Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сергеева Б.В. 1 Петренко Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Статья посвящена проблеме эстетического воспитания в начальной школе. В статье уточнено содержание понятия эстетическое воспитание младшего школьника, описана модель, включающая в себя следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический, результативный; принципы эстетического воспитания, условия эстетического воспитания младших школьников: систематизация эстетического опыта младших школьников с опорой на аналитико-синтетическое восприятие видов искусства; создание единой основы понимания выразительности художественного образа в различных видах искусства в процессе использования знаково-символических средств; организация учителем эстетической деятельности младших школьников, направленной на многостороннее целостное и творческое отображение действительности. Определены компоненты эстетического воспитания: мотивационный, информационный, эмоциональный, коммуникативный, креативный, интуитивный, рефлексивный. Также определены критерии и соответствующие уровни эстетической воспитанности младших школьников. В статье представлены результаты педагогического эксперимента на определение уровня эстетической воспитанности младших школьников. Также выделенные критерии и соответствующие им показатели позволяют комплексно диагностировать степень эстетической воспитанности, выявлять причины недостаточного развития и планировать коррекционную работу.
эстетическое воспитание
младший школьник
взаимодействие видов искусства
модель
условия эстетического воспитания
1. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств как средство интенсификации педагогического процесса: Межвуз. сб. науч. тр. – Л.: Издательство ЛГПИ, 1989. – 156 с.
2. Нехлопочина А.Н. Изучение феномена взаимодействия видов искусства в эстетическом развитии младших школьников // Педагогика, лингвистика и информационные технологии: матер. Междун. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию со дня рождения Н.Н. Алгазиной. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – С. 394–399.
3. Сергеева Б.В., Петренко Н.А. Роль эстетического воспитания в развитии личности младшего школьника // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, 19 августа 2015. – Чебоксары, Интерактив плюс, 2015.
4. Сергеева Б.В., Петренко Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки // Научный Альманах: научный журнал. – Тамбов, ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. – № 7–1(21).
5. Сергеева Б.В., Петренко Н.А. Роль эстетического воспитания в развитии личности младшего школьника // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, 19 августа 2015. – Чебокcары, Интерактив плюс, 2015.

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности.

Проблема духовного становления личности является одной из актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами нравственного, эстетического, трудового и других видов воспитания. Эстетическое воспитание способствует формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает особенности к творчеству, к содержанию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическая воспитанность является целью и результатом эстетического воспитания. Она может рассматриваться как качественный показатель сформированности эстетической культуры личности, которая является составляющей ее духовной культуры [1].

Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. В философской, психолого-педагогической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы эстетического воспитания. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологических (В.Г. Асеев, М.Н. Афасижев, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, В.С. Ильин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, С.Т. Шацкий) аспектов эстетического воспитания. Проблемы эстетического воспитания в начальной школе нашли отражение в исследованиях многих ученых [3].

Однако имеется ряд неразрешённых вопросов. До сих пор не определён характер взаимосвязи между процессами эстетического воспитания младших школьников и механизмами взаимодействия видов искусства. Не разработаны модель и педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства в образовательном процессе школы. По-прежнему задачи эстетического воспитания детей решаются изолированно на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного познания, недостаточно используются новые технологии полихудожественного и интегрированного подходов к эстетическому развитию личности в школе. В массовой школе не применяется интегрирование предметов эстетического цикла, предусматривающее взаимодействие видов искусства на уровнях межпредметных связей, синтеза и комплексности. Учитель в практике школы не всегда использует возможности взаимодействия искусства в духовно-нравственном становлении личности. Таким образом, потребность в научном обосновании, теоретическом и практическом исследовании данной проблемы вытекает из противоречий между:

- огромными потенциальными возможностями эстетического воспитания младших школьников и неразработанностью модели и педагогических условий их реализации в образовательном процессе начальной школы;

- значением взаимодействия видов искусства в образовательном процессе начальной школы и их недостаточным использованием в эстетическом воспитании младших школьников.

Цель данной – стало теоретически обосновать, разработать и апробировать модель и реализовать педагогические условия эффективного эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства в образовательном процессе школы, экспериментально доказать её эффективность.

Эстетическое воспитание младших школьников – это сложный, многогранный и многофакторный процесс, который является составной частью процесса развития всесторонне и гармонически развитой личности, творчески проявляющей себя в различных сферах (А.И. Буров, Б.Т. Лихачев). Оно предполагает закономерное изменение эстетических свойств и характеристик личности младшего школьника как социального субъекта с учетом их психологических особенностей. Согласно положениям отечественной психологической теории воспитания личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) у детей младшего школьного возраста имеется достаточно богатый чувственный опыт, ярко выраженная эмоциональность, намечается предрасположенность к эстетическому восприятию искусства. Они начинают успешно пользоваться системой сенсорных эталонов, укрепляется связь первой и второй сигнальных систем. Кроме того, для детской психики младших школьников характерны: синкретизм – тенденция связывать «все во всем» (В. Дильтей, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Мясцова, В.А. Мальцева, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко); анимализм – наделение реальных объектов и явлений характером и душой (О.С. Антипина, Н.Г. Куприна, Н.Г. Кудина); артификализм – понимание сущности природных явлений и суждение о них, а также понимание внутреннего мира другого и суждение о нем по аналогии с собой (Д.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, М.М. Пришвин, З. Фрейд и др.); наивно-реалистическое восприятие искусства, черты эгоцентризма (А.А. Мелик-Пашаев, Н.Г. Тагильцева и др.) [4].

Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников – это процесс формирования основ эстетического сознания и эстетической деятельности у младших школьников на качественно новом уровне, способствующий переходу личности ребёнка от умения воспринимать и чувствовать прекрасное до умения творить «по законам красоты». В нашем исследовании данный феномен рассматривается как целенаправленный и организованный процесс воздействия средствами искусства на внутренний мир ребёнка, осуществляемый в образовательном процессе школы на уроках гуманитарно-эстетического цикла [5].

В ходе исследования использовались следующие типы взаимодействия видов искусства, адаптированные нами к психологическим особенностям младших школьников: коррелятивный (одновременное воздействие видов искусства, способствующее созданию и анализу определенной эмоционально-эстетической ситуации); интегративный (последовательное воздействие видов искусства, которые подбирались по принципу тематического сходства или контраста); коррелятивно-интегративный (либо одновременное, либо последовательное взаимодействие видов искусства, в которых учитывалась степень их воздействия). Этот тип взаимодействия видов искусства предусматривал двухкомпонентные и трёхкомпонентные интегрированные уроки [2].

Исходя из основных компонентов модели, были выявлены две группы критериев эстетического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия видов искусства. При их определении использовались следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ; анкетирование; беседа; прямое и косвенное наблюдение; тестирование (тест Роршаха, шкала изменения интеллекта по Д. Векслеру); анализ продуктов творческой деятельности детей, а также модифицированные нами методики Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Е.Л. Крупника, методика диагностирования образного и вербального развития О.Ф. Потемкина, рейтинговая оценка. Это позволило выявить понятийный аппарат, классифицировать признаки эстетического воспитания учащихся, количественно и качественно обработать полученные данные и интерпретировать результаты.

Первая группа критериев эстетического развития младших школьников включает следующие критерии: мотивационная готовность; ценностно-смысловые предпочтения видов искусства; полнота восприятия видов искусства, эмоциональность, глубина эстетических суждений об искусстве; адекватность; типы эстетического мышления, креативность, рефлексия. Вторая группа критериев – воздействие видов искусства на эстетическое развитие младших школьников; отношение младших школьников к использованию взаимодействия видов искусства на уроках эстетического цикла

Данные, полученные в ходе исследования, предполагают необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс эстетического воспитания младших школьников, что послужило основой для апробации модели эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства у учащихся экспериментальной группы. На рис. 1 представлена модель эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства.

Модель эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства, обеспечивающая единство, целостность, упорядоченность, соподчиненность и последовательность всех её компонентов.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы педагогические условия, на основе авторской программы эстетического воспитания. Первое педагогическое условие – систематизация эстетического опыта младших школьников с опорой на аналитико-синтетическое восприятие видов искусства: организация аналитико-синтетического восприятия многообразия объектов и явлений искусства; осознание особенностей эстетических признаков объектов искусства в зависимости от пространственно-временных отношений; эмоциональная детерминированность восприятия произведений видов искусства. Второе педагогическое условие – создание единой основы понимания выразительности художественного образа в различных видах искусства в процессе использования знаково-символических средств: использование различных значений одного знаково-символического средства; выделение сходства в понимании смысла и значения художественного образа в зависимости от различных знаково-символических средств. Третье педагогическое условие – организация учителем эстетической деятельности младших школьников, направленной на многостороннее целостное и творческое отображение действительности: организация эстетической деятельности младших школьников, направленной на понимание авторской позиции; организация эстетической деятельности, связанной с эмоционально-личностной интерпретацией детьми образов различных видов искусства; творческое отображение действительности в эстетической деятельности.

pic_88.wmf

Рис. 1. Модель эстетического воспитания младших школьников на основе взаимодействия видов искусства

В процессе формирующего эксперимента была организована художественно-творческая деятельность младших школьников в процессе взаимодействия видов искусства. Эстетическое воспитание младших школьников на основе взаимодействия видов искусства сводится к следующему: взаимодействие видов искусства

1) способствует развитию всех познавательных процессов, эстетической активности, становлению ценностно-смысловых ориентаций младших школьников;

pic_89.wmf

Рис. 2. Результаты исследования уровня эстетической воспитанности экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

2) воздействует на основы эстетического сознания, мотивационно-потребностную сферу и сферу эстетической деятельности детей.

Сводные результаты диагностики эстетической воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп представлены на рис. 2.

Результаты проведённого экспериментального исследования доказали эффективность модели эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусства, представляющей собой иерархическую систему, основанную на субъект-субъектных взаимоотношениях учителя и учащихся и построенную с учётом целевого, методологического, содержательного, диагностического, процессуального и результативного блоков. В ходе исследования было установлено, что эффективными педагогическими условиями эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусств являются: систематизация эстетического опыта младших школьников с опорой на аналитико-синтетическое восприятие видов искусства; создание единой основы понимания выразительности художественного образа в различных видах искусства в процессе использования знаково-символических средств; организация учителем эстетической деятельности младших школьников, направленной на многостороннее целостное и творческое отображение действительности. Они обеспечивают количественные и качественные изменения в структуре личности ребёнка, в частности повышение уровня эмоционально-оценочных суждений, интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.


Библиографическая ссылка

Сергеева Б.В., Петренко Н.А. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 428-432;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36465 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674