В условиях обновления структуры и содержания профессионального образования, утверждения новых федеральных государственных образовательных стандартов проблема повышения качества подготовки специалистов различного профиля не теряет своей актуальности. Во многих официальных документах отмечается, что выпускники высших учебных заведений должны быть способны в процессе будущей профессиональной деятельности не только эффективно выполнять трудовые обязанности, но и реализовать свой социальный, культурный, творческий потенциал и в конечном итоге содействовать решению задач развития российского общества и экономики.
Подготовка специалистов социально-культурной сферы осуществляется во многих вузах города Москвы, однако в Государственной программе «Культура Москвы на 2012–2018 годы» отмечается нехватка квалифицированных специалистов в сфере культуры, а также «отсутствие у работников в сфере культуры многих навыков, необходимых для развития государственных учреждений культуры» [3]. В подпрограмме «Развитие кадрового потенциала и научно-методическое обеспечение в сфере культуры» говорится о необходимости качественных изменений кадрового потенциала сферы культуры, стимулирования роста профессиональной компетенции работников данной сферы [3].
Профессиональная подготовка бакалавров социально-культурной деятельности должна обеспечить формирование целого ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые позволят будущему специалисту осуществлять различные виды профессиональной деятельности: творческо-производственную, организационно-управленческую, художественно-творческую, научно-методическую, проектную и педагогическую [11]. Решению данной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать применение системного подхода к профессиональной компетентности бакалавра, который позволит рассматривать ее как целостную систему, имеющую определенную структуру взаимосвязанных между собой компонентов.
Очевидно, что профессиональная компетентность специалиста социально-культурной сферы представляет собой сложную, многогранную, многоуровневую систему, однако все многообразие входящих в ее состав компонентов можно объединить в группы, коррелирующие как с профессионально важными личностными качествами специалиста, так и с качествами, необходимыми для непосредственного осуществления профессиональной деятельности. При этом важно учитывать, что данная деятельность связана с организацией досуга людей, который имеет свою специфику: соответствует потребностям и интересам личности, имеет добровольный характер, отличается большим разнообразием видов досуговой деятельности и др. [5, с. 23].
Компетентность (от лат. competens – подходящий, соответствующий) в научной литературе трактуется как наличие у человека знаний, умений, способностей, необходимых для эффективной деятельности в определенной сфере. Таким образом, профессиональная компетентность означает практическую, теоретическую и личностную готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности. В соответствии с этим в структуре профессиональной компетентности можно выделить знаниевый, деятельностный и личностный компоненты [6].
Для успешного осуществления профессиональной деятельности бакалавры социально-культурной деятельности должны получить серьезную теоретическую подготовку, овладеть системой общенаучных и профессиональных знаний. Согласно учебному плану по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профилю «Организация и постановка культурно-досуговых программ в сфере культуры и образования», которые реализуются в Московском городском педагогическом университете, предусмотрено изучение дисциплин, объединенных в девять модулей: «Общенаучный», «Литературный», «Культурологический», «Теоретические основы социально-культурной деятельности», «Организационно-управленческий», «Теоретические основы культурно-досуговой деятельности», «Режиссерские технологии», «Технологии подготовки культурно-досуговых программ», «Театрально-игровые технологии». Каждый из модулей содержит дисциплины вариативной части и курсы по выбору. Перечень дисциплин, представленных в учебном плане, а также общий объем учебной нагрузки, который составляет около 8000 часов без учета практики, факультативов и итоговой государственной аттестации, свидетельствуют о возможности получить качественную и всестороннюю теоретическую профессиональную подготовку.
Особое значение в решении профессиональных задач социально-культурной сферы имеют знания педагогики, психологии, теории и истории социально-культурной деятельности, основ культурной политики и законодательства в области культуры, технологий социально-культурной деятельности, сценарно-драматургических основ социально-культурных программ, специфики научно-методической и проектной деятельности в социально-культурной сфере, технологий социально-культурного менеджмента и маркетинга.
Важными составляющими деятельностного компонента в структуре профессиональной компетентности бакалавров социально-культурной деятельности являются профессиональные умения и навыки. Среди них можно выделить умения применять технологии социально-культурной деятельности в решении профессиональных задач, осуществлять просветительную и воспитательную работу в учреждениях социально-культурной сферы, проводить различные социально-культурные мероприятия; владение навыками постановки культурно-досуговых программ, организации досуга, социально-культурного творчества и т.д.
Профессиональная деятельность бакалавра социально-культурной сферы требует наличия определенных способностей. В процессе профессиональной подготовки у студентов необходимо развивать организаторские, коммуникативные, креативные, гностические, конструктивные способности. Для организации образовательно-просветительной деятельности, эффективного взаимодействия с людьми нужны педагогические, перцептивные способности, эмпатия и т.д. В связи с тем, что специалисту социально-культурной сферы часто приходится выступать перед публикой, быть в роли ведущего мероприятия или исполнять какую-либо роль, ему необходимы актерские способности (владение мимикой, пантомимикой, техникой речи, умение управлять своим психологическим состоянием и т.д.).
Большое значение в профессиональной деятельности имеют личностные качества специалиста, среди которых в первую очередь отметим профессиональную направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание [1]. Под направленностью в психологии понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности и относительно независимых от различных ситуаций. Профессиональная направленность выражается в интересе к профессии, стремлении заниматься профессиональной деятельностью, потребности в повышении профессиональной компетентности. Профессиональное мышление помогает специалисту анализировать профессиональную деятельность, решать и ставить новые профессиональные задачи (организаторские, художественно-творческие, научно-методические, воспитательные и др.), выявлять нерешенные профессиональные проблемы. Профессиональное самосознание необходимо для познания и оценки самого себя как профессионала, саморегуляции профессиональной деятельности. Наряду с вышеназванными качествами специалист социально-культурной сферы должен обладать такими качествами, как ответственность, дисциплинированность, доброта, отзывчивость, справедливость, требовательность, сдержанность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и др. Немаловажную роль в профессиональной деятельности играют волевые качества, духовный потенциал личности, общая культура и образованность.
Существуют и другие взгляды на структуру профессиональной компетентности бакалавра социально-культурной деятельности. Так, по мнению Ю.Д. Красильникова, у специалиста культуры должны быть сформированы: концептуальная компетентность (лат. conceptio – понимание, система) – понимание теоретических и методологических основ своей профессии; контекстуальная компетентность (лат. contextus – соединение, связь) – представление об экономической, социальной, психологической среде, в которой осуществляется социально-культурный проект; технологическая компетентность (греч. techne – искусство, мастерство и logos – учение) – владение базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивная компетентность (лат. adaptatio – приспособление) – способность предвидеть изменения, важные для собственной профессии, и быть готовым приспособиться к ним; коммуникативная компетентность (лат. communicatio – контакт) – умение эффективно пользоваться различными средствами и способами общения; интегративная компетентность (лат. integratio – соединение, восстановление) – способность сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой [4, с. 380]. Т.Г. Киселева добавляет, что для решения профессиональных задач также необходимо наличие интеллектуальных способностей, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии, интуиции, любознательности, тяги к новизне, художественного вкуса, чувства гармонии и т.д. [4, с. 118].
Таким образом, мы видим, что профессиональная компетентность бакалавра социально-культурной деятельности представляет собой систему, в структуру которой входят несколько взаимосвязанных компонентов. В процессе профессиональной подготовки важно последовательно, а главное, комплексно формировать как профессиональные знания, умения и навыки, так и свойства личности, необходимые для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.
Важным аспектом формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров социально-культурной деятельности является практическая подготовка в течение всего периода обучения в педагогическом вузе. Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленный на закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения, формирование компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Основная задача данного вида учебного процесса состоит в максимальном приближении выпускников программ бакалавриата к своей будущей профессии [8; 10].
По данным Департамента культуры города Москвы, доля руководителей государственных учреждений культуры города Москвы в возрасте до 45 лет к 2018 году должна составить 20 % и не опускаться ниже этой отметки. Доля работников указанных учреждений в возрасте до 35 лет также ожидается на уровне 20 % к 2018 году. При этом доля работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации и переподготовки, к 2018 году достигнет 30 %. Становится очевидным, что сегодня повышаются требования к уровню квалификации и компетентности бакалавров социально-культурной деятельности.
Подготовка востребованных специалистов по адресному запросу учреждений социально-культурной сферы представляет собой актуальную и первоочередную задачу. В системе профессиональной подготовки будущего организатора досуговой деятельности практика обеспечивает должную корреляцию между теоретическим обучением в вузе и приобретением практического опыта работы в профильной организации [2; 9].
Эффективность формирования профессиональной компетентности повышается, если практика выстраивается как «целостный педагогический процесс, определяющийся поэтапностью реализации содержания практики, взаимосвязью компонентов между собой и преемственностью форм и методов практического и теоретического обучения» [12, с. 20].
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 995 [11], практика представляет самостоятельный раздел программы бакалавриата и рассматривается как единая система поэтапной профессионально-практической подготовки обучающегося в высшей школе. Отражая результаты знаний по всем дисциплинам учебного плана, практика подтверждает профессиональную готовность выпускника к творческо-производственной, организационно-управленческой, художественно-творческой, научно-методической, проектной и педагогической видам деятельности [11].
Таким образом, практика является эффективным средством формирования профессиональной компетентности бакалавра социально-культурной сферы, т.к. позволяет овладеть системой универсальных знаний, умений и навыков, приобрести опыт самостоятельной работы, развить способность к продуктивному профессиональному творчеству в условиях инновационно-развивающей среды профильной организации.
Все виды практик будущего организатора досуга проводятся на базе социально-культурных институтов различных типов и видов, деятельность которых соответствует ее целям и задачам. Традиционными базами практики выступают учреждения музейного типа, библиотеки, центры семейного досуга, клубы, дома и дворцы культуры, социально-реабилитационные центры, парки культуры, центры молодежного досуга, концертные учреждения, школы искусств, центры детского творчества и т.п.
Согласно требованиям ФГОС ВО, основными видами практик студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», являются учебная, производственная и преддипломная практики. Организация всех видов практик осуществляется в соответствии с основными разделами и видами учебной работы на каждом этапе практики, включая самостоятельную работу студента.
Учебная практика проводится с целью углубления и конкретизации знаний студентов о сущности социально-культурной деятельности и ее ресурсной базе в процессе включения в различные виды и уровни творческо-производственной деятельности учреждений культуры. В процессе учебной практики у обучающихся формируется представление о реальных процессах, происходящих в социально-культурной сфере, а также вырабатываются навыки конструктивного анализа различных направлений деятельности региональных учреждений культуры по созданию, продвижению и реализации культурно-досуговых услуг для разных групп населения. Данный вид практики знакомит студентов с многообразием учреждений социально-культурной сферы, спецификой их деятельности, структурой, основными направлениями работы, функциональными обязанностями штатных сотрудников и проч.
Цель производственной практики состоит в подготовке студентов к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью образовательной программы бакалавриата и основными видами профессиональной деятельности на основе новейших достижений в сфере образования и культуры, а также в формировании у студентов профессиональных умений и навыков в сфере реализации моделей, проектов, видов и форм современной практики социально-культурной деятельности. Производственная практика способствует не только закреплению знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения дисциплин программы бакалавриата, но и формирует представление о социально-педагогических методиках и технологиях социально-культурной деятельности, используемых в организации досуга населения. В процессе данной практики студенты включаются в деятельность конкретных организаций для приобретения практических навыков, что позволяет развивать профессиональную рефлексию, вырабатывает креативно-творческий подход к работе.
Преддипломная практика проводится с целью формирования у бакалавров компетентности в сфере организации и проведения прикладных научных исследований социально-культурной деятельности. Преддипломная практика направлена на закрепление, углубление и обогащение у обучающихся общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний; формирование умений и навыков их использования при решении конкретных профессиональных задач. В рамках преддипломной практики создаются условия для практической апробации идей, концепций, теоретических положений и методических рекомендаций, разработанных студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
Следует отметить, что в современных условиях диверсификации высшего образования важным аспектом формирования компетенций практической направленности у бакалавров социально-культурной деятельности является партнерство педагогического вуза и учреждений культуры, целью которого является создание системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки, приводящих к позитивным и ожидаемым изменениям [7, с. 21]. В настоящее время наиболее динамично развивающимися многофункциональными учреждениями культуры являются музеи и библиотеки. Современные музеи и библиотеки активизировали работу по обеспечению доступности культурных благ и услуг для всех групп населения, включая социально незащищенные слои общества и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В музеях и библиотеках создаются благоприятные условия для организации рационального и содержательного досуга граждан.
Организация практики в условиях социально-культурного партнерства педагогического вуза, музея и библиотеки позволяет проектировать индивидуальную траекторию формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, диагностировать и корректировать ее с целью подготовки студента к будущей многофункциональной деятельности с учетом современных тенденций, связанных с поиском новых форм социально-культурного воспитания общества. В рамках сотрудничества педагогического вуза с музеями и библиотеками осуществляется теоретико-методологическое обоснование проблемы развития партнерских отношений между учреждениями образования и культурными институциями, а также поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования профессиональных компетенций у бакалавров социально-культурной сферы.
Опыт показывает, что эффективными формами организации практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в условиях взаимодействия педагогического вуза с музеями и библиотеками являются: организация и постановка культурно-досуговых программ для разных групп населения; проведение мастер-классов, фестивалей, конкурсов, викторин; разработка и реализация интерактивных анимационных программ; участие в общегородских культурных проектах и акциях и мн. др.
Таким образом, многоаспектность социокультурного взаимодействия педагогического вуза и учреждения культуры позволяет не только выстраивать образовательный маршрут бакалавра с учетом практико-ориентированной направленности на будущую профессию, но и создавать условия для повышения квалификации сотрудников столичных учреждений культуры, функциональные обязанности которых сегодня далеко выходят за рамки традиционной деятельности.
В заключение отметим, что профессиональная подготовка бакалавров социально-культурной деятельности в условиях педагогического вуза осуществляется с использованием научно-методического, интеллектуально-творческого, практико-образовательного ресурсов как самого вуза, так и его партнеров, что позволяет диверсифицировать учебный процесс и повысить эффективность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Библиографическая ссылка
Панова Н.Г., Умеркаева С.Ш. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 141-146;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36601 (дата обращения: 21.11.2024).