В настоящее время вопросам повышения эффективности реализуемых вузами образовательных программ уделяется внимание многими исследователями [2, 3]. При этом остается немало нерешенных вопросов: что должно стоять во главе угла при определении эффективности реализуемых программ? Каким образом определять эффективность образовательных программ? Какие критерии и показатели при этом должны использоваться? В настоящей статье нами предприняты подходы для определения критериев, используемых в Северо-Восточном федеральном университете для анализа эффективности образовательных программ.
В современных условиях в силу ряда объективных и субъективных причин во многих российских вузах сложилась ситуация, связанная со значительным увеличением количества образовательных программ. С целью привлечения потенциальных абитуриентов вузы открывают всё новые и новые профили направлений подготовки, не думая о последствиях этого экстенсивного пути развития, который в конечном итоге может привести к весьма негативным последствиям. Основная опасность, которая подстерегает вузы на этом пути, – ухудшение качества подготовки будущих специалистов. В связи с этим возникает потребность в разработке механизмов, направленных на повышение эффективности реализуемых образовательных программ и, как следствие, на улучшение качества высшего образования.
В Северо-Восточном федеральном университете разработано и утверждено Положение о рейтинге образовательных программ СВФУ (СМК-П-2.5-273-17), которое устанавливает порядок проведения мониторинга состояния и эффективности реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры по ключевым показателям, характеризующим качество их реализации, которые призваны служить основой для оперативного управления образовательными программами университета. Положение регламентирует ежегодное составление рейтинга образовательных программ всех учебных подразделений СВФУ. Оно определяет порядок проведения комплексной экспертизы эффективности реализуемых образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры с точки зрения их востребованности на рынке труда, качества подготовки специалистов, ресурсного обеспечения и других количественных и качественных показателей.
Данный вид управленческой деятельности не противоречит п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [5], так как целью проведения мониторинга реализации образовательных программ СВФУ является ежегодное наблюдение за состоянием и динамикой образовательных программ высшего образования для оперативного управления образовательными программами.
Основными задачами проведения мониторинга являются:
- охват всех реализуемых в университете образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры;
- ежегодное уточнение, коррекция и утверждение показателей мониторинга образовательных программ, указывающих на приоритетные направления деятельности лиц, ответственных за их реализацию;
- ежегодное составление рейтинга образовательных программ по утвержденным показателям;
- использование результатов рейтинга образовательных программ университета как инструмента уровневого управления образовательными программами;
- повышение ответственности заведующих кафедрами и руководителей учебных подразделений за качество реализации образовательных программ;
- обеспечение открытости и доступности информации о качестве реализации образовательных программ для внутренних и внешних пользователей через сайты университета и внутренние сети.
Основными методами сбора информации для проведения мониторинга являются:
- анализ обязательной для размещения на сайте СВФУ информации учебных подразделений;
- данные самообследования образовательных программ;
- данные Департамента по обеспечению качества образования, Управления научно-исследовательских работ, Центра карьеры Управления студенческим развитием, Центральной приемной комиссии, учебных подразделений по функциональным компетенциям;
- внутренние аудиты кафедр и образовательных программ, проводимые согласно требованиям Стандарта университета «Внутренние проверки» (СМК-СТУ-2.5-99-14).
Показатели мониторинга реализации образовательных программ (ОП) сгруппированы по основным блокам:
1 блок – ресурсное обеспечение ОП (кадровая обеспеченность, состояние учебной документации, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса);
2 блок – контингент ОП (средний балл ЕГЭ, сохранность контингента, наполняемость групп, бюджетный и коммерческий прием, удовлетворенность обучающихся и др.);
3 блок – востребованность ОП (трудоустройство, закрепляемость выпускников и др.).
Схема мониторинга реализации ОП представлена на рисунке.
Схема мониторинга реализации ОП
Показатели, входящие в первый блок: 1) кадровая обеспеченность: доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень. В качестве ориентира по данному показателю выступают требования ФГОС по конкретному направлению подготовки. При этом данные требования предъявляются в первую очередь к выпускающей кафедре (не менее 60 %). За 1 балл принимается 100 % соответствие требованиям ФГОС по данному направлению подготовки. Оценка по этому показателю проставляется также с учетом выполнения требований Стандарта университета «Общие и специальные требования к ППС СВФУ» (СМК-СТУ-3.1-01-13); 2) ведение учебной документации (описание ОП; аннотации рабочих программ дисциплин; рабочие учебные планы; программы практик; программы государственной итоговой аттестации) согласно требованиям внутренних локальных актов СВФУ по каждому из данных видов учебной документации. Внутренний аудит по рейтингу ОП проводится в два этапа: на первом этапе производится заполнение руководителями ОП (заведующими выпускающими кафедрами) чек-листов на наличие документов по ОП на сайте СВФУ и их соответствие ФГОС; на втором этапе проводится проверка документов по ОП внутренними аудиторами для выявления несоответствий (экспертиза документов, размещенных на сайте СВФУ, и аудит документации на кафедре). Помимо этого проверяется вся необходимая информация, которая должна быть размещена на официальном сайте СВФУ, согласно требованиям Стандарта университета «Требования к содержанию страниц учебных подразделений на сайте СВФУ» (СМК-СТУ-37-008-13). Полное соответствие всем установленным СВФУ требованиям позволяет получить максимально 1 балл по данному показателю. Любая выявленная ошибка или несоответствие ведет к снижению данного балла.
Во второй блок входят следующие показатели:
1) средний балл ЕГЭ;
2) сохранность контингента;
3) наполняемость групп;
4) удовлетворенность студентов условиями и качеством обучения.
Показатель среднего балла ЕГЭ является весьма важным, так как он учитывается в мониторинге эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимым ежегодно Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. В университете при анализе ЕГЭ используется Стандарт университета «Анализ результатов единого государственного экзамена» (СМК-СТУ-2.5-70-14). Каждая выпускающая кафедра должна быть заинтересована в проведении профориентационной работы, чтобы на её образовательные программы поступали мотивированные студенты с высоким уровнем довузовской подготовки. За 1 балл принимается средний балл ЕГЭ по СВФУ в текущем году. Превышение или недобор среднего балла по образовательной программе по сравнению со средним баллом ЕГЭ по СВФУ ведет к увеличению или соответственно к снижению данного балла. Показатель сохранности контингента обучающихся в условиях подушевого финансирования является также весьма важным, так как потеря каждого студента приводит к снижению уровня финансирования образовательной программы. Максимальный балл по данному показателю равен 1 баллу. Снижение контингента студентов ведет к уменьшению данного балла. С целью сохранения контингента обучающихся кафедры должны отслеживать текущую успеваемость каждого студента, что в условиях использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов сделать несложно, так как дважды в семестр подводятся итоги текущей успеваемости студентов, по которым можно легко выявить неуспевающих студентов, взять их на особый контроль, выявить причины неуспеваемости и, при необходимости, оказать содействие данным студентам. В университете функционирует уже третья версия Положения «О балльно-рейтинговой системе СВФУ» (СМК-ОПД-2.5-235-16). Оценка удовлетворенности обучающихся является тоже не менее значимым компонентом мониторинга, который свидетельствует о качестве организации и проведения образовательного процесса. Вопросы анкеты касаются оценки студентами работы выпускающей кафедры, качества преподавания дисциплин, знания обучающимися основной учебной документации, их отношения к учебе в СВФУ и к преподавателям. Тестирование студентов проводится в электронном виде в соответствии с требованиями утвержденного Стандарта университета «Система онлайн тестирования студентов СВФУ» (СМК-СТУ-2.5-266-16). Подобные исследования проводятся многими вузами страны, и полученные результаты учитываются при организации образовательного процесса [1, 4].
Содержание третьего блока составляют данные по трудоустройству выпускников и закрепляемости трудоустроенных выпускников. Показатель по трудоустройству выпускников также учитывается при проведении мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования. По этому показателю можно судить о востребованности образовательной программы на рынке труда. Он является одним из главных критериев при выборе абитуриентами места своей будущей учебы. Если показатель по трудоустройству является свидетельством востребованности выпускников, то показатель закрепляемости выпускников указывает на то, насколько качественную подготовку получил выпускник вуза, готов ли он к профессиональной деятельности по полученной квалификации, смог ли он адаптироваться в новой производственной среде. При определении окончательных баллов по данному показателю в расчет берутся также результаты опросов работодателей в соответствии со Стандартом университета «Анализ отзывов работодателей о качестве подготовки студентов и выпускников СВФУ» (СМК-СТУ-2.11-69-14). За 1 балл по данному показателю принимается 100 % занятость (трудоустройство, продолжение учебы в магистратуре, призыв в Российскую армию, декретный отпуск и пр.) и закрепляемость выпускников университета.
После завершения всех расчетов составляются сводные таблицы по рейтингу образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Мониторинг реализации образовательных программ проводится в три этапа:
Первый шаг мониторинга – определение на заседании Учебно-методического совета критериев для проведения мониторинга реализации образовательных программ в текущем календарном году и составляющих рейтинга образовательных программ за текущий календарный год.
Второй шаг мониторинга – организация и проведение мониторинга реализации образовательных программ и составление рейтинга образовательных программ за текущий календарный год.
Третий шаг мониторинга – анализ результатов рейтинга образовательных программ на уровне учебных подразделений и университета и выработка предложений по повышению эффективности реализации образовательных программ.
В результате проведенного мониторинга и установления окончательного рейтинга образовательных программ мы получим реальную картину, отражающую фактическое состояние дел и основные показатели деятельности учебных подразделений в части обеспечения качества реализации образовательных программ. В условиях ограниченности финансовых ресурсов университет должен прилагать все усилия для того, чтобы обеспечить высокую эффективность и востребованность реализуемых образовательных программ. Руководители тех образовательных программ, которые в рейтинге окажутся в конце списка, вынуждены будут сделать для себя выводы: или предпринять меры для выправления ситуации, или, если это не представляется возможным, прекратить реализацию данной образовательной программы. В итоге на уровне бакалавриата должны остаться образовательные программы, востребованные работодателями, имеющие хорошие показатели эффективности и демонстрирующие высокое качество подготовки обучающихся. Необходимо добиваться качественного обновления образовательных программ за счет сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и требований профессиональных стандартов.
При этом нам представляется, что на уровне бакалавриата должна вестись фундаментальная подготовка, а всю профилизацию необходимо вывести на уровень магистратуры. Одной из задач СВФУ является превращение его в магистерско-аспирантский университет. В планах университета к 2020 г. довести удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования до 20 %.
Другим, не менее важным инструментом управления качеством образовательного процесса является переход на управление образовательными программами, введение института руководителя образовательных программ.
В настоящее время в университете прорабатывается вопрос перехода на управление образовательными программами. Данным вопросом в разной степени успешности занимаются многие российские вузы. К сожалению, все они сталкиваются с множеством проблем, в основном организационно-управленческого плана. Основные проблемы связаны с реализацией образовательных программ одного направления подготовки разными учебными подразделениями, с взаимоотношением руководителей образовательных программ и выпускающих кафедр, с расчетом финансирования реализуемых образовательных программ и пр. Выпускающие кафедры, созданные еще в советское время под конкретные специальности, которые сейчас входят в одно направление подготовки, являются сдерживающим фактором перехода на управление образовательными программами. Возросшее количество выпускающих кафедр ведет к неоправданному увеличению количества реализуемых профилей и как следствие, к увеличению часов учебной нагрузки. Переход на управление образовательными программами подразумевает коренную перестройку системы управления образовательным процессом, изменения в отношении восприятия нового уклада в сознании участников данного процесса. Мы видим, в частности, вероятность следующих изменений:
1) в управлении учебной документацией. Руководитель образовательной программы должен будет предусмотреть ежегодное обновление содержания образовательной программы с учетом развития внешней среды, потребностей рынка труда. Успешность этого процесса невозможна без активного включения работодателей в процесс проектирования образовательных программ;
2) в управлении образовательным процессом. Руководитель образовательной программы должен уметь выстраивать индивидуальные траектории обучения каждого студента с учетом его способностей, потребностей и возможностей. Сопровождение студента от момента его поступления в университет и до момента выпуска становится необходимостью, его прямой обязанностью и ответственностью;
3) в управлении привлекаемыми преподавателями, задействованными в реализации образовательной программы. Руководитель образовательной программы самостоятельно занимается отбором преподавателей, которые должны составить общую команду единомышленников из числа наиболее подготовленных преподавателей.
Как видим, вся ответственность за качество подготовки специалистов по образовательной программе ложится на её руководителя, который становится главным действующим лицом в организации и проведении образовательного процесса.
Проводимый мониторинг реализуемых образовательных программ является началом управленческих действий по переходу на управление образовательными программами. Мы считаем, что и в новых условиях мониторинг эффективности останется основной независимой формой оценки качества реализуемых образовательных программ.
Заключение
Внедрение внутренней системы мониторинга качества реализации образовательных программ, несомненно, должно способствовать большей управляемости качеством организации образовательного процесса и, как результат, повышению качества образования в целом. Более того, мы уверены, что только эффективное функционирование этой системы будет гарантом качественного профессионального образования, предоставляемого населению республики и северо-восточного региона России.
Библиографическая ссылка
Третьякова Т.В., Игнатьев В.П., Аммосов И.Н., Дарамаева А.А. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 102-106;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36624 (дата обращения: 23.11.2024).