Подготовка и переподготовка педагогических и научно-педагогических кадров выступает одной из ключевых проблем современной высшей школы, что находит свое подтверждение в содержании Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 гг. Особое внимание в документе акцентируется на совершенствовании механизма развития научно-педагогического потенциала посредством повышения их квалификации до уровня соответствующего инновационной экономике и международным требованиям.
В связи с актуальностью проблемы в последнее десятилетие интерес ученых к ней заметно возрос. Об этом свидетельствует ряд диссертационных исследований. Среди них особо выделяются работы историко-педагогического и опытно-экспериментального характера, выполненные: О.А. Вагаевой, Е.В. Козловой, Ю.Н. Куликовой, Т.А. Питерсковой, С.В. Сергеевой, М.С. Сунцовой, А.В. Хижной [1–8]. В их работах анализируется как отечественный, так и зарубежный новаторский опыт организации и содержания подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров России, Великобритании, Германии и США. Теоретическую и практическую значимость этих работ составляют идеи и принципы, положенные в основу данного процесса, а также формы, методы и средства решения проблемы в условиях высшей школы.
В условиях инновационного развития российской экономики особую значимость приобретает проблема подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации. Характер их подготовки и переподготовки в условиях подобного рода многоуровневой образовательной организации, включающей в себя уровни среднего профессионального и высшего образования, во многом определяет профессиональную компетентность и качество подготовки выпускников. Причина кроется в особенностях самой структуры образовательной организации, ее профиля, а также в масштабах охвата кадрового состава. Это определяет направленность их подготовки и переподготовки в системе повышения квалификации, в которой испытывают потребность не только приступившие к профессионально-педагогической деятельности, но и имеющие многолетний опыт работы преподаватели.
С целью решения данной проблемы авторами настоящей статьи была разработана и предложена к внедрению программа «Повышение профессиональной компетентности педагогов технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса» как механизм реализации «Концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе», разработанной ранее в Пензенском государственном технологическом университете [2; 8].
Эта программа построена с учетом уровней образовательной организации, опыта педагогической и научно-педагогической деятельности кадров и занимаемой ими должности. Ключевыми направлениями, предлагаемыми к осуществлению в вузе их подготовки и переподготовки в системе повышения квалификации, выступают: предметное, психолого-педагогическое и информационно-технологическое.
Содержание программы нацелено на развитие потенциала педагогических и научно-педагогических кадров вуза, создание условий для их профессионального самосовершенствования.
Основными задачами достижения поставленной цели выступают:
- мониторинг профессионально-педагогической деятельности научно-педагогического состава;
- организация и проведение комплекса мероприятий по повышению их профессиональной компетентности;
- психолого-педагогическое сопровождение и методическая поддержка преподавателей-стажеров в процессе адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневой образовательной организации;
- совершенствование профессиональной компетентности опытных педагогов, согласно запросу работодателя, а также требований современных нормативно-правовых документов;
- своевременное обеспечение учебно-методической литературой.
В основу методологической базы разработанной программы положены идеи корпоративного образования и сетевого подхода, получивших широкое распространение в высшей школе Великобритании [1; 2].
Так, корпоративное образование предполагает организацию и осуществление процесса повышения квалификации как педагогов среднего профессионального, так и высшего образования, в интересах трудового педагогического коллектива в соответствии с его актуальными целями и задачами: от овладения современными образовательными технологиями до разработки авторских программ и научно-исследовательских идей и проектов [2]. Несомненно, реализация системы повышения квалификации на основе идеи корпоративного образования невозможна без реальной и существенной поддержки работодателей, социальных партнеров и научно-педагогического сообщества, а также администрации вуза в лице ректора, проректоров, директоров институтов, деканов факультетов, начальников отделов и управлений и других структурных подразделений вуза.
В свою очередь, сетевой подход к повышению квалификации педагогов и научно-педагогических кадров нацелен на внутреннее взаимовыгодное профессиональное взаимодействие между структурными подразделениями многоуровневой образовательной организации и внешнее партнёрское взаимодействие с другими образовательными организациями, учреждениями и предприятиями, производством и бизнесом по разработке актуальных проектов, программ и курсов; оперативное внедрение современных подходов, идей, технологий, разработок к подготовке будущих специалистов среднего звена, бакалавров, магистров, аспирантов, согласно социальному заказу и пересмотра в этой связи содержания программ и курсов повышения квалификации педагогов и научно-педагогических кадров и др. [2; 8].
Реализация идей корпоративного образования и сетевого подхода осуществляется на основе принципов:
- многоуровневого взаимодействия и партнёрства;
- зависимости организации и содержания повышения квалификации педагогов от целей и образовательной политики вуза;
- мобильности содержания учебных курсов;
- перманентного характера обучения;
- поступательно-инновационного развития;
- нацеленности на результат и др. [2].
Основными этапами реализации программы выступают: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.
Диагностический этап предполагает проведение мониторинга, направленного на выявление профессиональной компетентности педагогов и научно-педагогических кадров в соответствии с их должностными обязанностями и актуальными потребностями в повышении квалификации.
Созидательно-преобразующий этап включает в себя непосредственное осуществление комплекса мер по повышению квалификации педагогических и научно-педагогических кадров в соответствии с их статусом и занимаемой должностью, опытом педагогической и научно-педагогической деятельности, а также уровнем образовательной организации, в которой она осуществляется.
Одним из важнейших направлений работы на созидательно-преобразующем этапе реализации программы выступает педагогическое сопровождение адаптации к профессионально-педагогической деятельности педагогов-стажеров, имеющих опыт работы в образовательной организации от одного года до трех лет [7].
В рамках их предметной подготовки особый акцент сделан на углубление системы знаний по преподаваемой дисциплине. С этой целью рекомендуется активно использовать: мероприятия научно-исследовательского характера (например, участие в работе научно-педагогических сообществ по выполнению грантов и хоздоговорных работ, подготовке научных статей и научных изданий); изучение и анализ опыта педагогов и научно-педагогических кадров со стажем работы (например, участие в семинарах, мастер-классах, стажировочных площадках, группах оценивания) и др.
В плане психолого-педагогической подготовки педагогов-стажеров главное внимание обращается на освоение ими педагогического мастерства, направленного на совершенствование: психолого-педагогических знаний организации и осуществления профессионально-педагогической деятельности; коммуникативной компетентности; умений и навыков использования современных образовательных технологий в условиях многоуровневой образовательной организации. В ходе психолого-педагогической подготовки наиболее целесообразным является применение проблемных семинаров, мастер-классов, тренингов коммуникативного мастерства, индивидуальных и микрогрупповых консультаций специалистов психолого-педагогического профиля.
Наряду с предметной и психолого-педагогической особую актуальность приобретает информационно-технологическая подготовка педагогов-стажеров, направленная на совершенствование их информационной компетентности в профессионально-педагогической деятельности через обучающие курсы и индивидуальные консультации.
Следующим направлением работы на созидательно-преобразующем этапе реализации программы выступает актуализация компетенций организации и осуществления профессионально-педагогической деятельности опытных педагогов в соответствии с требованиями работодателя и современных нормативно-правовых документов.
В рамках этого направления, так же как и в работе с педагогами-стажерами, важное место занимает предметная подготовка. Однако её содержание несколько отличается и включает в себя:
- расширение системы знаний преподаваемой учебной дисциплины в контексте развития современной науки и практики;
- глубокое погружение в научно-исследовательскую работу;
- участие в международных проектах и программах образовательного характера и др.
Предметная подготовка педагогов, имеющих значительный опыт профессионально-педагогической деятельности, предполагает широкое использование потенциала стажировок, семинаров-совещаний, мастер-классов, творческих отпусков, научно-практических конференций.
Психолого-педагогическая подготовка предполагает овладение новейшими образовательными и воспитательными технологиями, учитывающими особенности современного студенчества и условия их профессиональной подготовки через мастер-классы, краткосрочные целевые курсы и семинары, тренинговые занятия и стажировочные площадки [4; 8].
Информационно-технологическая подготовка опытных педагогов организуется посредством их консультаций с ведущими специалистами (прежде всего из числа работодателей) по освоению новых современных информационных технологий для успешного осуществления научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности.
В ходе реализуемого на втором (созидательно-преобразующем) этапе комплекса мер основными формами повышения квалификации педагогических и научно-педагогических кадров выступают:
- курсы, которые нацелены на получение новых знаний, практических умений и навыков для эффективного выполнения профессионально-педагогической деятельности в условиях измененных требований;
- семинар как учебное занятие по организации и осуществлению профессионально-педагогической деятельности;
- семинар-совещание для координации вопросов, связанных с актуальными проблемами организации и проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы для оперативного решения поставленных задач;
- мастер-классы как разновидность учебного занятия практико-ориентированного характера, предполагающего выполнение практических заданий и упражнений, направленных на получение конкретного продукта;
- стажировочная площадка как форма обмена инновационным педагогическим опытом;
- супервизия как форма сотрудничества двух профессионалов, более опытного и менее опытного или равных по опыту, в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности;
- коллоквиум, предполагающий осуществление взаимного консультирования и обмена опытом педагогов, возможно при участии эксперта;
- взаимное посещение учебных занятий с целью изучения и анализа опыта педагогов при участии эксперта;
- индивидуальная консультация, организуемая для обсуждения вопросов по осуществлению образовательного процесса преподавателем;
- группа оценивания, представляющая собой систематический анализ и оценивание ведущими специалистами (как педагогами, так работодателями) учебных и внеучебных занятий, учебных программ и программ воспитательной работы;
- стажировка, организуемая на предприятиях партнёрах вуза, а также в научно-исследовательских организациях, в ведущих вузах страны и за рубежом;
- творческий отпуск как дополнительная форма повышения квалификации для завершения работы научно-исследовательского характера.
На третьем (оценочно-результативном) этапе реализации программы осуществляется обобщение и систематизация, а также обработка полученных данных и разработка учебно-методических материалов для работы с педагогическими и научно-педагогическими кадрами. Деятельность на данном этапе осуществляется пошагово.
Шаг первый. Проведение повторной диагностики уровня профессиональной компетентности педагогических и научно-педагогических кадров.
Шаг второй. Осуществление сравнительного анализа полученных данных и, в соответствии с ними, коррекция программы повышения профессиональной компетентности педагогов технического вуза как многоуровневой образовательной организации с учётом:
- специфики её уровня (СПО и ВПО);
- условий осуществления профессионально-педагогической деятельности;
- новых требований к выпускникам;
- актуальных потребностей самой личности.
Шаг третий. Разработка учебно-методических материалов и указаний практико-ориентированного характера, а также локальных нормативно-правовых документов по организации и осуществлению повышения квалификации педагогических и научно-педагогических кадров (педагогов-стажеров и педагогов, имеющих значительный опыт профессионально-педагогической деятельности в организациях профессионального образования).
Новизна представленной в настоящей статье программы заключается в том, что она построена на основе сетевого подхода к повышению квалификации педагогов и научно-педагогических кадров и носит корпоративный характер. Программа разработана с учётом специфики многоуровневой образовательной организации технического профиля и интересов трудового педагогического коллектива, его актуальных целей и задач. Это накладывает отпечаток на содержание и конечный результат подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров. Разработанная программа может быть использована в иных образовательных организациях профессионального образования при условии её адаптации к специфике вуза. Программа позволяет активно привлекать социальных партнеров и работодателей к ее реализации, что способствует в конечном итоге эффективной подготовке современных кадров для рынка труда.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.
Библиографическая ссылка
Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 146-150;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36746 (дата обращения: 21.11.2024).