При изучении социальных взаимодействий все чаще в концептуальных работах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются вопросы, связанные с культурной безопасностью российского общества. Учитывая, что культурная безопасность является основой буквально всех сфер жизнедеятельности человека (адекватную политическую и общественную деятельность, развитие образования и нации, нормальных социальных условий жизни, досуг, коммуникационные межличностные и групповые связи), общество, государство должно не только преодолевать негативные тенденции дальнейшего разрушения культурного достояния, но и возрождать уже начинающие исчезать культурные ценности. К основным негативным проявлениям можно отнести собственно внутрироссийские риски и угрозы, которые так или иначе являются причинами, которые формируют в России общество риска. Такое общество не защищено от идущей в мировом пространстве глобализации, современных вызовов и угроз, а развитие в условиях непрерывной трансформации приводит к пониманию того, что в обществе отсутствует осмысленная, научно обоснованная, эффективная политика по обеспечению безопасности национальной культуры [3].
Свидетельство этому – разрыв культурной преемственности между поколениями; снижение духовного, культурного единства поколений; утрата национального культурного самосознания, утрата культурной идентичности, постоянно снижающийся уровень патриотизма, появляющееся у молодежи настроение космополитизма. Нельзя не отметить разрушение государственной системы образования и воспитания; повсеместное сокращение гуманитарной составляющей образования; утрату институтами культуры ценностных ориентаций, на которые они были ориентированы последние десятилетия; сокращение или полное отсутствие культурных запросов общества; исчезновение объектов культуры и доступа к ним; маргинализация значительной части населения страны. Приведенные аргументы указывают на снижение роли государства в формировании ценностных ориентаций общества. И более того, сегодня ни государство, ни само общество не могут предъявить себе те культурные ценности, которые одобрялись бы и разделялись всеми членами этого общества.
Необходимо отметить, что культура безопасности жизнедеятельности составляет часть общей культуры. Поэтому основополагающие свойства общей культуры свойственны и культуре безопасности жизнедеятельности. В культуру входят материальные результаты жизнедеятельности людей и используемые в ходе их жизни знания, умения, навыки, достижения интеллектуального развития и результаты общения. Кроме мировоззренческих идей, ценностных ориентаций, этических и нравственных достижений, культура безопасности жизнедеятельности содержит и опыт безопасного общения и выживания [5].
Для полноценной самореализации и реализации своего потенциала человек с первых дней жизни впитывает огромный поток информации. Причем, нуждаясь в постоянном притоке этой информации, с одной стороны, с другой – он понимает, что ее увеличивающийся поток как качественно, так и количественно не может расти до бесконечности. К сожалению, качество и количество информационного потока регулировать настолько сложно, что можно говорить, что с его помощью можно манипулировать сознанием человека. Что само по себе несет огромную опасность. Именно исходя из этого одной из важнейших задач стоит фильтрация информационного потока, культурирование информационной безопасности. Вследствие чего индивид естественным образом приобретет навыки отбора информации. Весь вопрос в том, что кто и когда, какими методами и способами этому научит? Кто поможет индивиду приобрести навыки информационной культуры? Конечно, это вопросы образования. Научить человека самостоятельно отбирать информацию, ее структурировать, производить наиболее важные мыслительные операции – это задачи образования. Конечно, сегодня все направления социума связаны с человеческой безопасностью: политической, экономической, экологической, информационной и т.д. И здесь встает вопрос о создании системной безопасности социума, что наряду с другими видами безопасности предполагает также формирование культуры его безопасности. Именно поэтому педагогическая теория и практика ведут поиск направлений и методов и средств реализации этого процесса. На сегодня эта проблема одна из самых актуальных. Объясняется это рядом обстоятельств. Первое из них – связано с общей безопасностью, обеспечением ее в различных сферах жизнедеятельности человека. Второе – общая культура в социуме в сфере безопасности низка. Третье – отсутствие квалифицированных кадров в сфере формирования культуры безопасности. Четвертое – даже при наличии некоторого образования слабо учитываются (или не учитываются вовсе) психофизиологические особенности людей, что не способствует успешному усвоению знаний. При существующих дидактических материалах и методике преподавания предметов, связанных с безопасностью, основной упор сделан на эмпирические исследования. А теоретические основы – это самая не изученная и неразработанная часть культуры безопасности. К наиболее проблемным частям относится отсутствие структуры, не изучена сущность процесса формирования культуры безопасности, что впоследствии является причиной высокого уровня деструктивности и виктимности населения. Такое положение вещей не отвечает современным требованиям к системе образования, главной парадигмой которого является ориентация на личностно-деятельностный подход. Если исходить из того, что образовательный процесс это культурный процесс, все компоненты которого направлены на человека, его становление, самореализацию, то целью его можно с полной уверенностью определить формирование человека, способного полноценно самореализоваться. И в этом смысле практико-ориентированная жизненная самореализация логично сочетается с основной парадигмой современного образования [4].
Если говорить о многообразных подходах к анализу определения «культура безопасности», то можно выделить две его стороны: как личностную характеристику человека и как социальное явление. Характеристика первого аспекта: личностная характеристика культуры безопасности определяет характер и качественный уровень взаимодействия между человеком и средой обитания, оказывает содействие реализации и развитию его внутреннего потенциала, помогает человеку понять свое место в социуме, а также важность безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм жизни. Второй аспект (как социальное явление) – помогает гармонизировать взаимодействия с социумом. В данном контексте культура безопасности является средством гуманизации всех сторон жизни, устойчивости развития системы «человек – среда обитания». Именно поэтому культуру безопасности можно рассматривать как результат зрелости и развитости личности, ее личностных характеристик в системе социальных норм, мировоззрения, которые являются гарантом сохранения жизни, здоровья и целостности мира. При этом мировоззренческим ядром культуры безопасности является безопасность жизнедеятельности человека. Поскольку мировоззрение обладает такими компонентами, как интеллектуальный, мотивационно-потребностный, чувственно-волевой, морально-нравственный, деятельностно-практический, то именно они показывают готовность человека к тому типу поведения, который он демонстрирует. И именно это поведение и составляет фундамент культурологической и практической стороны деятельности, что и вмещает в себя элементы понятия культуры безопасности.
В теории безопасности основополагающим является то, что главную роль в жизни любого человека в процессе его жизнедеятельности играет не уровень накопленных им теоретических и практических знаний о способах защиты в опасных ситуациях, а именно сформированная культура безопасности. Это необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации. Если говорить о собственно содержании образования, то оно включает в себя множество аспектов. В том числе и безопасность жизнедеятельности в самом широком смысле этого определения. Включая информационную, духовную (науку, искусство, идеологию), общественные отношения и т.д. Но надо отметить, что главными компонентами культуры безопасности социума при этом в литературе признаются аксиологический, функциональный, творческий и личностный подходы [2].
Краткая характеристика каждого из заявленных компонентов позволяет рассмотреть не только значение каждого из них, но и увидеть роль каждого компонента в системе формирования культурной безопасности современного общества в целом и отдельного индивида в частности.
Так, аксиологический компонент формируется, а в дальнейшем развивается на основе всего периода обучения и воспитания человека на основе ценностных приоритетов общества, положительно оцениваемых им и законодательно зафиксированных норм и правил.
Функциональный компонент раскрывает культуру безопасности как совокупность индивидуальных психофизиологических качеств человека, которые необходимы ему для грамотных адекватных действий в критически опасной ситуации Сегодня этот компонент один из наиболее значимых, и формируется через систему тренингов, системой физических упражнений и т.д. Творческий компонент проявляется в нестандартных решениях критических ситуаций (решимость, гибкость, находчивость, смелость и т.д.), а также решения этих ситуаций через систему нравственных категорий и соблюдений законности.
Личностный компонент культуры безопасности основан на сумме знаний, умений и навыков о методах, способах и приемов безопасного взаимодействия индивида с обществом, государством и окружающей его средой. Через это взаимодействие из поколения в поколение формируются, сохраняются, транслируются ценности, которые в итоге и составляют культуру безопасности.
Именно этот компонент демонстрирует будущим поколениям образцы безопасного поведения, необходимость в нем, и передачи накопленного социального опыта в сфере обеспечения безопасности. Важно, что этот компонент должен формироваться с раннего детства и на протяжении всей жизни человека.
Современные исследователи феномена культуры безопасности выделяют основные направления ее формирования. И первым направлением определяют воспитание мотивации к безопасному поведению. Причем происходит оно в трех направлениях. Суть первого заключается в формировании человека склонного к саморазрушению. Человек такого типа не только не мотивирован к безопасному поведению, но и сам создает опасные ситуации, у него сформировалась склонность к жертвенности и мученичеству под давлением негативного поведения взрослых (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми т.д.). Вторым направлением формирует повышенное стремление к безопасности. Человек с такими качествами излишне осторожен и нерешителен. Чаще всего перестраховывается, боязлив и трусоват. Такой тип формируется под неусыпным вниманием взрослых, которые больше запугивают ребенка, нежели воспитывают стремление к безопасности. Третье направление связано со стремлением обеспечить свою безопасность. Человек такого типа выстраивает жизненную траекторию адекватно жизненной ситуации. Данный тип мотивации преодолевает опасные ситуации, предупреждая их и предвидя. Этот тип мотивации наиболее оптимален и является основанием культуры безопасности [3].
Процесс приобретения и формирования системы знаний, умений и навыков в области безопасного поведения осуществляется практически на протяжении всей жизни человека. Первые навыки приобретаются в семье, позже – в образовательных учреждениях различного ранга и уровня. При этом очень важно, чтобы приобретаемые знания носили не только системный характер, но и были обеспечены всем необходимым учебно-методическим комплексом (учебные программы, пособия, информационное и методическое обеспечение, применение ИКТ). Надо отметить и эмоциональную окраску процесса приобретения необходимой системы знаний: положительное отношение к ним, убежденность в их нужности. Важно отметить, что в процессе получения знаний и формирования теоретической системы знаний и практических умений воспитывается характер и такие личностные качества человека, которые способствуют предупреждению опасных ситуаций.
Исследователи отмечают также важность психологической устойчивости индивида к ситуациям, или носящим угрожающий характер для жизни, или вызывающим такое эмоциональное напряжение, которое повлияет на работоспособность, здоровье, жизнь.
Воспитание стрессоустойчивости, адекватного поведения в условиях непредвиденных ситуаций, умение принимать быстрые и правильные решения – все это достигается комплексом технологий, разработанных современной наукой (в основном педагогикой, психологией). И этому можно и нужно учить. Этими возможностями в полной мере располагает современное образование.
Особая роль при обучении безопасному поведению принадлежит развитию физической подготовки, обеспечивающей активность действий в чрезвычайных ситуациях. Выносливость, быстрота, ловкость, сила – это качества, обеспечивающие активность действий человека в опасных ситуациях. Субъекты, обеспечивающие формирование безопасного поведения, должны обладать всем аппаратом методических средств, методов, приемов для развития таких качеств. Таким образом, при повышении надежности окружающей человека среды важно не только преобразование этой среды для более комфортного проживания человека в ней, но и изменение самого человека и социума, в основе которого лежит формирование культуры безопасности. Из сказанного можно сделать вывод: безопасность – главное условие жизнедеятельности социума. И если социум обеспечивает эту безопасность, то это позволяет ему создавать, сохранять и умножать материальные и духовные ценности. К выводу можно отнести также, что основным методологическим принципом исследования проблем безопасности является системный подход к ее обеспечению. А это означает активные действия самого социума в направлении защиты национальных интересов, национальных ценностей (национальной безопасности).
Кроме того, системное обеспечение безопасности социума достигается путем формирования высокого уровня культуры безопасности индивида, а необходимым арсеналом средств, путей, форм и методов формирования культуры безопасности обладает педагогическая теория и практика [4].
Угрозу безопасности современному обществу составляют новейшие средства коммуникации, которые бесспорно расширяют возможности общения между людьми, при этом абсолютно точно порождают целый ряд коммуникативно-психологических проблем, а главным образом проблему адаптации к ним человека и общества в целом Очевидно, что информация меняется качественно, она становится еще и более доступной, легко получаемой и воспринимаемой, практически не требует осмысления, что в разы увеличивает скорость ее обработки и накопления. И самое главное – именно это значительно повышает возможность манипулирования сознанием человека.
Таким образом, анализ проблем, возникающих в сфере формирования культуры безопасности, показывает, что их большинство возникает при отсутствии государственного контроля над социальными проблемами. Контроль при этом должен осуществляться согласно тем принципам, которые практически во всех отраслях отражают системность, объективность, открытость. Такие выводы основываются в том числе и на реальных результатах опроса (обратной связи) культурных запросов населения, результатов культурных преобразований. Иначе говоря, именно социум, активная позиция относительно формируемых в нем ценностей, является определяющим в процессе формирования культурной безопасности населения.
На современном этапе развития человек настолько «замотивирован» на приобретение (создание) материального благополучия, что в погоне за благами и жизненным комфортом, не замечает насколько сам становится угрозой и источником опасностей.
Непреложным является тот факт, что безопасность общества дело не только профессионалов, специалистов в этой области жизнедеятельности людей, но особо актуальная проблема любого человека.
Сегодня перед социумом стоит жизненно важная задача: построение безопасной, продуманной и рациональной техносферы, которая бы обеспечивала человеку безопасное существование. В этом контексте нужно говорить о создании комплексной системы безопасности человека в пределах техносферы. И важно отметить при этом уже имеющиеся положительные результаты в сфере образования, которые следует не только закрепить и упрочить, но и в дальнейшем развивать и совершенствовать. Достичь этого возможно лишь при формировании у обучающихся такого типа мышления, которое базировалось бы на осознании принципов безопасной перестройки окружающей среды. Обладая системой знаний о безопасном поведении в окружающей человека среде, он сможет обеспечить ее не только себе самому, но и окружающим.
Библиографическая ссылка
Узлова Н.В., Богданова В.П. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 191-195;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36385 (дата обращения: 21.11.2024).