчинского, В.М. Чижикова, Е.Л. Шековой.
Анализ требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», № 613 н от 8.09.2015 г., в рамках реализации трудовой функции по организации досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы показывает актуализацию следующих знаний современного менеджера социально-культурной сферы: методов и форм организации деятельности и общения, техники и приемов вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий, техники и приемов общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников [3].
Обобщенная трудовая функция по организационно-педагогическому сопровождению методической деятельности педагогов дополнительного образования базируется на знании методологических и теоретических основ современного дополнительного образования детей и взрослых, современных концепций и моделей, образовательных технологий дополнительного образования детей и взрослых в избранной области. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий предполагает знание методов и форм организации деятельности и общения, техники и приемов вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий.
Данные обстоятельства, а также потребности менеджеров учреждений культуры и досуга Волгоградской области привели к необходимости организации на базе Волгоградского института искусств и культуры профессиональной переподготовки. Была организована и реализована профессиональная переподготовка по программам «Руководитель учреждений культуры клубного типа: современные технологии менеджмента и маркетинга в сфере культуры» и «Руководитель детской школы искусств: менеджмент в системе дополнительного образования в сфере культуры и искусства» для руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования и учреждений культуры клубного типа Волгоградской области в объеме 292 часов.
С учетом проанализированных исследований менеджмента социально-культурной сферы, результатов собственного исследования, требований профессиональных стандартов мы определили научно-методические ориентиры профессиональной переподготовки менеджеров социально-культурной сферы, обеспечивающие целостность профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями науки, культурной политики и потребностями социально-культурной практики. Построение курса профессиональной переподготовки базировалось на системно-модульном подходе, позволяющем объединять преподаваемые дисциплины в модули, как законченные смысловые единицы. В структуре профессиональной переподготовки мы выделили три модуля: педагогика дополнительного образования, психология дополнительного образования, развитие творческих способностей детей и взрослых в дополнительном образовании.
Главным ориентиром в процессе профессиональной переподготовки, объединяющим требования профессионального стандарта и современной практики социально-культурной сферы к менеджеру социально-культурной сферы, является разработанная нами модель педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы, представляющая единство духовно-мировоззренческих, ценностно-смысловых, коммуникативных и деятельностно-технологических компонентов педагогического знания и опыта, объединенных концептуально развитым, гуманистически ориентированным сознанием педагога [2]. Педагогическая компетентность менеджера социально-культурной сферы способствует организации воспитывающей среды, личностно-развивающего общения, культуроразвивающей деятельности и обеспечивает педагогическую поддержку творчества населения. Понимание педагогической компетентности позволило нам определить содержательное наполнение занятий со слушателями, ориентированных на педагогическое решение актуальных вопросов культурного развития населения.
Следующим научно-методическим ориентиром построения профессиональной переподготовки стало знание о смыслопоисковой, креативной функциях и функции воспитательной поддержки педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы. Представление о функциях явилось основанием при планировании занятий со слушателями и отборе приемов, форм, методов профессиональной переподготовки. Смыслопоисковая функция педагогической компетентности позволяет менеджеру определить истинные цели массовых мероприятий и осуществить их педагогическую корректировку. Поэтому на занятиях со слушателями по педагогике дополнительного образования мы анализировали воспитательный потенциал массовых молодежных мероприятий, а также общих, функциональных, дифференцированных технологий, используемых в сфере культуры и досуга. Креативная функция педагогической компетентности позволяет менеджеру рассматривать процесс профессионального взаимодействия с коллегами как творческий акт и применять полученные результаты в организации культурных массовых мероприятий и актуализации их воспитательной направленности. Для развития данной функции на занятиях мы анализировали различные профессиональные кейсы и предлагали слушателям решать обозначенные в кейсах проблемы. Процесс решения профессиональных кейсов предполагает освоение слушателями алгоритма, который позволяет анализировать ситуацию, выделять профессиональный аспект проблемы, формулировать цель и задачи, отбирать варианты решения обозначенной проблемы. Среди нескольких вариантов решения проблемы слушателям-менеджерам нужно было выбрать наиболее оптимальный способ решения обозначенной проблемы. Освоение алгоритма, воспитательная оценка предлагаемого решения активизируют процессы самоосознания и самосовершенствования менеджеров социально-культурной сферы.
Функция воспитательной поддержки способствует созданию воспитательной среды в учреждении культуры и моделированию системы педагогических средств, позволяющей запускать механизмы профессионально-личностного саморазвития во взаимодействии с участниками культурного пространства. В связи с этим на занятиях слушатели-менеджеры выстраивали перспективы профессионального и личностного саморазвития как процесса целенаправленного, качественного, самоизменения личностной и профессиональной сферы, под влиянием собственных противоречий в результате взаимодействия со значимыми людьми [4, с. 147]. Развитие функций педагогической компетентности менеджера в социально-культурной сфере на занятиях по организации досуговой деятельности со слушателями способствует усилению педагогической направленности менеджеров социально-культурной сферы и формированию профессионального сознания слушателей курсов.
Методика проведения лекционных и семинарских занятий базировалась на научных основах организации процесса обучения в высшей школе С.И. Смирнова, технологии контекстного обучения А.А. Вербицкого, закономерностях обучения в высшей школе С.И. Архангельского, андрагогических принципах обучения, выделенных С.И. Змеевым. Взрослая категория слушателей курсов в отличие от студентов имеет сильную мотивацию к обучению, заданные условия обучения, чёткий ориентир эффективности, стремление к самостоятельной оценке эффективности и достаточный опыт, чтобы эту оценку произвести [5, с. 68]. Поэтому при организации занятий со слушателями мы ориентировались на принципы совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, системности и контекстности обучения, а также актуализации результатов обучения [6, с. 65]. Применительно к аудитории менеджеров социально-культурной сферы интерактивное взаимодействие – это активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности с постоянной сменой форм и способов коммуникации. Это необходимо для оптимизации моделей поведения участников курсовой подготовки [7]. На занятиях по педагогическим конфликтам, развитию творческих способностей со слушателями курсов мы использовали элементы деловых профессиональных игр, разбирали профессиональные ситуации, непосредственно связанные с реализацией профессиональных функций менеджеров социально-культурной сферы. Очень часто процесс решения профессиональных ситуаций сопровождался дискуссией менеджеров, которая способствовала развитию культуры ведения спора, умению выслушивать противоположную точку зрения и работать в команде. Сочетание методов сотрудничества, согласование действий, предъявление алгоритма решения проблемы и соревнования способствуют развитию рефлексии, активизируют внутренний диалог, формируют адекватную самооценку менеджеров-слушателей.
Следующим научно-методическим ориентиром реализуемых курсов является деятельностный подход, способствующий анализу разных аспектов организаторской, методической, научной, инновационной, воспитательной деятельности менеджера и определению особенностей педагогического взаимодействия и управления в них. Разработанные показатели адаптивного, функционального и творческого уровней развития педагогической компетентности позволили нам выстроить систему различных заданий для совершенствования процесса профессиональной переподготовки. Для слушателей адаптивного уровня предлагались индивидуальные задания, связанные с оценкой воспитательного потенциала культурных мероприятий и решением профессиональных ситуаций и усилением педагогической направленности профессиональной деятельности. Менеджеры функционального уровня в процессе профессиональной переподготовки выполняли задания, актуализирующие процесс профессионально-личностного саморазвития и формулировали цели своего профессионального самосовершенствования. Представители творческого уровня разрабатывали стратегию проектирования деятельности учреждения культуры на основе личностно-развивающего взаимодействия и выбранной педагогической концепции.
По итогам профессиональной переподготовки выпускникам курсов необходимо было защитить собственный проект, запускающий рефлексию собственной деятельности, определяющий воспитательный аспект организуемых мероприятий и разработку концепции профессиональной деятельности. При моделировании собственной концепции менеджеры сферы культуры и досуга акцентировали внимание на педагогической проблеме в своей деятельности; исходя из выделенной проблемы, формулировали цель концепции, определяли средства по достижению поставленной цели, выделяли условия эффективности педагогической деятельности и показывали результаты, подтверждающие достижение поставленной цели. В результате анализа представленных концепций слушателей мы обнаружили, что представители адаптивного уровня развития педагогической компетентности в основном выделяли педагогические проблемы личностного характера, менеджеры функционального уровня ориентировались на проблемы взаимоотношений с коллегами в коллективе в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий. Представители высокого творческого уровня педагогической компетентности выделяли проблемы, связанные с эффективной деятельностью всего коллектива на протяжении всего профессионального цикла жизнедеятельности и включением в непрерывное образование и самообразование.
Для эффективного взаимодействия в организациях социально-культурной сферы менеджеры на занятиях разбирали основы педагогической конфликтологии через изучение элементов конфликта, функций конфликтов и способов разрешения конфликтов. Понимание слушателями различий между оппонентами первого и второго рангов, отстаивающих интересы в споре, способствовало развитию функций педагогической компетентности и умению работать в команде. Для слушателей результативным оказалось представление о положительных функциях конфликта, способствующих развитию коллектива, определению новых направлений в развитии коллектива и коррекции нарушений в ценностно-смысловой сфере участников культуротворческого процесса. Полученное знание о природе конфликта позволило нам на занятиях по основам принятия решения со слушателями разобрать существующие тактики поведения в конфликте через различные ситуации профессиональной деятельности менеджеров социально-культурной сферы.
В профессиональных стандартах руководителей учреждений культуры сделан акцент на знания основ управления проектами и методологии деятельности в сфере культуры, искусства, народного творчества. Проектная деятельность способствует самостоятельному получению знаний и развитию инициативы среди посетителей, тех самым активизируя процесс их социализации. Планирование и руководство проектами предполагает четкое представление о методологии исследования, о специфике научно-исследовательской и проектной деятельности, а также о классификации проектов, реализуемых на практике в социально-культурной сфере. Для систематизации и усвоения указанных знаний менеджерами на практических занятиях по проектированию в социально-культурной сфере рассматривались вопросы, отражающие методологические характеристики проектной, исследовательской деятельности и требования к ним. В микрогруппах слушатели учились формулировать темы проектов на основе предложенных четырех формул, разрабатывать замысел проекта и обосновывать основные этапы реализации проектной деятельности. Такая организация занятий давала возможность слушателям определять особенности развития творческих способностей населения, перспективы развития социально-культурных учреждений, экспериментировать и самостоятельно делать выводы, получить «обратную связь» личностно-развивающих деловых и межсубъектных отношений в организации.
Итоговое тестирование, задания на рефлексию пройденных занятий, беседа со слушателями, опрос, диагностика уровней развития педагогической компетентности, проведенная по итогам профессиональной переподготовки, показали увеличение представителей творческого уровня педагогической компетентности, уменьшение количества адаптивного и функционального уровней развития педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы. Таким образом, выделенные научно-методические ориентиры профессиональной переподготовки позволили спроектировать логику и отобрать содержание, приемы, формы, методы работы со слушателями – менеджерами социально-культурной сферы, способствующие эффективности профессиональной деятельности обеспечивающей нравственно-воспитывающую направленность государственных и инициативных структур, организующих сферу досуга.
Библиографическая ссылка
Веденеев А.Г. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 11. – С. 91-95;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36851 (дата обращения: 08.12.2024).