За годы становления Кыргызской Республики законодательство в области образования претерпело изменения, когда на первый план вышла гуманистическая миссия, которая ярче удовлетворяет потребности и интересы самого человека. Приоритетными направлениями высшего профессионального образования в Кыргызстане выбраны: переход от идеологической и административной регламентации и опеки вузов к реальной самостоятельности и реализации академической свободы – свободы преподавания, свободы исследования и свободы обучения; соответствие требованиям рынка труда, общества и конкретного человека; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; стремление к вступлению в международное образовательное пространство, стремление к интернационализации образования.
В связи с изменением государственной политики в области образования меняется и роль высших учебных заведений. Вуз становится участником рыночных отношений, ориентируется и выходит на мировые образовательные рынки.
Качество образования – основной фактор повышения конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке образовательных услуг.
Переход с 2012 г. на двухуровневую структуру высшего профессионального образования обусловил переход к вариативному подходу к формам, методам подготовки, изменение отношения к формализации образовательных процедур, переход от линейного к открытому, нелинейному, расширяющемуся представлению содержания учебных дисциплин, изменение порядка и содержания взаимодействия вуза и профессионального сообщества.
Одной из этих технологий, признанной и успешно развивающейся, является технология дистанционного образования. Дистанционная форма обучения обретает особую актуальность сегодня, в связи с резким сокращением заочной формы и переходом высшего профессионального образования на кредитные технологии обучения.
Подсчитано, что дистанционная форма обучения эффективней заочной формы. При дистанционной форме обучения, как и при заочной, основное время отводится самостоятельной работе, контактные занятия с преподавателем должны проходить в интерактивном режиме и посвящаться наиболее сложным, основополагающим, узловым вопросам дисциплины. Так как в настоящее время знания устаревают очень быстро, студенту необходимо дать относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. А это – один из принципов организации образовательного процесса при кредитных технологиях обучения, к которым мы массово перешли с 2012 года.
Постановление Правительства КР от 23 августа 2011 г. № 496 «Об установлении двухуровневой структуры ВПО в Кыргызской Республике» и закон «Об образовании КР» дают вузам право оказывать образовательные услуги удаленно, т.е. использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и, во-вторых, дают возможность развивать и использовать новые информационные ресурсы.
Переход на новый виток в образовании требует выполнения определенных условий, направленных на создание достаточно развитой учебно-методической и материально-технической базы и информационной среды образовательного процесса.
Современная информационно-образовательная среда – это залог качественной подготовки студентов. Обеспеченность студентов учебной и методической литературой в печатной или электронной форме составляет важное и необходимое условие успешной реализации любого обучения.
Введение дистанционных технологий обучения приведет к следующему:
– увеличению финансовых, временных и трудовых затрат, необходимых для соблюдения новых нормативных требований, в случае если требования к условиям реализации будут чрезмерно жесткими;
– повышению конкуренции на рынке образовательных услуг, в случае если требования будут чрезмерно мягкими либо формальными;
– всплеску негативного общественного отношения к электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям, в период формирования нормативной базы;
– росту затрат на научно-методическое, техническое и кадровое обеспечение образовательных процессов, связанное с обеспечением гарантий качества образования при развитии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– появлению новых видов деятельности на рынке образовательных услуг.
Таким образом, дистанционное обучение, обеспечивая большую доступность образования, приведет к доступности высшего образования для всех слоев населения и придаст инновационную направленность образовательному процессу, переводя его на новый качественный уровень.
Современная психологическая наука считает, что на субъектном уровне способность личности входить в жизненные изменения полностью является важным критерием и условием развития личности. Субъектный потенциал отражает его способность самостоятельно строить свою жизнь, «реализовывать особые виды человеческой активности – творческой, свободной, нравственной» и дает возможность студенту полностью реализовать субъектный потенциал в процессе дистантного образования.
Социальный субъект, вышедший в качестве студента дистантного образования, характеризуется способностью к социальному взаимодействию, т.е. в нашем исследовании – способностью к взаимодействию дистантного образования. Педагогическое обеспечение включает в себя два основных компонента: комплекс дидактических материалов (информационного и программно-методического характера) и набор коммуникационных форм и методов связи со студентами (прямая и косвенная).
Социально-культурный характер взаимодействия в образовательном процессе в вузе дает возможность говорить о целесообразности социального характера обучения в процессе дистантного обучения.
В социальном обучении можно выделить три основных направления субъектного развития личности:
– рефлексивный, понимание положительного образа «Я» и собственной социальной позиции; личностная рефлексия является формой саморегулирования на высшем ценностно-содержательном уровне личностного развития;
– поведенческий, расширение арсенала практических способностей гармоничной жизни с другими людьми;
– деятельностный, создание материальных и интеллектуальных ценностей; обеспечивает переход от деятельностных размышлений и переживаний к реализации собственного «Я», реальным действиям [2].
В контексте исследования проблемы поиска путей организации ДО эти направления можно интерпретировать следующим образом:
– саморегуляция на основе понимания рефлексивно-читательской информации, познавательных ценностей, понимание собственной позиции в качестве сознательно воспринимаемой цели образования, а также взаимодействие, обеспечивающее его успешность;
– поведенческий, расширяющий практические информационные и коммуникативные способы и навыки;
– деятельность, направленная на создание собственного образовательного пространства, саморегуляцию учебно-познавательных умений в образовательной деятельности.
Вместе с обобщением главных характеристик социального обучения молодой человек в ДО осваивает следующие навыки:
– создание жизненных ценностей (знание, значение) и достижение здесь конкретных практических результатов;
– различение целей-результатов с дистантными целями-средствами;
– сочетание и понимание социальных, культурных, нормативных требований с собственными понятиями и пожеланиями;
– понимание сути образовательного взаимодействия и построение, сочетая с этим, своего поведения;
– овладение и применение широкого репертуара культурных способов в сфере информационной деятельности, обмена прямых и посреднических мнений [6].
По мнению теоретиков социального обучения его основное содержание – это создание благоприятных условий для самоопределения позитивной личности. Самоопределение позитивной личности рассматривается как формирование положительного образа «Я» и позиция конструктивного социального оптимизма. Мы принимаем это мнение и оказание помощи позитивному личностному самоопределениюи считаем, что это является эффективной психологической основой для успешной учебно-воспитательной деятельности и дистанционного взаимодействия.
Социальное обучение в психологических трудах расматривается как социально-психологическая помощь. Но мы присоединяемся к Беляевой А.П. [3] и Платонову К.К. [4], к авторам, ограничивающим формы, влияющие на социальную адаптацию личности и др.), и рассматриваем ее как особый вид влияния на социализацию молодого человека. Особенно К.К. Платонов при сравнении с другими видами психологической помощи выделяет следующие особенности:
– социальное обучение отличается хорошо заметным дидактическим характером; оно строится на основе точной организации учебно-воспитательных действий в пространстве и во времени и ориентировано на совместные конкретные практические результаты учащихся, сочетающиеся с естественной жизненной деятельностью;
– социальное обучение реализуется в рамках специально созданного социума, так как, с одной стороны, отличается организованной обособленностью, со второй стороны, распространение территории проживания учащихся на реальное социально-нормативное пространство;
– доступность социального обучения каждому молодому человеку [4].
В организованном образовательном взаимодействии социальное обучение является важным умением молодых людей реализовывать собственное социальное обучение (или самообучение).
Как видно из вышесказанного, по своему характеру социальное обучение полностью отвечает специфике ДО, что дает возможность констатировать факт, что социальное обучение интегрирвано в процесс дистантного образования и является важным аспектом педагогического обеспечения.
В основе процесса дистантного образования, использующего положения социального обучения, лежит принцип создания открыто развивающейся информационно-образовательной среды, принимающей функции социальной сферы [1]. Открыто развивающуюся информационно-образовательную среду мы понимаем как социум, отличающийся от обычной среды по интенсивности и содержанию познавательной деятельности и характеру обмена мнениями, организованной на основе информационно-образовательного взаимодействия и интеллектуальной атмосферы сотрудничества. В такой среде актуализируются межличностные и субъектно-личностные механизмы успешного саморазвития личности, на основе «желаний», «стремлений» личности критерии оценивания заменяются критериями самооценки и ответственностью. Социально-обучающий эффект обеспечивается за счет активности студентов, с применением социально и культурно обусловленных методов и правильной организации процесса дистантного взаимодействия в формах, соответствующих способам взаимодействия, стимулируют его образование.
Основные направления, средства, методы и формы в педагогическом обеспечении дистанционного образовательного взаимодействия следующие:
– поддержка и оказание помощи в положительной мотивации студентов к учению и познанию. С помощью создания ситуации успешности достигается вариативность рекомендации постепенного усложнения и увеличения содержания учебной информации;
– обеспечение стабилизации и формирования информационной деятельности и способов взаимодействия достигается: методами передачи содержания инфоресурсов (в том числе интернета) и методами передачи прямой информации о способах получения информации; алгоритмизацией действий студентов по поиску, обработке и рекомендации информации;
– обеспечение самоорганизации учебно-познавательной деятельности достигается организацией блочно-модульной системы учебной информации, структуризацией учебной деятельности студентов на основе программного обучения;
– обеспечение формирования посреднических коммуникационных способов. Презентация учебной информации в системе требований и в ситуации обратной связи и проверки достигается ее интерпретацией.
Система педагогического обеспечения процесса дистантного образования ориентируется на формирование подготовки к взаимодействию, дающему образование дистанционно.
В исследовании использованы дистантные формы педагогического обеспечения организации ДО: аудио-визуальные формы подачи информации (лекции, консультации, записи профессионально-ориентированных ситуаций, интернет-ресурсы и доступные информационные базы, слайд-лекции, самостоятельные работы). В проблемном обучении полностью рекомендовались организационные формы, помогающие развить познавательную мотивацию, в нем в основе ссылки дано положение – в вопросах и заданиях для студентов.
Учебно-методические и дидактические материалы имеют особое значение в организации ДО. Это значение определяется функциями, выполняемыми в процессе дистантного образования. Мы выделяем две основные функции: информационно-содержательную и организационную.
В вузе для создания образовательного процесса актуально следующее положение: объем и содержание социальной деятельности (в нашей ситуации – учебно-познавательная деятельность студента и коммуникативная деятельность в педагогическом взаимодействии) определяет объем и содержание информационной потребности студента, это в свою очередь определяет объем и содержание информационных ресурсов, рассматриваемых в образовательном процессе [5]. С позиции информационного подхода образовательный процесс становится информационной системы. После того как стало понятно, сколько и какая информация требуется для достижения поставленных целей, человек начинает искать именно такую информацию. В этой связи образовательный процесс должен охватывать технологии взаимодействия, основанные на сохранении точных, правильных соответствий в системе работы с информацией.
Библиографическая ссылка
Омурканова Ч.Т. ДИСТАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 153-156;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36377 (дата обращения: 10.12.2024).