Конкурентоспособность специалиста в области физической культуры и спорта определяется его готовностью решать профессиональные задачи в динамичных условиях, с учетом вариативности множества внешних факторов. Отсутствие соответствующего опыта объясняется не только непродолжительным стажем работы молодого сотрудника, но и интенсивной трансформацией социально-экономической сферы, характерной для современной России. Данная проблема определяет востребованность непрерывного совершенствования квалификации, получения первого или второго высшего образования в сочетании с профессиональной деятельностью. Решение поставленной задачи обеспечивается дистанционными формами обучения.
Индивидуальное обучение с удаленным доступом к образовательным ресурсам актуально, в частности, для студентов спортивных вузов. Специфичность подготовки спортсменов в высшей школе, совмещающая освоение дисциплин, определенных учебным планом соответствующего направления, и участие в соревнованиях, тренировочных сборах предполагает предпочтение выбора студентами индивидуального графика обучения. Эффективность процесса формирования компетенций в этих условиях зависит от качества разработки электронных образовательных ресурсов [2].
Методисты подчеркивают высокий дидактический потенциал электронного учебника, определяемый возможностью использования информационных технологий, позволяющих обеспечить поливариантность диагностических заданий, анимационные эффекты, динамизм предлагаемых для освоения сведений, аудио- и видеосопровождение и прочее [5].
Целью исследования являлось определение информационного инструментария, позволяющего разрабатывать интерактивные электронные учебные пособия, адекватно отображающие осваиваемый материал и обеспечивающие формирование компетенций, определенных государственными стандартами в области высшего профессионального образования.
Анализ технологических проблем создания ЭУП приведен в работах сотрудников кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» [7]. Центральное место в целеполагании имеют вопросы реализации потенциала информационных технологий в визуализационном аспекте.
В связи с изложенным выше особое значение приобретают структуризация учебной информации и разработка элементов дизайна электронных учебных продуктов, являющиеся процедурными элементами применения технологии визуализации. Интерес к данным технологиям объясняется необходимостью решения задач, среди которых нами выделены следующие:
1) ликвидация несоответствия между большим объемом осваиваемой информации, представленной на бумажных носителях, и стандартизированными ограничениями времени изучения отдельных дидактических единиц;
2) устранение противоречия между конкретным учебным целеполаганием и многоаспектностью представления учебных сведений в различных источниках.
Поэтапная последовательность создания электронного учебного пособия (ЭУП) подробно рассмотрена в методической литературе. Авторы подчеркивают неприемлемость апологетического или нейтрального подхода при разработке ЭУП: недопустимы стереотипный перенос текстовых фрагментов в электронную среду и полная автоматизация переноса информации в новый формат, необходима совместная продуктивная деятельность преподавателя и специалиста в области IT-технологий [3].
В функциональном аспекте процесс создания ЭУП предполагает детальную структуризацию учебного материала, внедрение средств, обеспечивающих интерактивность, использование потенциала гипертекстов мультимедийных приложений, включение управляющих блоков для выполнения практических и контрольных мероприятий, обеспечение доступа к актуальным образовательным порталам, открытым образовательным ресурсам.
Взаимодействие квалифицированного педагогического работника и программиста обеспечивает создание электронного продукта, соответствующего особенностям информационной обучающей среды и специфике направления (профиля) подготовки. Организация непрерывной непосредственной работы в системе «преподаватель – специалист в области IT-технологий» не всегда возможна и оправдана в финансовом аспекте. Эти факторы определяют актуальность использования в процессе создания электронных образовательных ресурсов специального программного обеспечения.
Современные пакеты прикладных программ для e-Learning представляют широкий спектр инструментов для создания электронных учебных материалов. Преподаватели кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта использовали для разработки электронных учебных курсов программу Microsoft PowerPoint; для преобразования созданных презентаций в формат Flash-программу iSpring Suite.
Выбор в качестве инструментального средства Microsoft PowerPoint объясняется следующими позитивными характеристиками работы с данной программой:
– быстрота разработки презентации;
– необязательность специальных навыков;
– возможность внедрения объектов, созданных посредством других программных пакетов.
Конвертирование формата файла позволило оптимизировать процесс разработки:
– уменьшить размер выходных файлов,
– решить проблему совместимости между браузерами,
– улучшить качество изображений,
– обеспечить аудио- и видеосопровождение,
– внедрить интерактивные блоки,
– включить интерактивные диагностические элементы (в частности, тесты),
– реализовать возможность создания электронного продукта преподавателю, не имеющему соответствующего опыта,
– защитить опубликованные материалы от копирования, свободного доступа,
– регламентировать работу студентов с предлагаемыми материалами.
Последний фактор является условием реализации внешнего управления учебной деятельностью студентов. iSpring обеспечивает защиту курса от несанкционированного доступа лиц, не являющихся членами учебной группы или не соблюдающих временной режим реализации образовательных траекторий, посредством следующих ограничений:
1) индивидуальный пароль для каждого пользователя, имеющего доступ к курсу;
2) водяной знак, ограничивающий свободный просмотр презентации;
3) внешнее ограничение времени активизации ресурса, в течение которого возможен просмотр;
4) ограничение по домену, определяющее совокупность сайтов, на которых можно воспроизводить разработанный курс [4].
Анализ исследований в области технологии визуализации позволил заключить, что среди различных форм, используемых для представления учебной информации в ЭУП высшей школы, преобладают текст, схема и элементы инфографики. При разработке электронных учебных материалов были учтены дидактические преимущества и негативные стороны использования настоящих форм.
Особенности представления информации в сжатой форме описаны на рис. 1.
Согласно результатам психолого-педагогических измерений, применение схемотехнических элементов стимулирует процессы запоминания, воспроизведения и системного анализа, является одним из условий развития оценочных умений. Использование элементов инфографики в презентациях способствует эффективному выполнению синтетических операций [6].
Научно-методические материалы не содержат описаний позитивных сторон применения текстовой формы визуализации. Однако специфика некоторых дисциплин предполагает включение в презентации текстовых фрагментов, как элементов, в большей степени соответствующих контексту.
Структурирование и построение последовательности изложения учебного материала посредством различных форм основывалось на принципе согласованности с психологическими особенностями студентов. Его реализация в настоящем исследовании осуществлялась посредством соотнесения способов визуализации учебного материала и индивидуальных характеристик студентов, распределенных на группы по следующим признакам:
– предпочитаемые режимы общения;
– стиль мышления.
Определение наиболее комфортного вида коммуникации производилось на основе наблюдения и анкетирования, выявление стиля мышления осуществлялось на основе анализа особенностей процесса выполнения индивидуальных учебных заданий, тестирования, бесед.
По первому признаку были выделены группы студентов, склонных к вербальным коммуникациям, предусматривающим общение посредством устной и письменной речи; а также невербальным, предполагающим обмен информацией при помощи мимики, телодвижений, знаковых или сигнальных систем.
По второму признаку были определены группы студентов со следующими типами мышления:
1) синтетический стиль, для которого характерны склонность к комбинированию конфликтующих идей, рассмотрению противоположных позиций или подходов, предпочтение мысленного эксперимента реальному, доминирование теоретических положений над эмпирическими сведениями;
Рис. 1. Типовые медийные составляющие контента электронного учебника
2) идеалистический стиль, определяющий предпочтение критерия согласованности над остальными условиями оценки процессов или явлений; склонность к интуитивному оцениванию, исключающему детальный анализ проблем или подробное всестороннее рассмотрение структурных особенностей, взаимосвязей моделей систем;
3) прагматический стиль, при котором основой оценки ценности осваиваемого материала служит личный опыт, а доминирующим приемом исследования – метод проб и ошибок;
4) аналитический стиль, характеризуемый многоаспектностью рассмотрения проблем, их детализацией, логическим подходом к освоению теоретического материала и рационализацией процесса применения теоретических положений в практической деятельности;
5) реалистический стиль, предполагающий доминирование эмпирического знания над теоретическим, устранение несоответствий между фактическим и прогнозируемым результатами посредством коррекции учтенных при исследовании факторов, сопряженной с игнорированием дополнительной информации формально-логического характера [1].
В процессе исследования были определены формы визуализации информации, обеспечивающие эффективное восприятие осваиваемого материала.
Студенты с выраженными самообразовательными умениями и позитивной мотивацией учения, направленной на совершенствование организации учебно-познавательной деятельности, выделили комикс в качестве предпочитаемой формы предоставления учебного материала.
Учащиеся, ориентированные на качественные способы восприятия информации, построение вербальных коммуникаций, демонстрировали высокий уровень усвоения материала, оформленного в виде схемы. Эта группа студентов придает большое значение оценке информации окружающими: они полагаются на мнение лидеров в вопросах классификации воспринимаемых сведений по степени важности.
Один из слайдов презентации по дисциплине «Спортивная метрология», разработанной для студентов второго курса Волгоградской государственной академии физической культуры в соответствии с указанными выше особенностями освоения, представлен на рис. 2.
Склонность студентов с синтетическим стилем мышления к неопределенности, вариативности параметров, служащих основой для моделирования процессов или явлений, определяет предпочтение отображения осваиваемого материала в форме динамических моделей.
Студенты-«идеалисты» подчеркивают важность наличия в предлагаемых материалах иерархических структур и последовательного стиля изложения информации.
Рис. 2. Пример использования в качестве визуализации схемоязыка, фото и видео с комментариями
Рис. 3. Пример таблицы ЭУП «Правила игры и основы судейства в баскетболе»
Учащиеся с прагматическим стилем мышления проявляют высокий интерес к материалу прикладного характера, отражающему непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью.
Студенты-«аналитики» предпочитают следующие формы организации осваиваемого материала: сравнительные таблицы, схемы, сведения, представленные в виде формул, алгоритмы.
Формы, оптимизирующие процесс восприятия информации студентами с реалистическим стилем мышления, включают графические объекты, содержащие сравнение результатов совокупности эмпирических исследований или описание реальных процессов при варьировании значений одного или нескольких факторов.
На рис. 3 представлен фрагмент электронного учебного пособия с информацией, удобной для восприятия большинством студентов с различными стилями мышления.
В результате исследования выявлены структурные и содержательные особенности использования визуализационных технологий при организации учебного материала в ЭУП. Обоснован выбор программы iSpring Suite для конвертирования учебных материалов, представленных в виде презентаций Microsoft PowerPoint, в формат Flash. Определены формы визуализации, оптимальные для студентов вузов с различным стилем мышления и предпочитаемым способом коммуникации. Выделены позитивные и негативные характеристики влияния различных элементов дизайна, используемых в ЭУП, на процесс освоения учебной информации. Результаты исследования используются при отборе информационных средств создания интерактивных электронных учебных пособий, оптимизирующих формирование компетенций, определенных государственными стандартами в области высшего профессионального образования.
Библиографическая ссылка
Абдрахманова И.В., Широбакина Е.А., Йосипенко К.А. ОПЫТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 7-11;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36689 (дата обращения: 21.11.2024).