Среди множества негативных следствий глобализации (американизация культур мира, экономическое и политическое неравенство разных государств, мировой терроризм и т.д.) исключительное значение имеет этнокультурный аспект. Утрата культурной идентичности, многочисленные этноконфессиональные конфликты, снижение толерантности в процессах межкультурной коммуникации – всё это результат недостаточной этнокультурной компетенции агентов-участников глобализационных трендов современности.
Культурная неконгруэнтность издавна воспринималась как непроходимый барьер между разными этническими мирами, в то же время преодолевать негативные последствия этнокультурных различий, понимать и толерантно относиться к социальным и этническим особенностям чужих и родной этнокультур – всё это необходимые компоненты этнокультурной компетентности современного человека XXI века.
Компетентностный подход становится особенно актуален в современных условиях глобализации. С развертыванием глобализационных и миграционных процессов во всём мире происходит столкновение различных национальных культур. Для полиэтнической России также очень важно сглаживать потенциальные противоречия среди различных этносов, входящих в её состав.
Компетентностный подход в образовании, или, иначе говоря, совокупность базовых парадигмальных установок в педагогике, основывающаяся на понятии «компетенция», осуществляет трансформативный переход от теоретического знания к практическому, которое рассматривается как более эффективное и продуктивное для непосредственного выполнения специалистом своих трудовых функций. «Фактически в этом подходе понимание знания как наращивания суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях» [4, с. 19].
Следует отметить, что компетентностный подход предполагает развитие у обучающихся способностей к самостоятельному решению потенциальных проблем, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается необходимость формирования нового типа образования, предусматривающего синтез профессиональных навыков и теоретического знания: «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения… Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни» [7].
Несмотря на то что понятие компетенции/компетентности уже несколько последних десятилетий плотно интегрировано в категориально-понятийный ряд педагогики и философии образования, до настоящего момента не появилось исчерпывающе строгой и однозначной его дефиниции. Кроме того, отдельно может быть поставлен вопрос о соотношении понятий компетенция и компетентность [6].
Так, А.В. Хуторский, А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова предлагают различать понятия «компетенция» и «компетентность» как объективное и субъективное: «Объективные условия будем называть компетенциями и понимать их как сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и сферы ответственности, определенные в различного рода официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, положениях, инструкциях и т.д. В качестве субъективных условий, т.е. компетентностей, выступают при этом сложившаяся на данный момент система ответственных отношений и установок к миру, другим людям и к самому себе, профессиональные мотивы, профессионально важные качества личности специалиста, его психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки и др.» [2, с. 113].
На наш взгляд, подход А.В. Хуторского, А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионовой вполне адекватен сложившейся традиции использования понятия «компетенция», поскольку последнее всё чаще употребляется в значении итогов и желаемой цели образования.
Итак, что же включает в себя такое интегральное понятие, как компетенция? Как уже говорилось выше, в основу компетентностного подхода может быть положен принцип автономности индивида. Ядром компетенции, таким образом, можно рассматривать способность индивида действовать самостоятельно и сообразно ситуации. Для реализации данной способности индивид должен обладать: во-первых, рядом интеллектуальных качеств (творческое мышление, способность к быстрому научению, способности к анализу, синтезу, агрегирование и фильтрация информации и т.д.), во-вторых, профессиональными знаниями, в-третьих, личностными психическими качествами (особенности характера и темперамента, скорректированные в процессе обучения под специфику будущей профессиональной деятельности), в-четвёртых, профессиональными практическими навыками и умениями и, в-пятых, методологией, позволяющей соединить теоретические знания с практическими навыками и умениями.
Одним из эффективных инструментов нивелирования этнокультурных конфликтов может стать применение компетентностного подхода в так называемом этнокультурном образовании. Под этнокультурным образованием обычно понимается общая совокупность образовательных методов и подходов, направленных на освоение обычаев, традиций и культурно-исторического опыта этноса. Этнокультурологический подход в отечественном образовании одним из первых обосновал С.Т. Шацкий, который предпринял попытку рассмотрения и описания этнокультуры как этнообразовательного явления. Основными целями этнокультурного образования являются формирование национальной идентификации, государственная и региональная интеграция, развитие толерантности по отношению к представителям иных этносов.
Для достижения этих целей этнокультурное образование должно выполнять следующие функции: интегративную (включение этнокультуры в процессы межкультурной коммуникации); ценностную (трансляция базовых этнических и культурных ценностей); рефлексивную (развитие национального самосознания); интерпретирующую (формирование толерантного отношения к чужим культурам).
Результатом реализации этих функций является формирование этнокультурной компетенции. Понятие «этнокультурная компетентность» появилось в педагогике сравнительно недавно и пока ещё не имеет однозначного определения. Так, в словаре «Воспитание этнотолерантности подростка в семье» приводится такое определение: «Этнокультурная компетентность – степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия» [3, с. 47].
А.Н. Некрасова, анализируя данную дефиницию, включает в нее такое социально-психологическое свойство личности, которое обладает определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения и обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций [5, с. 30].
Эти дефиниции имеют ярко выраженную межкультурную направленность. Внимание здесь акцентируется на взаимодействии между представителями разных этносов, подчёркивается социологический аспект межэтнического общения. Однако данные определения не учитывают культурологическую и деятельностную стороны компетенции [10].
Мы предлагаем другое определение этнокультурной компетенции. Этнокультурная компетентность – это интегральное свойство личности, включающее в себя комплекс знаний о родной и чужих культурах в их соотнесённости друг с другом, этнокультурные ценности, а также умения и навыки эффективного и этнотолерантного межэтнического общения. В данной формулировке акцент ставится на культурологической компоненте этнокультурной компетентности. Без достаточно глубокого знания основ и ценностей собственной культуры невозможно включаться в полноценный диалог с иными культурами.
Итак, для адекватного взаимодействия с чужими культурами коммуникант должен глубоко усвоить ценности своей этнокультуры. Общепринятого определения этнокультуры пока не существует. Для более точного понимания данного термина необходимо отграничить его от ряда смежных понятий – культура этноса, фольклор, традиционная культура, народная культура. Понятие «этнокультура» обычно рассматривается как укороченный вариант термина «этническая культура». Этническую культуру следует отличать от культуры этноса. Если первая состоит из самобытных этнических элементов (обычаи, традиции, модели поведения, ритуалы), являющихся уникальными для конкретной культуры, то вторая представляет собой сплав собственно этнического и универсального, присущего множеству разных культур. Фольклор, как совокупность традиционных художественных средств выражения духовной деятельности народа, является частью этнокультуры. Термин «народная культура» имеет социологические корни и чаще всего интерпретируется как результат деятельности масс трудящихся, общественная структура которых исторически менялась. Традиционная культура иногда трактуется как синоним народной культуры. Однако обычно за термином «традиционная культура» стоит указание на упрощённую социальную структуру (земледельцы, рыболовы, скотоводы, торговцы и ремесленники) в сравнении с более сложной структурой индустриального и постиндустриального общества.
Этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной и духовной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей. Возникла также необходимость в формулировке определения, существенного для понимания этнокультурного образования. Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры, процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях. Этнокультурное образование ориентируется на культуру народа, язык которого является доминирующим в рассматриваемом регионе. В российской педагогике этнокультурное образование, имея в целом полиэтническую направленность, в большинстве своем строилось на традиционной культуре русского народа в контексте взаимосвязей с культурами соседних народов и всех других, живущих в поликультурном пространстве России и за ее пределами [1, 6].
Этнокультурную компетентность педагога мы рассматриваем как целостное, интегративное личностное образование в совокупности его статических и динамических характеристик. Педагог выступает в этом случае субъектом образовательного процесса этнокультурной направленности. Содержание этнокультурной компетентности многопланово. В него входят три компонента: этнопедагогический; этнопсихологический; поликультурный. Эти компоненты входят в понятие компетентности и являются её характеристиками. Терминологическое многообразие аспектов компетентности объясняется тем, что структурные единицы в её составе не являются идентичными общей совокупности понятия. Появляется термин описывающий понятие «субкомпетентности», так называемый «компонент». То есть компетентность образуется из субкомпетентностей, которые, в свою очередь, состоят их отдельных компонентов. Относительно этнокультурной компетентности следует сказать, что она образована этнопедагогической, этнопсихологической и поликультурной субкомпетентностями. В свою очередь, каждая такая субкомпетентность состоит из двух компонентов: деятельностного и личностного. Эти компоненты составляют содержание субкомпетентности. Рассмотрим более подробно содержание этих компонентов.
В структуру этнопедагогической субкомпетентности, как составного элемента этнокультурной компетентности, входят такие этнопедагогические компоненты, как знания, умения и навыки, которые накладываются на личность будущего учителя как этнопедагога. Этнопедагог отличается такими качествами, как владение методиками воспитания на национальной основе, которые включают понятия народной педагогики, обширный арсенал методов и средств воспитания, которые возникли на основе народных традиций и многолетней успешной практики, направленной на совершенствование личности человека. Этнопедагог творчески применяет выработанные вековыми традициями народные методы воспитания личностных качеств, которые гармонично встраиваются в современный воспитательный процесс [8]. Ценность народного опыта и традиций заключаются в отработанной методике успешного воспитания обучающихся разных возрастных групп, которые опираются на национальные традиции и выдержали проверку временем.
Вторая рассматриваемая субкомпетентность органично связана с этнопедагогической и заключается в работе с коллективами воспитанников разных национальных принадлежностей. В этом случае происходит совокупное воздействие на обучающихся методами психологии, основанными на учёте национальных особенностей и ценностной базы этнического характера. Этнопсихологическая субкомпетентность позволяет сочетать приёмы этнопедагогики и психологии для организации эффективного педагогического воздействия. Сочетание этих двух элементов этнопедагогической компетентности позволяет использовать своеобразие национально-психологических особенностей, применить методы, основанные на этносензитивной чувствительности и понимании особенностей возрастного сознания [9].
Когда мы говорим о поликультурной субкомпетентности педагога, то речь идёт о педагогической работе в многонациональном обществе, которое сложилось в России исторически. Наличие национального разнообразия во многих детских коллективах требует бережного подхода к воспитанию обучающихся, с целью межкультурного обогащения. В этом случае у педагога появляются широкие возможности для раскрытия творческого потенциала всего богатства национальных традиций и взаимного обогащения культур у обучающихся. Для создания атмосферы доброжелательности в многонациональном детском коллективе применяются методики развития эмпатии, терпимости (толерантности) к представителям других национальностей. Этнопедагог способен, в силу владения компетенциями и субкомпетенциями, создать доброжелательную психологическую атмосферу в детском коллективе.
Понятия субкомпетентности состоят из структурных элементов. Эти элементы носят деятельностный, содержательный и личностный аспекты. Что касается содержания компонента, то он обязательно включат в себя познания в областях этнопедагогики, этнопсихологии и межкультурных коммуникаций. Ответственность этнопедагога заключается в бережном отношении к представителям разных культур и народов, с целью обеспечения процесса эффективного межнационального общения. В этнопедагогической компетенции важное значение имеет глубина познаний учителя в истории, культуре, краеведении. Эти знания помогают выстроить мостики для сближения учащихся разных национальностей на обшей культурной платформе. Поликультурная среда для учащихся служит источником взаимного обогащения, а ни в коем случае не конфронтации и отторжения национальных культур. Знания, относящиеся к этнологии, психологии и педагогике, в сочетании с межкультурными коммуникациями, позволяют педагогу, работающему в многонациональных коллективах учащихся, помочь детям выработать адекватное отражение существующего пространства из вещей и людей. Деятельностный компонент субкомпетентностей заключается в практическом применении достижений этнопедагогики в многонациональных детских коллективах. Важность этого компонента заключается в том, что не все теоретические наработки подтверждается на практике, особенно при работе в полиэтнических коллективах учащихся. Только доказавшие себя на практике педагогические методики получают путёвку в жизнь. Личностный компонент в педагогической практике играет во многих ситуациях решающее значение. В личности педагога этнопедагогическая компетентность получает своё практическое воплощение, так как профессиональные знания и умения нуждаются в эффективном применении, а это достигается личным примером и личным участием в воспитании обучающихся многонациональных коллективов. Техники и технологии, применяемые в педагогической деятельности, в обязательном порядке проявляются через личность педагога. Талантливый этнопедагог преломляет через свою личность профессиональные компетенции и претворяет в реальность процесс воспитания обучающихся на основе современных теоретических разработок. В этой работе роль педагога как активного субъекта является очень важной.
Таким образом, национально обусловленные культурные особенности обучающихся при соприкосновении с представителями иных культурных традиций, способны привести к конфликтам. Чтобы этого избежать, необходим педагог, обладающий этнопедагогической компетентностью, способный наладить диалог и взаимное обогащение культур в конкретном детском интернациональном коллективе. Современные тенденции развития общества таковы, что область межкультурного взаимодействия будет расширяться и потребность в педагогах с этнопедагогической компетентностью будет только возрастать. Этнокультурная компетентность педагога в настоящее время является важнейшим фактором гармоничного развития межнациональных отношений. Работа педагога в детском коллективе, где есть дети разных национальных и культурных общностей, требует от него глубокого владения этнокультурной компетентностью.
Библиографическая ссылка
Сиваев Е.Б., Крылов Д.А. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 140-144;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36684 (дата обращения: 21.11.2024).