Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЯЗЫКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал)
Особенность уроков литературного чтения на современном этапе в том, что на них не сообщаются готовые знания, а организуется коллективный поиск. В таком поиске осуществляется творческое постижение литературы, которое обогащает ребят. В статье рассматриваются методические аспекты языкового анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе. Слова в художественной речи создают образ, т.е. являются формой содержания. Поэтому, чтобы понять цель использования слова в художественном произведении, понять образ, созданный автором, надо рассматривать художественное слово не изолированно, а в контексте. Понимание того, зачем используется слово в произведении, как оно характеризует предмет, персонаж, дает детям возможность глубже осознать основную мысль. В статье представлен методический материал по теме «Особенности словоупотребления в художественной речи М. Пришвина».
литературное чтение
творчество
прилагательные
цвет
1. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16764.
2. Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1–1. – С. 126–129.
3. Кубасова О.В. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. – М.: Просвещение, 1995.
4. Пришвин М.М Собрание сочинений: в 4-х тт. – Т. 4. – М.: Гослитиздат, 1939.
5. Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Обогащение словаря младших школьников эмоционально-оценочной лексикой // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 74–78.

Особенность уроков литературного чтения на современном этапе в том, что на них не сообщаются готовые знания, а организуется коллективный поиск. В таком поиске осуществляется творческое постижение литературы, которое обогащает ребят. Они следят за мыслью одноклассников, подхватывают ее, высказывают свои соображения. Роль учителя на таком уроке сложнее – он не предвидит всех ответов учащихся и не отвергает их [1].

Творчество писателя – это поиск истины, поэтому учитель должен вести к постижению этой истины, сталкивая мнения детей, не давая погаснуть их субъективным чувствам и в то же время направляя к пониманию объективного содержания произведения. Он сам чувствует в этом поиске, указывает на важные детали описания, его особенности, не дожидаясь, что дети сами откроют их [2].

Предлагаем методический материал для уроков литературного чтения в начальной школе по теме «Особенности словоупотребления в художественной речи М. Пришвина».

Одним из основных средств, помогающих создавать «физическую ощутимость» изображаемой природы, являются прилагательные со значением цвета. Ребятам предлагается выписать из «Календаря природы» М. Пришвина [4, с. 54–65] такие прилагательные. Их насчитывается 30: алый, белый, багровый, березовый, голубой, желтый, золотой, зеленый, красный, кофейный, кремовый, кровавый, лиловый, мглистый, огненный, оранжевый, пестрый, песочный, рыжий, розовый, ржавый, синий, серебряный, седой, светлый, темный, фиолетовый, черный, шоколадный.

Обилие прилагательных со значением цвета дает право говорить об удивительно точном восприятии природы. Причем вся эта гамма красок выливается в характерную систему, основанную на цветовом фоне времени года. Например, весна – зеленый, голубой, черный, фиолетовый; осень – пестрый, красный, огненный, желтый, оранжевый, ржавый; лето – серый, синий, багровый, березовый, красный; зима – белый, серебряный.

Посмотрим на пришвинские примеры употребления цветовых прилагательных: «На вырубке вокруг старых черных пней было множество высоких красных цветов, и от них вся вырубка казалась красной, хотя гораздо больше тут было Иван-да-Марьи – цветов наполовину синих, наполовину желтых, во множестве тут были тоже и белые ромашки с желтой пуговкой в сердце, синие колокольчики, лиловое кукушкино платье».

Перед нами пестрое разноцветие, удивительно зорко подмеченное сочетание целой гаммы цветов, которая радует глаз, веселит сердце. В другом месте Пришвин заметил, что «река покрыта белыми лилиями и кувшинками, через зеленые ворота виднеется такая большая заводь, что не знаешь, куда же ехать… Но вон там на реке, стоят два зеленых сторожа, две тоненькие тростинки».

Наблюдая природу в разное время суток, художник очень точно замечает малейшие цветовые изменения в ней: «к обеду небо пролысилось, и леса стали голубеть все больше и больше, пока не сделались совсем фиолетовыми».

Останавливаясь в лесу, отдыхая, Пришвин постоянно характеризует окружающую его природу через цвет. Например: «Там я сел на серый, до того сверху покрытый желтыми лишайниками камень, что и сселось нехолодно».

В другом случае, приступая к описанию лета, Пришвин задает вопрос: «Видал ли кто-нибудь белую радугу? Это бывает на болотах в самые холодные дни. Для этого нужно, чтобы в заутренний час поднялись туманы, и солнце показываясь лучами, пронизывало их. Тогда все туманы собираются в одну очень плотную дугу, очень белую, иногда с розовым оттенком, иногда кремовую».

Что же определяют, живописуют прилагательные со значением цвета?

Можно сказать, что предметы, охарактеризованные Пришвиным через цвет, весьма разнообразны: это и вода, которая может быть голубой, белой, розовой, черной, светлой (особенно притягивают глаз такие сочетания, как «голубая лента заберегов», «живая голубая вода», «розовый всплеск воды», «белые гребни волн»), и лед, который может быть белым, темным, зеленым; и трава, и земля, поле, которые тоже характеризуются Пришвиным через прилагательные: земля в «Календаре природы» может быть черной и белой, трава – седой и зеленой, поле – зеленое и белое, дорога – черная, рыжая, зеленая, белая. Особенно многоцветен фон деревьев и цветов. Так, существительные «деревья», «лес» определяются художником очень разнообразной гаммой цветовых прилагательных. В «Календаре природы» мы находим и «желтую крону осин», и «красные стволы сосен», и фиолетовый лес, и черный лес, и голубые леса, и золотые березки. Перед нами появляется то голубой, то красный, то лиловый, то фиолетовый, то розовый цветок.

Поднимая глаза от земли, обозревая бездонную глубину небес, художник отмечает: голубые звезды, темные облака, голубое, лиловое небо, синие и черные тучи, желтую, красную и оранжевую зарю и красное солнце.

Таким образом, в произведении «Календарь природы» М. Пришвин использует самые разные имена прилагательные, обозначающие цвет. Прежде всего, необходимо выделить среди них слова с первичным цветовым значением, назовем их цветами солнечного спектра. Они расположены следующим образом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вот как использовал их в своем произведении автор:

Я вздрогнул, вскочил, и что же открылось мне с этого места, называемого нами «Алаунской возвышенностью»: вода голубая, кругом вода!

…недалеко от нашего берега скрывался на голубом белый остров, и как-то это бывает, что голубая вода казалась выше уровня линии города и все таки не заливала.

Когда мы вышли из церкви и со стены глянули на озеро, то все замерли, что сегодня, в очень теплый день, отделилась узенькая голубая полоска заберегов и высоко плыли, курлыкая журавли.

В лесу было пестренько: то снег, то голубая лужа, и среди дня тепло.

Все-таки, наконец, из-под одеяла показывается полоска зари, а возле луны остаются голубые поляны.

За день кольцо заберегов стало еще отчетливее и было красным от заходящего большого красного солнца.

Потом, когда в той стороне загорелась красная заря, Петя услышал первый оттуда желанный звук…

За это время растает снег, умчатся воды, …, раскроются ароматные клейкие зеленые листочки.

На лужайках показалась первая зелень, начинается весна зеленых покровов.

На пару во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек.

…во множестве тут были тоже и белые ромашки с желтой пуговкой в сердце, звонцы, синие колокольчики, лиловое кукушкино платье…

…гораздо больше тут было Иван-да-Марьи, цветов наполовину синих, наполовину желтых.

Еще не отцвела черемуха и ранние ивы еще не совсем рассеяли свои семена, а уж и рябина цветет, и яблоня, и желтая акация, – все догоняют друг друга…

Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья.

Заря была желтая и холодная.

Тут открылась нам в оранжевом свете последней зари слияние рек Нерли и Кубры…

Оранжевая заря была строгая и стекленеющая, лужи на болотах горели от нее, как окна.

Он сложен из очень липких кудрявых листков, и только цвет его фиолетовый, и за то его и называют цветком.

Над фиолетовым лесом играют два ворона, кувыркаются.

Особенностью языка произведения «Календарь природы» является то, что в одном предложении могут встречаться сразу несколько цветовых прилагательных.

К словам-цветообозначениям солнечного спектра примыкает небольшая группа прилагательных, которые обычно принято называть классическими цветами, это черный(ое) и белый(ое). Нужно отметить, что автор в описании природы часто использует и промежуточный цвет – серый. Приведем ниже примеры использования М. Пришвиным таких цветовых прилагательных в их первичных значениях [4, с. 54–65].

Белый – цвета снега или мела;

Серый – цвета, получающегося из слияния черного с белым, цвета тепла;

Черный – цвета сажи, угля.

На жнивье лежал белый мороз, и тень моя на белом выползла раньше меня…

В душе звучит мелодия, и вместо слов отзывается мне все голубое небо, и по этому светлому половодью вот опять плывет теплое облако, как большая белая птица, поднимая высоко лебединую грудь, никем не помятую.

Ручей еще не замерз, бежал совершенно черный в ослепительно белых берегах.

…во множестве тут были тоже и белые ромашки с желтой пуговкой в сердце.

С трудом я открыл дверь, заваленную ночным снегом, и, пробивая лопатой траншею, стал раскидывать и белый пух этой ночи и под ним залежалые тяжелые пласты.

Вдруг белый остров рассыпался чайками, и голубой сказкой через белые крылья из-под воды выглянул светлый русский город.

…в лозиновых кустах вдруг рявкнул водяной бык, это большая серая птица выпь…

Серая куропатка у нас прямо за двором на жниве…

Странный цвет у волка на снегу, не серый.

Сегодня на озере восток открыт, а по всему небу облака довольно серые…

На вырубке вокруг старых черных пней было множество высоких, елочкой, красных цветов…

Показались певчие дрозды, и особняком от них чудесная птица, черный дрозд, очень стройный и с золотым клювом.

По берегу озера бегает, ноги мочит, в черной косынке и в черном переднике, белощекая трясогузка.

В ходе анализа произведения «Календарь природы» [4] мы обнаружили вышеперечисленные имена прилагательные, но с иным значением. М.М. Пришвин мастерски использовал вторичный смысл цветообозначений – составляющих солнечного спектра.

Красный – перен. Цвет солнца.

Восход начинается в красных мечах.

Зеленый – з. перен. Относящийся к растительности.

В лиственном лесу от легкого ветра впервые был слышен зеленый шум.

…березы оденутся, услышим первый зеленый шум.

…через зеленые ворота виднеется такая большая заводь, что не знаешь, куда же ехать.

…я немного подальше на развилочке трех зеленых дорог между старым лесом и частым мелятником.

Белый – 2. светлый.

В окне начинается белая муть рассвета.

В утренней белой вуали озеро лежит совершенно тихое, и далекая лодочка на нем движется, как муха на простыне.

Черный – 2. темный, в противоп. чему-либо.

Ветер был, однако, северный, озеро лежало черное и свирепое.

По пути, около Шелтухинского болота, в глухом черном лесу, Павел показал нам землянки, где жили дезертиры… Тайна Бармазовских лесов осталась нераскрытой, и, пожевав черного хлеба с земляникой, мы стали спускаться в Хмельники.

Серый – 4. перен. О погоде, пасмурный.

Болотце, когда сено убрали и прошло с неделю времени, еще лучше зазеленело, чем было, и раз, когда я пришел на него в чудесный серенький день, выглядело страшно аппетитно…

Здесь необходимо отметить прилагательные, обозначающие цвет с исторически переносным значением, которые как бы подражают цветам солнечного спектра.

Рыжий – 1. красно-желтый, с волосами красно-желтого цвета.

Наколов порядочно дров, этот старичок свистнул, прибежала собака черная с рыжими подпалинами, лохматая и, видно, очень породистая.

Дорога стала совсем рыжая и горбатая.

Сгоряча я так его вздул, что он вдруг вскочил и бежал от меня, я за ним, он дальше, дальше и пропал на всю ночь, а утром мы увидели его рыжие уши в картофельной борозде.

Темный – 1. лишенный света, погруженный во тьму.

Тут, направо от меня, в большой воде у ручья лента берез, за ними просвечивает темный бор.

Темный – 2. По цвету близкий к черному, не светлый.

На пять минут я забежал домой поставить самовар, и, когда вернулся, лучей уже не было, солнце закрылось и по всему озеру бежали дымки метели, обнажал местами темный лед.

Темные, теплые дождливые облака закрыли солнце, и тогда вместе со мной все задумалось…

Светлый – 2. Хорошо освещенный, яркий.

С утра был светлый день, утренник скоро растаял, и к полудню утомительно было ходить в ватном пальто.

Светлый – 4. Менее яркий по цвету, по сравнению с другими, бледный, нетемный.

Вдруг весь белый остров рассыпался белыми чайками, и голубой сказкой через белые крылья из-под воды выглянул светлый русский город.

Прозрачный – 1. Пропускающий сквозь себя свет.

В один час лед на озере сделался прозрачным, принял в себя свет.

В пять вечера выглянуло солнце и вокруг стало необыкновенно прозрачным.

Блестящий – ярко светящийся.

Вот свежая спилка, и, кажется, под этим кустиком непременно белый лежит и проглядывает своими блестящими пуговками.

Солнечный – 3. С ярким светом солнца.

В руках девушки блестят новые галоши, которые она надевает только в церкви, и дождевой зонтик, раскрываемый очень редко, на людях и в самый хороший солнечный день.

Бледный – 1. Слабо окрашенный

Михаил Иванович бледный. Сидит на пне у сосны.

Как видим, вокруг художника переливается красками мир деревьев, травы, воздуха, воды, солнца. Но в этом красочном мире есть и живые существа, и они тоже воспринимаются художником в какой-то цветовой гамме.

Этими животными существами оказываются звери и птицы: белые лебеди, черные ласточки, черные дрозды, какие-то незнакомые красные птички с золотыми клювами, трясогузки с черными косынками и черными передниками, белые зайцы, собака с красной шерстью.

И очень редко прилагательные характеризуют человека, который может быть с седой головой и темными руками.

Из приведенного нетрудно сделать вывод, что основная функция прилагательных со значением цвета – это реальная характеристика явлений природы [5]. И это неслучайно, ведь основная тема этого произведения – природа, разнообразная и многообразная.

Естественно, что далеко не все прилагательные имеют одинаковую широту употребления. Как показывает наш анализ, преобладают в «Календаре природы» зеленый, белый, черный, голубой, красный, желтый, серый и рыжий цвета, т.е. писатель употребляет всем известные, обычные цветовые прилагательные. Это цвета не броские и не создающие пышных картин.

В «Календаре природы» есть и относительные прилагательные, использованные в роли качественных со значением цвета. Эти прилагательные во все краски «Календаря природы», «Лесной капели» и др. вносят более сильный тон. Таких прилагательных 10, но они в произведении играют немаловажную роль: березовый, золотой, кровавый, кремовый, кофейный, мглистый, огненный, ржавый, серебряный, шоколадный, кирпичный, чугунный.

Значение цвета у таких прилагательных, как шоколадный, кофейный, золотой, чугунный, кирпичный и т.д., осознается через соответствующие предметы, имеющие определенную окраску. В употреблении этих прилагательных Пришвин не отступает от своей системы подбора цветов:

1. «В шоколадных лесах, кажется, зеленеют кроны каких-то деревьев».

2. «И то, что было туман, стало синим между зелеными елями и золотыми березками».

3. «Показались певчие дрозды, и особняком от них чудесная птица, черный дрозд, очень стройный и с золотым клювом».

Цветовые оттенки в произведении передаются и сложными прилагательными. Последние можно разделить на два разряда. К первому разряду относятся такие прилагательные, первой частью которых являются слова: светло-, бледно-, темно-, нежно- . Прилагательные второго разряда характеризуются тем, что второе слово, входящее в состав сложного, обозначает основной цвет, а первое – дополнительный. Такие прилагательные обозначают сочетание красок. Внимательный взгляд художника замечает в природе неопределенность красок, иногда смешанность их и полутона [5]. Нами отмечено 21 прилагательное, которое обозначает сочетания, оттенки и полутона цветов.

Иногда художник употребляет сочетания слов для передачи цвета. Это вызвало появление таких прилагательных со значением цвета, как «черная с рыжими подпалинами собака, белая с розовым оттенком дуга (радуга), серая с желтым волчица» и д.р.

Описывая сложные цвета и цветовые оценки, Пришвин использует несколько основных цветов и образует от них оттенок. Два оттенка одного цвета определяют разные предметы, но переход красок заметен. Подобная работа помогает учащимся начальной школы ярче представить и понять образ, приучает их наблюдать, думать, выражать свои наблюдения в слове. Таким образом, у младших школьников проявляется формирующаяся художественная чуткость [3].


Библиографическая ссылка

Жесткова Е.А. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЯЗЫКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 351-355;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36414 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674