Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К САМОМЕНЕДЖМЕНТУ

Сморгунова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В работе раскрыта педагогическая сущность самостоятельной работы, рассмотрены современные подходы к пониманию самостоятельной работы в контексте ФГОС, дано собственное авторское определение организации самостоятельной работы студентов на основе самоменеджмента, дана характеристика основным типам самостоятельных работ: воспроизводящий по образцу, реконструктивно-вариативный, эвристический и творческий. Автором обоснована необходимость каждого типа самостоятельных работ, направленность на получение определенного результата. Доказано, что организация самостоятельной работы, построенная на основе самоменеджмента, способствует существенному повышению уровня готовности к нему обучающихся, что подтверждено результатами экспериментальной деятельности, количественным и качественным анализом полученных в ходе эксперимента данных.
самоменеджмент
организация самостоятельной работы
менеджмент
самостоятельная работа
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
2. Атанов Г.А. Деятельный подход в обучении / Г.А. Атанов. Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. – 160 с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 448 с.
5. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
6. Сморгунова М.А. Опыт работы по использованию кейс-технологии в системе обучения самоменеджменту / М.А. Сморгунова // Проблемы подготовки специалистов с учетом требований современного рынка труда и ФГОС / Под ред. С.А. Медведевой, Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2016. – С. 77–79.
7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Основы педагогики и психологии / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2007. – 575 с.

В современной социокультурной ситуации реформа, связанная с российским образованием, определяется введением ФГОС в общем образовании, ориентированных на развитие универсальных учебных действий и результат, а также компетентностно-ориентированных ФГОС в системе профессионального образования, кредитно-модульных образовательных программ и современных технологий обучения, предполагающих предоставление обучающимся возможностей выбора и реализации собственных образовательных траекторий. Отмеченные обстоятельства связаны с увеличением доли самостоятельных и творческо-исследовательских работ, использованием инновационных технологий обучения. В настоящее время ФГОС СПО определяет самостоятельную работу как деятельность (зафиксированную в учебных планах) обучающихся по освоению содержания ОПОП / ППССЗ СПО и ВО, осуществляемую при руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Значительно возросли и ее объемы: до 50 % только вне учебных занятий, а также в формате отдельных заданий на учебных занятиях.

В широком понимании самостоятельная работа представляется совокупностью всего комплекса самостоятельной деятельности обучающихся, как в учебном кабинете, так и вне его, в контакте с учителем и в его отсутствие. Данная деятельность может реализовываться: во взаимодействии со взрослым вне рамок аудиторных занятий – в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, во время консультаций по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; непосредственно в ходе занятий – на семинарских и практических занятиях, лекциях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др.; дома, в библиотеке, на базе учебного кабинета и других местах при выполнении студентом учебных, творческих и исследовательских заданий. В этой связи все приведенные выше положения важны тем, что они актуализируют значимость такой формы обучения, как самостоятельная работа. Кратко представим ее педагогическую сущность.

В исследованиях В.И. Андреева, П.И. Пидкасистого, Л.Д. Столяренко, В.Ф. Харламова имеются различные подходы к пониманию сущности самостоятельной работы. Авторы представляют ее как «метод обучения», «форму организации учебной деятельности», «систему приемов учения», «вид учебной деятельности», «средство организации деятельности» и т.д. [1, 5, 6, 8]. Но любая трактовка данного понятия предполагает необходимость использования самоменеджмента, так как рассматриваемый процесс должен быть самоуправляемым. В свою очередь эффективная организация самостоятельной работы обучающихся определяет уровень готовности их к самоменеджменту.

А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу через деятельностный подход как организуемую самими обучающимися (в силу их внутренних познавательных мотивов) образовательную деятельность в наиболее удобном, рациональном, с их точки зрения, временном графике, контролируемую ими самими в процессе и по результату на основе внеаудиторного опосредованного системного управления ею со стороны учителя [4]. Все это дает основания утверждать, что любая подготовка невозможна вне деятельности, в которой самостоятельно проводится целеполагание, планируются и реализуются операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы его достижения корректируются. Периодичность вышеназванных самостоятельных действий и их объединенность в содержании и целевой направленности позволяет говорить нам о самоменеджменте. Мы считаем, что данный процесс должен быть двусторонним и самоуправляемым, поскольку оптимальная организация самостоятельной работы обучающихся определяет уровень их готовности к самоменеджменту.

В своем исследовании Г.А. Атанов, представляя тот факт, что самостоятельная работа организуется на основе деятельностного подхода, характеризует ее сущность следующими общими положениями: механизмами обучения являются не передача знаний, а управление учебной деятельностью, способ действия может быть организован только в результате специально организованной деятельности, называемой учебной; конечной целью обучения является формирование способа действия [2]. Данная психологическая концепция позволяет нам рассматривать подготовку обучающихся к самоменеджменту как важное звено качественного выполнения самостоятельной работы.

С.М. Вишняковой дается более диверсифицированное толкование исследуемого нами понятия. Автор рассматривает его как одну из форм организации теоретического обучения, сущность которого состоит в реализации самостоятельной познавательной деятельности и упражнений, характерных для периода производственного обучения [3]. Как видим, речь здесь идет не только о возможности теоретического обучения в контексте развития познавательных способностей, подготовки обучающихся к самообразованию, но и о формировании профессиональной самостоятельности учащихся. В этом случае субъектная позиция обучающегося выступает в качестве главного условия в формировании опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями. Это, в свою очередь, требует последовательного инновационного обновления учебного процесса в части образовательной составляющей, разработки учебно-методической документации, использования в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и пр.), обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков. В связи с этим качественной трансформации подвергается тот аспект работы преподавателей, который отражен в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В своем исследовании под самостоятельной работой обучающихся на основе самоменеджмента мы понимаем форму активности, отражающую созидательно-преобразовательное отношение обучающегося к себе и своей деятельности, проявляющуюся в умениях управлять ею и выражающуюся в переживании удовлетворения от того, что полученный результат совпал с ожиданиями превзошел ожидания, то есть – в достижении успеха.

Для авторского определения понятия «организация самостоятельной работы» рассмотрим его основные положения. Определение термина «организация» происходит от латинского «organizе» – придаю стройный вид. Как определяет ее С.М. Вишнякова, это – составляющая управления, координирующая действия отдельных элементов системы, достижение взаимодействия в функционировании ее частей [3, с. 216]. Рассматривая организацию самостоятельной работы через призму деятельностного подхода, мы можем добавить к данному определению также и «оптимизацию процессов». Данное утверждение обосновано определением организации деятельности, представляемым как «упорядочивание и оптимизация процессов» [2].

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, основным принципом организации самостоятельной работы обучающихся является комплексный подход, направленный на выработку навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающихся. П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, Л.В. Ермоленко, В.Д. Иванов и другие условно выделяют четыре уровня рассматриваемой деятельности: «копирующие действия», «репродуктивная деятельность», «продуктивная деятельность», «самостоятельная деятельность», т.е. учебные возможности обучающихся определяются от идентификации объектов и явлений, их узнавания путем сравнения с известным образцом, к воспроизведению и самостоятельному применению приобретенных знаний и последующему переносу их в совершенно новые ситуации [5].

В этой связи выделяются и определяются (основными для проводимого исследования) самостоятельные работы следующих типов: воспроизводящие по образцу, реконструктивно-вариативные, творческие и эвристические. Специфика каждого из них определяется дидактическими целями. Необходимость самостоятельных работ воспроизводящего типа обусловлена потребностью запомнить способы действий в определенных ситуациях, выработать умения и навыки, прочно их зафиксировать. Познавательная деятельность обучающихся при этом нацелена на внимательное прослушивание (или просмотр) и воспроизведение определенной информации. Воспроизведение возможно как дословное, так и преобразующее. Если самостоятельные работы выполняются по образцу, то уровень воспроизведения базируется на собственном практическом опыте, направленном на овладение способами работы. Для развития опыта творческой деятельности необходимо использовать самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа. Обучающиеся при их выполнении сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее полученных знаний и умений для решения задач (проблем). При этом знания усиливаются, их применение расширяется, а уровень деятельности становится продуктивным. Самостоятельные работы эвристического типа развивают навыки поиска необходимой информации за пределами известного эталона. В результате приобретается опыт самостоятельной поисковой деятельности с элементами творчества. Творческие самостоятельные работы являются результатом всей системы самостоятельной деятельности обучающихся. При их выполнении они учатся рассматривать новые стороны изучаемых событий, объектов, процессов, формулировать собственные суждения, видеть и определять проблемы, выдвигать способы их решения и т.д. [5].

Как видим, преемственная связь выражена между всеми типами самостоятельных работ, каждый из предшествующих типов самостоятельных работ является фундаментом для последующего, что обеспечивает качественное усвоение обучающимися знаний и способствует развитию творческих способностей.

В педагогической литературе [1, 5, 6, 8] встречаются многочисленные классификации видов самостоятельной работы. В соответствии с дидактической целью их применения различаются познавательные, практические, обобщающие виды; по типу решаемых задач определяются познавательные, творческие, исследовательские и другие работы; при рассмотрении уровня проблемности выделяются репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, творческие; характер коммуникативного взаимодействия определяет фронтальные, групповые, индивидуальные самостоятельные работы; по месту их выполнения выделяют классные, домашние работы; методы научного познания делят их на теоретические, экспериментальные, моделирующие, обобщающие и пр.

Традиционно выделяют следующие виды самостоятельных работ: подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам; составление презентаций и проектов, рефератов и докладов; работа со справочной и учебной литературой; освоение современной техники, технологий в учебных лабораториях и на предприятиях; подготовка домашних контрольных и лабораторных работ; сочинение, эссе; решение ситуационных задач и кейсов; дипломное проектирование; участие в научной работе; работа с программными продуктами: MiсrosoftOffiсе, Graрh, Mathсad и прочие [5, 7, 8].

В.И. Андреев считает, что организация каждой самостоятельной работы студентов имеет три этапа: первый этап – постановка перед студентами целей, задач, заданий, указания и разъяснения по выполнению заданий; второй этап – период самоорганизации студентов и их непосредственная деятельность по выполнению заданий, решению задач, поставленных преподавателем; третий этап – оценка и подведение итогов выполнения самостоятельной работы студентов [1, с. 333]. Соглашаясь в целом с данной позицией, укажем, что в ней первый и третий этапы представлены с позиций внешней организации и только второй – с внутренней, то есть самоорганизации. Мы же считаем, что необходимо связать данное явление с самопроцессами, так как именно они определяют эффективность самоменеджмента.

Вышепредставленный анализ позволил нам дать авторское определение организации самостоятельной работы обучающихся на основе самоменеджмента, как поэтапного упорядоченного процесса актуализации субъектности личности при выполнении соответствующих типов и видов самостоятельной работы при коллективной, групповой и индивидуальной формах ее организации в учебное и внеучебное время. Он включает: постановку цели – от определения последовательности выполнения поставленных задач до определения направлений самостоятельной работы и анализа возникающих рисков и способов их разрешения; планирование – от разработки планов, анализа ресурсов до обоснования эффективности альтернативных вариантов собственной деятельности; принятие приоритетности решений и первоочередности заданий; организацию собственной деятельности при рациональном распределении времени и продуктивной организации личного образовательного процесса; самоконтроль, рефлексию и оценку данной деятельности на основе постоянного сбора и обмена информацией и нацеленности на успех.

Судить об эффективности организации самостоятельной работы можно по готовности обучающихся к самоменеджменту, которая трактуется как системное, динамическое состояние личности, являющееся совокупностью личностно-мотивационного, целевого, когнитивного, операционного, рефлексивного компонентов, имеющих качественные характеристики и показатели. На основании вышеобозначенных положений нами были в содержательном аспекте определены уровни рассматриваемого процесса: элементарный, достаточный и продвинутый.

Эксперимент, состоящий из трех этапов, проводился на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» с 2013 по 2017 годы. На первом констатирующем этапе велась подготовительная работа, где было необходимо убедить коллектив преподавателей в том, что подготовка обучающихся к самоменеджменту является большим резервом и стимулом конструктивного характера взаимодействия в образовательном процессе, которые позволяют в полной мере осознавать обучающимися смысл своей деятельности, делать ее более продуктивной. Среди студентов колледжа (350 чел.) проводилось исследование по вопросу знания теоретических основ самоменеджмента и его методов, определялось их отношение к данной деятельности.

У обучающихся диагностировались уровни владения самоменеджментом. Результаты на этом этапе достаточно низкие: в экспериментальной группе продвинутого уровня достигли 3 % респондентов, а 35 % – достаточного уровня. Большинство обучающихся находились на элементарном уровне готовности к самоменеджменту – 62 %. На этом этапе проведенное анкетирование преподавателей показало, что они не только слабо информированы о технологии обучения самоменеджменту, но и не имеют четко выраженных умений подготовки студентов к данному процессу.

В ходе формирующего этапа эксперимента была проведена серия обучающих семинаров для студентов: «Рациональное распределение времени», «Самоменеджмент – условие личностного роста», «Основной принцип самоменеджмента – принцип роста и изменений»; «Самоменеджмент: работа над собой», тесты и упражнения «Рациональное использование времени», «Мотивация к успеху», «Выбери свой метод», «Умеете ли вы контролировать себя?», «Оценка самого себя» и другие. В качестве наиболее эффективных методов подготовки обучающихся к самоменеджменту в процессе самостоятельной работы определились активные и интерактивные технологии обучения, которые учат размышлять, принимать правильные решения, актуализируют внутренние резервы личности через активизацию ее самопроцессов: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; составление презентаций; метод дискуссии [7]. Среди традиционных – написание докладов и рефератов; работа с основной и дополнительной литературой; выполнение практических, домашних лабораторных и контрольных работ и другие. По завершении констатирующего и формирующего этапов эксперимента подводились итоги, с помощью методов математической статистики обрабатывались результаты, а также проводился сопоставительный анализ уровней готовности обучающихся к самоменеджменту, базирующихся на разработанных критериях и показателях. Результаты на этом этапе достаточно высокие: в экспериментальной группе продвинутого уровня достигли 75 % респондентов, а 20 % – достаточного уровня. Довольно малое количество респондентов остались на элементарном уровне готовности к самоменеджменту – 5 %.

Таким образом, экспериментальная проверка доказала, что организация самостоятельной работы обучающихся, построенная на основе самоменеджмента, способствует существенному повышению уровня готовности к нему, что подтверждено количественным и качественным анализом полученных данных в контрольных и экспериментальных группах.


Библиографическая ссылка

Сморгунова М.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К САМОМЕНЕДЖМЕНТУ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 151-155;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36747 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674