Высокая конкуренция на международной спортивной арене предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке тренера. Современный тренер должен быть готов к осуществлению не только технической и физической подготовки спортсмена, но и к психологическому сопровождению учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, поскольку в спорте возникает необходимость своевременного решения многих психологических проблем.
Качественная психологическая подготовка спортсмена зависит от сформированности у тренера психологической компетентности. Каждый тренер должен обладать набором психологических знаний и умений, которые позволят ему устанавливать конструктивные взаимоотношения с детьми и взрослыми, учитывать психологические особенности личности при построении учебно-тренировочных занятий, эффективно управлять поведением спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды, применять различные психотехнологии в профессиональной деятельности.
Обращение к проблеме формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки является своевременным и актуальным, поскольку высокие достижения в спорте зависят в том числе от грамотного психолого-педагогического взаимодействия субъектов спортивной деятельности, эффективного управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью с учетом психологических особенностей спортсмена.
Цель исследования
Целью данной статьи является разработка модели формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки.
Анализ многочисленных исследований позволил установить, что к настоящему времени введены в научный оборот понятия: «компетенция», «компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», «психологическая компетентность». Данные категории рассматриваются в исследованиях разных авторов (В.А. Адольф, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторский и др.).
Современной психолого-педагогической наукой разработаны ценные теоретические идеи и положения, на которых базируется понимание профессиональной компетентности будущего педагога и ее формирование в условиях модернизации педагогического образования (Ю.В. Варданян, С.Н. Горшенина, В.В. Кадакин, М.Ю. Кулебякина, Л.Г. Майдокина, Н.В. Рябова, С.В. Тарасова, С.Н. Чаткина, Т.И. Шукшина и др.) [1, 2, 4, 5, 6, 7].
Одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога и тренера является психологическая компетентность, поскольку ее сформированность позволяет на качественно ином уровне выполнять профессиональные функции.
Для нашего исследования особое значение имеет определение понятия психологическая компетентность, предложенное Ю.В. Варданян и С.Н. Чаткиной, поскольку авторы раскрыли не только содержание данного понятия, но и выделили его структурные компоненты. Так, учеными под психологической компетентностью понимается интегрированный личностный ресурс в форме психологических функций, обеспечивающих успешное решение конкретных профессиональных задач. Она включает следующие компоненты: психодиагностический, психопрофилактический, психопросветительский, психоконсультационный, психоразвивающий, психокоррекционный [1].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить сущность понятия «психологическая компетентность будущего тренера», которое включает совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых будущим тренером в процессе освоения психологических знаний в вузе (в процессе изучения общей, возрастной, педагогической, социальной, спортивной психологии), которые позволят ему устанавливать конструктивные взаимоотношения с детьми и взрослыми, учитывать психические процессы, состояния и свойства спортсмена на разных возрастных этапах при построении учебно-тренировочных занятий, эффективно управлять поведением субъекта спортивной деятельности в предсоревновательный и соревновательный периоды, владеть опытом оснащения профессиональной деятельности эффективными психотехнологиями и принимать психологически обоснованные решения, с целью эффективного осуществления процесса подготовки спортсмена.
Нами разработана модель формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки, включающая следующие взаимосвязанные блоки:
– структурный,
– содержательный,
– развивающий,
– результативный.
Структурный блок модели раскрывает структуру психологической компетентности будущего тренера:
– когнитивный компонент представлен системой психолого-педагогических знаний (психологические основы спортивной деятельности, психологическая подготовка в спорте, психологический отбор в спорте, психологические знания эффективного спортивного сотрудничества, психологические знания конструктивного разрешения спортивных конфликтов, развитие навыков саморегуляции неблагоприятного психического состояния в спорте и др.). Указанный компонент способствует развитию педагогического мышления. Сформированные компетенции и полученные знания используются тренером для принятия профессионально обоснованного решения;
– мотивационный (выражается в значимости для тренера процесса психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, желании использовать различные психологические технологии для качественной подготовки спортсмена);
– практический (владение методами и приемами психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, умение адекватно подбирать психологические технологии в системе подготовки спортсмена).
Содержательный блок раскрывает дисциплины, способствующие формированию психологической компетентности будущего тренера на этапе вузовского обучения. К ним относятся: «Психология», «Психология физической культуры и спорта», «Основы психодиагностики личности и группы», «Психология конфликта», «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена», «Психическая саморегуляция в спорте».
Названные дисциплины способствуют освоению следующих знаний, умений и навыков:
– знаний психологических основ физической культуры и спорта;
– знаний и умений использовать психодиагностические методы исследования личности и группы в профессиональной деятельности;
– психологических знаний о закономерностях и механизмах возникновения, протекания, разрешения конфликта в профессиональной деятельности;
– знаний основ психологического обеспечения подготовки спортсмена,
– умений использовать психологические знания для психологического сопровождения учебно-тренировочного процесса;
– умений использовать психологические закономерности и механизмы для психологического сопровождения личности в процессе ее развития и саморазвития, оптимизации психофизического состояния человека и укрепления здоровья;
– навыков применять психологические знания для психологического сопровождения личности в процессе занятий физической культурой и спортом и др.
Важными источниками формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях педагогического образования могут выступать дополнительные образовательные программы. Нами разработаны и внедряются следующие программы: «Психологическая подготовка в спорте», «Психодиагностика в спорте».
Данные программы направлены на углубление и расширение знаний будущего тренера о психологических основах спортивной деятельности. Практические занятия по программе проходят в детско-юношеских спортивных школах, благодаря чему будущий тренер может отработать навыки психологического сопровождения спортивной деятельности.
Содержание дополнительных образовательных программ включает различные виды деятельности, способствующие формированию психологических навыков. Приведем примеры некоторых заданий:
– построить модель психологического сопровождения избранного вида спорта;
– предложить психограмму личности спортсмена в избранном виде спорта;
– разрешить конфликт в спортивной среде и смоделировать его;
– разработать психолого-педагогические рекомендации для тренера и спортсмена с целью разрешения различных трудностей в спортивной деятельности (например, коррекция чрезмерного проявления агрессивного поведения спортсмена, адаптация новичка в спортивной команде, развитие специализированного восприятия, развитие познавательных процессов и личностных свойств спортсмена и др.);
– провести психофизиологическое обследование спортсмена на базе Регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни с использованием компьютерного комплекса «НС-Психотест», который предназначен для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма спортсмена; по результатам диагностики составить психологический портрет спортсмена и предложить психолого-педагогические рекомендации по особенностям психологического сопровождения данного спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности;
– освоить методы психорегуляции (аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, психомышечная тренировка);
– подготовить лекцию-презентацию для родителей воспитанников на тему: «Способы формирования мотивации достижения успеха в спортивной деятельности» [5].
Вузовское образование обладает значительными резервами формирования психологической компетентности будущего тренера.
Развивающий блок включает субъектно-развивающие психологические задания проектного типа и психолого-педагогические условия. Центральное место в указанном блоке отводится психологическим заданиям, которые придают процессу развития структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера качественно новое наполнение. Субъектно-развивающие психологические задания проектного типа включают такие разновидности, как индивидуальные, фронтальные, коллективные; элементарные, усложненные, творческие и др.
Для формирования психологической компетентности будущего тренера необходимо создать систему психолого-педагогических условий:
– побуждающих (направленных на стимулирование к мобилизации и активизации внутренних ресурсов будущего тренера для осуществления профессиональной деятельности);
– поддерживающих (направленных на оказание психологической поддержки и помощи в процессе формирования психологической компетентности);
– созидающих (стимулирующих к саморазвитию и самосовершенствованию);
– оценочных (позволяющих определить уровень сформированности психологических компетенций будущего тренера).
Среди указанных условий особое место занимают те, которые реализуются одновременно с каждым из вышеуказанных:
– диагностические (обеспечивающие мониторинг сформированности психологических компетенций будущего тренера);
– корректирующие (позволяющие исправлять процесс развития структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера и их взаимосвязей);
– развивающие (способствующие совершенствованию процесса формирования психологической компетентности будущего тренера).
Результативный блок характеризует сформированность структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера по следующим показателям:
1. Уровни сформированности структурных компонентов психологической компетентности:
– высокий уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности определяется глубокими и расширенными знаниями психологических основ спортивной деятельности, психологической подготовки в спорте, психологического отбора в спорте, эффективного спортивного сотрудничества, конструктивного разрешения спортивных конфликтов, развития навыков саморегуляции неблагоприятного психического состояния в спорте; выраженной мотивацией к процессу психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; владением разнообразными методами и приемами психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;
– средний уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности определяется достаточными знаниями психологических основ спортивной деятельности и психологической подготовки в спорте для осуществления профессиональной деятельности; интересом к процессу психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; использованием отдельных методов и приемов психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;
– низкий уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности определяется поверхностными знаниями психологических основ спортивной деятельности и психологической подготовки в спорте; невыраженной мотивацией к процессу психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; частичным владением методами и приемами психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
2. Критерии сформированности структурных компонентов психологической компетентности:
– учет психологических особенностей личности при построении учебно-тренировочных занятий;
– эффективное управление поведением спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды;
– применение психотехнологий (психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение, психологическое консультирование, психологическое развитие, психологическая коррекция) в профессиональной деятельности.
Выводы
Таким образом, реализация описанной модели будет способствовать формированию психологической компетентности будущего тренера в условиях педагогического образования.
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ – ЮУрГУ). Тема: «Формирование психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки».
Библиографическая ссылка
Майдокина Л.Г., Кудашкина О.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 367-370;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36417 (дата обращения: 23.11.2024).