В современном информационном обществе для обеспечения безопасности информационно-образовательной среды образовательного учреждения, информационной безопасности личности учащегося немаловажную роль играет компетентность учителей по вопросам информационной безопасности и защиты информации.
В ФГОС ВО в разделе VIII установлено требование обязательной оценки уровня знаний и умений обучающихся и уровня приобретённых компетенций, но, к сожалению, текст ФГОС не вносит ясность в вопрос, как оценивать те или иные компетенции. Поэтому на сегодняшний день оценка уровня компетенции представляет большую сложность. Трудность здесь видится в том, что компетенцию нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Скорее это усовершенствование существующих и приобретаемые в результате обучения новые способности, увязывающие знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и способностью применять полученные знания и умения в решении межпредметных практических задач, в будущей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения [2].
Рассмотрим пример построения инструментария оценки компетентности, на примере компетенций в области информационной безопасности.
Для направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Информатика», задача может быть представлена междисциплинарным заданием при оценке следующей совокупности компетенций:
– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
– способен формировать и использовать безопасную информационно-образовательную среду (СК-2).
Компетенции являются измеримыми и диагностичными, а значит: во-первых, в основу разработки педагогической составляющей диагностики сформированности результатов обучения должна быть положена таксономия педагогических целей, обеспечивающая учет уровневого характера изменения требований к результатам обучения в системе профессионального образования, например, на основе рамки квалификаций; во-вторых, созданы условия для максимального приближения процедуры оценки к условиям профессиональной деятельности [3].
Последнее соответствует требованию ФГОС ВПО в п. 8.4 «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее».
Так как в современной парадигме кадрового менеджмента при приеме на работу оценка компетенций зачастую производится в рамках Assessment center, то в вузе целесообразно применять аналогичную процедуру. Учитывая это, дальнейшее рассмотрение будет осуществлено в русле комплексной разработки инновационных педагогических средств оценки результатов обучения и подбора и адаптации психологических методик и техник.
Рассмотрим особенности разработки педагогических средств оценки результатов обучения в рамках тестирования.
Приведенное в [3] уровневое описание когнитивной составляющей компетентности в области информационной безопасности может служить основой для проектирования тестовых заданий. Согласно рекомендациям [3], заложенная в основу оценки таксономия Б. Блума может помочь в определении уровня сложности вопросов тестов.
Приведем примеры тестовых заданий по уровням сложности в соответствии с [1; 3].
Первый уровень (знание) – тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения: задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий.
Пример 1.
Согласно «Доктрине информационной безопасности РФ», общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на:
1) правовые, организационные, программно-технические и экономические;
2) правовые, организационно-технические и экономические;
3) законодательные, административные, организационные и технические;
4) нормативно-правовые, программно-технические, экономические.
Второй уровень (понимание) – тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты, в которых в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи учащимся даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д.
Пример 2.
Вставьте пропущенные слова.
Защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение ____________________ доступа и воздействия на __________ информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящих к разрушению, ____________, искажению, сбою в работе, незаконному перехвату и копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования _________________.
Ответ: несанкционированного, защищаемую, уничтожению, носителя информации.
Четвертому уровню (анализа и синтеза) соответствуют задания, содержащие продуктивную деятельность, в процессе которой необходимо использовать знания-умения. В основу тестов данного уровня могут быть положены нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности. Условия задачи формулируются близкими к тем, которые имели место в реальной жизненной обстановке (см. пример 3).
Пример 3.
Приведите примеры из кино- и видеофильмов, иллюстрирующие использование уязвимых мест и нарушения мер защиты информационной безопасности для несанкционированного проникновения в охраняемые системы. Сформулируйте рекомендации, которые способствовали бы предотвращению инцидента нарушения информационной безопасности для каждого примера.
Тесты пятого уровня – это проблемы, решение которых сводится к выполнению творческой деятельности, результатом которой является получение объективно новой информации. Тестами данного уровня выявляется умение ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях (см. пример 4)
Пример 4.
Проанализируйте состояние информационной безопасности в компьютерном классе вашего учебного заведения. Выполнение идентификацию рисков ИБ.
Указанная выше классификация тестовых заданий позволяет оценить лишь когнитивную составляющую компетентности в области информационной безопасности. В контексте совокупной оценки всех компонентов указанной компетенции особое место занимают тесты действия и ситуационные тесты.
Тесты действия (performance tests). Термин взят из психологии, где тесты действия понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Они позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.
Требования к сложности постановки задач таких тестов можно определить на основе дескрипторов уровней деятельностно-поведенческого компонента компетентности в области информационной безопасности (рисунок).
Постановка задач с учетом требований к уровню сформированности деятельностно-поведенческого компонента компетентности в области информационной безопасности
Приведенный далее пример ориентирован на продвинутый уровень, но при конкретизации задания может быть адаптирован для базового.
Пример 5.
Задание: Выберите автоматизированную информационную систему, проведите ее анализ в контексте обеспечения организации мер информационной безопасности. Предложите дополнительные мероприятия по повышению уровня информационной безопасности.
Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности) – требуют не произведения реального действия, а его имитации. Одним из популярных видов ситуационных тестов является анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации, требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, и у него есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение.
Пример 6.
Постройте модель возможного нарушителя. Сымитируйте инцидент, связанный с нарушением конфиденциальности персональных данных (ПДн) обусловленный:
– преднамеренными или непреднамеренными действиями лиц, имеющими доступ к информационным ресурсам информационной системы персональных данных (ИСПДн), включая пользователей, реализующие угрозы непосредственно в ИСПДн;
– преднамеренными или непреднамеренными действиями лиц, не имеющих доступа к ИСПДн, реализующие угрозы из внешних сетей связи общего пользования и (или) сетей международного информационного обмена;
– угрозами, возникновение которых напрямую зависит от свойств техники, используемой в ИСПДн;
– со стихийными природными явлениями.
Задание для базового уровня:
Как в рамках определенной политики безопасности служба информационной безопасности будет реагировать на инцидент? Смоделируйте процесс реагирования на инцидент.
Сформируйте отчет об инциденте.
Задание для продвинутого уровня:
Проведите углубленный анализ инцидента, на основе результатов анализа сделайте выводы и подготовьте рекомендации по улучшению процесса обеспечения ИБ и реагирования на инциденты.
Другой, более сложной разновидностью ситуационных тестов является методика последовательных ситуаций. Задача разворачивается во времени и решается поэтапно; переход к следующему этапу возможен только в случае правильного ответа на вопросы предыдущего этапа, условия следующего этапа определяются в зависимости от варианта ответа на предыдущем этапе.
Пример 7.
Задание:
1. Проведите аудит информационной безопасности образовательного учреждения, включая:
– постановку задачи и определение объекта аудита.
- определение задач, целей и объектов аудита информационной безопасности;
- формирование рабочей группы (включая специалистов заказчика);
- составление регламента проведения работ;
- разработка технического задания (ТЗ) на проведение работ.
– сбор, подготовку и анализ данных для проведения работ:
-изучение объекта исследования;
- анализ организационно-административных мер обеспечения ИБ;
- анализ программно-технических средств обеспечения ИБ;
- фиксация текущего состояния и характеристик объекта исследования;
- определение соответствия характеристик объекта исследования требованиям политики ИБ;
- выявление технических уязвимостей объекта исследования.
2. Подготовьте аналитический отчет по выполненной работе, включая:
– моделирование процессов нарушения системы безопасности;
– определение угроз нарушения ИБ;
– анализ уязвимостей и оценка рисков;
– определение устойчивости объекта в соответствии с требованиями по обеспечению ИБ;
– разработка организационных мер обеспечения ИБ;
– разработка предложения по развитию программно-технических средств обеспечения ИБ;
– разработка рекомендаций по совершенствованию структуры информационной системы;
– разработка рекомендаций по повышению квалификации штатного персонала.
3. Выработайте рекомендации по политике информационной безопасности образовательного учреждения.
4. Разработайте программу обеспечения информационной безопасности образовательного учреждения.
Приведенная методика оценки уровня сформированности компетентности в области информационной безопасности применима для установления соответствия требуемому уровню результатов не только профессионального обучения, но и неформального и внеформального обучения. Таким образом, она может стать основой как для построения системы мониторинга достижения целей конкретной образовательной программы в вузе, так и для создания банка тестовых заданий центров сертификации квалификаций и аттестации кадров.
Библиографическая ссылка
Овчинникова И.Г., Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ТЕСТОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 397-401;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36459 (дата обращения: 09.10.2024).