На современном этапе развития образования в России волонтерская деятельность является активной формой воспитания молодежи, посредством которой решаются основные задачи социализации. Добровольческая (волонтёрская) деятельность в образовательном пространстве – это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
При этом следует отметить, что уровень мотивации молодежи к участию в волонтерстве далеко не всегда является высоким.
Мотивация рассматривается в психологии как внутреннее и внешнее побуждение к действию, к активной деятельности во имя достижения каких-либо целей; как динамический процесс, управляющий поведением человека и определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и (или) общих целей.
Низкая мотивация обучающихся к добровольческой деятельности – один из основных рисков при организации деятельности волонтерского объединения в образовательном учреждении. Следовательно, актуализация и укрепление мотивации студентов учреждений высшего образования к участию в волонтерской деятельности – значимая психолого-педагогическая проблема, требующая своего разрешения.
Актуализация, по определению, означает перевод чего-либо из состояния потенциального, не соответствующего современным условиям, в состояние реальное, актуальное, соответствующее современным условиям; превращение чего-либо в нечто важное, насущное, актуальное. В контексте изучения возможностей организации волонтерской (добровольческой) деятельности в условиях учреждения высшего профессионального образования, а также связанных с этим трудностей и проблем, актуализация мотивации студентов к участию в волонтерской деятельности предполагает целенаправленные усилия, ориентированные на поиск и выбор способов развития заинтересованности студентов в добровольчестве.
Соответственно, при организации деятельности волонтерского объединения в учреждении высшего образования необходимо с момента замысла идеи о его создании продумать механизмы мотивации студентов для эффективного достижения целей планируемого добровольчества.
Взгляд на волонтерскую деятельность в контексте анализа ее мотивационного аспекта позволяет утверждать, опираясь на исследования ряда зарубежных и отечественных авторов, что участие в волонтерской деятельности способствует удовлетворению самых разных потребностей: стремлению к проявлению милосердия и сострадания, пробы себя в различных видах деятельности, приобретению дополнительных знаний и умений, поиску и укреплению новых отношений, расширению профессионального опыта или опыта будущей профессиональной деятельности, др. В число потребностей волонтеров входят также поиск контактов с новыми людьми, избавление от чувства одиночества, потребность в принадлежности какому-либо сообществу, самоутверждении, утверждении своих ценностей.
Однако следует отметить и факторы, которые могут препятствовать вовлечению молодежи в волонтёрскую (добровольческую) деятельность: непрестижность данного вида деятельности, непонимание частью общества необходимости и полезности данной работы, отношение к волонтёрам как к бесплатной рабочей силе и др. Многие из этих факторов обусловлены, прежде всего, недостаточной популяризацией волонтёрской деятельности в России. Если проблема определения мотивации для участия в волонтерской деятельности изучена в достаточной мере, то, как отмечают многие авторы, вопрос удержания волонтеров в этой сфере остается не до конца решенным [2; 5].
Опыт организации и осуществления руководства волонтерской деятельностью студентов позволил определить ряд условий, способствующих более активному их привлечению к волонтерству и поддержанию их мотивации к длительному и осознанному участию в деятельности волонтерской организации. Установлено, что условия, обеспечивающие актуализацию и поддержание мотивации студентов для продолжения участия в волонтерской деятельности, складываются из ряда составляющих [4]. Назовем их.
1. Наличие налаженной структуры организации деятельности волонтеров, четкой программы действий на базах проведения волонтерской работы: каждый участник добровольческой деятельности должен знать, куда и к кому он может при необходимости обратиться за пояснениями и помощью, какие акции и в какие сроки предусмотрены программой волонтерской деятельности, в чем конкретно будет заключаться его волонтерская деятельность, перед кем он будет отчитываться, к каким ресурсам будет иметь доступ для решения соответствующих задач. Студенту-волонтеру необходимо руководство и уверенность, которая исходит из знания того факта, что кто-то находится всегда рядом для оказания помощи в осуществлении его деятельности.
2. Наличие налаженной схемы взаимодействия волонтеров внутри организации: студенты должны быть знакомы со всей структурой волонтерского движения, знать тех, кто ответственен за каждое направление работы, и иметь возможность для встреч и неформального общения со своими единомышленниками. Каждый волонтер должен иметь возможность принимать участие в обсуждении стратегии проведения добровольческой акции или какого-либо публичного мероприятия, вносить свои предложения по усовершенствованию готового сценария, творчески подходить к исполнению своей добровольческой миссии.
3. Благоприятный психологический климат. Любой контакт студента с представителями организационной структуры волонтерского движения должен проходить в доброжелательной обстановке, обеспечивающей волонтеру осознание того, что ему всегда рады, что его деятельность востребована. Волонтер должен знать и чувствовать, что его присутствие запланировано, ожидаемо и необходимо. Очень важно, чтобы доброволец чувствовал значимость выполняемой им работы, понимал, что его пожелание сделать посильный вклад в то или иное мероприятие воспринимается с благодарностью и уважением. Если студент выражает желание участвовать в деятельности, которая не соответствуюет его знаниям и опыту, необходимо корректно предложить ему варианты, показав при этом, каким образом можно получить недостающие компетенции в привлекающей его сфере деятельности.
4. Наличие лидера. Являясь членом волонтерской группы, лидер в процессе взаимодействия при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он, как правило, демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Функции лидера многообразны, но особенно важно то, что он выступает регулятором отношений в группе, а также, как правило, служит моделью поведения для остальных членов группы, то есть обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать.
5. Наличие обратной связи. После каждой проведенной добровольческой акции или социально значимого мероприятия следует подготовить обзор проведенной деятельности в форме фоторепортажа, материалов сайта, презентации, газеты, творческого отчета участников акции, организовать семинар по обмену опытом. Важно чтобы деятельность добровольцев находила своевременное освещение и отклик среди общественности.
6. Наличие определенной символики, морального кодекса волонтера, установление традиций, в комплексе обеспечивающих чувство принадлежности участников добровольческой деятельности к общему делу. Символ всегда является способом воплощения какой-либо трансцендентной идеи, способом постижения духовной реальности, формирования идентичности участников общего дела. Символы объединяют людей в группе, превращая их в сообщество. Символическое пространство имеет огромное ценностно-мировоззренческое значение для развития группы.
7. Участие в добровольческой деятельности значимых для студентов-волонтеров людей: преподавателей, представителей общественных и социальных организаций, администрации образовательного учреждения. Необходимо придать волонтерской деятельности статус значимой, причем не только для самих студентов, но и для других участников образовательной деятельности, и тем самым формировать имидж добровольческой команды, выращивать ее авторитет.
8. Разработанная система поощрений для всех участников добровольческой деятельности: предоставление студентам возможности зачесть волонтерскую деятельность как часть практики; вручение грамот, благодарственных писем; личная благодарность от известного или значимого для волонтера человека, от официального лица; представительство на конференции, выставке и других значимых мероприятиях; публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации и др.
Процесс привлечения студентов в добровольческую деятельность значительно упрощается, если у потенциальных волонтеров присутствует внутренняя мотивация.
Мотивы и причины, по которым молодой человек становится участником добровольческой деятельности, разнообразны. По данным исследований [1; 3; 6], наиболее распространены среди них следующие:
– сострадание и сопереживание (желание помочь другим, изменить мир к лучшему);
– знакомство с новыми людьми (желания расширить круг знакомых);
– гражданские чувства;
– религиозные соображения;
– потребность в общении;
– групповая работа с близкими по устремлениям людьми, друзьями;
– чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам;
– психологическая потребность быть нужным, востребованным;
– интерес (столкновение с нестандартными подходами и новыми возможностями, предоставляемыми деятельностью);
– определенные финансовые соображения (при соблюдении принципа бескорыстности волонтерства все же возможна определенная финансовая заинтересованность, которая может быть в виде некоторого материального поощрения, бесплатных мероприятий, поездок);
– карьера, авторитет и самореализация (новые связи, новый опыт и, следовательно, проявление лидерских, руководящих или организаторских способностей, повышение уважения и веса в обществе);
– творческие возможности (выявление потенциальных способностей и применение их на практике; возможность попробовать себя в различных видах деятельности);
– решение своих коммуникативных проблем (например, при наличии проблем с общением, можно найти новых друзей и единомышленников);
– досуг (возможность проводить свободное время с пользой для себя и других);
– способ поделиться своим позитивным или негативным опытом (пережившие, наблюдавшие или победившие сложную ситуацию, могут точно, четко и своевременно среагировать при похожем случае, направить свою энергию на борьбу с той проблемой, с которой пришлось столкнуться);
– стремление к самосовершенствованию, желание победить собственные недостатки, преодолеть возникшие трудности;
– подтверждение своей самостоятельности и взрослости;
– ресурсные возможности (волонтеры являются обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, интернет-ресурсов, компьютеров и т.п.);
– защита своих интересов (волонтер взаимодействует с официальными лицами, организациями, инициативными людьми, поддержка которых может пригодиться в определенных жизненных обстоятельствах);
– реализация личностного потенциала;
– общественное признание, авторитет, чувство социальной значимости;
– самовыражение и самоопределение (возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений и будущей профессиональной деятельности);
– профессиональное ориентирование (участие в волонтерской деятельности позволяет молодому человеку получить представление о различных видах профессиональной деятельности и даже скорректировать выбор направления профессиональной подготовки);
– приобретение полезных социально-психологических и практических навыков (волонтерство позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни – приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия);
– возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
– приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия (студенту дается возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности);
– выполнение общественного и религиозного долга.
Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности также можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания. У студентов достаточно сильно могут быть выражены мотивы, связанные с потребностью получения новых навыков и знаний.
Охарактеризовать мотивы к участию в волонтерской деятельности можно, исходя из их принадлежности к двум группам. Во-первых, это групповые мотивы, которые способствуют объединению людей в группы. Мотивы нижнего уровня наиболее просты для объединения и привлечения людей в группу, но в то же время они наиболее слабы для удержания человека в этой группе. Очень распространена, особенно среди молодежи, потребность в расширении круга общения.
Во-вторых, следует учитывать силу индивидуальных мотивов, в иерархии которых существенным выступает фактор самореализации. Одним из ее аспектов является альтруизм, который широко распространен в волонтерской деятельности, он предусматривает получение удовольствия от заботы о благополучии окружающих. Однако альтруистический мотив, который в идеале должен быть основным, бывает неустойчивым. Он всегда подкрепляется желанием человека получить нечто большее, будь то моральное удовлетворение, расширение своего круга общения или осознание своей необходимости обществу.
Важно помнить, что проявление и групповых, и индивидуальных мотивов необходимо всегда поощрять. Формы и виды поощрения необходимо продумать на стадии организации волонтерского объединения в образовательном учреждении.
Следует признать, что выбор вида (формальное или неформальное) и способа (в зависимости по мотивационной ориентации волонтера) поощрения в каждом случае должен определяться индивидуально. Для поощрения студентов рекомендуется опираться на следующие правила [4]:
– в той или иной форме поощрять обязательно;
– выражать признательность как можно чаще;
– искать и применять разные способы моральной поддержки;
– поощрять, выражая уважение;
– отмечать в позитивном контексте и личность, и работу;
– поощрять соответственно значению достижения;
– благодарить одинаково за одинаковые достижения.
Способы поощрения участников добровольческой деятельности разнообразны. Это могут быть: награждение грамотой, дипломом, благодарностью, памятным подарком; похвала, благодарность от известных людей (представителей шоу-бизнеса, власти), интервью для СМИ; премирование; подготовка публикации о достижениях участника волонтерского движения, видеофильма, сайта о лидерах волонтерского движения; организация поездок (выездные семинары, профильные смены, туристические поездки); организация досуга (экскурсии, просветительские беседы, дискуссии, спортивные и познавательные игры); дополнительное обучение (тренинг, семинар, специальный курс) и др.
Для актуализации и укрепления мотивации к участию в волонтерской деятельности и в связи с ориентацией на удовлетворение определенных потребностей студентам-волонтерам могут быть предложены соответствующие виды деятельности [7], например:
1. Удовлетворение первичных потребностей: приготовление и раздача пищи нуждающимся; пошив одежды; выполнение какой-либо работы на свежем воздухе; организация различных спортивных мероприятий и непосредственное участие в них.
2. Удовлетворение потребности в безопасности: распространение экологически чистых продуктов; работа в коллективе как расширение круга безопасного общения; сотрудничество с правоохранительными организациями; работа для закрепления уже имеющихся умений и навыков, для укрепления своих позиций в коллективной деятельности; работа для получения новых знаний и компетентностей.
3. Удовлетворение социальных потребностей: организация и участие в публичных мероприятиях; консультирование или выполнение работы администратора, воспитателя или диспетчера; совместная работа лиц противоположного пола.
4. Удовлетворение потребности в переживании чувства гордости и престижа: работа представителем организации во время контактов с внешними организациями; работа в качестве руководителя группы, ответственного за ход и результаты коллективной деятельности.
5. Самореализация: творческая деятельность с ненормированным графиком работы; работа преподавателя.
В случае недостаточной продуманности различных аспектов организации добровольческой деятельности в образовательном учреждении студенты могут терять интерес к социальному служению. Это может произойти в тех случаях, когда:
– возникает несоответствие между их ожиданиями и характером предлагаемой деятельности;
– выполняемая работа не влечет реальных изменений;
– деятельность однообразна и неинтересна;
– нет поддержки и одобрения со стороны других;
– нет возможности для личного роста, удовлетворения образовательных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей;
– возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.
Подчеркнем, что для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности. Этот результат должен ясно свидетельствовать о целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку.
Научными исследованиями подтверждено, что организация и участие в добровольческой деятельности, а также связанных с нею деловых и межличностных контактах способствуют развитию таких личностных качеств, как эмпатичность, коммуникабельность, любознательность, креативность, инициативность, бескорыстность, толерантность, доброжелательность, позитивность, самокритичность, уверенность в своих силах и возможностях. Вступление в ситуации принятия ответственности за свою деятельность и формирование соответствующих межличностных отношений развивают и закрепляют мотивацию достижения успеха в будущей профессиональной деятельности, лидерские способности, социальную активность. При этом отмечается усиление и актуализация творческого потенциала личности, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, усвоение нормативного поведения.
Основными новообразованиями студенчества выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, способность действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Участвуя в деятельности волонтерской организации, молодой человек приобретает ряд практических социально-психологических навыков, необходимых ему как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности: умения принимать решения, расположить к себе собеседника, слышать его и слушать, защищать и отстаивать свои права и интересы; опыт работы в группе; способность использовать знания по основам психологии; навыки организаторской деятельности.
Исследования показывают [6], что на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, а впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Поскольку личность формируется в деятельности, то именно характер социально значимой деятельности определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат.
С увеличением стажа участия в добровольчестве студенты все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
На формирование потребностей и движущих мотивов любого человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится. Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества у молодежи. В последние годы увеличилось число людей, которые вступают в волонтерские команды в своих школах, домах творчества, колледжах, вузах и других образовательных организациях с целью помощи другим людям, получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей.
Эффективность деятельности волонтерских объединений обусловлена правильной организацией процесса администрирования, предусматривающего обеспечение необходимым инструментарием, тренингами, комплектом документов для получения студентами навыков самостоятельной разработки своих собственных идей, реализации проектов, умения планировать, оценивать и доводить их до логического завершения.
Важную роль играет всесторонняя поддержка деятельности студенческого волонтерского объединения со стороны руководства образовательного учреждения и органов местного самоуправления.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы: волонтерские программы для молодежи должны реализовываться через стимулирование их интереса к участию в добровольческой деятельности и создание для них возможностей быть волонтерами в интересующих их направлениях волонтерской деятельности. При этом для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, который должен ясно свидетельствовать о целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. При недостаточной продуманности различных аспектов организации добровольческой деятельности в учреждении высшего образования и способов актуализации соответствующей мотивации студенты могут быстро терять интерес к социальному служению.
Библиографическая ссылка
Лукьянова М.И., Грувер Н.В. АКТУАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К УЧАСТИЮ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 125-130;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36568 (дата обращения: 08.12.2024).