Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ

Чайкина Ж.В. 1 Смирнова Ж.В. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
В статье раскрывается роль использования информационно-коммуникационных технологий в учебных заведениях. Отражена актуальность проблемы использования современных средств контроля как результат учебных достижений обучающихся с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Раскрыты значимые критерии влияния контрольных мероприятий на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза. Рассмотрены основные современные формы и методы контроля обучающихся во время аудиторной и неаудиторной работы. В статье рассматривается электронная образовательная среда Moodle как гибкий механизм создания тестов, согласно которому сначала формируется база данных, которая содержит тестовые вопросы, а уже потом эти тестовые вопросы включаются в состав тестов. Раскрыта актуальность введения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» в программу дополнительного профессионального образования по использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Проанализирована цель освоения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» и поставленные задачи. Раскрыто содержание самостоятельной практической работы, которая предполагает разработку слушателями разноуровневых тестовых заданий с использованием возможностей электронной образовательной среды Moodle.
информационно-коммуникационные технологии
тестовый контроль
педагогическое тестирование
образовательная среда Moodle
1. Дяйкин А.Д. Проектирование инновационных измерительных средств контроля в компетентностном формате // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9, № 3–2; [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/proektirovanie-innovatsionnyh-izmeritelnyh-sredstv-kontrolya-v-kompetentnostnom-formate.
2. Подготовка мастера профессионального обучения в структуре инженерно-педагогического вуза Смирнова Ж.В. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. – Нижний Новгород, 2005. – 119 с.
3. Подготовка мастера профессионального обучения в структуре инженерно-педагогического вуза Смирнова Ж.В. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. – Нижний Новгород, 2005.
4. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. О повышении качества профессиональной подготовки специалистов технического профиля / Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – Т. 1, № 3 (4). – С. 86–90.
5. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Проектирование электронного курса как программный комплекс / В сборнике: Мировая наука и образование в условиях современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – ООО «АР-Консалт», 2014. – С. 147–149.
6. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Инновационные технологии педагогического образования на современном этапе / Инновации и инвестиции. – 2015. – № 10. – С. 22–23.
7. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере ЖКХ: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ / Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 23.
8. Смирнова, Ж.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения / Ж.В. Смирнова, М.В. Мухина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4–4. – С. 827–829.
9. Смирнова, Ж.В. Роль информационных технологий в модернизации образовательного процесса вуза / Ж.В. Смирнова, А. Паршина // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. – НГПУ им. К. Минина, 2016. – С. 45–47.
10. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Глобальный научный потенциал. – 2015. – № 6 (51). – С. 19–21.
11. Терехина О.С., Чайкина Ж.В. Информационная образовательная среда при организации самостоятельной работы в вузе / В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему дополнительного образования в области технического творчества сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. – С. 37–40.
12. Чайкина Ж.В., Сосина А.И. Технологии оценивания результатов обучения / В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – 2015. – С. 196–200.
13. Чайкина Ж.В., Щелокова Е.В. Информационные технологии в учебном процессе / В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – 2016. – С. 47–50.
14. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students’ classroom independent work in higher educational institutions / Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – Т. 9, № 22. – Р. 95568.

В настоящее время происходящее реформирование в сфере высшего образования и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения актуализируют проблему использования современных средств контроля результатов учебных достижений обучающихся с привлечением информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии существенно меняют роль педагога в процессе обучения, основная задача при этом – поддерживать и направлять развитие личности обучающихся, их творческий поиск. Процесс обучения педагога с обучающимися строится на принципах сотрудничества и совместного творчества. В таких условиях необходимо пересмотреть сложившиеся сегодня организационные формы учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся, отход от традиционного преподавания урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера требует от педагога знания новых информационных технологий в проведении занятий.

Знание и использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера повышает уровень процесса обучения, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Такие новые педагогические технологии возможны с применением новых информационных технологий и компьютерных технологий в целом. Применяемые компьютерные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета. Преподавание любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления над пройденным материалом, проверки знаний, проведения педагогического контроля, педагогического тестиирования. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности и отвечает запросам современного общества.

Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую, методическую систему, которая может осуществляться в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности, носит совместный характер, объединяя преподавателей и студентов, и направлена на оценку результатов учебного процесса. Именно с помощью контрольных мероприятий можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых форм обучения и контроля [1].

Педагогическое тестирование – это один из современных методов организации контроля результатов обучения студента, заключающийся в выполнении им закрытых (возможность выбора правильного ответа из предложенных вариантов ответов) и открытых (без выбора ответа) заданий возрастающей трудности. В качестве оценочных средств данной деятельности используются: тесты, ключи (критерии оценки).

В ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» разработана образовательная система создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), данная система рассматривается как структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний. Содержание ЭУМК взаимосвязано с образовательным процессом и предназначено для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов.

Основной образовательной целью разработки и внедрения ЭУМК в образовательный процесс вуза является формирование единой электронной информационно-образовательной среды через систему и совокупность всех учебных, учебно-методических и других материалов, авторских наработок преподавателей и сотрудников Университета, а также сопровождение учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий по всем формам и методам получения образования, в том числе для повышения квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Использование ЭУМК решает следующие задачи:

– обеспечение учебного процесса применяемыми учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые повышают качество подготовки специалистов;

– реализация требований ФГОС ВО;

– повышение эффективности управления самостоятельной работой обучающихся;

– реализация балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения обучающихся;

– создание условий для внедрения в образовательный процесс и использования ДОТ, формирования системы электронного тестирования в Университете;

– создание условий по совершенствованию учебно-методической базы Университета в электронном каталоге библиотеки Университета.

В системе Moodle тестом называется вид занятий, где студентам предлагается ответить на ряд тестовых вопросов. Ответы каждого студента автоматически оцениваются и сохраняются в базе данных. Преподавателю предоставляются статистические данные, как по студентам, так и по вопросам. Ведь он может оценить не только знание каждого отдельного студента, а и то, как группа в целом усвоила те или другие разделы учебной дисциплины.

Существует много простых программ, где тестовые вопросы вводятся преподавателем непосредственно в тест. В отличие от них, в Moodle реализован более гибкий механизм создания тестов, согласно которому сначала формируется база данных, которая содержит тестовые вопросы, а уже потом эти тестовые вопросы включаются в состав тестов. Преимущество такого подхода заключается в том, что описанное раз тестовый вопрос можно легко включить в состав нескольких разных тестов. И если, например, преподаватель внесет исправление в какой-то тестовый вопрос, то эти изменения сразу будут учтены во всех тестах, которые содержат этот вопрос.

Система Moodle как эффективный электронный образовательный ресурс и механизм для организации педагогического контроля успешно реализуется во многих вузах страны, в том числе и в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина [3].

В рамках реализации программы дополнительного профессионального образования для преподавателей высшей школы был разработан и успешно внедрен в практику образовательный модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» объемом – 36 часов.

Актуальность введения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» в программу дополнительного профессионального образования по использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы объясняется целым рядом причин:

– введением в высшем профессиональном образовании стандартов третьего поколения, в которых требования к качеству результатов образования формулируются в виде набора общекультурных (общенаучных, инструментальных, социально-личностных и т.д.), а также профессиональных компетенций;

– требованиями ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в области использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» в профессиональной деятельности» предназначен для научно-педагогических работников, склонных к введению инноваций в традиционный контрольно-оценочный процесс и использованию современных средств оценивания результатов обучения для подготовки обучающихся к аттестации на основе образовательных стандартов третьего поколения.

Целью освоения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» является актуализация знаний слушателей о средствах контроля, диагностирования и оценивания результатов обучения; формирование и развитие компетенций в области проектирования оценочных средств с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и электронного обучения.

В качестве основных задач введения данного модуля были выдвинуты следующие:

– изучение современных теоретических подходов к использованию средств контроля, диагностирования и оценивания результатов обучения в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

– освоение возможностей электронной системы Moodl для проектирования, конструирования, оценки качества тестов и тестовых заданий.

Процесс изучения модуля направлен на развитие и совершенствование компетенций преподавателя высшей школы, среди которых можно выделить следующие:

– готов понимать современную парадигму педагогического образования и требования к подготовке компетентных и конкурентоспособных специалистов;

– готов понимать содержание и особенности применения инновационных образовательных технологий, ИКТ и электронного обучения в учебном процессе;

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером и технологиями использования тестов различного уровня;

– способен анализировать используемые методы, средства, формы обучения и оценивания результатов обучения при решении профессиональных задач с учетом предъявляемых требований;

– способен формировать знания свойств ЭИОС образовательного учреждения и понимание механизмов применения ее инструментария для решения профессиональных задач;

– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В результате освоения данного модуля слушатель должен знать: современные подходы к оценке качества обучения в условиях реализации новых ФГОС ВО; теоретические основы проектирования тестов и тестовых заданий с использованием электронной образовательной среды; свойства, ресурсы и сервисы электронной информационно-образовательной среды Мининского университета, разработанные с учетом современных ИКТ.

Освоение содержания модуля позволит слушателям разрабатывать различные типы и виды тестовых заданий для оценки качества обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей электронной образовательной среды; использовать технологии тестирования при создании и применении электронных образовательных ресурсов; владеть профессиональной терминологией в области информационно-коммуникационных технологий и электронного обучения; навыками создания тестовых материалов для текущего и итогового контроля результатов обучения, в том числе на основе компетентностного подхода с учетом образовательных стандартов третьего поколения.

Содержание модуля предполагает рассмотрение слушателями двух разделов: «Современные аспекты использования тестирования в образовании» и «Технологии использования тестирования в электронной образовательной среде Moodl».

Практические работы слушателей включают: создание тестовых заданий различного типа с использованием возможностей электронной образовательной среды Moodl; наполнение банка тестовых вопросов в разработанных слушателями собственных электронно-методических комплексах (ЭУМК) по преподаваемой дисциплине; создание тестов для текущего и итогового контроля в рамках ЭУМК своей дисциплины; проведение анализа качества теста и тестовых заданий с использованием возможностей электронной образовательной среды Moodl.

Модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании» включает самостоятельную работу слушателей в качестве основного элемента обучения. Содержание самостоятельной практической работы предполагает разработку слушателями разноуровневых тестовых заданий с использованием возможностей электронной образовательной среды Moodl, конструирование тестов для осуществления текущего и итогового контроля, а также обучающих тестов-тренажеров в рамках ЭУМК.

Для успешного освоения модуля слушатель должен получить доступ в электронный учебно-методический комплекс по модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании», где представлено полное и достаточное методическое сопровождение, учебные и практико-ориентированные дидактические материалы. Слушателю рекомендуется своевременно и в полном объеме выполнять аудиторную и самостоятельную работу: выполнять задания вместе с преподавателем, затем выполнять аналогичные задания самостоятельно.

В ходе проведенного исследования обучение по модулю, предлагаемому для повышения профессиональных знаний в области применения информационно-коммуникационных технологий, прошли около 50 слушателей, преподавателей высшей школы, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании педагогов предоставляет возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки педагогов на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Понятие «педагог будущего» должно раскрывать основные требования современной реальности нашего общества, новые технологии позволяют педагогу высшей школы идти в ногу со временем развития информационных технологий.

Реализация новых технологий в дополнительном образовании требует системного изучения опыта оценки эффективности использования информационных технологий в дополнительном образовании педагогов, разработка критерий и показателей эффективного применения различных информационных технологий в высших учебных заведений.


Библиографическая ссылка

Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 392-396;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36422 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674