Одним из необходимых условий эффективного функционирования многонационального общества является обеспечение безопасности всех его субъектов. Современные социокультурные условия, характеризующиеся усилением негативистских тенденций в полиэтническом пространстве, заставляют обратить пристальное внимание на проблемы обеспечения личной и общественной безопасности детей и молодежи, на их безопасное и рациональное поведение с позиций акмеологического подхода, раскрывающего цели, смыслы и траектории развития и саморазвития личности [7]. В этом ключе важно понимание того, к каким вершинам необходимо стремиться, что этому может способствовать, а что помешать.
Под акмеологическими устремлениями следует понимать стимулирующие установки человека к определенным видам деятельности, нацеливающие субъекта на максимально эффективное владение этой деятельностью, характеризующейся максимальными ее результатами как в отношении объективных целей, так и в отношении субъективной самореализации саморазвития в этой деятельности [1, 3].
В структуру акмеологических устремлений младших школьников входят:
– мотивация достижений успехов в учебе;
– мотивация к общению со сверстниками родителями и педагогами на темы связанные с учебной деятельностью;
– высокий уровень удовлетворенности ее результатами и осознание собственного учения;
– высокий уровень притязаний в этой деятельности;
– стремление к расширению кругозора, связанного с интересующей деятельностью.
Все указанные компоненты легко диагностируются педагогом в отношении учебной деятельности как ведущего вида деятельности младших школьников.
В результате диагностики акмеологических устремлений младших школьников и их родителей, в связи с включением детей в полиэтнический коллектив, было определено, что дети – представители коренных этносов получают достаточно стимулов со стороны семьи и школы для того, чтобы проявить акмеологические устремления в учебной деятельности, таких детей было 72 % от общего числа респондентов учеников 3–4 классов. Однако это число значительно меньше, если рассматривать представителей некоренных этносов – таковых менее 54 % респондентов. Это можно объяснить тем, что акмеологические устремления детей мигрантов в основном формируются в семье родителями – где нет языковых барьеров и где очень жестокая иерархия соподчинения. Однако проблема состоит в том, что сами родители-мигранты находятся в состоянии неуверенности в завтрашнем дне и не видят со всей ясностью перспектив для своей профессиональной и личной самореализации и самореализации своих детей в новом месте проживания. Отсюда возникают сниженные акмеологические устремления детей, тревожность, агрессивность и признаки девиантного поведения у детей мигрантов и по отношению к ним, что негативно сказывается на культуре безопасного поведения и культуре личности в целом.
Таким образом, задачей педагога является формирование акмеологических устремлений ребенка к учебному и другим социально значимым видам деятельности, таким как творческая, спортивно-массовая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, а также создание моделей социально позитивного поведения [4]. К числу последних относится формирование культуры безопасного поведения, что особенно важно в условиях нарастания тенденций свободы миграционных процессов. В этих условиях большинство организаций средней полосы России представляют из себя полиэтнические поликультурные педагогические системы, которые требуют от учителя особого мастерства, владения особыми компетенциями, в частности связанные с формированием бесконфликтного общения между детьми коренных этнических общин и динамически развивающихся национальных диаспор. В этих условиях возрастает функция внутришкольной медиации и опыта безопасного поведения.
Главной целью формирования «акме» безопасного поведения, как одного из векторов построения личной культуры, является подготовка личности к обеспечению собственной безопасности, социальной и национальной, а также к обеспечению безопасности значимых людей для достижения максимальной социальной реализации
Акмеологические устремления личности в сфере безопасности определяются внешним и внутренним содержанием деятельности. Внутренняя обусловлена необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, выражается в формировании мировоззрения, психологическими особенностями личности, установками и ориентациями на безопасность в контексте жизненных целей и ценностей: эго-целей и эго-ценностей, которые придают деятельности социально безопасный смысл. Внешнее содержание обусловлено необходимостью защиты жизненно важных физиологических потребностей: в самосохранении, развитии и пр.
Основными условиями реализации акмеологических устремлений в области безопасности, безопасного поведения, обеспечения бесконфликтности в полиэтнической среде выступают: формирование у личности ответственности за свою деятельность; понимание своей роли в обеспечении безопасности на различных уровнях; развитие социально-психологической компетентности в области бесконфликтного общения; формирование культуры безопасности личности; развитие личности через обеспечение безопасности на индивидуальном, общественном, государственном уровнях; духовно-нравственное воспитание личности как основа формирования и воспитания ее культуры безопасности.
Понятие «безопасное поведение» члена социума в многонациональной среде», как способы деятельности и взаимодействия, не несущие рисков и угроз для него самого и лиц его окружающих, выступает определяющим в смысле отношений к действительности, к характеру общественной деятельности. «Полиэтничное общество понимается как общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства» [5]. Таким образом, модели безопасного поведения следует рассматривать через призму не столько поведенческих характеристик, сколько в плане формирования и реализации акмеологических устремлений и смысловых структур личности, а также и социальной структуры деятельности.
Безопасное, рациональное поведение берет свои основы во внутреннем выстраиваемом габитусе личности (позиции и диспозиции личности). У человека всегда существуют приоритетные акмеологические позиции, которыми он владеет, благодаря которым достигаются максимальные устремления в деятельности. Таким образом, вершиной достижения безопасного поведения (оптимумом) становится принятие личностью другого в себе, принятие внутренних установок на безопасное общение. Внутренние смысловые структуры общения ложатся в основу внешнего поведения личности. Акмеологически безопасное поведение состоит из внешних и внутренних установок к обеспечению личной, национальной и государственной безопасности в целом. Организация педагогами процесса формирования и рефлексии акмеологических устремлений личности к безопасности во внутренней психической и внешней практической деятельности является сложной педагогической работой, требующей высокого уровня профессионального педагогического мастерства и компетентности в решении широкого круга социальных и психологических проблем [6]. Наибольшие сложности, проблемы и барьеры в осуществлении этой работы возникают при организации педагогического общения, взаимодействия и сотворчества с представителями некоренных народов, с детьми, подростками и юношеством из числа представителей динамически развивающихся диаспор, проживающих на территории России, в частности Нижегородской области. Затруднения в обеспечении безопасного поведения представителей некоренных народов обусловлены не столько слабым владением русским языком, сколько сформировавшейся в ином социокультурном пространстве системой ценностей, иными смысловыми составляющими их деятельности, обусловленных многочисленными, в том числе и стрессогенными факторами их прежней жизни с одной стороны. С другой стороны, преодоление языкового барьера активизирует механизмы принятия нового и развитие навыков межкультурной коммуникации [5]. Осознание национальной принадлежности и воспитание в русле национальной культуры и традиций формируют этноидентичность в полиэтническом пространстве жизнедеятельности, с одной стороны, и активизируют механизмы этноадаптации с позиций терпимости, принятия, ускоренной интеграции в новую среду.
С целью развития культурной направленности в формировании безопасного поведения и жизнедеятельности молодых представителей динамически развивающихся диаспор на территории Нижегородской области была разработана концепция «ЭТНОГЛОБус.РФ». Она направлена на создание оптимизирующей молодежной среды в рамках детско-молодежного адаптационного центра. Одним из важнейших направлений в работе центра является система «Этно-Согласие», направленная на включение мигрантов, имеющих российское гражданство, в социокультурную среду Нижегородской области, в бесконфликтное продуктивное общение и в совместные, в том числе и творческие виды деятельности с представителями коренных народов и общин. В качестве базовых технологий, методов и приемов, применяемых в данной системе, используются рефлексивные методы, тренинги, технологии социокультурного моделирования, социальные, творческие проекты, акции и другие продуктивные способы создания оптимальных условий социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде.
Тренинги безопасного поведения базируются на культурных основах, общечеловеческих, национальных ценностях, затрагивают следующие уровни самосознания личности: уровень познания и преобразования действительности через коммуникационные каналы, уровень самоактуализации в общении, уровень эго-идентичности, через «рефлексивное зеркало» уровень социальной концептуализации, уровень духовной реализации в социокультурном полиэтническом пространстве жизнедеятельности [2]. Реализация данных уровней самосознания личности была учтена при разработке технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности: тренингов обеспечения безопасного поведения, направленных на углубление поведенческих мотивов безопасного поведения, снижение индивидуальных и коллективных рисков, принятия безопасных решений на улице, в быту, в транспорте и пр. В ходе реализации тренингов происходит погружение в процесс общения, с целью «мягкого» раскрытия индивидуального коммуникативного потенциала для безопасного общения и поведения, при этом происходит активизация совместной познавательно-творческой деятельности, «раскрытие себя» через моделирование ситуационного взаимодействия, игровые модели деятельности и пр. Тренинги обеспечения безопасности в рамках формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности, формирования безопасного поведения реализуются по следующим направлениям:
– тренинги социальной безопасности: тренинги суждений «Я в обществе»; тренинг обеспечения безопасности в социуме «Мои поступки – моя ответственность»; предполагает реализацию нескольких траекторий ситуационного и личностного развития;
– безопасного поведения для минимизации конфликтного общения, осознание способов восприятия субъектов деятельности,
– определение рациональных стилей поведения в конфликтных ситуациях (адаптационный, конкуренции, компромисса, сотрудничества, уклонения), реализация способов деятельности в конфликтных ситуациях (признание конфликта, определение ядра или центра, взгляд с позиции оппонента на предмет конфликта, открытое, честное, справедливое общение, позитивные взгляды на природу предмета конфликта, возможность сказать и выслушать);
– возможность принятия другого, понимание его позиции, аутентичность в общении и пр.
Тренинг невербального общения «Эмоции в телодвижении или жест как средство коммуникации»; «Путешествуй безопасно»:
– тренинги морально-психологической безопасности: тренинг поведения в конфликтной ситуации «Справедливое общение без конфликта», тренинг общения «Скажи нет!», «Оправдание невежливой фразе»; Тренинг семейной вежливости «Доброе слово», тренинг коррекции поведения в общественных местах «Мое слово для уважительного общения», «Умею сказать!»;
– тренинги физической безопасности: тренинг «Осторожно в доме»; «Безопасность на улице»;
– тренинги экологической безопасности: Безопасность природной среды «С природой на ты»;
– тренинги информационной безопасности: Реклама, СМИ как инструменты развития социальных институтов, тренинг; «Социальный проект: реклама безопасного поведения»;
– тренинги медицинской безопасности: Основы здорового образа жизни «Мое здоровье»;
– тренинги безопасности в чрезвычайных ситуациях: Безопасность при пожаре «Действуй компетентно при пожаре, на воде»;
– тренинги правовой безопасности: тренинг «Мои права» и другие технологии и методы.
Их реализация в программах полиэтнического центра приводит к формированию у воспитанников чувства разумной раскрепощенности и ощущения свободы в рамках всех социально-позитивных видов деятельности. Исчезает чувство ограниченности свободы общения и творчества, что обоснованно повышает уровень гражданской инициативы, стремления к самореализации, участии в общественной жизни в русскоговорящей среде.
По результатам реализации программ консультативного центра в условиях полиэтнической образовательной организации можно сделать следующие выводы:
– более 60 % родителей младших школьников оценили пользу консультаций и констатировали, что их представления о перспективах жизни и повышении ее качества в русскоязычном регионе значительно расширились;
– коэффициент сплоченности в полиэтнических классах возрос в 1,25 раз, дети проявляют больше склонности не только к учебному сотрудничеству но и к творческому сотрудничеству во внеучебное время;
– значительно снизилась тревожность и агрессивность в поведении детей, что привело к достоверным изменениям опыта безопасного поведения, а также культуры безопасного повеления.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что главной целью формирования «акмеологии» безопасного поведения представителей этнических общностей, как одного из векторов построения их личной культуры, является подготовка личности к обеспечению собственной безопасности, социальной и национальной, а также к обеспечению безопасности значимых людей для достижения максимальной социальной реализации.
Библиографическая ссылка
Григорьева Е.Л., Быстрицкая Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 328-332;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36445 (дата обращения: 10.10.2024).