Одним из основных принципов государственной политики РФ в области образования является обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования. За рубежом проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья решается путем совместного нахождения в школах и детских садах обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В настоящее время в России в общеобразовательные школы, обычные детские сады уже начали принимать детей с различными отклонениями в развитии, имеющих особые образовательные потребности. В этом смысле весьма актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Анализ исследований в области специального (дефектологического) образования позволил выявить следующие существующие проблемы в подготовке педагогических кадров для этой области:
- изолированность массового образования и образования лиц с ОВЗ;
- нежелание учителя массовой системы образования осваивать специальные педагогические технологии для оказания педагогической помощи детям с трудностями в обучении;
- недостаточность внимания альтернативным педагогическим подходам, иным стратегиям управления обучением, помогающим в работе с проблемными детьми при подготовке учителей для общеобразовательных школ;
- непредоставление студентам, обучающимся в педагогических вузах по непедагогическим специальностям, возможности дополнительного образования в области специального образования.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина ведется работа по заданию Министерства образования РФ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей». Содержание обучения по этой программе направлено на подготовку педагогических кадров в сфере инклюзивного образования. В рамках этой программы учеными вуза был разработан образовательный модуль «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ОВЗ», который направлен на естественнонаучную подготовку педагогических кадров, обеспечивающую конкурентную способность выпускников в условиях кадрового дефицита в сфере специального и инклюзивного образования на основе расширения спектра профессиональных компетенций для реализации естественнонаучного сопровождения лиц с ОВЗ [1].
Деятельностный подход, положенный в основу построения модуля, позволяет обеспечить включение студентов в деятельность, как имитирующую условия работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, так и практическую деятельность в период практики, которая предусматривается в сторонних организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
Самостоятельную ценность модуля представляет итоговый проект по модулю «Разработка электронной индивидуальной карты сопровождения, систематизирующей клинические характеристики лиц с ОВЗ», выполняющий интегрирующую функцию, объединяющий все учебные дисциплины модуля и практику студентов [2]. Проекты, подготовленные студентами, являются отчуждаемыми продуктами и могут предъявляться работодателям и использоваться в профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
Работа над проектом начинается с постановки задач исследования, сформулированных в дисциплинах модуля. Практическая составляющая проектной деятельности формируется в период практики в специальных образовательных и медицинских учреждениях, а также организациях социальной сферы.
Изложение материала представляется в соответствии с тремя блоками решаемых задач (рисунок).
Блоки решаемых задач
В каждом блоке студент должен включить ссылки на учреждения, в которых он собирал информацию для работы. Приветствуется, если в выводах по каждому блоку обучаемые выскажут авторскую позицию и приведут комментарии по исследуемой проблеме.
Критерии оценивания проектной работы студента по рассматриваемому модулю приведены в табл. 1 [4].
Таблица 1
Шкала оценки итогового проекта
№ п/п |
Показатели |
Количество баллов |
1 |
Оформление проекта в соответствии с требованиями |
0–5 |
2 |
Проектное задание «Составление клинико-психологической характеристики различных дифференцированных форм отклоняющегося развития» выполнено: |
|
полностью |
15–20 |
|
частично |
5–15 |
|
не выполнено |
меньше 5 |
|
3 |
Проектное задание «Представление антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ» выполнено: |
|
полностью |
15–20 |
|
частично |
5–15 |
|
не выполнено |
меньше 5 |
|
4 |
Проектное задание «Проектирование информационной образовательной среды для лиц с ОВЗ в соответствии с исследуемыми отклонениями здоровья» выполнено: |
|
полностью |
10–15 |
|
частично |
5–10 |
|
не выполнено |
меньше 5 |
|
Итого максимум |
60 |
К защите проекта обучающийся допускается при условии выполнения им учебного плана и если его оценка за проект составит 55 баллов и выше. Защита проекта представляет собой публичный доклад с презентацией. Проект должен быть представлен на защите так, чтобы в ходе его анализа можно было оценить достижение образовательных результатов модуля. В табл. 2 приведены показатели оценивания защиты проекта.
Таблица 2
Защита проекта
№ п/п |
Показатели |
Балл |
1 |
Аналитические компетенции: соответствие доклада теме проекта, в докладе выделены структурные компоненты проекта; свободное владение содержанием; логика изложения |
0–10 |
3 |
Коммуникативные компетенции: обоснованность основных положений проекта и достигнутых результатов; умение вести диалог и давать комментарии в ходе ответов на вопросы |
0–10 |
4 |
Рефлексивные компетенции: формулировка промежуточных и конечных выводов, подчеркивающих актуальность и значимость проекта; самооценка участия в проектной деятельности |
0–10 |
Итого максимум |
30 |
Таблица 3
Критерии итоговой аттестации по модулю
№ п/п |
Показатели |
Баллы |
1 |
Качество проекта |
55–60 |
2 |
Качество презентации |
0–10 |
3 |
Качество публичной защиты |
0–30 |
Итого: |
55–100 |
Таблица 4
Технологическая карта дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» для одного раздела
дата |
Тема занятия |
Что делать к занятию |
Чем проверяется |
|
Контрольное мероприятие 1 (входная диагностика) |
Тестирование в ЭОС |
|||
Психолого-педагогические основы обучения лиц с ОВЗ в дистанционной форме обучения |
||||
1.1 |
Тема 1. Нормативно-правовая база обучения лиц с ОВЗ |
Изучить Нормативно-правовую базу обучения лиц с ОВЗ по ссылкам, указанным в задании к семинару |
Фронтальный опрос |
|
1.2 |
Тема 2. Особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ в связи с типологией отклоняющего развития в условиях дистанционного обучения |
Подготовить сообщение от группы по теме «Типология лиц с ОВЗ» |
Доклад, презентация |
|
1.3 |
Тема 3. Создание индивидуального маршрута педагогического сопровождения лиц с ОВЗ |
Подготовить сообщение от группы по теме «Организация компьютерного рабочего места обучающегося лица с ОВЗ в СДО» |
Доклад, презентация |
|
Контрольное мероприятие 2 по теме 1 |
Тестирование в ЭОС |
Таблица 5
Фрагмент рейтинг-плана дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»
№ п/п |
Виды учебной деятельности обучающегося |
Сроки выполнения |
баллы за конкретное задание |
Число заданий за семестр |
Баллы |
|
Минимальный за 1 задание |
Максимальный за 1 задание |
|||||
1 |
Выполнение входной диагностики (контрольное мероприятие 1) |
выполнено 55–70 % – 4 б. выполнено 71–85 % – 5 б. выполнено от 86 % – 6 б. |
1 |
4 |
6 |
Рейтинговая оценка проекта обучающегося определяется по окончании защиты проекта и включает в себя: оценку качества проекта (определяет руководитель модуля), оценку публичной защиты проекта и ответов на дополнительные вопросы и оценку качества презентации (определяет комиссия итоговой аттестации по модулю). Проект оценивается по 100-балльной шкале.
Рейтинговая оценка результатов итоговой аттестации по модулю в баллах может быть переведена в пятибалльную шкалу оценки следующим образом: 55–70 – «удовлетворительно»; 71–85 – «хорошо»; 86–100 – «отлично».
Например, группой студентов 4 курса бакалавриата в рамках заключительного этапа подготовки итогового проекта был разработан дистанционный курс «Преподавание русского языка детям с ограничениями по слуху в начальной школе». В рамках итогового проекта студентами было обследовано 30 детей в школе-интернате для глухих детей города Нижнего Новгорода: произведены антропометрические измерения, проведена статистическая обработка результатов, сделан сравнительный анализ данных детей с нарушениями слуховой функции и здоровых детей данного возраста. При разработке дистанционного курса студенты должны были учитывать психофизические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых предназначен этот курс.
Для помощи студентам в изучении модуля «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ОВЗ» для каждой дисциплины преподавателями были разработаны силлабусы – учебные программы дисциплины, включающие в себя общие требования преподавателя, технологическую карту изучения дисциплины, рейтинг-план по дисциплине, необходимые условия для получения зачета (допуска на экзамен) и др.
Силлабус – план изучения дисциплины, «план действий» для студентов, который представляет собой своеобразный план-конспект учебного предмета, имеющий целью помочь студенту в организации его учебной деятельности. Этот план действий должен содержать информацию, которую студенту необходимо знать с самого первого дня изучения курса; а для того, чтобы студент прочитал силлабус внимательно, он не должен быть слишком объемным, должен быть написан на доступном для начинающего изучать данный курс студента языке [3].
Например, пункт «Общие требования преподавателя» для дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» нами был прописан следующим образом:
1. Дисциплина «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» является дисциплиной по выбору для изучения студентами непедагогических специальностей.
2. В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить и сдать все задания, описанные в технологической карте: пройти 3 тестирования (входное тестирование, тестирование по теме 1 и тестирование по теме 2), выполнить 3 практические работы, написать 1 реферат, подготовить 2 групповых доклада, разработать дистанционный курс для сопровождения обучения лиц с ОВЗ.
3. По результатам всех видов работ выставляется балл, который затем суммируется.
4. К защите итогового проекта допускаются студенты, выполнившие все контрольные мероприятия (п. 3) и набравшие не менее 55 баллов.
Также в силлабус входит технологическая карта для помощи студентам в изучении дисциплин, были разработаны технологические карты, которые содержат следующие пункты:
- дата занятия;
- что делать к занятию;
- чем проверяется результат;
- источники литературы для подготовки к занятию.
Для каждого занятия, будь то лекция, практическое и семинарское занятие, заполняется своя строчка.
В силлабус необходимо включить рейтинг-план по дисциплине, из которого студенты могут узнать количество баллов, которое они могут получить за то или иное задание, число заданий за семестр и т.д. В течение всего семестра студенты набирают рейтинговые баллы, постепенно получая количество баллов, необходимых для получения зачета или допуска к экзамену. Преподаватель продумывает виды деятельности, за которые он может добавить поощрительные баллы: это могут быть и участие с докладом на научных семинарах и конференциях, и активная работа на аудиторных занятиях, и публикация статей по проблематике изучаемой дисциплины и т.п. Чаще всего сумма поощрительных баллов не превышает 10–15.
Вместе с тем в рейтинг-план могут быть включены и штрафные баллы: например, за пропуски учебных занятий по неуважительной причине или за нарушение сроков сдачи контрольных и курсовых работ и т.п.
В рейтинг-план преподаватель должен заложить такое количество баллов, чтобы студент не мог «накопить» количество баллов, необходимых для аттестации, только по результатам посещения, однако практика показывает, что при большом количестве практических занятий или лабораторных работ студент вполне может набрать необходимое количество баллов и получить зачет автоматом.
Сроки выполнения и представления заданий, представленные в рейтинг-плане, могут корректироваться в ходе учебного процесса.
Необходимым пунктом в силлабусе, на наш взгляд, должен быть пункт «Необходимые условия для получения зачета (допуска на экзамен)».
Например, для описываемой нами дисциплины этот пункт силлабуса выглядит следующим образом:
На зачет преподаватель приходит с заполненным рейтинг-планом по каждому студенту. Если студент набрал количество баллов меньше минимального, то до зачета он не допускается.
Для того, чтобы получить оценку «зачтено» по дисциплине, необходимо:
- пройти тестирование по понятийному и терминологическому аппарату дисциплины,
- пройти тестирование на знание особенностей разработки технологий дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ;
- разработать дистанционный курс в СДО вуза.
Для получения зачета студент должен набрать в сумме за все виды учебной деятельности не менее 55 баллов.
В рамках работы по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» по заданию Министерства образования РФ нами были выделены необходимые условия эффективной проектной деятельности, в частности подготовки итогового проекта по модулю как результата образовательной деятельности:
1. Модульное построение образовательного процесса.
2. Отбор учебных дисциплин модуля, обеспечивающих теоретическую основу для создания обучающимися продукта, значимого для их будущей профессиональной деятельности.
3. Включение в процесс подготовки обучающихся по всем дисциплинам модуля проектных заданий, составляющих общую канву итогового проекта по модулю [5].
Библиографическая ссылка
Груздева М.Л., Козицын А.Л. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 102-106;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36738 (дата обращения: 21.11.2024).