При внедрении в учебный процесс новых образовательных стандартов актуализируются важнейшие задачи модернизации современной системы образования: повышение качества, формирование у обучающихся любой ступени обучения готовности к осуществлению деятельности в информационном обществе, усиление значимости личностностных умений.
На первое место выходит необходимость формировать у учащихся умение организовывать совместную деятельность и учебное сотрудничество со сверстниками и преподавателем; работать с применением групповых и индивидуальных методов обучения, разрешать конфликты и находить общее решение; формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение [1, 2, 3].
Для достижения образовательных результатов, которые отвечали бы новым запросам личности, общества и государства, необходимо разрабатывать и применять современные средства обучения и построенные на их основе новые образовательные технологии, новые организационные формы обучения. Поэтому вполне объяснимо внимание педагогической общественности к развитию социальных сетевых сервисов, которые оказывают значительное влияние на ход и результаты общественных, производственных, политических и культурных процессов. С другой стороны, разработка методики использования социальных сервисов интернета в процессе обучения представляется весьма актуальной задачей в связи с изменениями в сфере информатизации образования и предъявлением новых требований к личности ребенка.
В настоящее время стремительно растет число исследований, посвященных использованию сетевых сервисов в образовании. Так, в работах С.Г. Григорьева, C.B. Зенкиной, A.A. Кузнецова, В.В. Гриншкуна, И.В. Роберт, М.А. Сурхаева и других авторов анализируются дидактические возможности средств телекоммуникаций; в работах C.B. Бондаренко, М.В. Сафронова, Е.Д. Патаракина, A.M. Сапова, Н.К. Тальнишних и др. рассматриваются вопросы развития сетевых сообществ; в диссертациях С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, С.З. Алборовой, A.B. Шелухиной и др. отражены отдельные направления применения сетевых сервисов [4, 6, 8].
Применение социальных сетевых сервисов в учебном процессе, как показывает практика, позволяет обеспечить развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, расширить спектр видов учебной деятельности, увеличить ее интенсивность, то есть фактически способствует достижению многих образовательных результатов.
Увеличение доли самостоятельной работы учащихся, постоянное обновление содержания образования, потребность в насыщении «правильным» образовательным контентом и в интеграции на едином ресурсе всех педагогических функций, востребованность дистанционного обучения во многом объясняют широкое внедрение учебными заведениями в свою работу различных онлайн-платформ (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard), которые обеспечивают развитие учебных коммуникаций между учениками и преподавателями.
Социальные сетевые сервисы, как правило, не только служат средством организации процесса общения преподавателей и обучающихся и обучения, но и предоставляют учащимся возможность поделиться друг с другом своими мыслями, дополнительными материалами, достижениями, более активно формировать и выражать свое мнение по учебным и личностно значимым вопросам [7, 9, 12].
Использование таких социальных сетевых сервисов, как сервисы совместного создания документов, блоги, wiki, при обучении открывает новые возможности для подготовки публикаций, разработки коллективных проектов, позволяет значительно разнообразить внеучебную деятельность учащихся и предоставляет последним возможность оперативно управлять своим обучением.
Все это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода при обучении, формирования таких качеств, как критичность, умение искать и находить компромиссы, ответственность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе [10, 13].
Популярные в настоящее время социальные сети (Вконтакте, Facebook, Соратники, LinkedIn, Friendster, RuSpace, Webby, TooDoo, MySpace и др.) позволяют устанавливать личные и деловые контакты, расширять круг профессионального общения, создавать профессиональное портфолио, организовывать обсуждения, высказать свое мнение по самым острым и важным темам, делиться впечатлениями о самых разных мероприятиях и явлениях, смотреть видео, передавать файлы и т.д.
Столь широкий спектр задач, которые можно решить с их помощью, естественным образом привел к массовому использованию социальных сетей педагогическим сообществом для решения разнообразных задач профессиональной деятельности, в т.ч. профессионального роста; учащимися для организации собственной учебной деятельности, решения внеучебных задач; родителями для более пристального знакомства с вопросами, касающимися реалий процесса обучения и воспитания детей.
Так, проведенный в 2014 году исследователями Высшей школы экономики (К. Фурсовым и Е. Черновичем) мониторинг инновационного поведения населения России, организованный с целью получения информации о каналах непрерывного образования, показал, что в 12 процентах случаев получение новых знаний происходит с использованием хотя бы одной из возможностей интернета [11, 14].
Для сравнения – в 2006 году этот показатель составлял всего 1 %. Результаты мониторинга еще раз подтвердили многообразие используемых учащимися форм получения новой информации – от участия в дистанционных семинарах, вебинарах, общения на тематических сайтах до прослушивания аудиолекций, просмотра обучающих видео.
Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно (см. рисунок):
– возможности чата для групповой работы – 48 %;
– комментирование работы преподавателя и учеников – 47 %;
– просмотр и подготовку презентаций – 47 %;
– публикацию сообщений в тематических группах и постов– 44 %;
– прослушивание аудиолекций – 44 %;
– участие в видеоконференциях и вебинарах – 42 % и ряд других.
Виды социальных сетевых сервисов
Стоит отметить, что респонденты указали и на негативные аспекты использования социальных сетей в учебных целях. Например, 12 % опрошенных отметили опасность получения недостоверной информации из ненадежных источников (в отличие от информации, получаемой от преподавателей или из рекомендованных ими источников), а также вероятность того, что материал, в основе которого лежит недостоверная информация, будет использован впоследствии как источник знаний.
В своих работах Кречетникова К.Г., Кречетковой И.В. выделяют следующие достоинства от использования сетевых социальных сервисов в образовании [5, 15]:
– интерактивность и непрерывность. При наличии информационной связи между участниками учебного процесса может быть обеспечена его непрерывность, а также возможность взаимодействия и обмена опытом в условиях временной и географической разобщенности;
– неформальность. Кроме официального взаимодействия педагога и обучающегося, параллельно осуществляется и неофициальное, это позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: особенности его характера, интересов, мировосприятия. Все это достаточно важно для организации образовательного процесса в личностно-ориентированной среде;
– открытость. Распространение большого количества материалов, расположенных в социальных сетевых сервисах в свободном доступе, они могут быть использованы в учебном процессе;
– высокий уровень наглядности и мультимедийности;
– материалы хранятся централизованно, что обеспечивает организацию защиты информации, возможность разграничения доступа к ней;
– гибкость – применение социальных сетевых сервисов способствует комплексному использованию рефлексивных и методических процедур (понимания, объяснения, рефлексии, проектирования, и т.д.);
– соединение различных форм работы (индивидуальных и групповых), это способствует хорошему усвоению и пониманию материала;
– возможности коллективной оценки результатов и процессов обучения, мониторинг развития каждого участника и оценки вклада каждого участника в коллективное творчество;
– модифицируемость – возможность совместного создания сетевого учебного содержания: энциклопедий, проектов, глоссариев, методик, мультимедийных библиотек и др.;
– стимуляция самостоятельной познавательной и созидательной деятельности;
– групповая направленность – возможность использования социальных сетевых сервисов участниками учебного процесса как среды для отработки социальных навыков и вовлечение обучающихся в групповые формы учебного взаимодействия;
– инновационность – расширение границ применимости существующих методов и форм обучения, реализация как традиционных, так и инновационных педагогических технологий;
– обеспечение широкого распространения передовой педагогической практики с помощью сетей;
– метапредметность – сетевые социальные сервисы способствуют интегрированию учебных дисциплин и генерируют универсальные метазнания;
– толерантность;
– развитие критичности мышления – совершенствование навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.
В качестве недостатков и сложностей использования сетевых социальных сервисов в образовании отмечаются [5, 15]:
– технические проблемы – имеющийся доступ к ряду ресурсов ограничен на уровне предоставления контента;
– компетентностные проблемы – значительная часть педагогов определенной возрастной категории некомпетентна в вопросах использования социальных сетей в педагогическом процессе;
– мотивационные проблемы – большая часть педагогов (и даже те, кто специально обучался использованию информационных технологий в образовании) не применяют социальные сетевые сервисы в своей работе, так как не понимают педагогическую целесообразность;
– содержательные проблемы – не всегда информация, размещаемая на веб-сайтах, направлена на образовательные потребности;
– методические проблемы – практически отсутствуют апробированные, ясные методики применения сетевых сервисов, которые гарантируют эффективное использование новых сетевых технологий на рабочем месте педагога;
– организационные проблемы – количество сообществ, которые объединяют представителей педагогической общественности, недостаточно велико;
– проблемы развития – несогласованность развития программных, технических и педагогических средств; отсутствие быстрого реагирования (инертность) педагогических методик на развитие информационных технологий.
Таким образом, перспективы развития социальных сетей и сетевых сообществ очевидно ведут к повышению доступности и расширяют возможности получения качественного образования для всех участников образовательного процесса. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно. Использование социальных сетевых сервисов стимулирует познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается умение участвовать в работе группы за счет дифференциации процесса обучения, повышается мотивация учения, происходит рациональное сочетание коллективной формы работы с индивидуальным подходом в обучении.
Учебная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов позволяет формировать информационную культуру, столь необходимую в условиях современного общества, и предопределяет развитие педагогов и обучающихся.
Библиографическая ссылка
Савченкова Н.Н., Максимова Н.А. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 161-164;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36379 (дата обращения: 10.12.2024).