Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Кисляков П.А. 1 Шмелева Е.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
2 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал)
Настоящая статья посвящена методике диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта. В статье показано, что подросток с нарушениями интеллекта лишь ограниченно способен выразить, как он себя чувствует и что он думает. В связи с этим в диагностике социально-психологической безопасности большое значение имеют метод экспертных оценок и наблюдение. В качестве критериев социально-психологической безопасности выбраны уровень самооценки, субъективное благополучие, сензитивность к угрозам, копинг-стратегии совладающего поведения, уровень агрессивности (враждебности). В ходе исследования использовались стандартизованные психолого-педагогические методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche, в адаптации В.М. Соколовой), Тест-опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов), Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки (модификация Г.В. Резапкиной), Методика изучения самооценки (Дембо – Рубинштейн), Копинг-тест Р. Лазаруса. Методики были адаптированы к целевой группе.
социально-психологическая безопасность
дети с нарушениями интеллекта
психодиагностика
1. Кисляков П.А. Социально-психологическое обеспечение безопасности детей с нарушениями интеллекта // Особые дети в обществе. Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. – 2015. – С. 109–114.
2. Кузьмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Т.И. Кузьмина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.
3. Маралов В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов [Текст] / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 3, Т. 1. – C. 145–150.
4. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: [Текст] / О. Шпек; Пер. с немецкого А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 432 с.
5. Шмелева Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.А. Шмелева, М.А. Правдов, П.А. Кисляков, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 41–43.

Одну из наиболее многочисленных категорий детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с нарушениями интеллектуального развития: умственно отсталые и с задержкой (расстройствами) психического развития. По различным данным число таких детей за последние годы значительно возросло и составляет от 5 до 12 % от общей детской популяции. При нарушениях интеллекта центральная нервная система не может обеспечить нужный фундамент для развития личностных качеств и создает преграды, тормозящие возникновение осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылки социально-психологической безопасности и благополучия ребенка. В настоящее время актуализируется необходимость создания условий для формирования психологической готовности детей с нарушениями интеллекта к самостоятельному разрешению социально-бытовых, коммуникативных, затруднений, с целью успешной адаптации к социальной среде [1, 4, 5].

Цель нашей экспериментальной работы состоит в выявлении особенностей развития индивидуально-психологических качеств подростков с нарушениями интеллекта, выступающих психологическими показателями их социально-психологической безопасности.

Показатели развития социально-психологической безопасности подростка с нарушениями интеллекта имеют большую теоретическую значимость, так как концентрируют в себе сущностные детерминанты данного явления. Они представляют также большой практический интерес и могут широко использоваться в процессе обучения детей в образовательных организациях.

Поставленная цель реализовывалась в следующих задачах:

1) разработка методологии констатирующего эксперимента;

2) подбор методик, адекватных целям и задачам исследования;

3) проведение диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта;

4) выявление особенности социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта.

Клинические психологи и дефектологи отмечают, что психологическое направление изучения личности при интеллектуальной недостаточности сопряжено с большим количеством диагностических, прогностических, интерпретационных и психокоррекционных трудностей в силу имеющегося несовершенства методического инструментария и отсутствия комплексных и системных методологических подходов для его разработки [2].

Психолого-педагогическая оценка умственно отсталого ребенка, если необходимо получить представление об особенностях его поведения и восприятия, должна проводиться относительно характерных свойств его личности. На основе повседневных наблюдений и оценок педагог-психолог может дать такую характеристику эмоциональной сферы, мотиваций, настроений, стиля общения и т.д. Хатт и Гибби (1976) [4] считают очень важным располагать подробной информацией об уровне развития личности, о становлении собственного Я, о характере и силе внутренних конфликтов, о защитных механизмах и психопатологических реакциях. Клинические психологи, дефектологи, социальные педагоги, психиатры и педагоги должны работать совместно, чтобы создать дифференцированную картину личности‚ включая всю ее динамику. Трудности диагностики умственно отсталого ребенка налицо: он лишь ограниченно способен выразить, как он себя чувствует и что он думает. Поэтому, как правило, личностные тесты оказываются большей части непригодными.

Комплексная оценка ребенка была бы недостаточной, если бы она не содержала данных о социальной предыстории и существующей на данный момент социальной ситуации ребенка, о благоприятных или неблагоприятных обстоятельствах и взаимосвязи. Речь идет о таких вопросах, как:

– социальный статус семьи;

– отношения субъекта с остальными членами семьи;

– внесемейные контакты;

– социальное поведение субъекта в различных социальных группах и т.д.

Такого рода сведения может дать социальный педагог или классный руководитель. Особенно важны сообщения родителей, также, при известных обстоятельствах, самих умственно отсталых подростков в той мере, насколько они к этому способны или им удается осознать свои социальные условия и выразить это.

В ходе исследования социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта нами использовались: метод экспертных оценок, интервьюирование и стандартизованные психолого-педагогические методики.

Метод включал в себя: собственно экспертный опрос (педагоги, психологи, воспитатели), метод наблюдения и беседы с подростками (интервьюирование).

Беседа применялась с целью выяснить субъективную оценку, представление о себе и своем окружении, круг интересов и проводилась с каждым подростком индивидуально. Вначале устанавливался контакт с подростком. Интервьюер объяснял цель беседы, создавая обстановку доверия и психологического комфорта. Беседа носила произвольный характер, протокол составлялся после визита подростка.

Беседа велась по следующим темам:

1. Семья. Отношения с родителями, братьями, сестрами (если есть), другими родственниками.

2. Увлечения, интересы, любимые занятия, игры.

3. Учеба – «любимые» и «нелюбимые» учебные дисциплины, отношения с учителями.

4. Отношения со сверстниками, характер межличностных контактов.

5. Знание правил поведения в опасных ситуациях и безопасного поведения в нормальных условиях (дома, на улице).

Для выявления представлений подростков с нарушениями интеллекта о безопасном поведении в социуме в ходе беседы им было предложено решить несколько ситуационных задач:

1) незнакомый человек подходит на улице или хочет войти в дом;

2) меры безопасности в местах массового скопления (магазин, транспорт, парки и пр.);

3) незнакомый человек предлагает общаться в социальной сети;

4) конфликт со сверстниками;

5) стал жертвой издевательств и пр.

Как нами было установлено в ходе факторного анализа эмпирического материала, а также анализа систематизированного теоретико-методологического материала по проблеме данного исследования, социально-психологическая безопасность подростка с нарушениями интеллекта характеризуется такими психологическими показателями (индивидуально-психологическими качествами), как эффективная самооценка, субъективное благополучие, сензитивность к угрозам, копинг-стратегии совладающего поведения, уровень агрессивности (враждебности). В соответствии с этим были подобраны и адаптированы стандартизированные психодиагностические методики (таблица).

Методы психодиагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта

Конструкты

Психосоциальное благополучие (Индивид)

Социально-личностная безопасность (Личность)

Безопасное поведение

(Субъект деятельности)

Методы измерения

«Шкала субъективного благополучия» (Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche, в адаптации В.М. Соколовой)

Тест-опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов)

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (модификация Г.В. Резапкиной)

Методика изучения самооценки (Дембо – Рубинштейн)

Копинг-тест Р. Лазаруса (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)

Методика изучения самооценки Дембо – Рубинштейн является самой известной и одной из самых успешно и часто используемых методик изучения самооценки, она применима для исследования школьников всех возрастов, в том числе детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Мы использовали методику изучения Дембо – Рубинштейн в авторской модификации. Обследуемым предлагались бланки, на которых изображены 7 вертикальных шкал (линий), по 10 см, каждая из которых обозначала какое-то состояние, свойство или черту личности: здоровье, ум, авторитет в коллективе, умение защитить себя, характер, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Подросткам предлагалось оценить свои качества, отмечая на линиях черточками место, которое соответствовало, по их мнению, уровню развития у них того или иного качества. Крестиками предлагалось отметить желаемый уровень развития того или иного качества.

С целью диагностики психосоциального благополучия нами было проведено исследование уровня субъективного благополучия с использованием адаптированной методики «Шкала субъективного благополучия» (Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche, в адаптации В.М. Соколовой). Шкала состоит из 17 пунктов (по существу, моношкал), содержание которых связано с собственно эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами.

В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

– напряженность и чувствительность (субъективное переживание тяжести выполняемой работы; необходимость взаимодействовать с другими; потребность в уединении);

– признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику (нарушения сна; субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства; чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи; нарастающее переживание усиления рассеянности);

– изменения настроения (ухудшение настроения; значительное снижение оптимистического модуса восприятия);

– значимость социального окружения (совместное решение проблем, переживание одиночества, отношение с семьей и друзьями);

– самооценка здоровья (общее переживание здоровья, вопрос физической «формы»);

– степень удовлетворенности повседневной деятельностью (переживание скуки в повседневной деятельности, настроение по утрам, собственно удовлетворенность повседневной деятельностью).

Таким образом, тест позволил выявить наличие и глубину эмоционального дискомфорта личности, а по ответам на отдельные пункты можно выявить зоны особого напряжения или конфликта.

С целью диагностики сензитивности к опасностям нами использовался Тест-опросник сензитивности к угрозам А.Г. Маралова. Каждое задание включало в себя формулировку некоторого утверждения и четыре варианта ответов. Задания были ориентированы на выявление способности к обнаружению возможных угроз, а также способности к контролю ситуации [3]. Одни из них были направлены на диагностику уровня сензитивности к угрозам жизни и здоровью, другие – к угрозам психологическому благополучию.

Для выявления уровня агрессивности использовался адаптированный опросник агрессивности Басса – Дарки (модификация Г.В. Резапкиной). Опросник позволяет определить следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По Е.И. Рогову, значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

Враждебность = Обида + + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + + Раздражение + Вербальная агрессия.

По А.А. Хвану с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

Враждебность = (Обида + + Подозрительность)/2;

Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + + Вербальная агрессия)/3.

Для выявления копинг-стратегий подростков с нарушениями интеллекта нами использовался адаптированный опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Опросник включает 8 шкал (копинг-стратегий): конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации, он должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

В целевую группу проведенного нами исследования вошли обучающиеся 5–6 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, имеющие диагноз F70 Умственная отсталость легкой степени и F71 Умственная отсталость умеренная, т.е. с уравновешенностью основных нервных процессов и без грубых нарушений отдельных анализаторных систем, общим количеством 40 человек. Возраст детей 12–13 лет. Дети характеризуются состоянием задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Интеллектуальное развитие ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Дети имеют нарушения не только в интеллекте, но и в эмоциях, воле, поведении, физическом развитии. Нарушение интеллекта в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Содержательный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил установить, что у подростков с нарушениями интеллекта не в полной мере сформированы представления об опасностях, угрожающих жизни, здоровью и благополучию в социальной среде. Подростков характеризует рискованность, им не свойственна мотивация избегания опасностей и угроз. Окружающий мир преломляется детьми с интеллектуальной недостаточностью через не только незрелые, но и дефицитарные интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные структуры, что приводит к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической дезадаптации. Подростки связывают безопасность с защищенностью извне (защита, помощь, дом, безопасное место, спасатель, полиция, забор и пр.). Половина респондентов в большей или меньшей степени чувствуют себя незащищенными в местах массового скопления людей (городской транспорт, магазины, парки, площадки), что свидетельствует о превалировании установки «недоверия к миру» и социальной изолированности подростков с нарушениями интеллекта. Каждый четвертый подросток указал на свою незащищенность в школе. Данное обстоятельство может быть связано с конфликтами между обучающимися, отсутствием референтной значимости.

Проведенное исследование позволило выявить незрелость самооценки подростков с нарушениями интеллекта, проявляющейся в тенденции к переоценке своих личностных качеств и способностей. Переоценка своих возможностей привела к появлению самоуверенности, сопровождаемой неадекватным отношением к опасностям, неспособностью понять целесообразность своих действий и предвидеть их последствия. Только у 30 % испытуемых на необходимом уровне развита чувствительность к угрозам.

Неадекватная самооценка накладывает отпечаток на ощущение удовлетворенности своей жизнью, т.е. на ощущение благополучия (имеет место псевдоблагополучие или локальное благополучие). Комфортная среда образовательного учреждения способствовала формированию у подростков локального субъективного благополучия и, как следствие, низкой агрессивности. Агрессивность же у данных подростков проявляется в основном как форма протеста против недоверия и непонимания педагогов, из-за неудовлетворенности своим положением в школе или классе.

Субъективно неблагополучные подростки с адекватной самооценкой в качестве копинга используют неадаптивную стратегию «бегство-избегание», проявляющуюся на поведенческом уровне в отрицании либо полном игнорировании проблемы, уклонении от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей.

Полученные результаты показали на необходимость разработки и внедрения в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида комплексного психолого-педагогического сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта, направленного на создание условий для развития чувствительности к опасностям, формирования адекватной самооценки, облегчения адаптации к социальной среде, обучения правилам безопасного поведения, формирования эффективных копинг-стратегий.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01088.


Библиографическая ссылка

Кисляков П.А., Шмелева Е.А. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 110-114;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36368 (дата обращения: 10.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674