В настоящее время сложившаяся ситуация в образовательной сфере указывает на необходимость формирования новых тенденций в области качественных характеристик преподавательского состава. Схожий уровень образовательных технологий, аналогичные методы обучения, общие подходы к обучающимся студентам обеспечивают примерно равные условия работы для научно-педагогических работников медицинских учреждений. Современная политика в области качества в данном случае обеспечивается способностью педагога гибко следовать изменениям «рынка». В этих условиях имидж научно-педагогического работника начинает играть ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности образовательного учреждения и его устойчивости в целом [1].
Понятие «имидж» от (лат. imago – образ и от англ. image – образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии и др. [2].
На сегодняшний день накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия студентами образа научно-педагогического работника. В то же время пока отсутствует научно обоснованный имидж преподавателя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющие на становление личности обучающегося медицинского вуза [3, 4, 5].
Общекультурные компетенции (ОК) подразумевают определенные требования к подготовке специалиста высшей школы. Имидж неразрывно связан с саморазвитием, самореализацией, самообразованием и использованием творческого потенциала, способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК). Неотъемлемыми качествами специалистов, освоивших программу обучения, является готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования (универсальные компетенции – УК) [6].
В результате освоения программы обучения у будущего педагога должны быть сформированы: универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции, определяемые профилем программы.
Имидж научно-педагогического работника медицинского вуза заключается в способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в полученной области; способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способности к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития.
Целью исследования является представление результатов эмпирического исследования имиджа научно-педагогического работника медицинского вуза.
Исследовательской базой стал Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. В целом в работе участвовало 300 студентов.
Для изучения представлений студентов об имидже научно-педагогического работника медицинского вуза использовался метод анкетированного опроса. Анкета состояла из 15 вопросов, включающих анонимные сведения об отвечающем респонденте, такие как пол, возраст, курс и факультет, а также вопросы, относящиеся к личности научно-педагогического работника медицинского вуза: профессионально привлекающий имидж; имидж педагога как преподавателя по предмету; имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной; негативный имидж, а также ряд вопросов, относящихся к профессиональным требованиям и компетенциям педагога). Данные анкетного опроса проанализированы с помощью стандартных процедур статистического анализа в Exсel.
Основной эмпирической базой исследования являлись обучающиеся 3, 4 и 5 курса стоматологического факультета Воронежского государственного медицинского университета. Выборочная совокупность была представлена 300 респондентами, среди которых: 195 человек (65 %) опрошенных являются лицами женского пола и 105 человек (35 %) – мужского пола. Возраст опрошенных составлял от 18 до 24 лет. Из общего числа студентов 62 % опрошенных респондентов учатся на платной основе, а 38 % на бюджетной (табл. 1).
Таблица 1
Распределение обучающихся по полу и возрасту
Возраст |
Пол |
|
Мужчины |
Женщины |
|
18–20 лет |
30 (10 %) |
60 (20 %) |
20–22 года |
45 (15 %) |
60 (20 %) |
22–24 года |
30 (10 %) |
75 (25 %) |
Итого |
105 (35 %) |
195 (65 %) |
Всего |
300 (100 %) человек |
Для выявления профиля стереотипного современного научно-педагогического работника, соответствующего представлениям и ожиданиям обучающихся ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (3–5 курсов) было проведено психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние имиджа практикующих педагогов.
Анализ результатов исследования позволил сформулировать имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, соответствующие следующим структурным компонентам (табл. 2):
– профессионально привлекающий имидж;
– имидж педагога как преподавателя по предмету;
– имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной;
– негативный имидж.
Построение типологии имиджа профессии педагога может быть осуществлено на основе группировки респондентов по выделенным группам. Испытуемые респонденты каждой группы имеют сходные особенности восприятия и характеризуются восприятием определенного вида имиджа профессии преподавателя. Соотношение различных видов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированных в групповом сознании обучающихся, представлено на рисунке.
Таблица 2
Виды имиджа, воспроизведенные респондентами в зависимости от курса обучения
Курс |
Профессионально привлекающий имидж |
Имидж педагога как преподавателя по предмету |
Имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной |
Негативный имидж |
Всего |
3 курс |
21 (7 %) |
15 (5 %) |
48 (16 %) |
6 (2 %) |
90 (30 %) |
4 курс |
11 (3,7 %) |
20 (6,7 %) |
70 (23,3 %) |
4 (1,3 %) |
105 (35 %) |
5 курс |
25 (8,3 %) |
19 (6,3 %) |
50 (16,7 %) |
11 (3,7 %) |
105 (35 %) |
Всего |
57 (19 %) |
54 (18 %) |
168 (56 %) |
21 (7 %) |
300 (100 %) |
Соотношение различных видов имиджа профессии педагога у современных студентов
Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных видов имиджа неодинакова: в групповом сознании обучающихся вузов у 168 (56 %) человек преобладает имидж педагога как сильной личности, образованной и культурной. Исследование выявило и негативный вид имиджа профессии преподавателя, который сформирован у 21 (7 %) студента. Примечательно, что 57 (19 %) обучающимся свойственен «Профессионально привлекающий вид имиджа профессии педагога».
Для выявления уровня компетенции научно-педагогических работников медицинского вуза обучающимся было предложено проанализировать характеристики педагога и проранжировать перечисленные качества (от 1 – «наиболее важно» и так далее до 10 – «наименее важно») (табл. 3).
1. Взаимодействует с обучающимися.
2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.
3. Рассказывает обучающимся о своей личной жизни, успехах и неудачах.
4. Занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы быть компетентным в своем предмете.
5. Открыто признается, что делает ошибки или не знает чего-то.
6. Интересуется жизнью обучающихся, расспрашивает их о доме и пытается помочь, если это возможно.
7. Заставляет обучающихся учить, чтобы они отлично знали его предмет.
8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.
9. Использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными.
10. Помогает обучающимся стать независимыми и самим организовывать свое обучение.
Таким образом, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися (1); способен поддерживать дисциплину и порядок (2); занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы быть компетентным в своем предмете (4), а также использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными (9), что необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.
Таблица 3
Характеристики педагога, воспроизведенные респондентами в зависимости от курса обучения
Курс / Характеристики |
3 курс / балл |
4 курс / балл |
5 курс / балл |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
10 |
10 |
4 |
2 |
4 |
4 |
5 |
8 |
9 |
8 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4 |
5 |
9 |
8 |
6 |
6 |
6 |
9 |
5 |
2 |
5 |
10 |
9 |
8 |
2 |
Немаловажным для студентов является умение педагога обучать, чтобы они отлично знали его предмет (7); а также быть доброжелательным с коллегами (8); помогать обучающимся стать независимыми и самим организовывать свое обучение (10).
Таким образом, имидж представляет собой сложный феномен, в котором содержатся разнообразные характеристики. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека идет по разным каналам и по каждому из них надо вести определенную работу. При этом главным для имиджа становится его коммуникативная функция. Имидж является инструментом общения с массовым сознанием; результатом сознательной работы, особенно это касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.
Заключение
В современных условиях имидж организации определяется имиджем научно-педагогических работников и без этого невозможно быть конкурентоспособным.
Установлено следующее соотношение различных типов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированное в групповом сознании обучающихся, в котором преобладает имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной. Профессионально привлекающий имидж сформирован в сознании 19 % человек, а имидж педагога как преподавателя по предмету у 18 % опрошенных.
Исследование выявило и негативный вид имиджа профессии преподавателя, который сформирован у незначительного числа студента (7 %).
Кроме того, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися; способен поддерживать дисциплину и порядок; занимается самообразованием и саморазвитием, а также использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными, что также необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.
Феномен имиджа стал предметом исследования в различных отраслях научного знания. Это обстоятельство позволяет определить феномен имиджа в качестве личностноориентированной структуры, которая является эквивалентом субъективного отношения человека к тем или иным социальным процессам, явлениям, вещам, людям и т.д. Возможно, имидж уже стал частью нашей культуры.
Особое значение для педагога приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту, необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества.
Профессиональный имидж преподавателя медицинского вуза – образ, который полностью соответствует специфике профессии, который формирует отношения между специалистом и его студентами, пациентами, коллегами, руководителями.
Имидж педагога включает не только внешний вид, но и владение нормами социального взаимодействия и знание профессиональной корпоративной культуры, клинического этикета, а также наличие тактичности и эмпатии.
Таким образом, имидж научно-педагогического работника медицинского вуза является одним из главных атрибутов его деятельности. Создание профессионального имиджа должно быть осознанным и основываться на соблюдении принципов организационной культуры, необходимых для формирования положительного впечатления у студентов и коллег, а забота государства о благополучии представителей данной профессии повышает ее респектабельность.
Библиографическая ссылка
Плотникова И.Е., Моисеева Н.С., Филозоп А.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИМИДЖЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 413-417;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36462 (дата обращения: 21.11.2024).