Самой большой ценностью для человека является его здоровье, а проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в настоящее время обозначена особенно остро. К сожалению, у современной молодежи искажено понятие здоровья и здорового образа жизни, отсутствует стойкая мотивация к ним [1].
Анализируя заболеваемость населения России данной возрастной группы по основным классам болезней за последние 5 лет, несмотря на все научные открытия в медицине, мы наблюдаем в основном лишь стабильность и рост количества заболевших. К сожалению, со школьной скамьи нынешние первокурсники приходят в высшее учебное заведение, уже имея одно, а чаще два и более заболевания, причем, как правило, носящих хронический характер. А ведь заболеваемость является одним из основных критериев, характеризующих показатель здоровья населения, которое, безусловно, является основной ценностью для человека и человечества в целом.
Отчетные данные службы государственной статистики по заболеваемости населения Российской Федерации с 2010 по 2015 гг. показывают, что наибольший прирост наблюдается в показателях болезней органов дыхания [2]. Так, если в 2010 г. на 1000 человек населения было зарегистрировано 324,0 человек с рассматриваемым диагнозом, установленным впервые, то в 2015 – уже 337,9 человек. Удельный вес данного заболевания по России составляет в среднем 44%. Болезни мочеполовой системы занимают 2 место по количеству заболевших, и их удельный вес составляет 6%, болезни органов пищеварения – 5%, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни системы кровообращения и костно-мышечной системы – по 4%.
Анализ же заболеваемости населения Алтайского края показал, что лидирующую позицию занимают также болезни органов дыхания, но их удельный вес гораздо выше, чем показатель по России – 61% (на 17% выше). На втором месте болезни мочеполовой системы – 10% (на 4% выше, чем показатель по России), далее – болезни органов пищеварения – 8% (на 3% выше), болезни системы кровообращения и инфекционные болезни – 5% (на 1% выше), болезни костно-мышечной и нервной систем, болезни крови – по 3% (на 1% выше).
На протяжении последних лет многими специалистами отмечается существенный рост общей заболеваемости студенческой молодежи. Ученые давно уже говорят о так называемом «омоложении» большинства заболеваний. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи, которая является потенциалом будущего всего общества, приобретает особую актуальность на современном этапе развития нашего общества. Безусловно, генетика, экология, уровень развития и доступности здравоохранения в регионе, экономическое состояние семьи составляют важную базу для здоровья человека, но все же от образа жизни зависит как минимум 50% его здоровья.
Целью нашего исследования являлось выявление динамики заболеваемости студентов высших учебных заведений Алтайского края за последние 3 года и определение комплекса профилактических мер, направленных на повышение уровня здоровья обучающихся.
Студенты первого курса, в зависимости от состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности распределяются на три группы для занятий физической культурой: основную, подготовительную и специальную. Отдельно выделяются студенты, которые полностью освобождены от практических занятий по физической культуре и спорту (специальная медицинская группа «Б»). Согласно ФГОС 3 поколения все учебные заведения должны открыть и организовать учебную деятельность 4 учебного отделения – адаптивного, в которое должны включаться студенты с ограниченными возможностями здоровья (из числа специальной медицинской группы «Б») и/или с инвалидностью, для проведения занятий по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту.
Исследование проводилось в 5 основных вузах Алтайского края: Алтайский государственный университет (АлтГУ), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ), Алтайский государственный аграрный университет (АлтГАУ), Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ) и Алтайский государственный медицинский университет (АлтГМУ).
Всего за 3 учебных года было проанализировано 14853 результата медицинского осмотра студентов первого курса очного отделения, поступивших в основные вузы Алтайского края (табл. 1–3).
Таблица 1
Результаты медицинского осмотра студентов первого курса очного отделения, поступивших в основные вузы Алтайского края в 2014–2015 учебном году
Вуз |
Медицинские группы,% |
|||
Основная |
Подготовительная |
Специальная (А) |
Специальная (Б) и/или инвалидность |
|
АлтГУ |
55,5 |
20,1 |
20,2 |
4,2 |
АлтГТУ |
68,9 |
13,9 |
15,6 |
1,7 |
АлтГАУ |
70,2 |
2,4 |
23,3 |
4,1 |
АлтГПУ |
87,8 |
2,9 |
4,3 |
5,1 |
АлтГМУ |
29,3 |
33,1 |
36,6 |
1,0 |
Таблица 2
Результаты медицинского осмотра студентов первого курса очного отделения, поступивших в основные вузы Алтайского края в 2015–2016 учебном году
Вуз |
Медицинские группы,% |
|||
Основная |
Подготовительная |
Специальная (А) |
Специальная (Б) и/или инвалидность |
|
АлтГУ |
51,9 |
14,3 |
28,5 |
5,3 |
АлтГТУ |
59,0 |
11,8 |
28,6 |
0,6 |
АлтГАУ |
75,4 |
2,3 |
16,4 |
6,0 |
АлтГПУ |
89,1 |
2,9 |
2,8 |
5,2 |
АлтГМУ |
39,0 |
31,7 |
24,8 |
4,5 |
Таблица 3
Результаты медицинского осмотра студентов первого курса очного отделения, поступивших в основные вузы Алтайского края в 2016–2017 учебном году
Вуз |
Медицинские группы,% |
|||
Основная |
Подготовительная |
Специальная (А) |
Специальная (Б) и/или инвалидность |
|
АлтГУ |
58,9 |
16,6 |
20,9 |
3,6 |
АлтГТУ |
61,7 |
7,5 |
30,0 |
0,8 |
АлтГАУ |
81,7 |
2,4 |
12,0 |
3,9 |
АлтГПУ |
86,5 |
3,3 |
3,8 |
6,4 |
АлтГМУ |
43,7 |
33,3 |
21,3 |
1,7 |
Стоит заметить, что к специальной медицинской группе «А» относятся студенты, имеющие серьезные отклонения в состоянии здоровья (различные хронические заболевания, послеоперационный период и др.), к специальной медицинской группе «Б» – студенты с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью.
Анализируя контингент студентов специальной медицинской группы «А» и студентов специальной медицинской группы «Б» в 2015–2016 учебном году наблюдается незначительное увеличение на 0,2% и 1,1% соответственно, по сравнению с 2014–2015 учебным годом. Но по сравнению с 2016–2017 учебным годом в контингенте студентов специальной медицинской группы «А» и студентов специальной медицинской группы «Б» наблюдается уменьшение на 2,6% и 1% соответственно (рисунок).
Динамика контингента студентов в различных медицинских группах
Таким образом, 36,4% студентов, от общего числа поступивших во все рассматриваемые вузы, в среднем за 3 учебных года имеют отклонения в состоянии здоровья различной степени тяжести, в том числе 1,8% студентов имеют инвалидность.
Основываясь на исследования Института социологии РАН, которые указывают на то, что, обучаясь в вузе, число здоровых и практически здоровых уменьшается за годы обучения в среднем на 25%, а хронически больных увеличивается на 12% [3]. Изучив динамику состояния здоровья первокурсников Алтайского края, мы можем говорить о том, что качество здоровья будущих квалифицированных специалистов в настоящее время находится на низком уровне. В связи с этим, на наш взгляд, стоит не просто находиться в активном поиске новых эффективных средств и методов в области физической культуры и спорта, направленных на сохранения здоровья и профилактику основных заболеваний, но и начинать их внедрение в образовательный процесс уже сегодня.
Анализ результатов медицинского осмотра первокурсников выявил необходимость принятия решений, касающихся внесений изменений в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура», ныне «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в высших учебных заведениях.
Физические упражнения являются мощным источником стимулирующих и регулирующих влияний на обмен веществ и деятельность функциональных систем, являются средством целенаправленного воздействия на организм [4]. Регулярные, специально подобранные физические упражнения расширяют не только функциональные и адаптационные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем и органов, но и приводят к повышению уровня окислительно-восстановительных процессов, способствуя увеличению общей адаптации организма к неблагоприятным условиям среды, что крайне необходимо для студентов первого курса.
Основными заболеваниями молодежи в России и в Алтайском крае являются болезни органов дыхания, мочеполовой системы, органов пищеварения, системы кровообращения, болезни костно-мышечной и нервной систем. Учитывая этот факт, мы считаем, что необходимо включать в содержание каждого практического занятия по физической культуре для студентов основной и подготовительной группы здоровья корригирующую гимнастику, направленную на профилактику заболеваний и укрепления здоровья. Упражнения, носящие такой характер, на сегодняшний день не являются обязательными в основной и подготовительной группе здоровья.
Корригирующая гимнастика для профилактики искривления позвоночного столба должна включать в себя упражнения на воспитание правильной осанки, обучение основам ортопедического режима, упражнения для мышц шеи, верхнего плечевого пояса, спины, груди, брюшного пресса, пояснично-подвздошных и ягодичных мышц, симметричная тренировка всех групп мышц [5].
Для профилактики болезней сердечно-сосудистой и нервной системы в комплексы физических упражнений должны быть включены циклические виды упражнений, такие как дозированная ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы.
Широкое применение общеразвивающих дыхательных упражнений на занятиях физической культурой способствует тренировке полного дыхания, углубленного выдоха и диафрагмального дыхания, что значительно сократит риск заболеваний дыхательной системы и острых респираторных вирусных инфекций.
В прохладное время года болезни мочеполовой системы оказывают неблагоприятное воздействие на весь организм, изменяются функции сердечно-сосудистой системы, развиваются почечные отеки, меняется осмотическое давление в крови и возникает задержка воды в организме. В связи с этим необходимо включать в комплекс корригирующей гимнастики общеразвивающие упражнения средней интенсивности, упражнения на развитие мышц спины и укрепление передней стенки живота, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении.
Для профилактики болезней органов пищеварения, необходимы статические и динамические дыхательные упражнения, а также циклические упражнения. Физические упражнения для мышц тазового дна и брюшного пресса без повышения внутрибрюшного давления, являются специальными упражнениями, воздействующими на лимфо-кровообращение органов брюшной полости, на тонус гладкой мускулатуры желчного протока и пузыря.
При длительной работе с компьютером требуется повышенная сосредоточенность, что приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения человека. Глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Основной корригирующей гимнастикой для органов зрения, должна быть именно гимнастика для глаз, которая повышает работоспособность глазных мышц и укрепляет склеры глаза.
Для проведения практических учебных занятий со студентами специальной медицинской группы «А» необходимо добавить в учебную программу дополнительные лекционные занятия для углубленного изучения противопоказаний и рекомендаций к занятиям физической культуры с учетом индивидуального заболевания, а также расширение знаний и умений использования средств физической культуры. Для данного контингента студентов необходимо введение методико-практических занятий, с целью обучения практического применения средств физической культуры в социальной и профессиональной деятельности.
С 2015–2016 г. в АлтГУ проводится исследование эффективности вышеизложенных изменений в учебной программе по дисциплине (модулю) «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Данные изменения в учебной программе сопровождаются и дополняются электронными образовательными ресурсами университета.
В исследуемый период времени в нескольких высших учебных заведениях начали проводиться занятия практической направленности, а не только теоретической, как это принято, для студентов с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.
Благодаря изменениям в содержании практических занятий студенты получают не только положительный эмоциональный заряд, что ведет к пересмотру их отношения к физической культуре и спорту и здоровому образу жизни в целом. Многими учеными в последние годы отмечается, что для студентов важно не только создать оптимальный двигательный режим, но и сформировать у них потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Не стоит забывать, что период обучения в вузе – это очень важный этап времени, в течение которого молодых людей не только можно, но и нужно сориентировать на определенные жизненные ценности. Ведь доступная двигательная деятельность позволяет студентам обеспечить адаптацию организма к действию физических упражнений и, несомненно, расширить диапазон функциональных возможностей физиологических систем организма, повысить их физическую подготовленность и работоспособность в целом.
Важно, чтобы уже сегодня учителя средних общеобразовательных школ и преподаватели высших и средних специальных учебных заведений по физическому воспитанию на своих занятиях регулярно включали корригирующую гимнастику, направленную на профилактику заболеваний и укрепление здоровья подрастающего поколения. И если сегодня данные рекомендации начнут реализовываться, то уже завтра мы увидим совершенно другую статистику службы государственной статистики по заболеваемости населения Российской Федерации в данной возрастной группе.
Библиографическая ссылка
Новичихина Е.В., Ульянова Н.А., Кокшаров А.А., Анушкевич Н.В., Калагина С.Н., Лобыгина Н.М. ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 136-140;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36744 (дата обращения: 21.11.2024).