Современное состояние проблемы
На сегодняшний день успешная соревновательная деятельность во многих спортивных дисциплинах невозможна без высокого уровня развития комплекса сенсомоторных качеств, которые являются основой спортивно-технического мастерства.
Одной из основополагающих работ в области психомоторики спорта является работа С.Г. Геллерштейна [1], в которой установлена возможность развития скорости простой двигательной реакции на основе совершенствования различительной чувствительности по временной переменной. Это послужило основой для формулирования основных положений многоступенчатой сенсорной методики развития временных сенсомоторных качеств.
В дальнейших исследованиях в области спортивной психомоторики [2; 3] был изучен широкий спектр психомоторных показателей в разных видах спорта, на разнообразных контингентах исследуемых. В последние десять лет было проведено достаточное количество исследований, как в видах спорта набирающих популярность, это, например сноубординг и экстремальные виды спорта [4–6], кикбоксинг и рукопашный бой [7–9], так и в видах спорта с многолетней историей – волейбол [10–13], легкая атлетика [14; 15]. В результате достаточно широких и разнообразных работ на экспериментальных площадках Иркутского национального исследовательского технического университета и его Центра медико-биологических исследований, Сибирского федерального университета и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева была апробирована многоэтапная сенсорная методика совершенствования различительной способности спортсменами временных, пространственных и силовых характеристик отдельных спортивных движений в вышеперечисленных видах спорта.
Направлением этих работ было исследование различных психомоторных характеристик в трех изолированных категориях движений: пространство, усилие и время, способности спортсмена оценивать, различать, дифференцировать и управлять отдельными пространственными, временными и силовыми характеристиками движений. Параллельно с экспериментальными исследованиями отдельных проявлений психомоторных способностей спортсменов разных видов спорта в ряде теоретических работ [4–6; 10] рассматривались обобщенные проблемы и направления исследований преимущественно в сложно-координационных видах спорта и с непрограммируемым характером ответных двигательных действий спортсменов. На наш взгляд, в этих видах спорта уровень развития психомоторных качеств в наибольшей степени определяет результативность и успешность технических и тактических спортивных действий.
Методы и содержание исследований
С учетом рассмотренных выше закономерностей и явлений в современном спорте представляется обоснованным основную ставку в планировании и организации дальнейших научных исследований описанных процессов сделать на программированной интеграции и поэтапном внедрении, прежде всего в тренировочный процесс, сопряженных методов подготовки с одновременным развитием нескольких разнородных психомоторных качеств, объединенных общей нацеленностью на успешный конечный результат. Основную сложность в решении такой стратегической линии представляет разработка базовых упражнений и их технического обеспечения в реальном тренировочном процессе в избранном виде спорта.
Данные положения были проверены в исследованиях [7–9] в кикбоксинге на разнообразном контингенте спортсменов. За основу в данных исследованиях было принято положение, что успешную соревновательную деятельность осуществляют спортсмены с высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей и высокоразвитыми восприятиями: «чувством дистанции», «чувством удара», «чувством соперника» и др. Рост спортивной квалификации обеспечивается не только автоматизированным навыком, но также и способностью своевременно и без подготовки решать неожиданно возникающие двигательные задачи соревновательного состязания. Результаты поединка в подобных условиях будут зависеть от способности кикбоксера к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, от скорости простой и сложной двигательной реакции, от способности к антиципации. На всех этапах подготовки вклад этих факторов различен и увеличивается прямо пропорционально спортивной форме спортсмена.
При проведении тестирования скоростно-силовых характеристик в ударных действиях рук и ног, используемых в кикбоксинге, применялся прибор «Рэй-Спорт Киктест-100», с помощью которого осуществляется регистрация скорости, энергии и силы наносимых ударов. На первом этапе эксперимента [7–9] изолированно друг от друга были получены скоростные, пространственные и силовые характеристики в группах спортсменов различной квалификации и оценены индивидуальные способности к их дифференцированию и управлению.
Совершенствуя временную различительную чувствительность, возможно научить управлять скоростью не только простой, а также сложной реакции. Таким же способом возможно научить управлять и скоростью собственных движений. Таким образом можно научить подбирать нужную дистанцию и наносить удары с необходимой силой. Из формулы (F = ma) известно, что изменение силы удара зависит от изменения скорости движения в тот момент, когда перчатка соприкасается с целью при условии, что исходные данные постоянны. Для совершенствования умения управлять силой собственного удара следует использовать боксерский динамометр. Испытуемым предлагается наносить удары с разной силой. После каждого повтора испытуемым по факту сообщается, какой силы удар он нанес, перед этим необходимо, чтобы он попытался самостоятельно оценить величину собственного удара. В результате он научается управлять скоростью своих ударных движений [7] и с очень большой точностью ударять по динамометру с заданной силой [8]. По аналогичному принципу строится и совершенствование дифференцирования и управления дистанцией. В основу упражнений разработанной методики легли определяющие принципы развития пространственно-различительной деятельности человека: самооценки и срочной информации о выполняемых действиях, частичного выключения, зрительного контроля и постепенной дифференцировки пространственных раздражителей [9].
В спортивном поединке судьи уделяют большое внимание проведению кикбоксерами концовки раунда, поэтому спортсмену необходимо проявлять высшую активность в его конце, для чего необходимо чувство временного промежутка в соответствии с продолжительностью раунда. Восприятие чувства времени важно не только для управления микровременем скрытого периода реакции и скоростью движений, но также для хорошей оценки продолжительности раунда. Во время поединка кикбоксеру необходимо уметь грамотно распределять силы на протяжении всего раунда, необходимо учитывать собственные возможности и рационально распределять их во времени. Также необходимо точно определять окончание каждой минуты раунда. В данном случае применяется вышеупомянутый способ сравнения субъективной оценки с объективными показателями. Обучение производится при помощи секундомера.
Наибольшую ценность должны представлять приемы воспитания чувства времени во время раунда тренировочного боя. Спортсмен должен во время боя с тенью или с противником попытаться максимально точно сигнализировать о том, когда подходит к концу каждая минута поединка [7].
Проблемы и направления дальнейших исследований
Важнейшей задачей научно-методического обеспечения тренировочного процесса в любом виде спорта и в любых его спортивных дисциплинах является интеграция всех отдельных специфических двигательных способностей спортсмена в целостных двигательных действиях в реальных условиях спортивного поединка. С этой точки зрения высокие уровни различительной чувствительности отдельно по временным, пространственным и силовым характеристикам существенно необходимы, но недостаточны. Важны их интеграция в целостном двигательном акте и высокая степень корреляции с целевой направленностью этого действия и его результативностью.
В работах по исследованию временных, пространственных и силовых характеристик спортивных движений [5; 7–11], уровни их развития и совершенствования изучались изолированно, без учета их взаимного влияния друг на друга и корреляции с результатом всего движения в целом. В методическом плане работа по совершенствованию психомоторной подготовленности обеспечивалась единым принципиальным подходом многоэтапного сенсорного характера, направленным на совершенствование временной, пространственной и силовой различительной чувствительности характеристик двигательных действий спортсмена, каждом конкретном случае адаптированно к специфике вида спорта и движения, но она реализовывалась обособленно, в различных, не связанных между собой условиях и на различных этапах подготовки.
Методика и организация эксперимента
В экспериментальных исследованиях процесса формирования сенсомоторных качеств у высококвалифицированных кикбоксеров при тестировании скоростно-силовых показателей в ударных действиях руками и ногами, используемых в кикбоксинге, использовалось специальное устройство, которое регистрирует силу, скорость и энергию наносимых ударов. Для интегрирования в одном целостном двигательном действии задач различения и воспроизведения всего комплекса психомоторных действий (различительной способности временных, пространственных и силовых параметров движения) и их регистрации в единой измерительной цепочке была проведена аппаратная и программная модернизация существующего устройства «Киктест-100».
Дополнительный блок световых (3 цвета) и звуковых (2 тона) стимулов позволяет задавать режимы ответных действий в простой и сложной реакциях. Параллельно с этим программно в одной регистрирующей цепочке фиксируется комплекс параметров наносимых ударов с их дифференцированием и воспроизведением: времени ответных реакций, усилий от максимального, ступенчато задаваемого или произвольно наносимого с оценкой после удара в обратной связи и пространственных характеристик, измеряемых обособленно. Отклонение от задаваемой дистанции измеряется при помощи линейки, так же с наличием обратной связи и оценкой после дифференцирования дистанции для нанесения удара. Методически процесс исследования строится на основе многоэтапной сенсорной методики, описанной в работах [4; 5; 9; 10].
Задачей эксперимента была реализация в двигательных действиях, максимально приближенных к специфике кикбоксинга многоэтапной сенсорной методики совершенствования интегрированно временной, пространственной и силовой различительной чувствительности в одном изолированном ударном движении. Эксперимент проводился в течение четырех недель на общеподготовительном этапе и с последовательным усложнением системы оценки результата каждой попытки. Вначале в свободном адаптационно-ознакомительном режиме, затем спортсмену сообщали результат выполнения конкретного задания, концентрируя его на стабильности повторений. После достижения необходимой стабильности спортсмен после выполнения задания в каждой попытке вначале анализировал результат и сообщал о нем экспериментатору, и только после этого ему демонстрировался результат. На заключительном этапе эксперимента спортсмен перед каждой попыткой сам задавал нужный результат, выполнял нужное действие, анализировал и фиксировал результат, и ему сообщался фактически достигнутый показатель.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка различительной чувствительности действий кикбоксеров различной квалификации при ударе сильнейшей рукой на внешний стимул с заданной дистанции
Статистические характеристики |
Среднее время реакции (с) звук свет |
Сила удара кг, ошибка % |
Сохранение дистанции в см, ошибка % |
|||||
Мах |
30 % от max |
50 % от mах |
75 % от mах |
5 |
10 |
20 |
||
Группа 1 – KXIC и I разряд n = 10 |
||||||||
Среднее X |
0,27 0,24 |
143 |
33 |
13,2 |
12 |
7,95 |
7,7 |
8,45 |
Стандартное отклонение σ |
0,03 0,06 |
28,84 |
0,59 |
0,52 |
2,98 |
0,7 |
1,42 |
1,23 |
Стандартная ошибка m |
0,034 0,018 |
14,796 |
0,23 |
0,21 |
0,94 |
0,12 |
0,48 |
0,41 |
Группа 2 – МСМК и МС n = 10 |
||||||||
Среднее X Стандартное отклонение σ Стандартная ошибка m |
0,23 0,21 0,018 0,002 0,021 0,014 |
192 27,1 12,25 |
5,4 0,52 0,16 |
2,5 0,343 0,108 |
1,2 0,35 0,11 |
3,35 0,24 0,076 |
3,05 0,49 0,16 |
4,15 0,52 0,17 |
Коэф. Стьюдента t1–2 |
3,02 р < 0,01 |
4,01 р < 0,01 |
2,9 р < 0,05 |
2,9 р < 0,05 |
4,45 р < 0,01 |
1,87 р < 0,05 |
1,39 р < 0,05 |
2,1 р < 0,05 |
В таблице показаны результаты исследований силовых, временных и пространственных характеристик кикбоксеров разной спортивной квалификации по описанной выше программе. Для интеграции различительной чувствительности временных, пространственных и силовых характеристик двигательной деятельности спортсменов использовался один из технических приемов кикбоксинга – удар сильнейшей рукой в качестве ответной реакции на внешний стимул (звуковой и световой сигнал поочередно) с сокращением дистанции на заданную величину.
Экспериментальные данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что результаты проведенного педагогического эксперимента статистически достоверны (по критерию Стьюдента р < 0,05). Более высокие показатели в группе высококвалифицированных спортсменов по сравнению со спортсменами более низкой квалификации связаны с различием у них тренировочно-соревновательного опыта.
Очевидно также, что рост спортивного мастерства спортсменов в значительной степени должен быть связан и с развитием чувства дистанции, которому в традиционных методиках подготовки не уделяется должного внимания. Кроме того, это позволяет утверждать, что чувство дистанции можно развивать в результате тренировочных занятий кикбоксингом.
Аналогично исследованиям в работе [8] спортсмены производили четыре вида ударов, идентичных по технике выполнения и исходному положению, дифференцируя их по величине задаваемого усилия и с сокращением дистанции на задаваемую величину до оптимальной дистанции для нанесения удара.
Согласно описанной выше сенсорной методике сенсомоторные и когнитивно-мыслительные характеристики отдельных этапов различались по акцентированию спортсмена на последовательно усложнявшихся задачах и уровню мотивации в двигательном и в психологическом компонентах.
Многоэтапная сенсорная методика комплексной психомоторной подготовки спортсменов должна содержать несколько промежуточных этапов: на начальном этапе исходя из специфики вида спорта, спортивной специализации и индивидуальных особенностей спортсмена – подготовка базы для дальнейшего развития, совершенствуя отдельно необходимые сенсомоторные способности. Затем необходимо вводить в тренировочный процесс подготовки комплексные упражнения, в которых сопряженно и последовательно усложняются двигательные задачи, объединяя в единый целенаправленный и специализированный к виду спорта двигательный акт разнородные психомоторные компоненты.
Для того чтобы успешно осуществлять соревновательную деятельность кикбоксеру необходимо иметь высокий уровень развития сенсомоторных качеств, в противном случае добиться спортивно-технического мастерства не удастся. На основе высокого уровня развития сенсомоторных качеств необходимо вырабатывать вариативные, надежные и автоматизированные навыки так же, как и способность к предвосхищению возможных действий, прежде всего на сенсомоторном и перцептивном уровнях, специфичных соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
В тренировочном процессе особое внимание следует обратить на сопряженное развитие отдельных характеристик различительной чувствительности временных, силовых и пространственных параметров спортивных движений и развитие психомоторных качеств в целостных двигательных актах соревновательной направленности.
Поиск и селекционный отбор талантливых детей следует вести с учетом хороших природных задатков для развития высокого уровня психомоторных качеств, требуемых на современном этапе спорта высших достижений.
Особую роль в комплексной системе функциональной диагностики должны играть показатели психомоторного развития. Особенно, в таких спортивных дисциплинах, где наряду с высоким уровнем функциональной подготовки требуется высокая оперативность сенсомоторных функций, «чувство соперника», «двигательная память», «мышечное чутье».
Библиографическая ссылка
Чечев И.С. МНОГОЭТАПНАЯ СЕНСОРНАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В КИКБОКСИНГЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 156-160;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36748 (дата обращения: 21.11.2024).