Требования современного общества к подрастающему поколению с каждым годом охватывают всё больший спектр социальной деятельности, ежедневное преодоление трудностей и препятствий при решении даже самых незначительных вопросов, – то, с чем приходится сталкиваться почти каждому подростку, проявляя при этом сформированные в той или иной степени на данном этапе своей жизни волевые качества. Постоянно усложняющиеся условия учебной и бытовой деятельности накладывают ощутимый отпечаток на еще не до конца сформировавшейся, хрупкой и от того весьма чувствительной к разного рода естественным и искусственно создаваемым воздействиям личности подростка.
Актуальность проблемы формирования волевых качеств на каждом новом этапе возрастной периодизации остается открытым вопросом как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и в настоящее время, поскольку поднимаясь на каждую новую ступень своего развития, ребенок ощущает на себе давление всех без исключения факторов в практически любой сфере своей жизнедеятельности. Личность ребенка стремится руководствоваться моральными нормами, интересами, индивидуальными потребностями, а также идеями, традициями людей, в среде которых он живет [1]. С точки зрения Е.П. Ильина, проблемы волевой деятельности и общения, с особой остротой возникающие на этом этапе, связаны непосредственно с включением подростка в новый вид ведущей деятельности, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп.
Изучению воли и проблемам формирования ее отдельных проявлений у детей подросткового возраста посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Л.И. Божович, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, К. Макгонигал, А.Х. Маслоу, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, И.В. Страхов и др.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов жизни, который оказывает особое влияние на всю последующую судьбу человека и его нравственно-волевую сферу. Этот возраст обычно характеризуют как переходный, переломный, критический, возраст полового созревания, перехода от детства к юности, от незрелости к зрелости. Он характеризуется появлением таких важнейших специфических черт, как стремление к общению со сверстниками, возникновение в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.
Сложности в осуществлении формирования волевой сферы на этапе подросткового возраста связаны с неравномерным развитием отдельных сторон психики, которые в свою очередь принимают непосредственное участие в произвольной деятельности. Особенно существенны в этом плане отставания в уровне развития нравственных качеств, тесно связанных с ними особенностей в мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неадекватность, неустойчивость). В связи с этим развитие воли у подростков приостанавливается доминированием психобиологических образований над естественно сформированными личностными новообразованиями [2].
У детей подросткового возраста особо сложно поддаются формированию такие волевые качества как выдержка, целеустремленность, настойчивость из-за неспособности сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции; нежелания постоянно и длительно добиваться цели, не снижая при этом энергии в борьбе с трудностями. Наряду с отмеченными недостатками в эмоционально-волевом развитии подростков имеется ряд положительных личностных предпосылок для формирования волевых качеств, к ним, в частности, относится повышенный интерес школьников к постоянному развитию личности, приобретению навыков самоконтроля, самоорганизации в процессе преодоления трудностей.
В этой связи одну из ключевых ролей в ходе формирования волевых качеств занимает личность педагога, который при решении существующей проблемы в свою очередь должен обладать потенциальными возможностями успешно решать те или иные задачи в этом объективно сложном процессе, одновременно сочетая в себе такие характеристики, как ответственность, организованность, дисциплинированность, умение избирать наиболее оптимальные пути достижения поставленной цели, стремление регулярно повышать уровень качества своего профессионализма [3].
Особое место в целостно организованном педагогическом процессе по формированию разносторонне развитой личности подростка, обладающей обширным набором активно используемых по мере возможностей во всех видах своей деятельности волевых качеств, уделяется средствам физической культуры, способным полноценно влиять на положительную динамику уровня их формирования [4]. Принято считать, что к средствам физической культуры, оказывающим влияние на становление воли у подростков относят физические упражнения, оздоровительные силы природы, а также гигиенические правила и нормы. Общеразвивающие физические упражнения, гимнастика с основами акробатики, лыжные гонки, легкая атлетика – все это непосредственно влияет на решение рассматриваемого вопроса, однако в контексте изучения одного из способов решения проблемы формирования волевых качеств у школьников подросткового возраста на уроках физической культуры, в рамках нашего исследования хотелось бы уделить особое внимание спортивным играм [5].
Формируя волевые качества подростка в процессе проведения спортивных игр, авторы обратили внимание на то, что педагог должен учитывать особенно характерное для ребенка этого возраста эмоционально яркое желание принимать активное участие в жизни коллектива. Получение опыта коллективных взаимоотношений непосредственным образом влияет на формирование волевой сферы подростков на уроке и внеклассных занятиях, которые являлись неотъемлемой частью нашего эксперимента. Проанализировав до начала формирующего этапа диссертационного исследования научную литературу, мы приняли во внимание то, что спортивные игры, активно используемые на уроках физической культуры, развивают чувство долга, товарищества, ответственности перед коллективом, стремление к взаимопомощи, способность не считаться с личными интересами, когда это необходимо в ответственный момент.
В игре для подростка особенно важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения. Как правило, общественная оценка классного коллектива на проводимых нами уроках физической культуры и в ходе спортивной игры, например баскетбола, волейбола или часто применяемой его свободной интерпретации – пионербола, значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей в других сферах деятельности, что отражается в наибольшей степени чуткой реакцией отдельного учащегося на дружное воздействие коллектива одноклассников. Поэтому предъявление требований к подростку, для дальнейшего формирования у него рассматриваемых волевых качеств, через спортивные игры – один из путей воздействия на развитие его личности.
В рамках нашего исследования под формированием волевых качеств мы понимаем педагогический процесс, результатом которого является улучшенная способность человека сознательно регулировать свое поведение и деятельность, связанная с преодолением внешних и внутренних препятствий (Е.П. Ильин). В этой связи выбор разработки и реализации авторской модели по формированию волевых качеств у подростков средствами физической культуры с использованием спортивных игр как одного из важнейших средств решения поставленной проблемы весьма обоснован. Волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и др. существенно повышают двигательную активность ребенка, заставляя его искать наиболее оптимальный путь решения задач и целей игры, тем самым проявляя такие актуальные в подростковом возрасте волевые качества, как выдержка, решительность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, мало того, тактические вопросы, решаемые в течение самой игры, активно обсуждаются командами, подтверждая то, что коллективная форма организации уроков, плодотворно влияет на все без исключения стороны личности школьника. Хотелось бы отметить, что именно эти качества являются определяющими у многих авторов волевой проблематики, а также получили наибольший рейтинг всеми субъектами образовательного процесса, в рамках которого проходил наш эксперимент.
Приведем краткие характеристики каждого из рассматриваемых качеств: выдержка (качество личности, проявляющееся в способности сдерживать психические и физические проявления, являющиеся непосредственной помехой достижения цели), решительность (индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно, а также своевременно принимать ответственные решения, упорно реализуя их в реальной деятельности), целеустремленность (точно сформулированная, отчетливо осознанная человеком способность предпринимать необходимые действия для осуществления намеченных планов), инициативность (способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, а также волевым проявлениям в ситуациях требующих участия), настойчивость (качество, позволяющее добиваться поставленных целей, несмотря на препятствия возникающие на пути ее достижения).
В ходе эксперимента 4 класса одной параллели двух образовательных организаций МАОУ «Лицей № 36» и ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» (в 2014/15 гг. 7-е классы, в 2015/16 гг., 8-е классы) были разделены на экспериментальную и контрольную группы (всего 102 человека). На протяжении всего исследования был применен комплекс методов и средств, представленных в работе, отдельно также произведены замеры в ходе использования спортивных игр, как одного из путей формирования волевых качеств у школьников подросткового возраста, результаты которых впоследствии были включены в общие данные уровня сформированности рассматриваемых
качеств.
В эксперименте использовался авторский диагностический инструментарий, позволяющий не только на отметке рубежной диагностики выявлять уровни сформированности волевых качеств, но и оценивать их проявления в онлайн-режиме. Подсчет полученных данных производился методом математической обработки данных самим соискателем по каждому отдельному качеству у каждого ученика, после чего оценки обобщались.
Особенностями формирования волевых качеств подростков являлось то, что:
1) на протяжении всего исследования авторами были применены принципы индивидуализации (учет физиологических и психических возможностей организма) и дифференциации (деление класса на группы с целью достижения наибольшей результативности в использовании спортивных игр) [6];
2) разработано календарно-тематическое планирование по дисциплине «физическая культура», активно используемое учителями образовательных организаций;
3) учебный год нами был условно поделен на три этапа с разными задачами на каждом и непременно сообщающимися друг с другом;
4) внедрением в ход урока программы «SpArt», способствующей одинаковому повышению уровней сформированности как у учащихся с хорошей физической подготовкой, так и у более слабо подготовленных подростков и т.д.
По результатам анкетирования мы выявили уровни сформированности пяти основных волевых качеств, рассматриваемых нами в процессе всего исследования (выдержка, решительность, инициативность, настойчивость, целеустремленность) в условиях использования спортивных игр на уроках физической культуры. Полученные данные отображены в таблице уровня сформированности волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой (спортивные игры), где первое число – полученное на констатирующем этапе, второе – по окончании эксперимента.
Уровень сформированности волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой (спортивные игры), в % от общего количества испытуемых
Качество |
Сильный |
Средний |
Слабый |
Выдержка |
-- / 22 % |
33 % / 51 % |
67 %/ 27 % |
Решительность |
-- / 21 % |
29 % / 58 % |
71 %/ 21 % |
Настойчивость |
-- / 18 % |
38 % / 60 % |
62 %/ 22 % |
Целеустремленность |
-- / 25 % |
41 % / 57 % |
59 % / 18 % |
Инициативность |
-- / 19 % |
31 % / 56 % |
69 % / 25 % |
Итог: |
-- / 21 % |
35 % / 57 % |
65 % / 22 % |
Динамика проявления волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой (спортивные игры)
Наряду с подсчетом уровня сформированности отдельных волевых качеств, мы также фиксировали их проявления непосредственно на занятиях каждого из вида спортивных игр (рисунок), отдельно на этапе констатирующего эксперимента (столбец, выделенный цветом, соответствующим волевому качеству), и так же на этапе формирующего эксперимента (повышение уровня – заштрихованная часть столбца). Полученные данные такого формата позволяют утверждать, что какого-то наибольшего отклонения в пользу той или иной игры не наблюдается, следовательно, избранный на протяжении всего исследования путь формирования волевых качеств у школьников подросткового возраста можно считать наиболее оптимальным. Коллективные взаимодействия подростков в ходе всех игр, проводимых на занятиях физической культуры, по нашим наблюдениям, придавали наибольший стимул для достижения желаемого результата, что проявлялось в виде жертвования собственными амбициями в сложных игровых ситуациях на благо команды, взаимовыручки в случае ошибок или неудачных действий партнера, непременного стремления в выполнении групповых целей, что в свою очередь способствует формированию таких качеств, как инициативность, выдержка, решительность, настойчивость и т.д.
Проанализировав и обобщив полученные данные констатирующего и формирующего этапов эксперимента, авторы пришли к следующим выводам:
1. Наибольшая динамика проявления подростками волевых качеств на занятиях спортивными играми относится, в частности, к целеустремленности, решительности и настойчивости.
2. Незначительно отстает качество инициативность, однако динамика его среднего показателя находится на втором месте.
3. Менее всего показало себя качество выдержка, хотя оно и представляет наибольшие трудности в своем развитии, удалось достичь хорошего показателя на конечном этапе.
4. По окончании исследования общий уровень сформированности всех волевых качеств у детей экспериментальной группы значительно превысил свои показатели относительно школьников контрольной группы, что в целом дает основания считать наш эксперимент удавшимся.
Подводя итог рассматриваемого исследования, нужно отметить особое желание участия в диссертационном исследовании всех его субъектов на всем его протяжении, что является одним из важных положений проведения эксперимента и получения его результатов, так как только в случае объективной оценки уровня сформированности волевых качеств учителями, подростками и родителями подростков, а также длительности реализации авторской модели по формированию волевых качеств (на протяжении двух учебных годов) достигается объективный результат, что подтверждается решением поставленных в начале эксперимента задач, одной из которых являлась наибольшая предсказуемость процесса формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры.
Полученные в исследовании данные об уровнях формирования волевых качеств с целенаправленным и системным использованием спортивных игр в рамках авторской модели представляют возможность педагогическим коллективам образовательных организаций наиболее успешно управлять процессом формирования волевых качеств учащихся, индивидуализировать их процесс обучения и воспитания, прогнозировать личностное развитие, с учетом требований, предъявляемых учебными программами как к отдельному ученику, так
и к коллективу в целом.
Библиографическая ссылка
Филипченко С.Н., Маторин Д.О. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 8. – С. 111-115;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36789 (дата обращения: 11.12.2024).