Модернизация высшего образования обуславливает необходимость пересмотра теоретико-методологических основ и внедрение инноваций. Моделируя вовлечение преподавателей в инновационную деятельность как педагогическую систему, важно обратить внимание на технологический компонент данного процесса. Технологический компонент системы раскрывает ее технологический аспект, ориентирует на управляемость рассматриваемых процессов [4, 5].
Технология вовлечения преподавателей в инновационную деятельность, направленная на формирование личностно-профессиональных качеств, основана на личностно-ориентированном, ресурсном и синергетическом подходах, которые позволяют учитывать связи между управлением ресурсами вуза и развитием инновационного потенциала преподавателей, между механизмами субъект-субъектного взаимодействия в процессе преодоления барьеров. Указанным закономерностям соответствуют принципы активизации инновационного потенциала преподавателя в инновационной среде вуза и принципы профессионального самосовершенствования (принцип развития (саморазвития), принцип самодеятельности и принцип рефлексии).
Теоретико-эмпирическое исследование Л.М. Митиной показало необходимость целенаправленного личностного и профессионального развития человека в условиях непрерывного образования. В основе непрерывного образования автор рассматривает принцип саморазвития, позволяющий личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и обусловливающий стратегию инновационной деятельности и гуманистического образа жизни. Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности, самоанализа, отражающего профессионально значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.
В соответствии со структурой инновационного потенциала личности система инновационных знаний, умений, компетенций и опыта составляет инновационную компетентность преподавателя, а совокупность личностных качеств – инновационную креативность. Это определяет цель рассматриваемой нами технологии.
Цель технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов мы можем сформулировать следующим образом: создание оптимальных условий для формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза.
Исходя из структуры инновационного потенциала, мы определим задачи, конкретизирующие сформулированную цель:
1 – создание условий для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для развития личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности;
2 – создание условий для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности;
3 – создание условий для формирования рефлексивной деятельности преподавателей.
Достижение цели обеспечивается содержанием технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов, которое должно предусматривать непрерывное образование преподавателей в различных формах: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации. Однако только обучение не способствует цели. Субъект инновационной деятельности должен получить образцы выполнения этой деятельности. Наиболее эффективным способом получения таких образцов является проектирование преподавателем новых образовательных продуктов. В маркетинге понятие «образовательный продукт» рассматривается как специфическая форма образовательного товара, который способен удовлетворить потребность субъекта образовательной деятельности, связанную с формированием необходимых ему личных и профессиональных компетенций. Разработка инновационных образовательных продуктов, как отмечает А.П. Панктрухин, является частью инновационной стратегии страны. Связь инноваций с разработкой новых образовательных продуктов отмечают Д.И. Воронин, С.Н. Каштанова, Э.К. Самерханова [2]. Интересна точка зрения А.А. Ченцова, определяющего образовательный продукт как результат научно-педагогического труда. Близко к этому понимание инновационного продукта в маркетинге – это результат умственного труда, востребованного потребителем. Многогранность и интегративность понятия «образовательный продукт», включающего в себя характеристики различных наук, отмечает Л.В. Журавлева. Определяя инновационные образовательные продукты как результат научно-педагогической, научно-исследовательской или инновационной деятельности преподавателей, который, с одной стороны – востребован в образовании и, с другой стороны – формирует субъекта этой деятельности [3]. Важным для нас с точки зрения задач рассматриваемой технологии является формирующий аспект проектирования инновационных образовательных продуктов.
Также важным для получения опыта осуществления инновационной деятельности и опыта работы в команде является участие преподавателей в инновационных проектах вуза.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает, что субъект образования может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Ставя задачу не только овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, но развития у них личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности, мы говорим, что это возможно при условии использования активных и интерактивных методов обучения преподавателей.
Активные методы рассматривали в своих исследованиях В.Н. Кругликов, В.А. Сластенин, А.А. Вербицкий и др. При использовании активных методов обучения деятельность обучающихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер, что способствует формированию инновационной креативности обучающихся [1].
Широко используемые в последнее время в теории и практике образования интерактивные методы имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и обучающихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.
Интерактивное взаимодействие – это процесс совместной коммуникации субъектов образовательной деятельности, характерной особенностью которой является пространственно-временное соучастие данных субъектов. Всё это создаёт предпосылки для постановки конкретных целей, предвосхищение результата деятельности, способствующего самореализации каждого участника процесса, возникновению межличностных отношений.
Применительно к обучению преподавателей интерактивное взаимодействие – это активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности с постоянной сменой форм и способов коммуникации. Это необходимо для оптимизации моделей поведения участников образовательного процесса [4].
Таким образом, применение активных и интерактивных форм обучения преподавателей по проектированию инновационной деятельности позволяет решать задачи профессионального и личностного развития.
Формы, с помощью которых может быть реализована технология:
– курсы повышения квалификации,
– семинары: научно-практические и научно-методические семинары, тренинг-семинары,
– вебинары,
– индивидуальные консультации.
Средства реализации технологии:
– веб-сервисы,
– учебные, учебно-методические и иные пособия,
– электронные образовательные ресурсы.
Для решения второй задачи технологии наиболее эффективным будет метод проектов. Этот метод, разрабатываемый в начале ХХ века Дж. Дьюи, У.Х. Килпатриком, Э. Коллингсом, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениным и др., первоначально применялся при обучении школьников. Он требует практического употребления теоретических знаний при решении конкретных задач или проблем в совместной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, Л.Б. Прокофьева) и активно используется во многих странах не только в школах, но и в ссузах, вузах. Метод проектов может быть применен и к формированию профессионально-личностных ресурсов в вузе.
Формой при этом является проектная деятельность преподавателей, академическая мобильность преподавателей, средствами – рабочие совещания, проектные сессии.
Для решения поставленных задач рассматриваемой нами технологии применяются рефлексивные методы.
Рефлексия как метакомпетентность подразумевает способность применять ранее освоенные навыки в любых новых ситуациях, при этом постоянно расширять сферу профессиональных навыков с учетом новых технологий [6].
В профессиональной деятельности преподавателя вуза можно выделить несколько видов рефлексии по классификации И.Н. Семенова, С.Д. Степанова, А.В. Карпова, определяющих уровень профессиональной компетентности:
– интеллектуальную, направленную на осмысление совершаемого субъектом действия в содержании проблемной ситуации;
– личностную, направленную на критическое осмысление себя и других как субъектов деятельности;
– коммуникативную, связанную с переосмыслением представлений о внутреннем мире другого человека;
– деятельностную, направленную на переосмысление собственной деятельности и коллективного взаимодействия.
Развитие данных видов рефлексии имеет важное значение для успешной профессиональной деятельности преподавателя вуза, включая и инновационную деятельность.
В рефлексивной психологии принято выделять две группы методов развития рефлексии:
– рефлексивно-игровые методы развития (инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и организационно-обучающие игры);
– различные виды социально-психологического тренинга.
Игровые рефлексивные методы способствуют осознанности ценностей, смыслов, форм и средств самореализации и саморазвития, дают возможность найти или выработать собственный способ жизнетворчества. Как метод развития рефлексивных способностей социально-психологический тренинг используется для формирования коммуникативной рефлексии.
Тогда формами реализации технологии с учетом выбранных методов будут:
– дискуссии,
– рефлексивные игры,
– семинары,
– индивидуальное консультирование,
– тренинги.
В качестве средств реализации технологии с учетом применения рефлексивных методов определим: диагностические карты, on-line опросы, дневники (журналы) рефлексии, игротехники.
Условия:
– наличие системы планирования и организации повышения квалификации преподавателей с учетом потребностей профессионального и личностного роста;
– участие преподавателей в инновационных проектах;
– наличие возможности академической мобильности преподавателей;
– наличие возможности самооценки профессиональных затруднений.
Результат:
– повышение уровня инновационной продуктивности преподавателей вуза.
На наш взгляд, формирование инновационной компетентности и инновационной креативности позволяет преодолеть структурно-информационный барьер инновационной деятельности в фазе программирования и предметно-образовательный барьер – в фазе реализации программы (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова).
Средства измерения:
– Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.
– Анализ публикационной активности (по индексу Хирша).
– Матрица самооценки выбора инновационных продуктов.
Структуру технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов представим в таблице.
Структура технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов
Закономерности: – существуют устойчивые связи между механизмами субъект-субъектного взаимодействия в процессе преодоления барьеров инновационной деятельности; – существует взаимосвязь между управлением ресурсами вуза и развитием инновационного потенциала преподавателя |
Подходы: Личностно-ориентированный Ресурсный |
||
Цель: создание оптимальных условий для формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза |
Принцип: Принципы профессионального самосовершенствования Принцип активизации инновационного потенциала преподавателя в инновационной среде вуза |
||
Задачи |
Содержание |
||
Методы |
Формы |
Средства |
|
1 – создание условий для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для развития личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности |
Методы активного и интерактивного обучения |
– курсы повышения квалификации, – семинары: научно-практические и научно-методические семинары, тренинг-семинары, – вебинары, – индивидуальные консультации |
– веб-сервисы; – учебные, учебно-методические и иные пособия; – электронные образовательные ресурсы |
2 – создание условий для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности |
Метод проектов |
– проектная деятельность преподавателей, – академическая мобильность преподавателей |
– рабочие совещания, – проектные сессии |
3 – создание условий для формирования рефлексивной деятельности преподавателей |
Рефлексивные методы |
– дискуссии, – рефлексивные игры, – семинары, – индивидуальное консультирование – тренинги |
– диагностические карты, – онлайн-опросы, – дневники (журналы) рефлексии, – игротехники |
Результат: повышение уровня инновационной продуктивности преподавателей вуза |
Средства измерения: – Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности. – Анализ публикационной активности (по индексу Хирша). – Матрица самооценки выбора инновационных продуктов |
Таким образом, технология формирования личностно-профессиональных ресурсов предусматривает овладение преподавателями вуза знаниями, способами, средствами инновационной деятельности, получение опыта инновационной и рефлексивной деятельности, формирование личностных качеств, способствующих успешности инновационной деятельности. Представленная в тексте статьи технология позволяет создать оптимальные условия формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза.
Библиографическая ссылка
Фильченкова И.Ф. ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 8. – С. 116-120;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36790 (дата обращения: 21.11.2024).