Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Султанова Т.Ю. 1 Сантуева Э.З. 1
1 ГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается актуальная для современной методики преподавания русского языка проблема реализации принципа преемственности при обучении учащихся начальных классов имени существительному. Помимо определения сущности принципа преемственности, в статье раскрываются особенности его реализации в учебном процессе современной школы, дается методический комментарий, касающийся изучения имени существительного в начальной школе. Особое место в статье отводится трудностям, с которыми сталкиваются учащиеся-дагестанцы при изучении имен существительных. Начальная школа должна, кроме сообщения сведений об имени существительном, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться изученными грамматическими формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания и предложения с этими формами. Осуществить эту нелегкую задачу и поможет соблюдение принципа преемственности в обучении. Реализация принципа преемственности облегчит и ускорит практическое усвоение учащимися-дагестанцами русского языка, повысит уровень их орфографической грамотности, разовьёт умение осознанно употреблять имена существительные в устных и письменных высказываниях.
дидактический принцип
преемственность
перспективность в обучении
имя существительное
категория рода
категория одушевленности-неодушевленности
универсальные учебные действия
новые образовательные стандарты
1. Буржунов Г.Г. Методика преподавания русского языка в национальной школе. – Махачкала, 2000.
2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. – 4-е изд. – М., 2001.
3. Евтеева С.В. Важные этапы урока русского языка // Начальная школа. – 2014. – № 10. – С. 15–17.
4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2002.
5. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – М., 2003.
6. Юлдашева Г.Г. Некоторые аспекты принципа преемственности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 3 международной научной конференции. – Уфа, 2013. – С. 23–25.

Преемственность является дидактическим принципом, который предполагает взаимосвязь и правильное соотношение между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Преемственность как дидактический принцип требует формирования универсальных учебных действий в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, а последующий опирается на предыдущий и готовит к усвоению следующего. Преемственность обучения предмету «Русский язык» предполагает, что между этапами школы (начальные классы, средняя и старшая школа) должны быть установлены прочные связи, учитывающие, что предшествующий этап образования является естественной базой для последующего этапа. Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными классами является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Принцип преемственности осуществляется на уроках русского языка в начальных классах не сам по себе, а в тесной связи с другими дидактическими принципами: научности, систематичности, прочности знаний и действенности результатов обучения, доступности и др. Но прежде всего принцип преемственности тесно связан с принципом перспективности. Под перспективностью в обучении понимается установление связей изучаемого с тем, что будет изучаться на следующих этапах, а также соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе изучения с конечными целями и задачами.

Основные цели обучения русскому языку в школе состоят в развитии речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей школьника; в овладении знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; в формировании умений и навыков грамотно пользоваться богатствами русского языка в своей речевой практике. Важнейшее место в обучении принадлежит морфологическому понятию, так как именно научное понятие способно концентрировать разрозненные факты языка и стать ориентиром в осознанной практической деятельности. Полноценное овладение основополагающим понятием в грамматике таким, как понятие части речи, позволяет решить целый ряд проблем при обучении русскому языку, так как это понятие является базой для полноценного усвоения не только морфологии, но и других разделов школьного курса языка – лексики, словообразования, орфографии, пунктуации, синтаксиса.

Морфология – один из основных разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматического материала оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способность к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола) требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слова в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В условиях появления нового образовательного Стандарта второго поколения для начальной и основной школы, смены ведущих целей обучения особое значение в построении системы преподавания приобретает системно-деятельностный подход. Выпускник начальной школы для успешного продолжения обучения в основной школе должен обладать устойчивым познавательным интересом, необходимыми знаниями, владеть основами осуществления учебной деятельности: уметь использовать учебный материал, позволяющий обучающимся решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики. Внимание учителя должно быть направлено на осознание учениками общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, что способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.

По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. Во втором классе, например, изучают классификацию слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. Третий класс является центральным в формировании понятия «часть речи», учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), синтаксическая функция в предложении. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. В четвертом классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Большое место на уроках русского языка отводится формированию навыков правописания окончаний.

Усвоение младшими школьниками грамматических категорий имен существительных (рода, числа, падежа, одушевленности-неодушевленности) очень важно с точки зрения формирования у детей правописных навыков, грамотной устной речи, что особенно важно в условиях дагестанской полилингвальной среды. Без изучения категорий существительных детям трудно разобраться в их правописании, в правильном согласовании слов, а следовательно, и в построении предложений. И здесь определяющую роль призван сыграть принцип преемственности в обучении, который облегчит изучение этой части речи и ускорит практическое усвоение имени существительного младшими школьниками.

Система работы над именами существительными представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые своей конечной целью имеют формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.

Объем учебного материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников. В практическом овладении русским языком учащимися-дагестанцами имя существительное занимает одно из ведущих мест. Слова с предметным значением составляют наибольшее количество и, следовательно, являются наиболее употребительными. Поэтому изучению имени существительного отводится значительное количество часов во всех программах, по которым сегодня работает дагестанская начальная школа («Планета знаний», «Школа России», «Инновационная начальная школа», «РИТМ» и др.).

В начальной школе изучение имен существительных представляет собой постепенный, последовательный процесс, согласно которому от общего ознакомления с именами существительными учащиеся переходят к изучению их конкретных грамматических особенностей. Имена существительные ученики начальных классов рассматривают со следующих аспектов:

1) что обозначает слово,

2) на какие вопросы отвечает,

3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,

4) каким членом предложения является,

5) какие имеет окончания; как образуется.

Знания учащихся о грамматических признаках существительного углубляются постепенно. Например, во втором классе дается классификация существительных с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. Третий класс является центральным в формировании понятия «часть речи»: младшие школьники знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных существительным (роль в языке, лексическое значение, категория рода, категория числа, синтаксическая функция в предложении). В четвертом классе знания детей о морфолого-синтаксической сущности существительных углубляются: изучается изменение имен существительных по падежам. И важное место в этом процессе занимает формирование навыков правописания падежных окончаний.

Реализация принципа преемственности при изучении имени существительного предполагает не только последовательное и достоверное изложение учителем сведений о данной части речи, которые прочно установились в современной лингвистической науке, но и изложение этих сведений в определённой системе. Задача эта нелегкая, так как младшим школьникам необходимо не просто усвоить необходимое количество языковых фактов, запомнить достаточный объём информации, касающийся имени существительного, – нужно усвоить эти знания в определённой последовательности, логике и взаимосвязи друг с другом.

Специфика предмета «Русский язык» требует для реализации принципа преемственности соблюдения целого комплекса условий, при которых обучение будет осуществляться на всех этапах школьного образования в рамках единой лингвистической концепции, что обеспечит поэтапное продвижение в освоении грамматики русского языка. Совершенствование методической системы преподавания, обеспечение такого построения школьного курса грамматики, при котором содержание материала, порядок его расположения, упорядоченное применение методов и форм работы учителя, непрерывная опора на предшествующие знания, их точный учет, постоянная взаимосвязь нового и ранее изученного должны представлять собой единую систему. Очень важно в этом процессе и такое построение начального курса грамматики, которое учитывает закономерности речевого и интеллектуального развития младших школьников.

Итак, эффективной реализации принципа преемственности при обучении имени существительному младших школьников способствуют следующие факторы:

– тщательная стыковка между классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся;

– строгий, тщательный отбор учителем дидактического материала с учетом общего развития младших школьников, их подготовленности по предмету в целом и конкретных знаний, и навыков по отдельным частным вопросам программы;

– доступность учебного материала для сознательного и прочного усвоения его учащимися;

– учет уровня владения русским языком учащимися, для которых русский язык является вторым родным языком (например, в условиях многонационального Дагестана);

– современные (с учетом ФГОС второго поколения) формы и методы работы учителя; постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Преемственность в обучении русскому языку – это связь изучаемого с ранее изученным, опора на пройденное, известное. Каждый новый этап процесса обучения должен быть связан с предшествующими этапами, не отменять их, а включать и подчинять себе. В современных программах по русскому языку при распределении учебного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей 7–11 лет, особенности их познавательной деятельности.

В условиях билингвальной среды Дагестана необходимо также учитывать специфику родного языка учащегося. Важнейшим условием эффективного овладения младшими школьниками грамматическим материалом в многонациональном Дагестане является учет того, что для большинства из них русский язык является вторым родным. Расхождения между грамматическим строем русского и родного языков учащихся-дагестанцев обуславливают трудности практического усвоения русского языка и грамматических обобщений. В частности, усвоения таких классификационных категорий имени существительного, как категория рода и категория одушевленности-неодушевленности, которые отсутствуют в дагестанских языках.

Учащиеся-дагестанцы усваивают род существительных с большим трудом, так как в дагестанских языках родовые отличия отсутствуют. «В отдельных языках имеется категория грамматического класса, в некоторой степени сходная с родом русского языка. Однако между грамматическими классами и категорией рода имеются существенные различия, поэтому необходимо иметь в виду, что осознание и усвоение рода имен существительных требует учета специфики русского и родного языков» [1, 156]. В связи с этим ученые-методисты предлагают обучать учащихся-дагестанцев определять род существительных: 1) по значению; 2) по окончаниям; 3) род имен существительных на Ь нужно запомнить. В дагестанской школе следует обучать определению рода существительных по значению только в том случае, если слова обозначают людей. Это упрощает усвоение теоретического материала.

Например, с большими трудностями сталкиваются учащиеся дагестанской школы при определении рода существительных на мягкий согласный (букварь, голубь, огонь – м.р.; скорость, новость, мебель – ж.р.) и шипящий (шалаш, сторож – м.р.; мышь, дочь, печь – ж.р.). Согласование в роде с этими существительными практически может быть усвоено учащимися-дагестанцами только путем систематического повторения каждого слова в словосочетаниях и предложениях. Методические рекомендации, предлагающие определять род существительных типа голубь, морковь и т.д. по форме родительного или творительного падежей не всегда целесообразны, так как для правильного образования падежной формы учащемуся необходимо знать род данного существительного.

Принцип преемственности реализуется и при знакомстве младших школьников с одушевленными и неодушевленными именами существительными. По семантике одушевленные-неодушевленные имена существительные русского языка обычно четко разграничиваются: одушевленные имена существительные обозначают живые существа – лиц и животных, птиц, насекомых, то есть предметы, способные к самостоятельному перемещению (человек, слон, брат, комар.) Все остальные существительные (в их числе и существительные, обозначающие растения) относятся к неодушевленным (камень, стол, дерево). Однако для грамматики русского языка важно грамматическое значение: совпадает или не совпадает форма В.п. мн.ч. имени существительного с формой Р.п. мн.ч. По словам В.В. Виноградова, «формальный критерий является наиболее ярким и постоянным признаком категории одушевленности» [2], так как деление на одушевленные и неодушевленные предметы не всегда совпадает с разграничением живой и неживой природы.

Общим языковым средством выделения предмета является вопрос что это? или кто это? Имена существительные выражают простейшие ответы на эти вопросы: что это? – книга, река, компьютер, движение; кто это? – ученик, врач, воробей. Уже в начальных классах учащиеся получают первоначальные сведения об одушевленных-неодушевленных именах существительных. В 1 классе дети знакомятся с существительными, отвечающими на вопросы кто? и что? в несложном тексте учатся находить слова, являющиеся названиями лиц, животных, птиц. Во 2 классе младшие школьники приобретают навыки постановки вопроса кто? к одушевленным существительным, а вопроса что?– к неодушевленным. В последующих классах учитель разъясняет учащимся и грамматическое различие одушевленных и неодушевленных существительных, выражающееся в форме В.п. множественного числа.

При постановке вопросов кто? что? к именам существительным учащиеся-дагестанцы также сталкиваются с трудностями. Эти трудности связаны с тем, что в отличие от русского, в языках народов Дагестана категория одушевленности-неодушевленности грамматически не выражается. В дагестанских языках, как известно, существительные делятся на разумные (обозначают названия людей, профессий) и неразумные (все остальные существительные). На вопрос кто? отвечают лишь существительные, обозначающие названия людей (то есть сфера употребления этого вопроса уже, чем в русском языке), а все остальные – на вопрос что? Вот почему учащиеся-дагестанцы с трудом привыкают к тому, что в русском языке к словам лошадь, корова, куропатка, петух ставится вопрос кто? Эти трудности должны быть обязательно учтены в работе над именами существительными в дагестанской начальной школе.

Итак, начальная школа должна, кроме сообщения сведений об имени существительном, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться изученными грамматическими формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания и предложения с этими формами. Осуществить эту нелегкую задачу и поможет соблюдение принципа преемственности в обучении. Реализация принципа преемственности облегчит и ускорит практическое усвоение учащимися-дагестанцами русского языка, повысит уровень их орфографической грамотности, разовьёт умение осознанно употреблять имена существительные в устных и письменных высказываниях.


Библиографическая ссылка

Султанова Т.Ю., Сантуева Э.З. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-2. – С. 383-387;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36340 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674