Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИКБОКСИНГЕ

Чечев И.С. 1 Марков К.К. 2
1 Министерство физической культуры и спорта Иркутской области
2 Иркутский национальный исследовательский технический университет
Рассмотрены современное состояние проблемы формирования психомоторных качеств кикбоксеров на примере пространственно-различительной деятельности и методические основы совершенствования чувства дистанции у спортсменов. Разработана и реализована методика совершенствования данного умения с применением самооценки и срочной информации о совершаемых действиях, а также частичного выключения зрительного контроля и использования специальных заданий, направленных на дифференцировку расстояния до цели у кикбоксеров разного уровня спортивного мастерства. Практическая методика исследований состояла из двух этапов, на первом из которых изучались корреляционные связи между точностью определения дистанции и уровнем спортивного мастерства кикбоксера c использованием настенной ударной подушки, линейки и маркера. На втором этапе исследований определялась эффективность экспериментальной методики развития чувства ударной дистанции у кикбоксеров разной спортивной квалификации с применением тяжелого боксерского снаряда, около которого проводилась отметка по носку передней ноги спортсмена, соответствующая его ударной дистанции. Результаты экспериментальных исследований способности спортсменов к дифференцированию чувства дистанции свидетельствуют о наличии положительной корреляции между уровнем спортивного мастерства и совершенствованием способности чувствовать дистанцию и доказывают, что чувство ударной дистанции возможно развить за относительно короткое время.
психомоторные качества
чувство дистанции
ударная дистанция
кикбоксинг
1. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. – М.: Медгиз, 1958. – 147 с.
2. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография. – М.: Советский спорт, 2010. – 288 с.
3. Марков К.К., Николаева О.О. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6–1. – С. 34–38.
4. Марков К.К. Педагогические и психологичческие аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: автореф. дисс… д-ра пед. наук / РГУФК. – М., 2001. – 48 с.
5. Марков К.К., Николаева О.О. Оценка психомоторных характеристик двигательной деятельности юных спортсменов в прыжках в высоту и повышение эффективности их тренировочного процесса // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2473–2477.
6. Марков К.К., Николаева О.О. Экспериментальные исследования совершенствования психомоторных качеств игроков в современном волейболе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 133.
7. Марков К.К., Пашкова Н.В. Инновационные подходы к обучению двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности // В сборнике: Восток – Россия – Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни Материалы международного симпозиума. – Красноярск, 2008. – С. 150–156.
8. Никифоров Ю.Б. Чувство дистанции у боксера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 35 с.
9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс +, 2005. – 320 с.
10. Перельман М.И., Градополов К.В., Худадов Н.А., Джероян Г.О., Денисов Б.С. Тактика бокса. – М.: Физкультура и спорт, 1952. – 147 с.
11. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959. – 307 с.
12. Пьянков Ю.П. Значение дифференцировки пространства и времени в обучении спортивному бегу. Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1961. – 174 с.
13. Фарфель В.С. Управление движением в спорте. 2-е изд., стер. – М.: Советский спорт, 2011. – 202 с.
14. Чечев И.С. Совершенствование темпоральной перцепции высококвалифицированных кикбоксеров // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8. – С. 163-167.
15. Marteniuk R. Information processing in motor skills. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1976.

Материалы и методы исследования

Успешное выступление на соревнованиях высокого уровня требует особенно высокого уровня развития сенсомоторных качеств кикбоксера, являющихся основой спортивно-технического мастерства. Особое значение приобретает выработка на их основе вариативных, надежных автоматизированных навыков и приемов, а также развитие способности к прогнозированию возможных ситуаций, особенно на сенсомоторном и перцептивном уровнях [3–7]. Работы отечественных исследователей по психомоторике спорта и высокие специфические требования к точности технико-тактических действий позволяют предположить их обеспечение механизмами сенсорного различения, пространственной, временной и динамической дифференцировки движений в сферах зрительной, проприоцептивной и вестибулярной чувствительности. Эффективность спортивных действий определяется уровнем психических процессов ощущения и восприятия с развитием у спортсменов отчетливости сенсомоторных ощущений, с приобретением умений тонко дифференцировать действия по времени, пространству и усилиям. Различительная чувствительность по основным лимитирующим параметрам движений служит физиологической основой сенсомоторной культуры спортсмена [1, 3–7, 9, 13, 15].

Чувство дистанции можно охарактеризовать как специализированное восприятие позволяющее кикбоксерам рассчитывать расстояние до партнера для осуществления боевых приемов. Из приведенного определения чувства дистанции явствует, что оно тесно связано с непосредственным выполнением боевых приемов. Действительно, определение расстояния до партнера не является самоцелью, оно необходимо прежде всего для точного управления движениями в соответствии с этим расстоянием, например для точного нанесения ударов или для успешного сохранения нужной дистанции. Поэтому развитие чувства дистанции – это воспитание у занимающихся умения тонко ощущать и оценивать расстояние до цели и на этой основе точно управлять своими соревновательными действиями [4].

Современная психология и физиология спорта рассматривают чувство дистанции как специализированное комплексное чувство, складывающееся из целого ряда ощущений, возникающих под влиянием специфических занятий тем или иным видом спорта. К таким ощущениям относятся мышечно-суставные, вестибулярные, зрительные и другие, которые составляют чувствующую основу восприятия пространства и времени. В пространственном анализе участвуют зрительный, вестибулярный, двигательный и другие анализаторы, однако роль каждого из них может быть различной в зависимости от структуры двигательной реакции, ее биологического значения и т.п. Таким образом, ведущая роль названных ощущений может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится определять расстояние до партнера. Тем не менее наибольшее значение в формировании и развитии чувства дистанции у спортсменов имеют зрительные и мышечно-суставные ощущения [4, 9, 13].

Чтобы научить человека определять расстояние до объекта, необходимо вырабатывать у. него точные двигательные рефлексы на пространственные раздражители, развивая пространственно-различительные функции, его анализаторов. Особенно большое значение при этом имеет установление условно-рефлекторных связей между зрительным и двигательным анализаторами. Доказано, что образование такой зрительно-двигательной ассоциации способствует формированию у занимающихся зрительно-двигательных образов и представлений, без которых невозможно овладение техникой физических упражнений. Поэтому при выполнении какого-либо движения спортсмен должен стремиться к связи своих мышечных ощущений со зрительными. Чем точнее спортсмен, овладевая боевыми навыками, осознает пространственные соотношения и соответствующие им мускульно-двигательные и зрительные ощущения, тем тоньше развивается его «чувство дистанции» [1, 4, 9, 14].

Чувство дистанции принято разделять на защитную и ударную дистанцию.

Защитная дистанция – расстояние, на котором защищаются и маневрируют, прежде чем подойти на ударную дистанцию.

Ударная дистанция – расстояние, с которого можно атаковать с шагом вперед.

Чтобы эффективно вести бой на дальней дистанции, надо уметь находить дистанцию, на которой можно маневрировать, тем самым упрощая защитные действия, а также уметь выбирать дистанцию для собственной атаки. Насколько точно спортсмен умеет находить эти дистанции, во многом зависит успешность ведения боя на дальней дистанций. В основе чувства ударной дистанции лежит умение кикбоксеров определять расстояние до партнера для нанесения ударов. Для выяснения некоторых особенностей в умении определять ударную дистанцию кикбоксерами разной спортивной квалификации было проведено специальное экспериментальное исследование, ограниченное исследованием дальней дистанции. Это объясняется тем, что с дальней дистанции начинается обучение кикбоксеров и на ней закладываются основы умения определять расстояние до партнера для осуществления боевых приемов.

Исследование специальных психомоторных способностей у высококвалифицированных спортсменов, специфичных к определенному виду спорта необходимо для обоснования психофизиологических критериев отбора перспективных спортсменов, а также разработки эффективных способов формирования сенсорной основы спортивного мастерства в ходе тренировочного и соревновательного процессов [1, 4, 6, 9, 11, 14]. В ряде работ показано, что срочная информация о совершаемых действиях улучшает точность пространственной и временной оценки движений, способствуя тем самым значительному улучшению спортивной техники. При этом процесс обучения существенно сокращается. Так, Ю.П. Пьянков, обучая занимающихся точно оценивать длину своих шагов и прыжков, давал задания увеличивать или уменьшать эту длину на несколько сантиметров. В результате чего занимающиеся очень быстро и точно научились определять длину своих шагов и прыжков [12].

Наблюдения и эксперименты свидетельствуют о том, что кроме срочной информации о выполняемых движениях, получаемой занимающимися в количественных величинах, они сами должны оценивать результаты выполнения своих движений, причем самооценка движения должна предшествовать объективной его оценке. В этом случае занимающиеся приучаются анализировать свои ощущения во время выполнения движений и сравнивать их с объективной оценкой, что способствует улучшению пространственно-различительных функций анализаторов и тем самым повышению точности восприятия своих движений в пространстве и во времени [4]. Основываясь на принципах срочной информации о выполняемых действиях и их самооценки, была разработана методика совершенствования чувства дистанции в кикбоксинге.

Методика и организация эксперимента

Обучение боксеров происходило только на дальней дистанции. Эксперимент был проведен в двух группах: группе начинающих и высококвалифицированных кикбоксеров. Эксперимент проводился на протяжении двух месяцев в два этапа в двух группах по 10 человек. Обе подгруппы тренировались по единой программе и методикам у одного тренера по экспериментальной методике, включающей специальные упражнения на развитие чувства дистанции. Спортсмены обеих групп занимались три раза в неделю по два часа. До эксперимента и после его окончания проводились контрольные измерения по разработанной методике.

В основу упражнений разработанной методики легли определяющие принципы развития пространственно-различительной деятельности человека: самооценки и срочной информации о выполняемых действиях, частичного выключения, зрительного контроля и постепенной дифференцировки пространственных раздражителей. В исследовании [10] отмечен тот факт, что прямые удары в боксе левой и правой рукой наносятся с разных дистанций. В нашем эксперименте исследования проводились с применением прямых ударов правой рукой, так как рассчитать дистанцию для удара правой рукой несколько сложнее и зачастую спортсмены ошибаются именно в подборе дистанции для удара правой рукой.

На первом этапе исследования ставилась задача выяснить, существует ли корреляционная связь между точностью определения дистанции и уровнем спортивного мастерства кикбоксера. Ведь если разница в их показателях будет невелика, то, значит, точность определения или сохранения дистанции не должна значительно влиять на спортивное мастерство кикбоксеров, и поэтому не стоит уделять слишком много внимания развитию чувства дистанции. Если же различие будет большим, то рост спортивного мастерства спортсменов в значительной степени должен быть связан и с развитием чувства дистанции. Кроме того, это позволило бы также говорить о том, что чувство дистанции можно развивать в результате тренировочных занятий кикбоксингом.

Для первого этапа эксперимента потребовалась настенная подушка, линейка и маркер. Чтобы узнать, как точно спортсмен определяет ударную дистанцию, необходимо подойти к цели на свою ударную дистанцию и у носка впереди стоящей ноги провести маркером черту. Расстояние от нее до цели и есть его ударная дистанция. При этом необходимо проследить за техникой выполнения упражнения. Следует обратить внимание на то, чтобы спортсмен наносил удар при максимальном развороте плеч и без наклона корпуса вперед либо назад, тогда проведенная перед носком стопы черта будет соответствовать объективной ударной дистанции данного спортсмена. После чего испытуемый отходит от цели и старается вновь подойти к ней на то же самое расстояние, не глядя на черту. После чего экспериментатор оценивая правильность выполнения удара смотрит на линейку и сообщает об ошибке испытуемого. Для более объективной оценки необходимо повторить упражнение 5 раз.

Целью второго этапа было экспериментальное выяснение эффективности разработанной методики развития чувства ударной дистанции у кикбоксеров разной спортивной квалификации. Для проведения второго этапа эксперимента применялся тяжелый боксерский снаряд, вокруг которого проводится линия замыкающаяся в окружность, где расстояние между данной линией и снарядом соответствует ударной дистанции для каждого спортсмена.

Экспериментальная методика

Спортсмен подходит к снаряду на свою ударную дистанцию, опробовать ее, нанеся несколько ударов с шагом вперед. Как только ударная дистанция будет найдена, нужно остановиться на ней, сохраняя боевую стойку, и постараться запомнить ее. У носка впереди стоящей стопы отмечается маркером черта и проводится окружность вокруг снаряда. Расстояние от нее до цели и будет ударной дистанцией боксера.

По команде экспериментатора спортсмен начинает маневрирование вокруг снаряда с ложными выпадами, защитными действиями и финтами, наподобие реального поединка. Произвольно с шагом вперед спортсмен наносит удар правой рукой по снаряду и в этот момент фиксирует свое положение. Экспериментатору также необходимо контролировать элементы техники, описанные в первом этапе эксперимента. Затем испытуемому дается задание отойти от цели и вновь после маневрирования нанести прямой удар правой рукой, не глядя на черту. Это задание нужно повторять 5 раз.

После каждой попытки боксер сам оценивает величину своей ошибки, а затем, ориентируясь по черте, определяет точность выполнения своего задания: насколько он не дошел до черты или перешагнул через нее. Вслед за этим заданием он должен выполнить следующее: подойти к цели ближе или дальше ударной, дистанции на конкретное расстояние (5–20 см). Экспериментатор измеряет погрешность линейкой.

Контрольные измерения проводились в начале эксперимента и после его окончания. После чего проводилась аналитическая проверка эффективности методики совершенствования чувства ударной дистанции у спортсменов занимающихся кикбоксингом.

Результаты исследования и их обсуждение

В табл. 1 представлены результаты первого этапа эксперимента исследований точности определения дистанции до настенной подушки в группах начинающих и высококвалифицированных кикбоксеров.

Таблица 1

Точность определения дистанции кикбоксерами различного спортивного мастерства до начала эксперимента

 

Высококвалифицированные n = 10

Начинающие n = 10

Среднее X см

3,46

8,85

Стандартное отклонение s

3,2

1,18

Стандартная ошибка m

1,01

0,37

Критерий Стъюдента t

t экс = 4,9 < [tкр] р < 0,01

Табл. 2 содержит результаты точности определения ударной дистанции при маневрировании, спортсменами экспериментальных групп до и после тренировки по совершенствованию чувства дистанции при помощи разработанной методики.

Таблица 2

Точность определения ударной дистанции кикбоксерами различного спортивного мастерства при маневрировании до и после эксперимента

Показатели тестирования

Высококвалифицированные n = 10

Начинающие n = 10

до

после

сдвиг, см

до

после

сдвиг, см

Среднее X см

5,7

2,95

2,8

14,55

7,25

7,3

Стандартное отклонение s

1,62

1,09

0,91

3,37

2,12

1,57

Стандартная ошибка m

0,51

0,35

0,29

1,07

0,67

0,5

Критерий Стъюдента t

p < 0,01

 

p < 0,01

 

Из результатов первого этапа исследований (табл. 1) следует, что уровень специфической различительной пространственной чувствительности у высококвалифицированных спортсменов значимо выше и общий положительный сдвиг статистически достоверно соответствует повышению точности определения ударной дистанции (p < 0,01). Следовательно, высококвалифицированные кикбоксеры наиболее точно определяют дистанции до цели. Вероятно, большая точность определения дистанции высококвалифицированными кикбоксерами по сравнению с начинающими спортсменами объясняется в основном более развитым у них глубинным зрением благодаря многолетним систематическим занятиям кикбоксингом. Это подтверждается и некоторыми исследованиями в боксе, в результате которых установлено, что точность глубинного зрения у боксеров высокой квалификации превосходит показатели новичков, и у боксеров она выше, чем у представителей видов спорта, не требующих точного определения расстояния, например у пловцов, альпинистов, борцов и др. [13–15].

Из изложенного следует, что способность чувствовать дальнюю дистанцию положительно коррелирует с уровнем спортивного мастерства и поддается тренировке. Следовательно, возникает необходимость во внедрении методики по совершенствованию чувства дистанции у спортсменов занимающихся кикбоксингом, так как несмотря на важность развития чувства дистанции у кикбоксеров, в процессе обучения этому уделяется еще недостаточное внимание. В реалиях данного вида спорта совершенствование чувства дистанции носит стихийный и разрозненный характер.

Результаты второго этапа исследований (табл. 2), максимально приближенного к условиям соревнований в кикбоксинге, достоверно (p < 0,01) свидетельствуют об эффективности применяемой сенсомоторной методики, направленной именно на совершенствование способности спортсмена тонко дифференцировать специфические для кикбоксинга пространственные характеристики спортивных движений и управлять ими, достигая в соревновательном поединке оптимальных ударных дистанций как в атаке, так и в защите.

Существенные сдвиги в точности определения дистанции при маневрировании в обеих группах объясняются эффективностью применяемых упражнений, где очень широко применялись ориентиры, самооценка, срочная информация и другие способы развития пространственно-различительной деятельности человека, которые, вероятно, и позволили за сравнительно короткий срок значительно повысить точность определения дистанции.

Результаты второго этапа в части различий позитивных сдвигов в группах высококвалифицированных и начинающих спортсменов также статистически достоверно (p < 0,01) подтверждают положение о «сужающейся воронке» эффективности тренировочных средств с ростом спортивного мастерства [2, с. 82] в результате биологической адаптации к применяемым тренировочным воздействиям, тогда как спортсмены низкой квалификации чувствительны к любым тренировочным нагрузкам в результате высокого положительного переноса двигательных способностей со специфических и неспецифических упражнений на соревновательное. Высококвалифицированные спортсмены избирательно чувствительны к специальным тренировочным нагрузкам, соответствующим специфическим физиологическим и техническим требованиям вида спорта и обеспечивающим положительный перенос двигательных способностей. Это требует от тренера особого внимания к выбору тренировочных средств и методик в подготовке спортсменов особо высокого класса.

Исследования по схожим методикам проводились в боксе Ю.Б. Никифоровым, в которых удалось добиться приблизительно аналогичных результатов [8].

В заключение следует особо подчеркнуть, что пренебрежение специальными средствами и методами развития чувства дистанции у боксеров в учебно-тренировочном процессе так же, как и различительной способности временных и силовых параметров спортивных движений, может значительно замедлить рост их спортивного мастерства, и, наоборот, умелое применение этих средств и методов будет способствовать более быстрому росту их технико-тактического подготовленности.


Библиографическая ссылка

Чечев И.С., Марков К.К. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИКБОКСИНГЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 125-129;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36628 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674