Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ЗНАЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В НАСЛЕДИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Шавалеева А.Р. 1 Айдаров В.И. 2
1 Казанский государственный институт Культуры КазГИК РТ
2 ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства Здравоохранения Республики Татарстан»
В статье раскрываются идеи просветителей народной педагогики о значении культуры супружеских отношений в семейном воспитании. Являясь итогом коллективной творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства народа, в соответствии с его потребностями в формировании культуры семейных отношений народная педагогика выдвигает духовно-нравственные идеалы в области воспитания молодого поколения. Определив цель, характер и методы народного воспитания и обучения, русские и татарские просветители обосновывают вывод, что у каждого народа, существует своя, отвечающая его интересам и стремлениям система воспитания, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни. Идеи о значении культуры семейных отношений передаются из поколения в поколение, становясь достоянием супругов и дают положительные воспитательные результаты.
народные просветители
культура супружеских отношений
система семейного воспитания
национальные особенности
национальные традиции
1. Диалоги с татарскими просветителями о семье и воспитании. Комплекс учебно-методических материалов // под ред. Р.А. Валеевой. – Ижевск: ООО «Принт», 2015. – 204 с.
2. Ильдарханова Ф.А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемся обществе: Региональный аспект. – Казань: Казан. ун-т, 2006. – 280 с.
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
4. Семья – основа нации. Татарские просветители о семье и воспитании. Каюм Насыри. Воспитание. – Ижевск, 2015. – Т. 3. – 192 с.
5. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вступ. Статья и комментарии В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006. – С. 562.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1976. – С. 237.
7. Фахретдин Р. Семья / Р. Фахретдин. – Казань: Издательство «ИГМА-пресс», 2014. – Т. 2. – 240 с.
8. Шавалеева А.Р. Региональный опыт разработки и реализации концепции целевой программы «Семья Татарстана», адекватной формированию культуры супружеских семейных отношений. / Международная научно-практическая конференция «Новая наука Теоретический и практический взгляд». – Ижевск, 2016. – С. 96–99.

На современном этапе развития общества, когда человечество переживает бум развития техники, технологий, новых экономических систем, наблюдается упадок ценности института семьи, связанный с угасанием морально-нравственных ориентиров, прогрессирующего роста потребительства и накопительства, разрушающих духовность современных молодых людей.

Динамичность современного общества привела к изменениям этого традиционного института. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов [2].

Отсутствие крепких, стабильных семейных отношений в конечном итоге приводит также и к затуханию гражданского и национального самосознания, основы которого также лежат в семье, т.к. именно в ней воспитывается личность - опора нации.

Общество ради сохранения института брака прибегает к реформированию социально-экономического уклада, практически забывая о необходимости возрождения духовно-нравственных основ и гражданских этнокультурных традиций семьи. Известный социолог Питирим Сорокин в своем очерке «Кризис современной семьи» изложил признаки ослабления семьи, как союза супругов, так и союза родителей и детей. Семья теряет одну за другой свои функции и превращается «из целого слитка во все более худеющую и уменьшающуюся и разваливающуюся семейную храмину». Ученый уже тогда ставил вопросы: «А что дальше? Какая форма семьи идет на смену отживающей? Следует ли бороться с этим распадом или нужно приветствовать его?» Эти вопросы актуальны и сегодня [5].

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих лет воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни; своя педагогика, идеи которой передаются из поколения в поколение, становятся достоянием супругов и дают положительные воспитательные результаты. Являясь итогом коллективной творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства народа, в соответствии с его потребностями в формировании культуры семейных отношений, народная педагогика выдвигает духовно-нравственные идеалы в области воспитания молодого поколения [3].

С глубоким уважением к педагогической мысли народа, к его великому опыту воспитания и обучения подрастающего поколения относился К.Д. Ушинский. Определив цель, характер и методы народного воспитания и обучения, он пришел к выводу, что у каждого народа, существует своя, отвечающая его интересам и стремлениям система воспитания. Идея народности воспитания является основной руководящей идеей педагогической теории и системы Ушинского [6].

Среди татарских просветителей особенного внимания заслуживают Р. Фахретдин, Г. Буби, И. Гаспринский, К. Насыри, Х. Забири, З. Кадыри, Р. Атнабаев, а также женщины-просветительницы – Ф. Сулеймания, М. Музаффария, Фатимаи Фарида, М. Акчурина. В их работах поднимались самые актуальные вопросы, касающиеся взаимоотношений в семье, семейных традиций, ценностей, воспитания детей, нравственности, религиозности [1, 4].

Данные работы пронизаны духом нравственности, который, по мнению просветителей, лежит в основе благополучия отдельной ячейки общества и каждого индивидуума. Основная мысль, проходящая через эти работы, заключается в том, что только при наличии здоровой, нравственно, духовно целостной семьи возможно сохранение всей нации.

Из татарских писателей, ученых и педагогов второй половины XIX века никто так настойчиво и упорно не отстаивал значение семейного воспитания и семейных отношений, как Каюм Насыри. В своих книгах он давал советы родителям, формируя культуру педагогического труда. В его понимании воспитание нельзя понимать лишь как «хлопоты при кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер, и стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитии понятий приличия» [1, 4].

Вслед за К.Д. Ушинским К. Насыри выдвинул идею народности воспитания, высоко оценив при этом воспитательные традиции татарского народа. Общаясь с народом, глубоко вникая в духовный мир и культуру своего народа, он написал и опубликовал ценные материалы по воспитанию и широко использовал их в своей педагогической деятельности. Его труды – «Книга о воспитании», «Книга о нравственности» – содержат богатый материал по татарской народной педагогике [1, 4].

Среди работ Р. Фахретдина выделяется цикл сочинений, посвященных семье («Семья») в целом, и каждому члену семьи («Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Воспитанный ребенок», «Наставления для детей», «Наставление для взрослых») в отдельности. Также он уделяет особое внимание воспитанию женщин и девочек («Воспитанная женщина», «Наставление для девочек-сирот», «Трактат о нормах поведения девочек и женщин»), на которых, по его мнению, ложится самая ответственная роль по сохранению семьи в частности и нации в общем [1, 4, 7].

В этих книгах Р. Фахретдин описывает, какой должна быть семья, чтобы в ней воспитывались достойные граждане своей нации, рассматривает обязанности каждого из членов семьи. Основная мысль, проходящая через работы Р. Фахретдина, заключается в том, что только при наличии здоровой, нравственной, духовно целостной семьи возможно сохранение всей нации [1, 4, 7].

Семейная жизнь татарского народа, характер воспитания детей отличаются некоторыми национальными особенностями, обусловленными исторически сложившимися обычаями, обрядами, традициями, праздниками народа, спецификой его жизни и быта. Ребенок растет и развивается в родной языковой среде, на традициях народа. Традиции, обычаи, обряды, педагогический опыт народа осваиваются во всех без исключения сферах, способствуют развитию материальной, политической, нравственной, бытовой, коммуникативной культуре. Они территориально присущи всем культурно-географическим регионам и этническим комплексам.

Положительное влияние семейного воспитания тесно связано с дружескими взаимоотношениями между членами семьи, взаимоотношениями и между родителями. Поэтому в наставлениях татарского народа указывается на необходимость дружной жизни в семье. Если в семье мать и отец, бабушка и дедушка относятся с уважением друг к другу, то здесь создается благоприятная психоэмоциональная сфера взаимоотношений. Только такая атмосфера положительно влияет на воспитание культуры семейных отношений: «В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель». В воспитании и обучении детей главой в татарской семье являлся отец. Однако он в силу особенностей своих занятий, образа жизни мало сталкивался с ребенком дома. Большую часть времени отец проводил на хозяйственных работах. Стараясь проявлять равное внимание ко всем детям, тем не менее он ближе был к мальчикам. Тяжелая повседневная жизнь требовала привлечения к труду детей. Родители не забывали о своей обязанности воспитать своих детей хорошими земледельцами, скотоводами. Отец особо обращал внимание на физическое и экологическое воспитание мальчиков. Во время сельскохозяйственных работ, пастьбы скота и т.д. он знакомил своих детей с природной средой, на конкретных примерах сообщал о сложных явлениях природы [5].

Татарская народная педагогика подчеркивала решающее значение родительского примера, правильного поведения взрослых как образца подражания в воспитании детей: «Кем булуы яшьтэн билгеле» («Будет ли человеком – видно с детства»), «Акыллы бала – атасына шатлык» («Сын умный – отцу радость»), «Ин зур мирас – тэрбиялелек» («Самое лучшее наследство – воспитанность»), «Яхшы ата-аналарнын балалары hэрвакыт хезмэт итэ» («У хороших родителей дети всегда трудятся»).

Татарский народ считал родительскую любовь величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Родительская любовь – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных чувств.

Важнейшим методом воспитания детей народ считал личный пример родителей и людей старшего поколения. У татар родители и вообще старшие являлись примером, образцом поведения. Считалось нарушением правил появление перед детьми в нетрезвом виде, склонность затевать ссоры, произносить грубые слова, оказывать неуважение к старшим и к друг другу.

В свое время тщательно изучающий быт и культуру татарского народа К. Фукс обращает внимание на особенности образа жизни татарской семьи и пишет: «Домашний татарский быт мне очень нравится, особенно тишина и мир между женщинами, которых в большом семействе бывает до десяти, и иногда три жены у одного мужа. Восточные законы наложили на них очень искусно печать кротости. Татары живут очень опрятно. В их избах чисто: они имеют страсть несколько раз в год белить печь, что делают даже и в развалившихся хижинах. Женщины свое хозяйство держат в большом порядке и чистоте… Я видел, как они опрятно доят корову: надевают большой фартук, моют теплой водой у коровы вымя и молоко покрывают чистым полотенцем» [2].

Авторитетными воспитателями в татарской семье являлись мудрые старики – аксакалы: дедушка и бабушка. С ними советуются, их сажают на самые почетные места, приглашают решать разные спорные вопросы. Такое уважение и почет к старшим, прожившим долгую жизнь людям, объясняется тем, что они обладают большим опытом и глубокими знаниями. Наиболее опытные пожилые люди пользовались уважением не только у себя в семье, но и в других семьях [1].

Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определённого возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако в настоящее время, когда произошла переоценка ценностей, ломаются стереотипы в сознании людей, резко изменились условия жизни большинства российских семей, приобретает новое содержание проблема готовности молодёжи к семейной жизни и браку. Очевидно, что специальная психолого-педагогическая и медико-социальная подготовка к семейной жизни является настоятельной потребностью. Именно на начальном этапе, в период стадии супружества, легче не только распознать и предотвратить разрушительные тенденции в отношениях, но и помочь согласовать внутрисемейные ценности, заложить прочный фундамент эффективных норм и правил поведения, выстроить верные ориентиры в развитии будущей семьи у молодоженов [3].

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, медицинскими работниками. Со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит формирование культуры супружеских отношений на основе осознания особенностей брачно-семейных отношений, развития соответствующих чувств, формирования представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

В городе Казань, Республика Татарстан, была разработана республиканская целевая программа ЗАГС «Семья Татарстана». В качестве основной цели проекта рассматривалась стабилизация и улучшение демографической ситуации в республике. Обеспечение необходимых условий для формирования модели благополучной семьи и оказание поддержки в ее саморазвитии, повышения уровня культуры семейных отношений, воспроизводстве здоровых поколений, воспитание гармонически развитой личности на основе общечеловеческих ценностей, духовных и национальных традиций. Формирование этой основной цели проекта программы логически вытекало из рассмотрения института семьи в Республике Татарстан в качестве базисного компонента общества, который оказывает существенное и во многом определяющее влияние на все другие социальные институты. Осмысление сущности института семьи в свете современных представлений о феномене семьи в теоретической части концепции, процессов геоэкономической стратификации и их влияния на состояние семьи, показателей кризиса института семьи позволило выделить следующие основные проблемные блоки проекта республиканской целевой программы ЗАГС «Семья Татарстана»:

1) организация теоретических и прикладных исследований в области семейной проблематики;

2) содействие адаптации института семьи к современным социально-экономическим условиям;

3) поддержка экономической самодостаточности семьи;

4) увеличение брачности;

5) улучшение взаимоотношения в семье и профилактика социально-негативных явлений;

6) педагогизация внутрисемейных отношений;

7) развитие ритуально-обрядового компонента сферы семейных отношений;

8) содействие увеличению рождаемости и решение медико-гигиенических проблем семьи;

9) поддержка неполных семей и повторных браков;

10) кадровое обеспечение семейной проблематики;

11) развитие семейной инфраструктуры органов ЗАГС; а также международное и межрегиональное сотрудничество в области семейной проблематики [8].


Библиографическая ссылка

Шавалеева А.Р., Айдаров В.И. О ЗНАЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В НАСЛЕДИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 401-404;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36424 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674