Частью планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС ВО выступают компетенции обучающихся:
1) прописанные образовательным стандартом;
2) установленные организацией дополнительно к компетенциям, закрепленным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы.
В свою очередь, планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) являются условиями сформированности компетенций и необходимы для проектирования образовательной программы, сопряжения «компетенция – содержание образования» и промежуточных этапов оценки.
В свете внедрения ФГОС ВО проектная деятельность студента представляет собой системный процесс, впрямую направленный на формирование заданных компетенций. Это интеллектуальная деятельность студента, имеющая целью отработать практические навыки, предваряющие его профессиональную деятельность в школе. Так, А.А. Хагуров и Т.А. Хагуров описали логику социокультурного проектирования, которая, по их мнению, должна содержаться в алгоритме человеческой деятельности во взаимосвязи: идея – концепция – программа – механизм реализации – деятельность. «Идея есть сущностное выражение замысла будущей деятельности. Концепция – это содержательное развертывание идеи. В свою очередь концепция развертывается в программе. Если мы заинтересованы в реализации программы, то должны предложить механизм ее реализации. В результате проектирование предваряет практическую деятельность без дальнейших научно-технических разработок. Оно непосредственно вверяет проект управления в виде доктрины. Принятая к реализации доктрина становится планом деятельности» [15, с. 5].
В более конкретном русле профессиональной подготовки студента высшей школы видит проектную деятельность О.В. Темняткина: «Проект как метод оценки профессиональных компетенций используется при усложнении профессиональной деятельности, возрастании роли внутренней (интеллектуальной) деятельности или долгосрочной деятельности ..., включает в качестве составного компонента самостоятельный поиск и обработку профессионально значимой информации и презентацию проектных результатов… Особенности разработки проектного задания состоят в составлении перечня профессиональных компетенций, подлежащих оценке с использованием данного инструмента, разработке содержания проектного задания, соответствующего компетенциям» [12].
Сегодня практика применения проектной деятельности в вузе является одной из актуальных и плодотворных тем для исследований, что отмечено в работах Л.А. Бокова [2], В.В. Гладиловой [3], Н.М. Журавлевой [4], Т.А. Зерщиковой [5], М.Ю. Катаева [2], Ю.А. Коваленко [6], В.С. Кузнецова [8], Л.Л. Никтиной [6], А.В. Ничагиной [9], А.Ф. Поздеевой [2], Т.П. Романенко [10], М.Г. Фидаровой [14] и др.
Кроме того, одно из серьезных требований ФГОС – это метапредметность, междисциплинарный подход. Как отмечает И.В. Колинько, это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов [7]. Метапредметные проекты расширяют кругозор будущих учителей-словесников, помогают осмысливать историко-литературные явления и теоретические выкладки в системе филологического знания. Именно метапредметный индивидуальный научный проект является основным способом формирования профессиональных компетенций. Он включает в себя и учебную, и научную, и практическую составляющие. Подготавливая проект, студент осваивает литературоведческие, филологические знания, публично защищая проект, студент оттачивает педагогические навыки. Тем более, что начальная и средняя школа давно внедрила индивидуальный итоговый проект в свою образовательную деятельность. Поэтому закладка метапредметных проектных заданий, формирующих профессиональные компетенции, в базу оценочных средств (ФОС) Основной профессиональной образовательной программы представляется необходимой.
Подготовка студента-словесника дает возможность устанавливать как горизонтальные, так и вертикальные метапредметные связи. Вертикальные – в пределах блоков одной дисциплины в течение всех семестров (античная, средневековая, ренессансная, 17 в. и т.д.) Горизонтальные – в пределах одного семестра между параллельно читаемыми блоками дисциплин «История русской литературы» и «История зарубежной литературы». В сущности, это давняя традиция филологического образования. Существует третий тип установления метапредметности – перекрестный, вбирающий в себя черты и вертикального, и горизонтального типов. Он обусловлен тем, что мировой литературный процесс, изучаемый студентами все пять лет обучения, построен на продолжительных взаимовлияниях и взаимообусловленности. В данной статье говорится именно об этом типе метапредметности: знания по античной литературе, усвоенные студентами на 1 курсе, востребованы на 2 курсе уже в ходе изучения русской литературы 18 века (более, чем полтора тысячелетия спустя расцвета античной литературы).
Как показывает опыт работы, проектная деятельность – один из эффективных приемов реализации дисциплин по профилю «Литература» в высшей педагогической школе. В данной работе он рассматривается с учетом результатов внедрения в практику преподавания индивидуальных проектов по модулю «История зарубежной литературы (античная)» в его связке с модулем «История русской литературы (18 век)», изучаемым студентами параллельно согласно рабочему учебному плану.
Античная литература – это важный этап формирования компетенций, на котором реализуется одна из составляющих модульного обучения. В банк оценочных средств включен перечень заданий, синхронизирующих знания, умения и навыки по античной и русской литературе 18 века в свете литературно-исторических причинно-следственных связей и влияний, а именно – итоговый индивидуальный проект. Его выполнение призвано формировать общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции в рамках аудиторной и внеаудиторной работы, а именно:
• владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) [13] формируется во время прослушивания лекций, конспектирования научных статей, заучивания наизусть художественных текстов, подготовки индивидуального итогового проекта. Результат: умение вести научную дискуссию и грамотная литературная речь у студента, защищающего индивидуальный итоговый проект;
• способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых дисциплин (ПК-4) [13] формируется на протяжении освоения студентом дисциплины. Особую роль в формировании этого навыка играет подготовка индивидуального итогового проекта, предполагающего ситуацию, когда студент привлекает знания, полученные в ходе изучения других дисциплин и чтения дополнительной литературы. Результат: успешное написание проекта и его защита;
• готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории с учетом основных методологических направлений (СК-8) [13] формируется на семинарских занятиях, в ходе выполнения индивидуального итогового проекта. Результат: студент показывает умение анализировать художественное произведение с позиций разных методологических подходов (сравнительно-исторический, мифологический, структурно-семантический – по выбору студента) по предоставленному преподавателем плану в итоговом индивидуальном проекте.
Исходя из этого, индивидуальный итоговый проект является обязательной формой самостоятельной работы студентов по изучению курса зарубежной и русской литературы. С одной стороны, подготовка проекта углубляет знания студента, с другой – является вкладом в педагогическое портфолио будущего учителя, поскольку проектная деятельность в образовательной организации предусмотрена федеральным стандартом.
В основу учебного проекта положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
При подготовке проекта студенты используют знания, умения и навыки, как сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение» и «История русской литературы (древнерусская)», так и формируемые в процессе освоения «Истории зарубежной литературы (античная)» и «Истории русской литературы (18 века)», становясь тем самым основой для дальнейшего формирования указанных компетенций в дисциплинах вариативной части, а также на производственной практике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что нужно «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи» [1, с. 355]. В ходе выполнения междисциплинарного проекта в рамках формирования специальных компетенций у студента вырабатывается умение анализировать художественный текст, выделять позицию автора, видеть, в чем состоит художественная специфика произведения и художественное мастерство классика, установка на профессиональное внимание к особенностям слога, стиля, организации образа, композиции, жанра, своеобразию стиха и рифмы и другим особенностям художественного произведения.
Античная литература оказала сильное влияние на развитие последующих европейских литератур, в том числе – русской. Студентам полезно самостоятельно разбираться в тонкостях использования последующими литературами античных образов и сюжетов, поэтому на индивидуальные итоговые проекты планируются именно темы, предполагающие использование приемов сравнительно-исторического подхода на практике сопоставительного анализа текстов [11, с. 6].
При подготовке проектов студенты должны опираться на методические и учебные указания преподавателя изучаемого предмета, выполнять учебные задания по составленному индивидуальному или групповому плану, чтобы грамотно осуществить работу на всех этапах проектной деятельности: поисковом (до формулировки проблемы); аналитическом (до составления плана деятельности включительно); практическом (реализация плана деятельности); презентационном (презентация продуктов самообразования); контрольном (непосредственный результат, выражающийся во владении студентами определенным набором способов деятельности ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность). Формами предъявления выполненного задания или отчетности могут быть презентация, газета, сценарий мероприятия, праздника, театральной постановки и т. д.
В процессе работы со студентами-филологами в педагогическом вузе была выработана наиболее оптимальная схема работы по составлению и осуществлению проекта:
• Выбор темы проекта, его типа, определение количества участников.
• Рассмотрение вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
• Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
• Распределение творческих задач между участниками проекта.
• Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
• Проработка структуры проекта, которая должна включать в себя: титульный лист, паспорт (с указанием цели, задач, актуальности и практической значимости), реферативная часть (краткое изложение значимых общеизвестных сведений о проблеме), аналитическая часть (самостоятельный анализ произведений, выполненный в русле одного из литературоведческих методов: сравнительно-историческом, мифологическом, биографическом и т.п.), список использованной литературы, приложения.
• Защита проектов, оппонирование.
• Коллективное обсуждение, экспертиза, выставление оценки. Если студентами была выбрана форма итогового группового проекта, то внутри группы оценивается работа каждого участника. Педагог же оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает как фундамент для новых исследований по темам проекта.
Поощрением работы над итоговым индивидуальным проектом и условием формирования ответственности обучающихся за качество его выполнения становится обязательная защита в форме выступления в рамках ежегодной молодежной научно-практической конференции с возможностью первой публикации в сборнике проектов, признанных комиссией лучшими.
Проектная деятельность является частью фонда оценочных средств, направленных на проверку уровня сформированности профессиональных компетенций студента-филолога, будущего учителя, а также стимулирование его интеллектуальной, творческой и педагогической инициативы в процессе обучения в вузе. Выполнение проектов является неоценимым вкладом в копилку будущего учителя-словесника, это первая практическая работа будущего педагога. Таким образом, основное условие эффективности работы студента по созданию и защите проекта – междисциплинарный подход и практикоориентированность.
Библиографическая ссылка
Соколова Е.А., Шуплецова Ю.А. СИНХРОНИЗИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ «ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» КАК ЧАСТЬ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО МОДУЛЯМ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА» И «ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 201-205;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36502 (дата обращения: 21.11.2024).