Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тавстуха О.Г. 1 Шавшаева Л.Ю. 1
1 Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Рассматривается проблема формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников. Обоснована актуальность формирования исследуемого феномена. Предложен диагностический инструментарий изучения эмоционального интеллекта. Проанализированы результаты применения диагностических методик. Представлена сущность системной работы со старшими дошкольниками по формированию эмоционального интеллекта: способности к пониманию (осмыслению) эмоций; способности к различению и выражению эмоций; способности сочувствовать, сопереживать и оказывать содействие; способности осуществлять первичный эмоциональный самоконтроль. При разработке методики формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников отмечается необходимость активного участия в педагогов и родителей. В связи с этим процесс формирования исследуемого феномена реализуется в трех направлениях: взаимодействие с родителями; взаимодействие с педагогами; взаимодействие с детьми. Рассмотрены формы, методы деятельности, направленные на повышение уровня сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников.
эмоциональный интеллект
старший дошкольник
способность к пониманию эмоций
способность к выражению эмоций
способность сочувствовать
сопереживать
содействовать
1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 65–75.
3. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5. – С. 80–87.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
5. Mayer I.D. What is Emotional Intelligense? / I.D. Mayer, P. Solovey // Emotional development and emotional Intelligense // Edited by P. Solovey, D. Sluyter. – N.Y.: Harper Collins, 1997. – P. 3–31.

Модернизационные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, обусловливают необходимость решения актуальных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является одной из приоритетных. Это объясняется тем, что эмоциональное благополучие дошкольника – значимый фактор его успешной социализации и развития личности, оказывающий существенное воздействие на уровень психологического здоровья ребенка.

У современных детей отмечается множество эмоциональных проблем, обусловливающих состояние неблагополучия вследствие отсутствия чувства защищенности, недостаточной опоры в ближайшем окружении и потому растерянности. Для таких детей характерна ранимость, повышенная чувствительность к возможной обиде, обостренное реагирование на мнение окружающих. Это приводит к обогащению негативного эмоционального опыта, постоянно увеличивающегося и находящего свое отражение в стойком переживании тревоги, связанного с недостаточным удовлетворением значимых потребностей возрастного развития. В связи с возрастающим эмоциональным неблагополучием современных детей одной из ведущих задач развития личности становится достаточно высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования эмоционального интеллекта. Период дошкольного детства – период формирования психических процессов, новообразований и существенных преобразований в развитии личности. Эмоциональный интеллект менее всего обусловлен генетическими факторами, в связи с этим необходимо отметить важность дошкольного образования на этом этапе возрастного развития.

Однако в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе и их обучении существенную роль играет познавательное развитие. Формирование эмоциональной сферы дошкольника и, в частности, эмоционального интеллекта, зачастую вынесено за пределы организованного образовательного процесса. Программы формирования эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста должны иметь соответствующий возрастному развитию и ведущей деятельности характер. Педагогические работники дошкольного образования не всегда достаточно готовы к деятельности по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников. В связи с этим формирование эмоционального интеллекта заменяется формированием стереотипного поведения и негативным опытом понимания своих переживаний. Как следствие, затрудняется процесс реализации взаимодействия с окружающими людьми у детей старшего дошкольного возраста, число нарушений эмоциональной сферы увеличивается.

Цель исследования: изучить особенности сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов о взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев [2], С.Л. Рубинштейн [4]), а также зарубежных авторов о сущности эмоционального интеллекта (Д. Мейер [5], М. Нгуен [3], П. Сэловей [5]). Анализ различных точек зрения по вопросам формирования рассматриваемого феномена позволяет выделить структуру эмоционального интеллекта старших дошкольников: способность к пониманию (осмыслению) эмоций; способности к различению и выражению эмоций; способность сочувствовать, сопереживать и оказывать содействие; способность осуществлять первичный эмоциональный самоконтроль.

Однако, несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования эмоционального интеллекта подрастающего поколения в целом, и ребенка дошкольного возраста в частности, остается недостаточно изученной.

С целью изучения уровня сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников мы провели диагностическое исследование на базе дошкольной образовательной организации г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 20 детей: 8 девочек и 12 мальчиков; 5 педагогов; 20 родителей старших дошкольников.

Были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, проективный метод тестирования, беседа. Диагностический инструментарий включал в себя анкету для педагогов; анкету для родителей; диагностическую методику «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен [3]); диагностическую методику «Три желания» (М.А. Нгуен [3]); диагностическую методику «Что – почему – как» (М.А. Нгуен [3]).

Кратко представим сущность обозначенных анкет и диагностических методик.

Анкеты для родителей и педагогов

Родителям и педагогам, работающим с детьми, предлагается ответить на 10 вопросов, ответы на которые позволят сделать вывод о следующих показателях эмоционального интеллекта старших дошкольников: способность к пониманию (осмыслению) эмоций; способности к различению и выражению эмоций; способность сочувствовать, сопереживать и оказывать содействие; способность осуществлять первичный эмоциональный самоконтроль.

Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен [3])

Детям предлагается за пятнадцать минут завершить геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) так, чтобы рисунки обрели смысл. В зависимости от того, что добавил ребенок (предмет, животное, лицо человека и т.д.), делается вывод о низком, среднем, высоком уровне сформированности эмоционального интеллекта.

Методика «Три желания» (М.А. Нгуен [3])

Детям предлагается представить, что золотой рыбкой могут быть выполнены три любых желания, далее нарисовать желания. В зависимости от того, с чем связан рисунок – с личностью самого ребенка, с другими людьми, делается вывод о низком, среднем, высоком уровне сформированности эмоционального интеллекта.

Методика «Что – почему – как» (М.А. Нгуен [3])

Педагог предлагает прослушать рассказ, затем дать ответ на поставленные вопросы. Отвечая на вопросы, дети решают проблемную ситуацию, которая связана со взаимоотношениями между детьми, оценкой ситуации и пониманием эмоций окружающих людей. В зависимости от содержания ответов детей делается вывод об уровне сформированности эмоционального интеллекта детей.

Информация, полученная от родителей старших дошкольников, не всегда носила точный характер, отмечались противоречивость и затруднения в ответах. Как отмечают сами родители в процессе бесед, не всегда есть время или желание задумываться о вопросах формирования эмоциональной сферы ребенка. В связи с этим отмечаем необходимость проведения дополнительной работы с родителями по психолого-педагогическому просвещению в рамках рассматриваемой проблемы. Сопоставление полученной информации с результатами анкетирования педагогов позволило сделать вывод о сформированности эмоционального интеллекта обследуемых детей: 20 % – высокий уровень; 50 % – средний уровень; 30 % – низкий уровень.

Аналогичные данные были получены в процессе наблюдения и применения диагностических методик. Так, по результатам методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» необходимо отметить, что 30 % детей в процессе дорисовывания изображают предметы или животных (низкий уровень эмоционального интеллекта); 50 % детей рисуют лицо человека (средний уровень); 20 % дошкольников изображают человека с выражением эмоционального состояния, либо человек представлен в движении (высокий уровень)

Данные, полученные в ходе применения методики «Три желания», также подтверждают полученные результаты. Рисунки отсутствуют у 30 % детей (низкий уровень эмоционального интеллекта), 50 % рисуют желания, которые связаны с собственной личностью (средний уровень); у 20 % дошкольников отмечаются желания, которые связаны с желаниями «для других». По итогам проведения методики проводилась беседа, в ходе которой выявлены одинаковые желания данной возрастной группы детей: «Хорошо учиться в школе», «Чтобы купили…» (указываются различные предметы).

Результаты применения методики «Что – почему – как» также позволили сделать аналогичные выводы об уровне сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников. Конструктивные варианты решения ситуации дают лишь 20 % детей. Так, например, дети просят оставить старшего брата (сестру), в противном случае они расскажут взрослым; старший брат (сестра) старается объяснить детям, что так поступать нехорошо; объясняют проблему младшего брата (сестры) и просят прекратить смех. Не дают ответа или предлагают не совсем конструктивные варианты – 30 и 50 % дошкольников соответственно. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости системной работы со старшими дошкольниками по формированию эмоционального интеллекта: способности к пониманию (осмыслению) эмоций; способности к различению и выражению эмоций; способности сочувствовать, сопереживать и оказывать содействие; способности осуществлять первичный эмоциональный самоконтроль.

При разработке методики формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников мы исходили из необходимости активного участия педагогов и родителей. В связи с этим процесс формирования исследуемого феномена реализуется в трех направлениях:

1) взаимодействие с родителями;

2) взаимодействие с педагогами;

3) взаимодействие с детьми.

Первое направление – взаимодействие с родителями

Данное направление ориентировано прежде всего на индивидуальную работу. В процессе индивидуальных консультаций происходило информирование родителей об особенностях формирования эмоционального интеллекта их ребенка; осуществление психолого-педагогической поддержки в принятии дошкольника. Далее осуществлялась выработка единого подхода при формировании эмоционального интеллекта. Также использовались следующие виды занятий: групповые консультации: собрания, посвященные развитию эмоциональной сферы дошкольника; информация в «уголках родителей» о методах формирования эмоционального интеллекта; организация совместной деятельности родителей и детей: коммуникативные игры, способствующие осознанию значимости сферы общения.

При организации взаимодействия с родителями старших дошкольников учитывался их различный уровень психолого-педагогической компетентности. Запланирован тренинг родительской эффективности «Работа с собственным эмоциональным состоянием».

Второе направление – взаимодействие с педагогами

Содержание деятельности направлено на информирование педагогов об особенностях и закономерностях формирования эмоциональной сферы старших дошкольников; обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими особенности эмоциональной сферы; обеспечение условий благоприятного эмоционального климата в группе.

Были использованы следующие формы работы:

– индивидуальные консультации;

– семинары-практикумы, тренинги.

Наиболее актуальными признаны следующие темы:

– «Возрастные и индивидуальные особенности развития эмоций и чувств»;

– «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы»;

– «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие старшего дошкольника»;

– «Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста»;

– «Развитие навыков эмоциональной саморегуляции».

В процессе занятий систематически проводились релаксационные упражнения для снижения эмоционального напряжения; применялись различные приемы ауторелаксации; медитации – визуализации. По отзывам педагогов, данные занятия способствуют повышению чувства эмоционального благополучия, что опосредованно влияет и на повышение данного чувства у детей. Также осуществлялся совместный подбор игр и упражнений, которые направлены на формирование эмоционального интеллекта старших дошкольников, оказывалась помощь в их проведении.

Третье направление – взаимодействие с детьми

Данное направление реализовывалось в форме специально организованных коррекционно-развивающих занятий.

Цель: коррекция негативных тенденций формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Задачи:

– формировать представления о «языке чувств»;

– формировать способность к пониманию (осмыслению) эмоций;

– формировать способности к различению и выражению эмоций;

– воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и оказывать содействие;

– формировать способность осуществлять эмоциональный самоконтроль.

Принципы деятельности:

1. Принцип признания ценности эмоций. Эмоция является ценностью, определяющей благополучие ребенка. Реализация принципа предполагает направленность ребенка на другого.

2. Принцип активности и свободы самовыражения. Ребенок становится в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип участия. Взрослый оказывает поддержку и организует ее со стороны сверстников.

Отбор детей производился на основе диагностического обследования. В занятиях принимали участие все дети. С отдельными дошкольниками, показавшими при обследовании низкие результаты сформированности эмоционального интеллекта, дополнительно проводилась индивидуальная работа. Данное направление реализовывалось в три этапа: диагностический; коррекционно-развивающий; контрольный. Условно мы выделили три модуля: «Я знаю и понимаю эмоции»; «Я сочувствую, сопереживаю и содействую»; «Я управляю эмоциями». Методы, используемые в процессе занятий: игры; проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций; рисование (тематическое и свободное); беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; проблемные ситуации.

В особых игровых условиях старшие дошкольники имели возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме. Происходило последовательное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, в связи с чем развивалось самосознание детей, приобретался опыт разрешения проблемных ситуаций. На основе осознания и вербализации внутренних переживаний старшие дошкольники получили возможность для осознания смысла эмоционально значимых ситуаций и изменения отношений к ним.

Сенсорные игры активизировали механизмы эмоционального отклика детей, опосредованно приводили в действие эмоциональную сферу в целом. Реализация эмоционально-экспрессивных игр была направлена на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – то есть «языка эмоций»; создавали благоприятный фон для развития эмоциональной чуткости. Также, в процессе формирования исследуемого феномена, нами использовались произведения детских авторов, фольклор. Сказки, рассказы, потешки, являясь особой формой осмысления окружающего мира, способствовали обогащению словаря эмоциональной лексики, развивали отзывчивость детей. Особое значение придавалось проведению психогимнастики, при которой старшие дошкольники проявляли себя и общались без помощи слов. Применение данного метода позволило обучать детей языку движений, языку мимики; снижать эмоциональное напряжение; скорректировать эмоциональные состояния; обучать ауторелаксации.

Реализуемое в процессе формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников проективное или свободное рисование требовало от детей взаимодействия разнообразных психических функций, развивало чувственно-двигательную координацию; выступало способом познания себя и окружающего мира; явилось способом выражения различных эмоций. Рисунки старших дошкольников представляют для нас интерес, прежде всего, как проекция личности ребенка. В связи с этим в процессе деятельности дифференцировались особенности рисунка, которые связаны с уровнем овладения ребенком графическими умениями, и особенностями рисунка, отражающих личностные особенности дошкольника, в частности, эмоциональной сферы. Не менее важным был анализ активности ребенка. В процессе реализации занятий по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников мы начинали с индивидуальных рисунков, затем использовалось рисование в парах, подгруппах, группах.

Метод беседы в работе с дошкольниками использовался в комплексе с другими методами в связи с возрастными особенностями детей (недостаточно сформированные способности к вербализации внутреннего мира, особенности мышления и речи). Но, тем не менее, проблемные ситуации, позволяли детям найти решение самому, услышать мнения других детей по различным вопросам.

В процессе применения обозначенных методов происходило повышение способности старших дошкольников к саморегуляции и контролю. Дети учились произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения; различали и сравнивали эмоции, определяли их характер (приятно, неприятно, страшно и т.д.); одновременно направляли свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие эмоции; произвольно и подражательно воспроизводили или демонстрировали эмоции по заданному образцу.

Таким образом, рассмотрены некоторые аспекты формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников. Представлено содержание деятельности направлений формирования исследуемого феномена во взаимодействии с родителями детей, педагогами, самими дошкольниками. Рассмотрены формы, методы, способствующие повышению уровня сформированности эмоционального интеллекта детей. Дальнейшая реализация процесса формирования эмоционального интеллекта требует изучения результативности деятельности.


Библиографическая ссылка

Тавстуха О.Г., Шавшаева Л.Ю. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 211-215;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36504 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674