Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА КАК САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Исамуллаева Д.Р. 1 Романовская И.А. 2
1 ГБУ АО СШОР имени Л.А. Тихомировой
2 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
В статье представлены результаты исследования возможностей спортивной школы как самообучающейся организации. Проанализирована сущность понятия «самообучающаяся организация», целью которой является достижение коллективных результатов через взаимодействие специалистов. Определены признаки спортивной школы как самообучающейся организации, а также факторы, влияющие на успешность деятельности спортивной школы как самообучающейся организации. В статье предлагаются меры по обеспечению непрерывного профессионального развития тренеров на уровне образовательной организации. В числе таких мер авторы предлагают создание и внедрение в спортивной школе системы внутришкольного повышения квалификации, позволяющей ориентироваться на потребности тренера-преподавателя, развитие его профессионально значимых качеств, соответствующих задачам развития организации. Функционирование системы внутришкольного повышения квалификации определяется в качестве приоритетной задачи организационного развития современной спортивной школы.
внутришкольное повышение квалификации
непрерывное образование
профессионально значимые качества
самообучающаяся организация
спортивная школа
тренер
1. Герасимов Е.И. Практико-ориентированный подход к повышению квалификации персонала в условиях «самообучающейся организации»: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. – М., 2008. – 180 с.
2. Жайкбаева А.Т. Педагогические условия становления профессиональной компетентности педагогов в самообучающейся организации // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–2. – С. 271–272; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15667 (дата обращения: 24.11.2016).
3. Исамуллаева Д.Р. Особенности организации внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12 (106). – С. 68–72.
4. Молдавская Е.Э., Трещев А.М. Пути адаптации концепции бережливого производства в самообучающейся организации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2012. – № 1. – С. 199–202.
5. Романовская И.А. Организационное обучение как явление в управлении современным университетом // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина. – 2016. – С. 155–160.
6. Сенге П. Новая задача лидера: построение обучающейся организации // Стратегический процесс. – СПб., 2001. – С. 404–416.
7. Сенге, П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающихся организаций. – М.: Олимп-бизнес, 1999. – 406 с.
8. Трещев А.М. Пути адаптации концепции бережливого производства в самообучающейся организации.
9. Трещёв А.М., Сергеева О.А. Развитие профессиональных компетенций сотрудников в самообучающемся университете // Гуманитарные исследования. – 2012. – № 2. – С. 335–342.
10. Широкова Г.В. Создание обучающихся организаций в новом «обществе знаний» // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. – 2004. – Вып. 1. – 0,5 п.л.

В современных организациях, в том числе образовательных, актуализируется значение развития человеческого капитала в условиях обучающейся организации, что подчеркивает необходимость фокусирования внимания в организации именно на людях [6].

Обучающаяся организация основывается на непрерывности процесса и представляет собой организацию, способную адаптировать и изменять свои установки, ценности и взгляды [10].

По мнению Питера Сенге, обучающаяся организация – это такая организация, которая способствует расширению возможностей для специалистов в получении желаемых результатов, где «люди постоянно учатся учиться вместе», а также где коллективу предоставляется свобода в своем стремлении повысить эффективность труда [6].

Основной целью обучающейся организации является достижение коллективных результатов через взаимодействие специалистов. То есть важно создать такой коллектив, где сотрудники благоприятно общаются друг с другом, при этом совместно решают возникающие профессиональные задачи, способны обеспечить организации высокий уровень развития, позволяющий своевременно и точно реагировать на изменения внешней среды [10]. Следовательно, возникает необходимость создания и развития самообучающейся организации.

В 1990-х гг. Питер Сенге впервые ввел понятие «самообучающаяся организация» [7]. Под самообучающейся организацией понимается организация, способная не только создать, приобрести, передать и сохранить знания, но и изменять формы своего поведения, которые отражают новые знания или проекты. Самообучающаяся организация может возникнуть при условии, если человеческие ресурсы и талант будут являться наиболее важным фактором результативности и целью вкладов [9].

В настоящее время в России в условиях преобразований в различных сферах деятельности людей профессиональная квалификация является одной из главных характеристик специалиста, обуславливающих необходимость преобразования системы повышения квалификации. Для того чтобы быть конкурентоспособной, организация должна обладать высококвалифицированными, компетентными, мобильными специалистами, понимающими необходимость научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров, а особенно в условиях самообучающейся организации [2].

Для эффективного функционирования системы внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей необходимо соблюдать ряд важных положений, основывающихся на концепции П. Сенге [6].

Прежде всего, специалистам необходимо развивать собственные возможности для реализации поставленных перед ними задач, что предполагает индивидуальное совершенствование, а также развитие профессионального опыта и личного мастерства сотрудников.

Не менее значимым представляется формирование единства взглядов сотрудников образовательной организации, что предполагает создание единой системы организационного развития [5]. При этом огромную роль играет сплоченность коллектива для достижения целей организации и способов их осуществления.

И, наконец, целесообразной представляется идея об организации коллективного обучения, при котором результат коллегиального взаимодействия будет эффективней для организации, чем обучение одного специалиста [4].

Рассматривая спортивную школу как самообучающуюся организацию, необходимо отметить, что она должна охватывать и применять все современные технологии, стили и методы повышения квалификации. Следовательно, спортивная школа как самообучающаяся организация представляет собой организацию, способствующую обучению и совершенствованию тренеров-преподавателей, а также постоянному совершенствованию самого процесса внутришкольного повышения квалификации. При этом необходимо учитывать возможности спортивной школы. В этом случае главная идея спортивной школы заключается в повышении эффективности деятельности образовательной организации и ее коллектива. Это возможно при использовании ранее накопленных знаний, развитии собственных навыков решения возникающих проблем в ходе профессиональной деятельности, а также при способности коллектива спортивной школы обучаться, в том числе и на собственном опыте. Поэтому возникает необходимость участия тренера-преподавателя в организационном обучении, что окажет положительное влияние на повышение уровня его профессионализма и методического мастерства.

Спортивная школа как самообучающаяся организация имеет свои признаки.

К первому признаку относится умение гибко реагировать на изменения внешней образовательной среды и нацеленность на взаимодействие со сторонними организациями (общеобразовательными организациями, другими спортивными школами и учреждениями дополнительного образования).

Второй признак предполагает активное участие коллектива спортивной школы в формировании стратегии и тактики деятельности организации.

Третий – создание условий для обмена опытом профессиональной деятельности, саморазвития и самореализации тренеров-преподавателей в профессиональной сфере.

Четвертый признак подразумевает постоянное расширение возможностей тренеров-преподавателей в решении поставленных перед ними задач.

На успешность деятельности спортивной школы как самообучающейся организации оказывают влияние следующие факторы:

– формирование в спортивной школе психологически комфортной среды, которая обеспечит поиск и осуществление новых педагогических идей, технологий и методик;

– целенаправленное развитие потребности тренеров-преподавателей в непрерывном самосовершенствовании при помощи определения своих сильных и слабых сторон, построения личной программы совершенствования требуемых профессионально значимых качеств, развития и коррекции необходимых умений и навыков при постоянно меняющихся внешних условиях;

– организация методического сопровождения по развитию профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей. Для этого необходимо разработать программы развития, включающие практические задания (игровые, деловые, имитационные ситуации) по степени сложности, постоянно обновлять теоретический материал (методическую литературу).

В основе деятельности спортивной школы как самообучающейся организации находятся следующие принципы:

– принцип изменения подразумевает, что успех спортивной школы зависит от ее способности быстро меняться;

– принцип плановости ориентирует на то, что для достижения поставленных целей изменения в спортивной школе должны быть подготовлены, управляемы и направлены;

– принцип системности предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость всех элементов спортивной школы;

– принцип интервенции включает привлечение агентов изменений и квалифицированных помощников, способных обеспечить объективное, нейтральное отношение к тренерам-преподавателям и спортивной школе в целом;

– принцип исследования действием заключается в выявлении организационных проблем тренерами-преподавателями, организации диагностики для сбора необходимой дополнительной информации, в анализе результатов обратной связи, а также оценке результатов обучения и внесения необходимых корректив;

– принцип практического обучения предполагает, что тренеры-преподаватели спортивной школы при помощи агентов изменений и квалифицированных помощников (специалистов) реализуют идеи, связанные с необходимыми изменениями;

– принцип много- и разноуровневого воздействия заключается в структурном воздействии на разные уровни: индивидуальный, групповой; межгрупповой, организационный (общешкольный);

– принцип уникальности спортивной школы состоит в необходимости учета особенностей, возможностей и ресурсов спортивной школы при организации обучения тренеров-преподавателей;

– принцип технологичности заключается в освоении новых технологий проведения организационных изменений, позволяющих совершенствовать профессионализм тренеров-преподавателей, а также наилучшим образом решать задачи спортивной школы [1].

Помимо основополагающих принципов, влияющих на эффективность деятельности спортивной школы как самообучающейся организации, можно выделить следующие особенности:

1. Учет возможностей спортивной школы в решении организационных проблем означает способность спортивной школы своевременно определять актуальные для организации проблемы, выявлять причины их возникновения, несоответствия между действительным и желаемым состоянием дел, и, соответственно, умение корректно ставить цели и задачи, находить адекватные средства их реализации.

2. Организация обучения с опорой на собственный внутришкольный опыт и историю спортивной школы предполагает использование знаний о подъемах и спадах результативности, о победах и поражениях на соревнованиях различного уровня, осмысление причин и факторов, повлиявших на показатели спортивной школы. Тем самым спортивная школа учится на собственной истории, избегает ошибок, сделанных на предыдущих этапах ее развития, что позволяет применить накопленный ею опыт для решения тех или иных организационных проблем. Обучение спортивной школы на собственном опыте заключается в распространении и использовании положительного опыта, анализе и учете предложений и замечаний руководителей и тренеров-преподавателей; изучении мнения членов педагогического коллектива спортивной школы.

3. Обучение на опыте других образовательных организаций и других специалистов, то есть изучение «конкурентов», которые занимаются аналогичным видом деятельности. Опыт других спортивных школ (как положительный, так и отрицательный) является хорошим средством организационного обучения, с помощью которого спортивная школа не допускает ошибок, совершенных другими, и, следовательно, оптимизирует свой путь к реализации поставленных задач.

4. Трансформация приобретенных знаний в систему значимых для спортивной школы навыков, умений и опыта ее управленческих кадров и педагогического коллектива в целом.

5. Реализация новых знаний, умений и опыта в практической деятельности спортивной школы, в ее стратегии и политике.

Необходимо отметить, что спортивная школа является учреждением с ограниченными инвестиционными ресурсами. Исходя из мировой практики, в такой ситуации спортивной школе необходимо внедрить систему внутришкольного повышения квалификации [8].

Система внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей является частью системы непрерывного повышения квалификации педагогов, частью методической работы спортивной школы, направленной на развитие педагогического коллектива. К основным принципам системы внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей относят ориентацию на потребности тренера-преподавателя, развитие его профессионально значимых качеств, соответствующих задачам развития спортивной школы. Учитывая возможности спортивной школы, внутришкольное повышение квалификации проводится без отрыва от основной деятельности тренеров-преподавателей, что позволяет минимально сократить затраты на реализацию этой системы [3].

Суть спортивной школы как самообучающейся организации заключается в том, что тренер-преподаватель сознательно обучается и самосовершенствуется, а также совершенствует систему внутришкольного повышения квалификации. Эффективность такой спортивной школы и ее педагогического коллектива, который способен обучаться на собственном опыте, зависит от применения современных методов, технологий и стилей повышения квалификации и, конечно, от умения быстро принимать решения возникающих профессиональных задач. Преобразование спортивной школы в самообучающуюся организацию позволит своевременно выявить проблемы профессионального пространства и способствовать формированию у тренеров-преподавателей готовности к внутришкольному повышению квалификации.

В заключение следует отметить, что спортивная школа как самообучающаяся организация способна быстро и успешно модифицировать формы системы внутришкольного повышения квалификации, впитывать, производить и распространять новые знания.


Библиографическая ссылка

Исамуллаева Д.Р., Романовская И.А. СПОРТИВНАЯ ШКОЛА КАК САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 359-362;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36451 (дата обращения: 30.11.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074