Объективность и субъективность формы многомерного понятия «культура» (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) позволяет охватывать разнообразные сферы жизни людей, которые можно разделить на предметно-практическую (общественную и личностную) деятельность, а также общественное и личностное сознание (политика, философия, эстетика, мораль, искусство и т.д.). Освоение социокультурного опыта определяется уровнем просвещенности, воспитанности, образованности как отдельной личности, так и поколения в целом. Эти качества культурной личности проявляются в мировоззрении, системе развитых знаний, умений, навыков, в широте и глубине интеллекта, сформированности нравственно-эстетического отношения к миру, человеку, т.е. в слагаемых духовной характеристики личности [8, с. 44].
Необходимость функционирования и самовыражения личности в обществе определяет систему знаний и качеств личности, формирующих ее гуманитарную культуру. Гуманитарная культура содержит знания из различных общественных наук, эстетики, морали, искусства, систему ценностных ориентаций и потребностей, взглядов, идеалов и установок гуманитарной деятельности, коммуникации, поведения. В нее входят также элементы нравственно-эстетического сознания и деятельности, познавательные, ценностно-ориентационные, воспитательные и духовно-коммуникативные характеристики личности [6, с. 22].
В гуманитарную культуру личности входит в том числе эстетическая культура как один из компонентов. У каждого отдельного индивидуума складывается определенное эстетическое отношение к окружающим людям и действительности. Человек не может существовать в отрыве от сложившихся в его сознании различных ценностей, в том числе эстетических. Каждая личность определяет субъективную значимость собственной деятельности, а также свое отношение к окружающей среде. При этом человек эстетически осваивает мир в диалектическом единстве трех различных ракурсов:
«1) эстетического в объективной действительности;
2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);
3) искусства (как своеобразного единства субъективно и объективно-эстетического)» [10, с. 58].
Эстетические установки и принципы личности могут быть одним из инструментов критериального аппарата оценки уровня эстетической культуры. Высокий уровень эстетической культуры определяется в том числе способностью передать обществу собственное эстетическое видение и отношение к окружающей среде, представление об идеалах и эстетические взгляды.
Выдающийся деятель отечественной науки Д.С. Лихачев рассматривал культуру с точки зрения эффективного фактора созидания и совершенствования мира, а также с точки зрения инструмента самопознания человеком мировой многогранности, что и должно формировать его личность, способствовать становлению его культуры. Если рассматривать поэтапный процесс формирования общей культуры личности, то в первую очередь его обеспечивает педагогический процесс совместно с целенаправленным музыкально-эстетическим воспитанием.
Каждая личность обладает определенной системой эстетической культуры, что определяет и эстетическую культуру народа в целом. К ней следует отнести и чувственные качества, и интеллектуальные способности, и видение совершенства в жизни, и поведение.
Эстетическая культура не может существовать самостоятельно и автономно. Она проникает во все формы и поля деятельности людей.
Человек имеет разные уровни восприятия процесса эстетического освоения мира: репродуктивный и творческий, в ходе которого общечеловеческое содержание преобразовывается в перспективы будущего. Это является социально-гуманитарной функцией личности и удовлетворением ее потребности в самостановлении и саморазвитии. Содержание и формы эстетического отношения к миру определяют уровень творческих способностей личности и необходимые социально-культурные условия творческой деятельности [1, 2, 9].
Эстетические сознание, отношение и деятельность, чувства, восприятия, представления, суждения, оценки, убеждения, вкусы, идеалы, взгляды и др. относятся к общепризнанным формам проявления эстетической культуры и находятся в диалектической взаимосвязи. Эстетические вкусы и потребности формируются на почве живых эстетических эмоций, восприятий и чувств и представляют собой устойчивые качества личности, которые органически соединяют в себе чувственное и рациональное и обеспечивают в процессе эстетического отражения переход на высшие уровни сознания.
Эстетические ориентации, потребности и интересы являются важными факторами, определяющими и регулирующими деятельность. Эти категории тесно взаимосвязаны. Они являются показателями, характеристиками эстетического сознания и рождаются в процессе его развития.
Эстетическая потребность личности общественна по своей природе, способна интегрировать опыт эстетического восприятия, переживания, вкусов. Ее можно рассматривать как «состоявшееся отношение», как тип эстетического отношения, из которого выходят и от которого зависят другие типы эстетических отношений, как двигатель эстетического сознания личности. Она является категорией, «характеризующей реальное состояние, возможности (потенциал) развития эстетического сознания, и не только в один из моментов его существования, а в любой из его периодов и на любом уровне» [3, с. 90]. Развитие эстетических потребностей субъекта связано с повышением уровня эстетических знаний и оценочных представлений. Поэтому эстетические потребности служат показателем уровня эстетической культуры личности.
Эстетические интересы являются важными характеристиками эстетической культуры личности. Объективные отношения и потребности связаны в них с субъективными мотивами, эмоциями, волей, а между объективными причинами и субъективными побуждениями происходят постоянные превращения: «субъективное превращается в объективное, сознательное намерение – в реальное действие, преобразующее мир» [12. с. 24].
Эстетическая культура имеет социально-исторический характер. Причины изменений в эстетической культуре общества и личности связаны с развитием общественно-экономического базиса. Условия для устранения природной и социальной ограниченности личности возникают на том этапе общественного развития, который характеризуется прогрессом общечеловеческой культуры.
Эстетическая культура обновляющегося российского общества обретает гуманистический характер, способствует формированию универсальной, творчески активной и духовно богатой личности.
Таким образом, приведенный научно-теоретический анализ по проблеме эстетической культуры личности позволяет нам сформулировать некоторые выводы:
– эстетическая культура личности является культурным компонентом, который помогает ей утверждать себя как субъекта культуры и реализовать в обществе свою социально-гуманитарную функцию;
– развитие совокупности форм эстетической культуры личности (сознания, отношения, деятельности) создает условия для включения субъекта во взаимосвязанный процесс усвоения общечеловеческих ценностей и саморазвития, гармонизации личного культурного мира, предметов деятельности;
– гармоническое развитие эмоционально-психологической, научно-теоретической и практико-поведенческой сфер эстетической культуры личности обеспечивает ей переход на созидательно-воспитательный уровень эстетического отношения к действительности и человеку, человеческим отношениям;
– эстетическое сознание личности посредством чувственно-рационального освоения мира, человека, социальных отношений (чувства, вкусы, суждения, взгляды, идеальные представления) вырабатывает идеальные модели желаемого будущего, которые затем могут быть реализованы в деятельности человека [11, с. 252].
Эстетический компонент присущ всем видам человеческой деятельности (познанию, ценностно-оценочным отношениям, общению, духовно-практическому преобразованию мира), включая педагогическую деятельность, которая носит творческо-созидательный характер.
Деятельность организатора культурно-досуговой деятельности – общественно значимая, как участника социального процесса воспроизводства личности. Настоящий этап обновления общества имеет гуманитарно-демократическую направленность. Это обусловило выдвижение новых требований к подготовке профессионала социально-культурной деятельности. Ведь именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов профессионального творческого процесса. Проблема состоит в том, чтобы научиться учитывать этот личностный аспект содержания профессионального образования и реалистически согласовать с ним остальные, научиться ценить такого будущего специалиста социально-культурной сферы как главного носителя формирования культуры в учреждениях образования и культуры, развить его личностный потенциал.
Изучая пути совершенствования профессиональной подготовки бакалавра социально-культурной деятельности, многие исследователи приходят к мысли о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов педагогического мастерства, в частности его глубоко личностной основы – гуманитарно-эстетической культуры, с ее специфическими педагогическими проявлениями в деятельности и поведении будущего профессионала. Эстетическая культура такого профессионала входит в его общую культуру, включая социально-философский, эстетический, этический, педагогический и другие элементы. Функционируя в структуре педагогической культуры, его эстетическая культура в то же время воздействует на все аспекты самой педагогической культуры, предоставляя в ее распоряжение собственно эстетические средства [3, 4, 5].
Эстетическое развитие будущего специалиста социально-культурной деятельности – необходимое звено в становлении его личности как продукта биологической, социальной, исторической среды. Значительная роль здесь принадлежит развитию и коррекции социально-психологических личностных качеств. Эстетическое развитие проявляет себя как «составная часть общего психического развития, как обогащение содержания эстетических качеств (эстетического восприятия, вкуса, художественно-образного мышления, эстетических эмоций, потребностей, умений, навыков, способностей) и сущностных сил личности, как процесс их становления).
По нашему мнению, эстетическая культура бакалавра социально-культурной деятельности выступает интеграцией содержания и форм активности развитого эстетического сознания, прежде всего направленного на эстетико-педагогическое восприятие, оценку и преобразование человека, с подсистемой деятельно-практических качеств, необходимых для успешной профессионально-эстетической деятельности. При этом эстетическое сознание связано с самосознанием, самооценкой как важнейшими механизмами формирования эстетических установок и качеств личности.
Выступая как «совокупность эстетических профессионально значимых качеств личности», эстетическая культура может характеризоваться знаниями, взглядами, убеждениями, сформированными на эмоционально-чувственном восприятии и осмыслении эстетического в действительности (познавательный критерий), умением переживать, анализировать и оценивать действительность и искусство с позиций идеала (эмоционально-оценочный критерий), а также деятельностными качествами личности (деятельностный критерий) [7, с. 63].
Учитывая сложность понятия «эстетическая культура», мы остановимся на некоторых ее составляющих, которые играют важную роль в профессионально-ориентированной подготовке бакалавра социально-культурной деятельности к эстетическому воспитанию детей, такие как восприятие, чувства, взгляды.
Эстетические восприятия и чувства входят в субъективно-эмоциональную сферу сознания специалиста, составляют основу эмпирического уровня мышления. В эстетических чувствах и восприятиях целостно отражается мир, социальная действительность, человек. Это отражение влияет на полноту нравственно-эмоциональной оценки объектов и явлений социально-культурной сферы. В богатстве эстетических восприятий и чувств аккумулируется сложный опыт социально-гуманистической чувственности, который позволяет личности ориентироваться в лабиринтах человеческих отношений, воспринимая их с позиций нравственно-эстетической оценки красоты, совершенства, добра, справедливости и человечности.
Эстетические взгляды составляют основу эстетического мировоззрения, которое «выполняет функцию самосознания человека, путем духовно-практического устройства и переустройства всего миропорядка, определения коренных целей и смысла человеческого существования» [6, с. 37]. В них систематизируется эстетическое представление о мире, выражается личностная оценка мира, проявляется социально-эстетическая позиция личности. Эстетические взгляды связаны с нравственными нормами и взглядами личности на педагогическую модель воспитания человека, которые становятся творческими, гуманистическими, обращенными к человеку.
С развитием эстетического сознания и самосознания бакалавра социально-культурной деятельности связаны существенные изменения внутри его личности, появляются и совершенствуются самооценка, стремление к эстетическому самосовершенствованию, потребность гуманитарно-эстетического познания, переживания, оценки и преобразования окружающей действительности и себя лично.
Таким образом, эстетическая культура выступает синтезом и гармонией эстетического сознания и самосознания, отношения и деятельности, ускоряет процессы социализации и гуманитаризации личности. Особенности влияния процесса формирования эстетической культуры личности на развитие профессиональных показателей ее гуманитарной культуры нужно учитывать при построении и реализации модели процесса формирования эстетической культуры будущего профессионала социально-культурной сферы [7, с. 29].
Недооценка роли эстетического компонента культуры будущего бакалавра в профессиональной подготовке оборачивается несформированностью эстетического отношения личности к действительности, искусству, творчеству и человеку как к субъекту, с которым предстоит взаимодействовать в будущей деятельности. Отсутствие системы эстетических установок сознания, самосознания, деятельности приводит к нетворческой реализации воспитательного процесса, тормозит передачу эстетического опыта студентам.
Библиографическая ссылка
Медведь Э.И., Сергеева В.П., Киселева О.И. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 134-138;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36713 (дата обращения: 21.11.2024).