Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Баранова Т.А. 1
1 ГБОУ ВО «Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого»
Задачами высшего учебного заведения сегодня является подготовка успешного специалиста, обладающего рядом личностных качеств и способностей, которые позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности. Вуз планирует образовательную деятельность с учетом требований современной экономической ситуации, федеральных образовательных стандартов и собственных учебных планов с целью оптимизации подготовки будущего специалиста, а также определяет пути и способы формирования ключевых компетенций на уровне методов и видов учебной деятельности. Структурированная и систематизированная проектная деятельность студентов выступает как условие формирования универсальных компетенций будущего специалиста. Идея интегрирования проектной деятельности в учебную и воспитательную среду вуза заключается в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута студента, что позволит актуализировать работу по самосовершенствованию и саморазвитию учащегося в профессиональном и личностном аспектах. Проектную деятельность студента необходимо структурировать с точки зрения целей, задач, этапов реализации, планируемого результата, видов деятельности и методов воздействия на личностные качества и способности. Критериями оценки эффективности проектной деятельности являются индикаторы степени сформированности универсальной компетенции.
проектная деятельность студентов
метод проектов
универсальные компетенции
личностные качества
профессиональные способности
1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. – Newton Square, Pa: Project Management Institute, 2008. – Р. 468.
2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина. – СПб.: КАРО, 2015. – 176 с.
3. Смирнова И.Н. Организация проектной деятельности студентов в условиях нового образовательного стандарта // Известия ВГПУ. – 2016. – № 4(273). – С. 44–47.
4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.
6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина. – СПб.: КАРО, 2015. – 176 с.
7. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / / Под ред. А.В. Великановой. – Самара: Профи, 2001. – 60 с.
8. Положение о разработке и утверждении образовательных стандартов высшего образования СПбПУ и внесении в них изменений\ приложение к приказу от 16.06.2017 № 1096 [Электронный ресурс]. – URL: http://dep.spbstu.ru/suos_vo/ (дата обращения: 12.08.2017).
9. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». – М..; Тверь: СФК-офис, 2012. – С. 35.

Последние десятилетия российская система образования характеризуется изменением представлений о личности студента, которая сегодня выступает в качестве субъекта образовательного процесса и наделяется индивидуальными личностными свойствами, определяющими ее самостоятельность, ответственность, независимость, способность к саморегуляции, саморазвитию. Вместе с тем и современная экономическая ситуация предъявляет новые требования к специалистам, среди которых все большее внимание уделяется их интеллектуальным, коммуникативным, организационным качествам, рефлексии и самоактуализации, позволяющим успешно достигать поставленных задач в широком социальном, экономическом, культурном контексте. Способность получать и творчески применять знания, самостоятельно и неординарно мыслить, анализировать, делать выводы, грамотно планировать действия и эффективно их осуществлять, продуктивно сотрудничать в команде – это те основополагающие компоненты, которые обеспечивают конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда. Наиболее оптимальным путем формирования вышеперечисленных личностных качеств и способностей в рамках высшего учебного заведения, на наш взгляд, является интеграция проектной деятельности студентов в образовательный процесс.

Мировой стандарт управления проектами Project Management Body of Knowledge (PMBOK), разработанный ассоциацией руководителей проектов (PMI), определяет проект как временное предприятие, предназначенное для создания исключительных продуктов, услуг или результатов [1].

В контексте высшего учебного заведения работа с проектами рассматривается как форма учебных занятий, основной принцип которых заключается в такой организации деятельности студентов, при которой обеспечивается их максимальная самостоятельность. А сама проектная деятельность студентов выступает как последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся [2].

Современная педагогика трактует метод проектов как педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [3]. Эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, с одной стороны, и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологий, творческих областей – с другой [4].

Метод проектов позволяет решить следующие дидактические задачи:

- актуализировать межпредметные связи в процессе подготовки учащихся;

- более полно реализовать взаимосвязь теории и практики в учебной деятельности учащихся;

- повысить уровень усвоения учащимися знаний и умений;

- повысить активность учащихся как субъектов образовательного процесса, усилить роль самообразования, самообучения, саморазвития;

- целенаправленно формировать компетенции и метапрофессиональные качества обучаемых [5].

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС 3+), требования которых сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования, так как являются требованиями к результатам освоения основных образовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий или компетенций, представленных в ФГОС [6].

Компетенция формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включенности в деятельность [7]. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность позволяет решить основополагающие задачи современного высшего образования:

– во-первых, целенаправленно (в практическом, тематическом, идеологическом планах) организовывать обучение студентов;

– во-вторых, в процессе деятельности студентов развивать способности применять знания, умения и навыки для решения практико-ориентированных задач;

– в-третьих, посредством успешной реализации деятельностного подхода к обучению формировать заявленные ФГОС компетенции.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 10, статья 11), Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого (СПбПУ) как национальному исследовательскому университету предоставлено право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. В 2017 г. сотрудниками Гуманитарного института СПбПУ и представителями работодателей был разработан самостоятельно установленный образовательный стандарт (СУОС) по направлению подготовки бакалавров 45.03.02 «Лингвистика».

СУОС в обязательном порядке учитывает требования профессиональных стандартов и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Также требования СУОС соответствуют программе развития и образовательной политике СПбПУ. Глобальной целью СУОС является формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у выпускника образовательных программ бакалавриата.

Модуль проектной деятельности входит в обязательный компонент программы бакалавриата и направлен на формирование способности к решению профессионально-ориентированных задач. Проектная деятельность студентов может быть организована и в рамках дисциплины (курсовые работы и курсовые проекты и т.д.) и в рамках отдельного модуля образовательной программы (как междисциплинарный проект), а также в процессе прохождения практики.

В состав модуля проектной деятельности включается дисциплина «Основы проектной деятельности» трудоемкостью 3 з.е., которая формирует у студентов базовую систему знаний в области теории и практики проектной деятельности и ориентирует учащихся на самостоятельную реализацию полученных знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности. Программа предполагает в течение одного семестра освоение студентами освещенных в ней вопросов в процессе проведения разнообразных лекционных и практических занятий, включающих выполнение самостоятельных творческих работ в форме презентаций (докладов) и разработку собственных проектов.

В результате изучения курса у студентов формируются универсальные компетенции, которые отражают запросы общества и личности к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника программы высшего образования соответствующего уровня, а также включают профессиональные характеристики, определяющие «встраивание уровня образования в национальную систему профессиональных компетенций» [8]. В табл. 1 представлены универсальные компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины «Основы проектной деятельности».

Таблица 1

Универсальные компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины «Основы проектной деятельности»

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника программы бакалавриата

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Содержательный компонент дисциплины «Основы проектной деятельности» состоит из двух разделов:

1. Теоретические основы проектной деятельности (история возникновения и развития метода проектов, метод учебных проектов, типология проектов, общая характеристика логико-структурного подхода к разработке проектов и т.д.).

2. Технология работы над проектом (трудности при проектировании, этапы работы над проектом, деятельность на различных этапах проектирования и т.д.).

Базовый раздел «Теоретические основы проектной деятельности» знакомит студентов с основными ключевыми понятиями, классификацией и структурой проекта, формирует представление об объектах проектирования и специфике предмета проектной деятельности; о достоинствах логико-структурного подхода; об условиях создания здорового климата в коллективе, а также обучает выявлять признаки и основные элементы проекта, выстраивать структурную логику проектирования.

Раздел «Технология работы над проектом» ориентирован на подготовку студентов к дальнейшей самостоятельной работе над проектом. Знания о подходах к формулированию темы и проблемной ситуации, а также о типичных ошибках при выборе и определении проблемы исследования, объекта и предмета исследования, о методике SMART формируют умение анализировать проблемную ситуацию, фиксировать противоречие, определять цель и задачи исследования. Владение информацией об основных этапах работы над проектом, порядке действий, который реализуется при выполнении проектов, обеспечивает умения студентов распределять продуктивно время работы над проектом, выполнять самостоятельные действия, направленные на осуществление проекта в соответствии с заданными требованиями.

Рассмотрим работу над проектом в контексте формирования заявленных ранее универсальных компетенций – УК-1, УК-2, УК-3. Проектная деятельность студентов организуется в пять этапов, которые последовательно совершенствуют уровень формируемых компетенций и, реализуя деятельностный подход к обучению, актуализируют самостоятельную работу студента над заданной или выбранной проблемной ситуацией:

1 этап – подготовка проекта:

- Формулирование темы и актуальность исследования.

- Выявление проблемы и ее составляющих.

- Определение объекта и предмета исследования.

- Постановка цели.

- Создание команды, выбор лидера, распределение ролей в команде.

На данном этапе работы над проектом возможно формирование таких компетенций, как УК-1, УК-2 и УК-3.

2 этап – планирование проекта:

- Подробный анализ проблемы (причины, признаки, пути и методы решения).

- Определение структуры работы.

В процессе работы на 2-ом этапе у студентов формируется УК-2.

3 этап – реализация проекта:

- Подборка и выбор материала.

- Выполнение задач проекта.

- Формулирование выводов.

На этапе реализации конкретного проекта возможно формирование таких компетенций, как УК-1, УК-2 и УК-3.

4 этап – презентация проекта:

- Демонстрация проекта.

- Предоставление отчетной документации, выполненной в соответствии с установленными требованиями.

В процессе работы на 4-ом этапе у студентов формируются УК-1, УК-2 и УК-3 в совокупности.

5 этап – рефлексия:

- Самооценка достигнутого результата.

На данном этапе работы над проектом формируется УК-1.

Контроль уровня сформированности ключевых компетенций проектной деятельности студентов оценивается степенью развитости индивидуально-личностных качеств и профессиональных способностей, которые представлены в табл. 2 как индикаторы достижения универсальных компетенций.

Таблица 2

Индикаторы достижения универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника программы бакалавриата

Индикаторы достижения

компетенции

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

- Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи.

- Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

- Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.

- Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.

- Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи.

Осуществляет рефлексию как осознание оснований собственных действий

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

- Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач.

- Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений.

- Решает конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время.

- Публично представляет результаты решения конкретной задачи проекта

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

- Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде.

- Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).

- Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата.

- Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в том числе участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды

В соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы проектной деятельности» студентам предлагается выполнить проект на следующие актуальные вопросы их будущей профессиональной деятельности:

1. Модуль академической мобильности в рамках индивидуальной образовательной траектории.

2. Рассмотрение различий между дисциплинами устного и письменного перевода с учетом классификации цикла дисциплин.

3. Воспитание как целенаправленный процесс развития и формирования личности.

4. Формирование и воспитание личности в учебной деятельности.

5. Специфика контрольно-самостоятельной работы.

6. Совершенствование лингвистических компетенций студентов-лингвистов в свободное от занятий время.

7. Индивидуальная образовательная траектория.

8. Кастомизация основной образовательной программы для составления плана индивидуальной образовательной траектории.

9. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.

10. Межличностные конфликты в учебной деятельности.

Предлагаемые учащимся вопросы характеризуются междисциплинарностью (например, решение ситуации «Индивидуальная образовательная технология» предполагает применение знаний не только из области лингвистики, но и педагогики и психологии), что имеет важное значение для формирования вышеуказанных универсальных компетенций, поскольку в ходе профессиональной деятельности специалист зачастую сталкивается с задачами, не имеющими эталонных решений. Междисциплинарность проектной идеи создает условия для самореализации личности посредством развития интеллектуальных возможностей и творческих способностей, что способствует формированию и развитию не только универсальных компетенций, но и помогает конкретной тематической направленностью проектных работ найти студентам оптимально верный ответ на практически значимый вопрос для них.

Отметим, что проектная деятельность студентов может быть реализована и в рамках конкретной образовательной дисциплины («Основы проектной деятельности»), а также может послужить методом организации, мониторинга и контроля самостоятельной деятельности учащихся в контексте образовательного процесса вуза. В этом случае основополагающей идеей интеграции проектной деятельности в учебную и воспитательную среду становится разработка индивидуального образовательного маршрута с учетом возможностей и потребностей студентов, а также специфики направления подготовки.

Поэтому преподавателю отводится ключевая роль в ходе проектирования: он должен скоррелировать задачи проекта, которые укажут способы достижения цели и определять виды деятельности на каждом этапе, что поможет студентам сформировать в своем сознании модель успешного решения вопроса будущей профессиональной деятельности и обрести навык применения данной модели на практике.

В целом современные условия образовательного процесса в высшем учебном заведении должны обеспечивать индивидуализацию обучения, под которой следует понимать «способ обеспечения каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории» [9, с. 35]. Проектирование и реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом личностных возможностей и устремлений позволят студенту сформировать именно те качества, которые на текущий момент наиболее востребованы обществом.

Таким образом, дисциплина «Основы проектной деятельности» способствует формированию и развитию не только универсальных компетенций, но и помогает конкретной тематической направленностью проектных работ найти студентам оптимально верный ответ на практически значимый вопрос для них.


Библиографическая ссылка

Баранова Т.А. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 88-92;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36806 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674