Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Калинина А.В. 1 Попкова А.А. 1 Третьякова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет (региональный опорный университет)»
Настоящая статья посвящена исследованию уровня толерантности студентов вуза на основе анализа теоретических и эмпирических данных и результатов мониторинга в образовательной среде Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Для оценки уровня толерантности студентов в вузе проведено социологическое исследование методом анкетирования. Результаты исследований позволили сформулировать выводы об изменении уровня толерантности студентов на протяжении пяти лет, дать характеристику ее составляющих и предположить дальнейшие шаги по системному взаимодействию всех подразделений вуза в развитии этнической, социальной и личной толерантности студентов.
толерантность
мультикультурность
образовательная среда
исследование толерантности в вузе
социологические исследования в вузе
мониторинг этнической
социальной и личной толерантности студентов
1. Булатова А.А.., Долина И.Г. Культура толерантности студента технического вуза. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–3. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/19132058.pdf (дата обращения 23.08.2016).
2. Декларация принципов терпимости (толерантности). [Электронный ресурс] // Принята резолюцией 5.61 Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. – Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml дата обращения 22.08.2016).
3. Костко Н.А., Попкова А.А. Использование в практике муниципального управления социологических методов исследования экстремизма в молодежной среде // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2011. – № 2. – С. 75–78.
4. Попкова А.А. Опыт социологических исследований в вузе: монография. – Тюмень: Издательство ТИУ, 2016. – 220 с.
5. Радзиевская В.А., Калинина А.В. Субкультура Аниме в современном обществе // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права: материалы Международного научного семинара. М.Л. Белоножко (отв. ред.). – 2016. – С. 225–229.
6. Скрябина О.Б. Формирование толерантности студентов как средство их социального воспитания в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16. – № 3. – С. 94–97.
7. Третьякова О.В., Ташкалова В.С. Возрождение и развитие культуры сибирских татар в Тюменской области. Програмный подход // Культурологические проблемы развития региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 1999. – С. 18–19.
8. Шеломенцев В.В., Третьякова О.В. Межнациональные взаимоотношения в студенческой среде профессиональных образовательных организаций // Академический вестник. – 2014. – № 3 (29). – С. 49–55.
9. Ургачева Т.Г. Проблемы формирования толерантности у студентов вузов в условиях полиэтнического общества // [электронный ресурс]. – Режим доступа http://elibrary.ru/download/11963479.pdf (дата обращения 24.08.2016).
10. Khairullina N.G., Sadykova Kh.N., Ustinova O.V., Gadzhigasanova N.S., Tretyakova O.V.A Study of ethnic, religious and socio-political relations in a provincial town // European Journal of Science and Theology. – 2016. – Т. 12. – № 4. – С. 97–110.

Глобализм и регионализм как разнонаправленные тенденции современного мира породили множество проблем, в том числе связанных с тотальной нетерпимостью (проявляемой через насилие, терроризм, ксенофобию, агрессивный национализм, расизм, маргинализацию и дискриминацию по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах и другие формы). В связи с этим актуальность мониторинга процессов, связанных с уровнем толерантности, с каждым годом возрастает.

В «Декларации принципов терпимости (толерантности)», принятой ЮНЕСКО, закреплена международная значимость толерантности, терпимость (толерантность) рассмотрена как дефиниция, нуждающаяся в государственной и общественной поддержке. Воспитание в духе толерантности рассматривается в качестве безотлагательного императива. «В связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости (толерантности), вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [2].

Современные исследователи рассматривают обучение студентов толерантности как составной части общей культуры и гражданственности, которая развивает их «социальный критицизм и способность к интерпретации и пониманию, формирует политическую культуру, препятствует и способствует интеграции интеллектуальных и социальных умений и навыков» [1]. Суть идеи толерантного взаимодействия заключается в осознании человеком многомерности социальной среды, т.е. в возможности равноправного сосуществования различных взглядов на одно и то же явление, а следовательно, неприемлемость единообразия в суждениях, оценках, идеологии, что, на наш взгляд, является одной из общекультурных компетенций, формируемых в вузе. Кроме того, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на конативном уровне – как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма. Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных, противостоящих в несогласии субьектов [6, с. 96–97].

Проблема толерантного поведения рассматривается как предмет исследования в психологии, педагогике, социологии, философии, культурологии, религиоведении. В психолого-педагогической литературе идет процесс активной разработки проблемы воспитания толерантности. Идеи гуманистической педагогики раскрываются в работах Ш.А. Амонашвили, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского и др.; педагогике сотрудничества посвятили свои исследования О.С. Гозман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.; педагогике культуры мира – М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова и др. В настоящее время проблема формирования толерантности разрабатывается в исследованиях А.Г. Асмолова, А.М. Байбакова, Т. Болотиной, Н.М. Борытко, Г.Д. Дмитриева, В.А. Лекторского, Д.И. Латышиной, Л.М. Митиной, М.Б. Хомякова, Н.Е. Щурковой и др. Все эти ученые разрабатывали принципы формирования толерантности у детей школьного возраста. Проблемой формирования толерантности, культуры межнационального общения у студентов высших учебных заведений на современном этапе занимаются такие исследователи, как Н.О. Липатова, П.Ф. Комогоров, Г.И. Пилиева, М.А. Перепелицина, И.Б. Резникова, в исследованиях которых освещены различные аспекты формирования этнотолерантности. Практически все они посвящены процессу формирования толерантности:

1) путем проведения тренинговых упражнений;

2) развитие толерантного сознания личности, формирование мотивационно-ценностного отношения студентов посредством бесед, семинаров [9].

В последнее время активно разрабатывается проблематика формирования у молодежи толерантных установок, противодействия экстремистским настроениям на региональном материале [3], учитывающим этноконфессиональную, социально-демографическую специфику [10]. Социологические исследования по исследованию толерантности проводятся и региональными вузами [4; 8].

Цель исследования. В Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права на протяжении пяти лет в вузе проводилось исследование, целью которого было выявление уровня толерантности студентов вуза и оценка динамики процесса.

В соответствии с целью социологического исследования были сформулированы задачи:

– определить общий уровень толерантности в студенческой среде;

– проанализировать степень социальной, этнической и личностной толерантности студентов;

– определить характер изменений уровня толерантности по сравнению с прошлым исследуемым периодом.

Генеральная совокупность составила 842 человека. Выборочная совокупность – 132 студента, что обеспечивает уровень доверительности 95 и 5 % – допустимая ошибка выборки. Тип выборки пошаговая (шаг 6).

Материалы и методы исследования

В качестве основы проведения исследования была взята методика экспресс-опросника «Индекс толерантности» (авторы Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Методом исследования является анкетирование. Согласно данной методике для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществлялась по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведения исследования было выявлено что общий индекс толерантности студентов вуза составляет 86, что соответствует согласно выбранной методике интервалу среднего уровня (61–99). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность (нетерпимость). Анализ результатов исследования 2010–2011, 2011–2012, 2012–2013 и 2013–2014 учебных годов показал, что уровень толерантности студентов вуза в 2013–2014 уч. году повысился в сторону толерантности.

При анализе распределения респондентов по факультетам в границах среднего значения индекса толерантности было определено, что студенты юридического факультета, так же как, и ранее, более тяготеют к интолерантности, а студенты экономического факультета, наоборот, приближены к высокому индексу толерантности. Данная динамика прослеживается на протяжении всего периода мониторинга.

Исследование результатов в 2010–2011, 2011–2012, 2012–2013 и 2013–2014 учебных годах показало, что на всех факультетах значение индекса толерантности остается в пределах средних значений. На всех факультетах наблюдается повышение уровня толерантности.

Согласно используемой методике, можно выделить этническую, социальную и личностную толерантность. Распределение значений индекса представлено на рис. 2.

pic_117.wmf

Рис. 1. Динамика индекса толерантности в разрезе факультетов. Источник: 4, с. 36

pic_118.wmf

Рис. 2. Соотношение этнической, социальной и личностной толерантности. Источник. 4, с. 36

pic_119.wmf

Рис. 3. Соотношение этнической, социальной и личностной толерантности в 2010–2011, 2011–2012, 2012–2013 и 2013–2014 уч. годах

В рамках социологического анализа было определено, что в 2013–2014 учебном году у студентов всех факультетов повысился уровень всех видов толерантности. Сопоставление этих данных с данными качественных исследований, проведенных научной лабораторией вуза, позволило сделать вывод о влиянии на уровень толерантности студентов федеральной и региональной политики профилактики экстремистских настроений в молодежной среде, поддержанной руководством ТГАМЭУП и политикой содействия мультикультурных проявлений в образовательной, воспитательной и досуговой среде вуза.

Выводы

В результате проведенного исследования было выявлено, что индекс толерантности студентов вуза на момент окончания исследования «средний». За последние годы мы наблюдаем изменение тенденций от понижения (в 2011–2013 гг.) к повышению уровня толерантности в 2014 году, поэтому необходимо продолжать реализовывать политику, ориентированную на развитие толерантности у студенческой молодежи. Особую роль в этом должны сыграть системные усилия руководства вуза по координации учебно-воспитательного процесса и досуговой деятельности студентов в русле этнической, конфессиональной, социальной и личной толерантности. Гуманитарные дисциплины, такие как философия, история, культурология, правоведение, социология, психология, педагогика имеют широкие возможности для использования положительного социокультурного контекста образа «другого» и его инкорпорацию в образ мышления студентов.

Как справедливо отмечает Т.Г. Ургачева, практически неиспользованным для управленческих воздействий остается потенциал досуговой деятельности (студенческая самодеятельность, волонтерское движение и др.). Как известно, досуговая среда является благотворной для неформального, добровольного взаимного общения, принятия людей друг другом, несмотря на их расовые, культурные, религиозные и другие различия. В молодежных общественных организациях формирование толерантности может происходить через познание фольклора, непосредственного контакта в играх, тренингах, мероприятиях [9].

Заключение

Дискуссионность и широкий гуманистический контекст в процессе реализации учебно-воспитательной деятельности, поощрение мультикультурности [5; 7] в досуговой деятельности молодежи способствуют распространению толерантных установок в студенческой среде в случае наличия системного подхода к мониторингу происходящих изменений. Качественные и количественные исследования уровня толерантности студентов вуза должны проводиться на системной основе для выявления динамики ее характеристик и разработки дальнейших корректирующих мероприятий.


Библиографическая ссылка

Калинина А.В., Попкова А.А., Третьякова О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 146-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36491 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674