Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Филатова З.М. 1
1 ГАОУ ВО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт»
Современный рынок труда требует готовности преподавателя вуза к решению новых социальных и профессиональных задач в условиях информационного общества, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Вместе с тем, недостаточный уровень подготовки преподавателей вуза в области создания и использования электронных учебно-методических комплексов в профессиональной педагогической деятельности не позволяет в полной мере вести речь о повышении эффективности образовательного процесса. Поэтому формирование информационной компетентности становится не только условием конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, но и одним из основных условий обеспечения достижения образовательных целей в соответствии с Федеральными образовательными стандартами высшего образования. В работе рассмотрены педагогические условия формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования электронного учебно-методического комплекса. Показаны структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей вуза, направленной на формирование информационной компетентности в условиях распределенного доступа на базе системы дистанционного обучения.
педагогические условия
структура и содержание профессиональной подготовки
компетентность преподавателя вуза
система дистанционного обучения
электронный учебно-методический комплекс
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновац. технологий, 2005. – 500 с.
2. Борытко Н.М Теория обучения: учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 72 с.
3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика. – 1987. – № 1. – С. 29–32.
4. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 44–49.
5. Красавина Ю.В. Требования к профессиональной подготовке педагога в условиях информатизации образования и общества / Ю.В. Красавина // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2015. – № 2 (66). – С. 140–142.
6. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн / А.Ю Уваров // Информатика: Приложение к газете «Первое сентября». – Б.М. – 2003. – 8–15 авг. (№ 30). – С. 2–31.

В современной педагогической литературе, где рассматривается проблема совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности результативности образовательного процесса, одним из аспектов является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих результативность осуществляемой деятельности.

Анализ работ В.И. Андреева, Н.М. Борытко, А.Я. Найн, М.В. Зверева и др. позволяет определить понятие «педагогические условия» как «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности». При рассмотрении понятия «педагогические условия» в исследованиях [1–4] встречаются следующие его толкования: «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения… целей» (В.И. Андреев [1]); «некое внешнее обстоятельство, оказывающее значимое влияние на протекание и эффективность педагогического процесса, сознательного спроектированного исследователем, подразумевающего достижение искомого эффекта» (Н.М. Борытко [2]); «содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» (М.В. Зверева [3]); «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» (А.Я. Найн [4]). Таким образом, под педагогическими условиями будем понимать совокупность достаточных и необходимых мер воздействия (определение содержания, форм и методов), ориентированных на обеспечение эффективности педагогического процесса.

Педагогические условия формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования электронного учебно-методического комплекса

Для эффективного формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования электронного учебно-методического комплекса необходимо выявить и апробировать педагогические условия, способствующие успешной реализации педагогического процесса и обеспечению повышения качества дополнительной профессиональной подготовки преподавателей в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК) учебной дисциплины будем понимать совокупность электронных (справочных, учебно-методических, хрестоматийных и контролирующих) материалов, отобранных и приведенных в соответствие с рабочей программой учебной дисциплины, функционирующих в распределенном доступе на базе системы дистанционного обучения (СДО). При определении педагогических условий формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования ЭУМК будем рассматривать образовательную среду, в рамках которой этот процесс будет происходить наиболее благоприятно.

Процесс выявления педагогических условий представим как поэтапную последовательность, в рамках которой предполагается:

а) определение основных компонентов, оказывающих влияние на результативность достижения цели;

б) определение комплекса мер, способствующих выявлению каждой составляющей;

в) выделение базовых условий и исключение случайного;

г) реализация каждого условия в отдельности и\или их совокупности.

Для формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования ЭУМК в нашем случае выявлены и разработаны следующие педагогические условия:

1. Соблюдение содержательно-методических, дизайн-эргономических требований к контенту ЭУМК и технико-технологических требований к функционированию ЭУМК на базе СДО.

2. Обеспечение готовности преподавателя вуза к созданию ЭУМК учебной дисциплины и его использованию в распределенном доступе за счет обучения в рамках дополнительной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование ЭУМК на базе СДО».

3. Наличие учебно-методического обеспечения дополнительной программы повышения квалификации преподавателей вуза «Технология создания ЭУМК», функционирующего в СДО «Прометей».

Первое педагогическое условие ориентировано на соблюдение содержательно-методических, дизайн-эргономических требований к контенту ЭУМК и технико-технологических требований к функционированию ЭУМК на базе СДО, в рамках которой разрабатывается преподавателем вуза собственныйй электронный образовательный ресурс с целью его дальнейшего применения в учебном процессе.

Второе педагогическое условие нацелено на обеспечение готовности преподавателя вуза к созданию ЭУМК учебной дисциплины и его использованию в распределенном доступе за счет обучения в рамках дополнительной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование ЭУМК на базе СДО».

Третье педагогическое условие ориентировано на наличие учебно-методического обеспечения для дополнительной программы повышения квалификации преподавателей вуза. В рамках реализации дополнительной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование ЭУМК на базе СДО» разработано и внедрено в СДО «Прометей» учебно-методическое обеспечение «Технология создания ЭУМК», включающее рабочую программу, содержание лекционных и практических занятий, а также материалы итогового контроля.

Подготовка преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК

Целью профессиональной подготовки к созданию и использованию ЭУМК для учебных дисциплин в условиях распределенного доступа является формирование и\или совершенствование компетентности преподавателя вуза в области ИКТ как способности педагогического работника применять знания, умения и опыт применения знаний и умений по выполнению проектного задания по созданию и использованию ЭУМК на базе СДО.

Исходя из цели, определим задачи подготовки преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК:

1. Формирование знаний и умений в области теоретических основ создания и использования ЭУМК, которые определяют наличие общих представлений о следующих вопросах:

а) формировании ЭУМК средствами ИКТ;

б) содержательно-методических, дизайн-эргономических и технико-технологических требованиях при разработке ЭУМК;

в) назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне ЭУМК;

г) программных средствах разработки ЭУМК (web-редакторы, конструкторы, инструментальные среды);

д) назначении и особенностях организации, а также осуществлении обучения с применением ДОТ;

е) компонентах СДО, предоставляющих возможности для подготовки и реализации процесса обучения;

ж) сетевом педагогическом взаимодействии и распространении педагогического опыта.

2. Формирование умений по применению средств ИКТ при создании собственных разработок и определению соответствия ЭУМК содержательно-методическим, дизайн-эргономическим и технико-технологическим требованиям.

3. Формирование умений по осуществлению учебной информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса на базе СДО.

4. Формирование опыта выполнения проектного задания по созданию и использованию ЭУМК на базе СДО, предполагающей:

а) определение цели и задач обучения с применением дистанционных образовательных технологий в рамках учебной дисциплины;

б) подбор методов, форм и средств обучения с учетом информационного взаимодействия на базе СДО;

в) формирование ЭУМК по учебной дисциплине на основе мультимедийных и интерактивных технологий;

г) построение и корректировку индивидуальной траектории обучения обучающегося с привлечением ЭУМК;

д) поэтапный и итоговый контроль знаний и умений обучающихся по разработке и применению ЭУМК на базе СДО;

е) консультирование обучающихся с использованием инструментальных возможностей СДО (форум, чат, почтовые рассылки, книга отзывов и доска объявлений);

ж) комплексное применение и адаптацию готовых методик обучения с привлечением ЭУМК.

Основные направления формирования компетентности преподавателей вуза по разработке и применению ЭУМК в условиях распределенного доступа выделены в разработанной структуре и содержании профессиональной подготовки к созданию и использованию ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО. При построении структуры подготовки была принята во внимание система взаимосвязанных факторов, влияющих на формирование компетентности преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК. Ее составляющие, условия формирования и др. представлены в виде отдельных компонентов: целевого, организационного, содержательного и результативного (рисунок).

Целевой компонент определяет цель и назначение структуры. Цель исследуемого процесса – сформировать компетентность преподавателя в области создания и использования ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО.

Организационный компонент ориентирован на решение задач по формированию компетентности преподавателя в процессе обучения:

1. Создание педагогических условий с использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.

2. Выявление категорий обучающихся, с учетом их профессиональной деятельности.

3. Определение способов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

4. Построение индивидуальной траектории обучения преподавателей.

Содержательный компонент включает дополнительную программу повышения квалификации «Менеджмент в образовании: создание и использование электронного учебно-методического комплекса на базе СДО». Дополнительная программа повышения квалификации преподавателей вуза предусматривает ознакомление преподавателей (слушателей) с теоретическими аспектами использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; приемами, средствами и методами разработки ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО; технологией осуществления учебной работы тьютора в СДО. Содержательно-теоретическая и практическая подготовка преподавателей в области создания и использования ЭУМК представлена несколькими разделами:

1. Дистанционное обучение и интернет.

2. Методические рекомендации по созданию ЭУМК.

3. Технология создания ЭУМК.

4. Технология учебной работы тьютора в СДО.

5. Разработка и защита ЭУМК.

filat1.wmf

Структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК

Первый раздел «Дистанционное обучение и интернет» ориентирован на рассмотрение теоретических аспектов использования электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и направлен на формирование представлений об особенностях организации и осуществления обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Рассматриваемый раздел состоит из следующих тем:

1. Интернет и общество. Понятия ЭО и ДОТ. Психолого-педагогические аспекты ЭО и ДОТ.

2. Программное обеспечение ЭО. Организация учебного процесса в условиях распределенного доступа на базе СДО.

Второй раздел «Методические рекомендации по созданию ЭУМК на базе СДО» направлен на ознакомление требований по разработке ЭУМК, принципов разработки и этапов создания ЭУМК, определение оценки качества ЭУМК. Данный раздел включает рассмотрение тем:

1. Особенности разработки и подготовки учебно-методических материалов при обучении с применением ДОТ. Принципы разработки ЭУМК.

2. Компоненты ЭУМК. Сценарий разработки ЭУМК. Оценка качества ЭУМК.

Третий раздел «Технология создания ЭУМК дисциплины» ориентирован на овладение способами и методами подготовки учебно-методических материалов в соответствии с предметной областью. Данный раздел представлен следующими темами:

1. Разработка и организация информационной структуры ЭУМК.

2. Подготовка текстовых документов для ЭУМК.

3. Системы и алгоритмы поиска информации в глобальной сети Интернет для создания дополнительных компонентов ЭУМК.

4. Подготовка аудиовизуальной информации для наполнения содержательной составляющей ЭУМК.

5. Техническая реализация ЭУМК учебной дисциплины.

Четвертый раздел «Технология учебной работы тьютора в СДО» ориентирован на расширение представлений о возможностях совершенствования содержания и организационных форм обучения в образовательном учреждении, а также на формирование умений по осуществлению учебной работы преподавателя как организатора и координатора (тьютора) в СДО. Данный раздел включает темы:

1. Знакомство с СДО.

2. Организация и принципы построения компьютерного тестирования в СДО.

3. Дискуссия в СДО.

Пятый раздел «Разработка и защита ЭУМК» направлен на выполнение проектного задания по разработке и применению ЭУМК для учебных дисциплин на базе СДО.

Программа повышения квалификации рассчитана на ускоренное обучение преподавателей вуза, участвующих в реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ. Продолжительность программы обучения составляет 108 часов, из которых: 42 часа отведено для самостоятельной работы во внеаудиторное время; 66 часов – на выполнение практических работ, осуществляемых в аудиторном режиме при участии преподавателя-консультанта.

Результативный компонент позволяет определить готовность преподавателя вуза к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Для определения результативности обучения среди педагогов были проведены: анкетирование на степень выявления готовности преподавателей вуза к использованию ИКТ, диагностика уровня формирования у преподавателей вуза компетентности в области создания и использования ЭУМК на базе СДО, итоговое тестирование по оценке уровня сформированности знаний и умений по созданию и использованию ЭУМК, задания которого направлены на проверку знаний теоретических основ создания и использования ЭУМК. Также организована и проведена итоговая работа – разработка и защита ЭУМК по учебной дисциплине, которая была направлена на определение практического и методического опыта по разработке и применению ЭУМК на базе СДО. Методическая составляющая дополнительной программы повышения квалификации ориентирована на методическую работу, связанную с определением целей и задач обучения, подбором методов и форм обучения с применением ЭУМК на базе СДО, спецификой преподавания учебной дисциплины, построением и корректировкой индивидуальной траектории обучения, контролем знаний и умений обучающихся в условиях распределенного доступа.

Приведенная структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей вуза в области создания и использования ЭУМК реализована на базе государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт». Отдельные разделы учебно-методического обеспечения дополнительной программы повышения квалификации «Технология создания ЭУМК» включены и использованы в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей: государственного образовательного учреждения «Институт непрерывного педагогического образования», г. Набережные Челны; частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права» (Бугульминский филиал); государственного автономного образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж», государственного бюджетного образовательного учреждения «Заинский политехнический колледж» и государственного автономного образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж».


Библиографическая ссылка

Филатова З.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 386-391;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36421 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674