Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Антонова М.В. 1 Гришняева И.В. 1
1 ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»
В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством ранней профориентации; оценивается потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации; предлагается модель организации работы по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста, предполагающая построение специализированной развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на активное использование элементов инновационной инфраструктуры Детского технопарка Республики Мордовия; потенциал предложенной модели обусловлен возможностью формировать мотивационный и когнитивный компоненты социально-профессиональной ориентации на пропедевтическом этапе работы посредством включения дошкольника в различные виды культурных практик; результаты работы по ранней профориентации дошкольников: социальная адаптивность, социально значимые качества, такие как самостоятельность, коммуникативность, ответственность, социальная активность, ответственность, а также познавательный интерес, система знаний и представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.
ранняя профориентация
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
ребенок дошкольного возраста
трудовое воспитание
ознакомление с профессиями
продуктивная деятельность
Детский технопарк
модель ранней профориентации
1. Антонова М.В. Организация процесса психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] / М.В. Антонова // Педагогическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – Т. 8, № 2. – С. 29–39.
2. Баранов А.А. Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослым [Текст] / А.А. Баранов, А.Р. Елганов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2(22). – С. 7–9.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с.
4. Залялилева Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе [Текст] / Д.Р. Залялилева, Л.И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – Москва: Мозаика-синтез. – 2015. – № 5. – С. 18–190.
5. Карпушина Л.П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1(25). – С. 42–46.
6. Колмогорцева Н.Н. Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа-Я : дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2003. – 205 с.
7. Коломийченко Л.В. Организация сетевого взаимодействия педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 9. – С. 179–186.
8. Костикова Д.А. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности : дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2004. – 172 с.
9. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 128 с.
10. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду [Текст]: учебное пособие / Л.И. Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 221 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
12. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – Москва: Гном, 2013. – 96 с.
13. Шухардина С.Б. Формирование технологических умений у детей старшего дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2003. – 228 с.

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [10]. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Вопрос о целесообразности осуществления ранней профориентации в период дошкольного детства носит дискуссионный характер. Анализ научных исследований по данной проблематике показал следующее. В настоящее время достаточно хорошо изучены психолого-педагогические и прикладные аспекты проблемы трудового воспитания и организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, определены специфические характеристики детского труда, разработаны и описаны технологии приобщения дошкольников к труду (технология воспитания трудовой активности дошкольников; технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи; технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде; технология организации досуговой деятельности дошкольников на материале детского труда и др.) [3, 4, 8, 9, 11, 12 и др.]. Во многих современных исследованиях находим указание на необходимость модернизации традиционных подходов к проблеме трудового воспитания, обусловленную, во-первых, возрастающей степенью технологизации всех сфер человеческой деятельности, а во-вторых, влиянием экономического кризиса на социальную составляющую нашей жизнедеятельности [1, 6, 7, 13 и др.].

Оценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, следует отметить, что важнейшим ее результатом станет формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств (ответственности, социальной активности, коммуникативности, самостоятельности), способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека [5, с. 43–44]. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития, так как оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [10].

Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и др. [10].

Нам импонирует идея Н.Н. Колмогорцевой о том, что для формирования «ориентировочной основы» выбора профессии необходимо формировать представления о личностных чертах профессионала [6]. Интепретация данной идеи в системе дошкольного образования также возможна посредством формирования позитивного образа профессионала (профессионального типажа, стереотипа), эмоционально положительного отношения к нему.

Когнитивный компонент процесса ранней профориентации связан с формированием профессиональной составляющей образа мира дошкольника. Образ мира трактуется сегодня не только как многоуровневая система представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), но и как система отношений человека к миру (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Смирнова) [6]. В этом случае ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний, представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.

Психологические аспекты формирования трудовой деятельности детей представлены работами А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.А. Коротковой, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др. Большинство психологов придерживается мнения о том, что трудовая деятельность не присуща ребенку дошкольного возраста, обосновывая данную позицию спецификой трудовой деятельности и возрастными особенностями дошкольника. В исследованиях отмечено, что специфика труда заключается в создании общественно значимых продуктов деятельности. Возрастные особенности дошкольника (физические, интеллектуальные, психологические) обусловливают невозможность получения таких продуктов и, соответственно, невозможность осуществлять трудовую деятельность. В качестве ее эффективных «заменителей» психологи предлагают различные варианты деятельности: «продуктивная деятельность» (Д.Б. Эльконин), «воспитание в деле» (А.В. Петровкий), «практическая деятельность» (А.В. Запорожец) и др. Данные авторы акцентируют внимание на следующих моментах:

- любой вид продуктивной деятельности есть «созидательная» работа, цель которой – получение продукта, предметно оформленного результата;

- основное значение продуктивной деятельности заключается в формировании у дошкольника активности, инициативы, самостоятельности, способности к целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности как важнейших предпосылок для дальнейшего формирования «человека труда».

Принимая во внимание данные положения, отмечаем, что модель ранней профориентации обязательно включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками для ребенка дошкольного возраста являются:

- игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования технических моделей и макетов, игрушек-трансформеров, игрушек-самоделок);

- продуктивная творческая деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, театра, художественной литературы, кино, анимации не столько для формирования у дошкольника системы представлений о трудовой деятельности человека и профессиях, сколько для включения ребенка в процесс целенаправленной деятельности с достижением конкретного результата, а также для формирования специальных технологических умений);

- познавательно-исследовательская деятельность (использование проектной деятельности для формирования опыта трудовой деятельности дошкольника).

Данную модель можно охарактеризовать как комплексно-тематическую модель организации образовательного процесса в детском саду. Ее преимущества заключаются в следующем:

- в представлении ребенку знания в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме;

- в возможности реализации темы в различных видах детской активности («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.);

- в необходимости использования технологии партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый» [2, с. 7–8].

Не умаляя значимости использования данной модели, хотим обратить внимание на возможности использования предметно-средовой модели, суть которой заключается в том, что «содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя» [2, с. 8].

В связи с этим считаем, что весьма привлекательным и перспективным направлением дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики является определение возможностей эффективного использования цифровых образовательных ресурсов как эффективного инструмента реализации системы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Актуальность данного направления работы обусловлена отсутствием на современном рынке образовательных услуг качественных образовательных продуктов, не только представленных в цифровом формате, но и прошедших комплексную оценку качества и рецензирование в соответствующих образовательных сообществах.

Оптимальным вариантом построения инновационной предметно-пространственной среды с высоким развивающим потенциалом, ориентированной на формирование социально адаптивной личности ребенка старшего дошкольного возраста, обладающей совокупностью социально значимых качеств, проявляющей высокий уровень познавательной активности в сфере выбора направления будущей профессиональной деятельности, является модель Детского технопарка Республики Мордовия.

Использование элементов инфраструктуры детского технопарка позволит на высоком технологическом уровне организовать образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Так, например, использование «IT-лаборатории» в работе с дошкольниками не будет преследовать цель освоения ими навыков программирования и проектирования в области защиты информации, но даст возможность продемонстрировать детям новейшие достижения в области современных информационных технологий, сформировать элементарные практические навыки использования современной техники, периферийных и мобильных устройств, управления виртуальными машинами, а также сформировать познавательный интерес к самостоятельному созданию компьютерных игр и других комплексных цифровых продуктов.

В «Робо-лаборатории», «Нано-лаборатории», «Био-лаборатории», «Авто-лаборатории», «Аэро-лаборатории», «Лаборатории лазерных технологий» дети старшего дошкольного возраста смогут прикоснуться к новейшим достижениям и передовым технологиям в области электроники, мехатроники, нано- и био-технологий, программирования, увидят возможности настройки беспроводного аппаратного обеспечения, установки беспроводной связи между мобильным роботом и компьютером, получат элементарные навыки управления беспилотными аппаратами, познакомятся с полным циклом производства от проектирования 3D-модели до действующего прототипа. Все это в конечном счете будет способствовать формированию познавательного интереса к инженерным профессиям, мотивации к дальнейшему освоению сложных высокотехнологичных профессиональных действий, для которых необходим высокий уровень развития творческого инженерного мышления.

Немаловажными элементами инфраструктуры детского технопарка являются также медиабиблиотека с зоной отдыха и интерактивный музей науки.

Использование медиаресурсов библиотеки (изображений, презентаций, аудио- и видео-файлов) будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста информационной и читательской культуры, эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности детей 6–7 лет и их досуга.

Интерактивный музей науки позволит включить старшего дошкольника в «живой» процесс познания основных законов механики, оптики, динамики, электричества, магнетизма, а также различных природных явлений, будет способствовать формированию у него естественнонаучной картины мира, поддержанию естественной познавательной потребности в получении новых знаний.

Таким образом, период дошкольного детства является начальным этапом организации единого образовательного пространства для раннего профессионального самоопределения ребенка. Педагогическими условиями эффективности реализации данного этапа являются:

- создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды для социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольника, популяризирующей новейшие направления развития научно-технической, исследовательской и проектно-конструкторской деятельности (IТ, роботехника, нанотехнологии, биотехнологии, аэротехнологии, автотехнологии, лазерные технологии), а также способствующей активному включению дошкольника в различные виды культурных практик (игровые атрибуты для сюжетно-ролевых игр профессиональной тематики, настольно-печатные игры, дидактические игры, репродукции картин, аудио- и видеоматериалы, содержание которых ориентировано на формирование системы представлений о трудовой деятельности человека, мире профессий);

- выполнение ребенком посильных форм трудовой деятельности (совместный со взрослым труд, поручения, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, дежурство и др.);

- деятельность взрослых, направленная на поддержку детской инициативы и самостоятельности в осуществлении продуктивных видов творческой деятельности, в рамках которых происходит формирование предпосылок трудовой деятельности дошкольника;

- социальное партнерство дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам трудового воспитания дошкольника;

- сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций с ресурсными центрами по развитию научно-технического творчества, созданными на базе организаций дополнительного образования детей, общеобразовательных организаций; использование механизмов государственно-частного партнерства в реализации сетевого взаимодействия;

- оптимальное сочетание комплексно-тематической и предметно-средовой моделей организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, предполагающее партнерское взаимодействие взрослого и ребенка в процессе приобщения к «миру профессий», включение ребенка в разнообразные виды детской продуктивной деятельности, свободный выбор ребенком предметного материала для освоения новой образовательной области.


Библиографическая ссылка

Антонова М.В., Гришняева И.В. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36591 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674