Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИНХРОНИЗИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ «ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» КАК ЧАСТЬ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО МОДУЛЯМ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА» И «ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Соколова Е.А. 1 Шуплецова Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В свете внедрения стандарта высшего образования проектная деятельность представляет собой системный процесс, напрямую направленный на формирование установленных стандартом компетенций. Она представляет собой интеллектуальную деятельность обучающихся и имеет своей целью отработку практических навыков, предваряющих профессиональную деятельность студентов в основной образовательной школе. Междисциплинарный подход является обязательным условием организации проектной деятельности в высшей школе, которая может быть рассмотрена в качестве основы формирования фонда оценочных средств. В данной работе как часть ФОС специальных дисциплин по профилю «Литература» представлен итоговый индивидуальный проект. На основе эмпирических исследований предложена авторская модель синхронизирующего задания по двум модулям профессионального обучения будущих учителей литературы – «История зарубежной литературы (античной)» и «История русской литературы (18 век)». Рассматриваемые дисциплины изучаются студентами параллельно, что дает возможность оценить благодаря итоговому проекту уровень формируемых компетенций в свете литературно-исторических причинно-следственных связей и влияний. В статье изложен опыт реализации проектной деятельности студентов-филологов педагогического университета в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования как условие формирования профессиональных и специальных компетенций.
фонд оценочных средств
междисциплинарный подход
проектная деятельность
1. Александров И.Н. Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 355–361.
2. Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11762 (дата обращения 30.10.2016).
3. Гладилова В.В. Проектные технологии в обучении студентов вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s051/s051-007.pdf (дата обращения 3.11.2016).
4. Журавлева Н.А. Проектная деятельность студентов педагогического вуза в процессе математической подготовки // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 35-1. – С. 144–149.
5. Зерщикова Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. – Пермь : Меркурий, 2011. – С. 79–82.
6. Коваленко Ю.А., Никтина Л.Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 20. – Т. 15. – С. 229–231.
7. Колинько И.В. Общенаучный и междисциплинарный подходы в социокультурном проектировании // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 1. – C. 108–113.
8. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе: дис… канд. пед. наук. – М., 1996. – 106 с.
9. Ничагина А.В. Роль проектной деятельности в процессе обучения студентов вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/conf/pedagog/xxxviii/37415 (дата обращения 31.10.2016).
10. Романенко Т.П. Роль и место метода проектов в обучении студентов вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Pedagogica/5_122777.doc.htm (дата обращения 31.10.2016).
11. Соколова Е.А. Античная литература: метод. пособ. – Шадринск, 2016. – 76 с.
12. Темняткина О.В., Феофилова Э.М. Оценка компетентностных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса в профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14244.htm. (дата обращения 30.10.2016).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/2/1805 (дата обращения 2.11.2016).
14. Фидарова М.Г. Модель организации проектной деятельности студентов при компетентностном подходе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=1129 (дата обращения 31.10.2016).
15. Хагуров А.А., Хагуров Т.А. Социокультурное проектирование: основные этапы методологической ориентации // Социально-культурное проектирование (актуальные проблемы): материалы научн.-практич. конф. – Краснодар, 2004. – С. 3–29.

Частью планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС ВО выступают компетенции обучающихся:

1) прописанные образовательным стандартом;

2) установленные организацией дополнительно к компетенциям, закрепленным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

В свою очередь, планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) являются условиями сформированности компетенций и необходимы для проектирования образовательной программы, сопряжения «компетенция – содержание образования» и промежуточных этапов оценки.

В свете внедрения ФГОС ВО проектная деятельность студента представляет собой системный процесс, впрямую направленный на формирование заданных компетенций. Это интеллектуальная деятельность студента, имеющая целью отработать практические навыки, предваряющие его профессиональную деятельность в школе. Так, А.А. Хагуров и Т.А. Хагуров описали логику социокультурного проектирования, которая, по их мнению, должна содержаться в алгоритме человеческой деятельности во взаимосвязи: идея – концепция – программа – механизм реализации – деятельность. «Идея есть сущностное выражение замысла будущей деятельности. Концепция – это содержательное развертывание идеи. В свою очередь концепция развертывается в программе. Если мы заинтересованы в реализации программы, то должны предложить механизм ее реализации. В результате проектирование предваряет практическую деятельность без дальнейших научно-технических разработок. Оно непосредственно вверяет проект управления в виде доктрины. Принятая к реализации доктрина становится планом деятельности» [15, с. 5].

В более конкретном русле профессиональной подготовки студента высшей школы видит проектную деятельность О.В. Темняткина: «Проект как метод оценки профессиональных компетенций используется при усложнении профессиональной деятельности, возрастании роли внутренней (интеллектуальной) деятельности или долгосрочной деятельности ..., включает в качестве составного компонента самостоятельный поиск и обработку профессионально значимой информации и презентацию проектных результатов… Особенности разработки проектного задания состоят в составлении перечня профессиональных компетенций, подлежащих оценке с использованием данного инструмента, разработке содержания проектного задания, соответствующего компетенциям» [12].

Сегодня практика применения проектной деятельности в вузе является одной из актуальных и плодотворных тем для исследований, что отмечено в работах Л.А. Бокова [2], В.В. Гладиловой [3], Н.М. Журавлевой [4], Т.А. Зерщиковой [5], М.Ю. Катаева [2], Ю.А. Коваленко [6], В.С. Кузнецова [8], Л.Л. Никтиной [6], А.В. Ничагиной [9], А.Ф. Поздеевой [2], Т.П. Романенко [10], М.Г. Фидаровой [14] и др.

Кроме того, одно из серьезных требований ФГОС – это метапредметность, междисциплинарный подход. Как отмечает И.В. Колинько, это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов [7]. Метапредметные проекты расширяют кругозор будущих учителей-словесников, помогают осмысливать историко-литературные явления и теоретические выкладки в системе филологического знания. Именно метапредметный индивидуальный научный проект является основным способом формирования профессиональных компетенций. Он включает в себя и учебную, и научную, и практическую составляющие. Подготавливая проект, студент осваивает литературоведческие, филологические знания, публично защищая проект, студент оттачивает педагогические навыки. Тем более, что начальная и средняя школа давно внедрила индивидуальный итоговый проект в свою образовательную деятельность. Поэтому закладка метапредметных проектных заданий, формирующих профессиональные компетенции, в базу оценочных средств (ФОС) Основной профессиональной образовательной программы представляется необходимой.

Подготовка студента-словесника дает возможность устанавливать как горизонтальные, так и вертикальные метапредметные связи. Вертикальные – в пределах блоков одной дисциплины в течение всех семестров (античная, средневековая, ренессансная, 17 в. и т.д.) Горизонтальные – в пределах одного семестра между параллельно читаемыми блоками дисциплин «История русской литературы» и «История зарубежной литературы». В сущности, это давняя традиция филологического образования. Существует третий тип установления метапредметности – перекрестный, вбирающий в себя черты и вертикального, и горизонтального типов. Он обусловлен тем, что мировой литературный процесс, изучаемый студентами все пять лет обучения, построен на продолжительных взаимовлияниях и взаимообусловленности. В данной статье говорится именно об этом типе метапредметности: знания по античной литературе, усвоенные студентами на 1 курсе, востребованы на 2 курсе уже в ходе изучения русской литературы 18 века (более, чем полтора тысячелетия спустя расцвета античной литературы).

Как показывает опыт работы, проектная деятельность – один из эффективных приемов реализации дисциплин по профилю «Литература» в высшей педагогической школе. В данной работе он рассматривается с учетом результатов внедрения в практику преподавания индивидуальных проектов по модулю «История зарубежной литературы (античная)» в его связке с модулем «История русской литературы (18 век)», изучаемым студентами параллельно согласно рабочему учебному плану.

Античная литература – это важный этап формирования компетенций, на котором реализуется одна из составляющих модульного обучения. В банк оценочных средств включен перечень заданий, синхронизирующих знания, умения и навыки по античной и русской литературе 18 века в свете литературно-исторических причинно-следственных связей и влияний, а именно – итоговый индивидуальный проект. Его выполнение призвано формировать общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции в рамках аудиторной и внеаудиторной работы, а именно:

• владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) [13] формируется во время прослушивания лекций, конспектирования научных статей, заучивания наизусть художественных текстов, подготовки индивидуального итогового проекта. Результат: умение вести научную дискуссию и грамотная литературная речь у студента, защищающего индивидуальный итоговый проект;

• способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых дисциплин (ПК-4) [13] формируется на протяжении освоения студентом дисциплины. Особую роль в формировании этого навыка играет подготовка индивидуального итогового проекта, предполагающего ситуацию, когда студент привлекает знания, полученные в ходе изучения других дисциплин и чтения дополнительной литературы. Результат: успешное написание проекта и его защита;

• готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории с учетом основных методологических направлений (СК-8) [13] формируется на семинарских занятиях, в ходе выполнения индивидуального итогового проекта. Результат: студент показывает умение анализировать художественное произведение с позиций разных методологических подходов (сравнительно-исторический, мифологический, структурно-семантический – по выбору студента) по предоставленному преподавателем плану в итоговом индивидуальном проекте.

Исходя из этого, индивидуальный итоговый проект является обязательной формой самостоятельной работы студентов по изучению курса зарубежной и русской литературы. С одной стороны, подготовка проекта углубляет знания студента, с другой – является вкладом в педагогическое портфолио будущего учителя, поскольку проектная деятельность в образовательной организации предусмотрена федеральным стандартом.

В основу учебного проекта положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

При подготовке проекта студенты используют знания, умения и навыки, как сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение» и «История русской литературы (древнерусская)», так и формируемые в процессе освоения «Истории зарубежной литературы (античная)» и «Истории русской литературы (18 века)», становясь тем самым основой для дальнейшего формирования указанных компетенций в дисциплинах вариативной части, а также на производственной практике.

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что нужно «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи» [1, с. 355]. В ходе выполнения междисциплинарного проекта в рамках формирования специальных компетенций у студента вырабатывается умение анализировать художественный текст, выделять позицию автора, видеть, в чем состоит художественная специфика произведения и художественное мастерство классика, установка на профессиональное внимание к особенностям слога, стиля, организации образа, композиции, жанра, своеобразию стиха и рифмы и другим особенностям художественного произведения.

Античная литература оказала сильное влияние на развитие последующих европейских литератур, в том числе – русской. Студентам полезно самостоятельно разбираться в тонкостях использования последующими литературами античных образов и сюжетов, поэтому на индивидуальные итоговые проекты планируются именно темы, предполагающие использование приемов сравнительно-исторического подхода на практике сопоставительного анализа текстов [11, с. 6].

При подготовке проектов студенты должны опираться на методические и учебные указания преподавателя изучаемого предмета, выполнять учебные задания по составленному индивидуальному или групповому плану, чтобы грамотно осуществить работу на всех этапах проектной деятельности: поисковом (до формулировки проблемы); аналитическом (до составления плана деятельности включительно); практическом (реализация плана деятельности); презентационном (презентация продуктов самообразования); контрольном (непосредственный результат, выражающийся во владении студентами определенным набором способов деятельности ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность). Формами предъявления выполненного задания или отчетности могут быть презентация, газета, сценарий мероприятия, праздника, театральной постановки и т. д.

В процессе работы со студентами-филологами в педагогическом вузе была выработана наиболее оптимальная схема работы по составлению и осуществлению проекта:

• Выбор темы проекта, его типа, определение количества участников.

• Рассмотрение вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

• Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

• Распределение творческих задач между участниками проекта.

• Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

• Проработка структуры проекта, которая должна включать в себя: титульный лист, паспорт (с указанием цели, задач, актуальности и практической значимости), реферативная часть (краткое изложение значимых общеизвестных сведений о проблеме), аналитическая часть (самостоятельный анализ произведений, выполненный в русле одного из литературоведческих методов: сравнительно-историческом, мифологическом, биографическом и т.п.), список использованной литературы, приложения.

• Защита проектов, оппонирование.

• Коллективное обсуждение, экспертиза, выставление оценки. Если студентами была выбрана форма итогового группового проекта, то внутри группы оценивается работа каждого участника. Педагог же оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Поощрением работы над итоговым индивидуальным проектом и условием формирования ответственности обучающихся за качество его выполнения становится обязательная защита в форме выступления в рамках ежегодной молодежной научно-практической конференции с возможностью первой публикации в сборнике проектов, признанных комиссией лучшими.

Проектная деятельность является частью фонда оценочных средств, направленных на проверку уровня сформированности профессиональных компетенций студента-филолога, будущего учителя, а также стимулирование его интеллектуальной, творческой и педагогической инициативы в процессе обучения в вузе. Выполнение проектов является неоценимым вкладом в копилку будущего учителя-словесника, это первая практическая работа будущего педагога. Таким образом, основное условие эффективности работы студента по созданию и защите проекта – междисциплинарный подход и практикоориентированность.


Библиографическая ссылка

Соколова Е.А., Шуплецова Ю.А. СИНХРОНИЗИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ «ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» КАК ЧАСТЬ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО МОДУЛЯМ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА» И «ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 201-205;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36502 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674