Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС

Чудина Е.Ю. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Серьезной проблемой, стоящей в настоящее время перед специалистами в области специального и инклюзивного образования, является разработка нетрадиционных подходов к преодолению нарушений сенсорной сферы у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Данные расстройства приобретают распространенный характер, что обуславливает актуальность определения эффективных коррекционно-развивающих технологий, направленных на нормализацию нарушенных функций у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС и дающих возможность педагогам выявлять результативность коррекционно-образовательной деятельности. Модели использования коррекционно-развивающих занятий в профилактике и преодолении нарушений сенсорной сферы у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС, несмотря на актуальность, недостаточно разработаны в отечественной специальной педагогике и специальной психологии. Авторами были получены результаты, доказывающие, что коррекционно-развивающие занятия являются эффективными при предупреждении и преодолении нарушений сенсорной сферы у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС. В статье представлены результаты магистерского научного исследования, посвященного разработке и внедрению коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование зрительного, слухового и соматосенсорного восприятия детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.
зрительное восприятие
слуховое восприятие
соматосенсорное восприятие
сенсорная функция
ранний возраст
органическое поражение
центральная нервная система
1. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В. Преодоление дисграфии у младших школьников средствами изобразительной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25104.
2. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками по преодолению дисграфии средствами изобразительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9–2. – С. 254–258.
3. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994.
4. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–5. – С. 860–864.
5. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23919.
6. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421.
7. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 136–146.
8. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919.
9. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–13. – С. 2963–2966.
10. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 145–151.
11. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68–75.
12. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1–1. – С. 102–106.
13. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 684–690.
14. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910.
15. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска//Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279.
16. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23501.
17. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. м № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20873.
18. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23495.
19. Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиям к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118.
20. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294.
21. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23931.
22. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/ 129-22142.

Сформулированный и реализуемый в настоящее время в Российской Федерации комплекс первоочередных задач тесно связан с развитием и модернизацией образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов [1–22]. В нашем экспериментальном исследовании, проведенном с 1 декабря 2015 по сентябрь 2016 г., приняли участие 20 детей раннего возраста (до трех лет) с органическим поражением ЦНС, посещающих ООО «Центр развития ребенка “Катенок”» и ООО «Центр развития ребенка “Росток”» города Москвы.

Целью исследования стало выявление эффективности коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование зрительного, слухового и сома тосенсорного восприятия детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

В ходе исследования детям были предложены задания на зрительное восприятие для выявления умения узнавать и соотносить цвета, узнавать эталоны форм, сопоставлять предметы по величине, располагать предметы в порядке убывания. В заданиях на слуховое восприятие предлагалось определить знакомые звуки и мелодии, воспроизвести предложенный ритм и темп, а также силу услышанной мелодии. В заданиях на соматосенсорное восприятие детям предлагались задания, направленные на выявление сформированности мелкой моторики и координации рук, ориентировки в окружающей обстановке и собственном теле, а также на знание свойств материалов. Все задания были адаптированы нами в соответствии с особенностями и возможностями детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Успешность выполнения предложенных заданий участниками исследования оценивалась по трехбалльной шкале, и определялась следующим образом: полностью не справился с заданием и после организующей помощи взрослого – 1 балл; к содержанию задания безразличен, нуждался в помощи взрослого, пользовался образцом по аналогии – 2 балла; задание заинтересовало ребенка, выполнялось самостоятельно или после непродолжительного обучения, ребенок правильно узнавал предметы и действия, действуя по зрительному соотнесению, воспринимая информацию на слух – 3 балла.

Результаты выполнения всех заданий суммировались по следующей формуле: сумма баллов, деленная на общее количество заданий (30): достаточный уровень – 2,1–3,0 балла; низкий уровень – 1,7–2,0 балла; очень низкий уровень – менее 1,6 балла.

Достаточный уровень – ребенок опирался на зрительное соотнесение, мог устанавливать тождество предметов по цвету, величине и форме. Справлялся с заданиями на классификацию предметов, выстраивал простые сериационные ряды. Низкий уровень – ребенок овладевал соотносящими действиями на уровне практических проб, начинал понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными. Очень низкому уровню соответствовало отсутствие фиксации внимания ребенка на объекте, выполнение хаотичных действий с объектом, не используя поисковых способов ориентировки, наглядно-практическая задача решалась физической силой. Ребенок не понимал и самостоятельно не употреблял словесного обозначения свойств предметов.

Из общего количества 20 детей, принимавших участие в исследовании, у 11 детей был выявлен достаточный уровень сформированности зрительного, слухового и соматосенсорного восприятия, что составило 55 %. При этом пятеро детей показали низкий уровень сформированности зрительного, слухового и соматосенсорного восприятия, что составило 25 %; четыре ребенка имели очень низкий уровень сформированности зрительного, слухового и соматосенсорного восприятия, что составило 20 % от общего количества.

На основании выявленных уровней сформированности зрительного, слухового и соматосенсорного восприятия мы разделили детей на две подгруппы: первая подгруппа имела достаточный уровень, подтверждающий компенсацию органического поражения ЦНС в течение первого полугодия жизни; во вторую подгруппу были включены дети с низким и очень низким уровнями, свидетельствовавшими о последствиях органического поражения ЦНС. В разработанную коррекционно-развивающую программу для работы с детьми второй подгруппы был включен ряд заданий: «Какие бывают фигуры», на определение формы, использовали помощь взрослого 8 детей, из них пятеро использовали зрительное соотнесение по образцу «такой же», самостоятельно задание выполнил один ребенок. С заданием «Подбери фигуру» самостоятельно справились пятеро детей, из них один ребенок справился при сравнении с образцом на картинке, а после обучения был успешным еще один участник исследования. При этом четверо детей справились только с помощью взрослого, при этом двое пользовались образцом «такой же». С заданием «Найди предмет такой же формы» самостоятельно справились четыре ребенка, а после обучения были успешными еще двое детей. Помощью взрослого пользовались пятеро детей, из них один ребенок пользовался методом проб и ошибок, а трое детей пользовались образцом «такой же». С заданием «Корзиночки» справились самостоятельно четыре ребенка, из них один ребенок справился после обучения и с использованием метода примеривания. С помощью взрослого справились с заданием пятеро детей, при этом один ребенок пользовался методом проб и ошибок, а еще трое детей пользовались образцом «такой же». У всех детей исследуемой группы зрительное соотнесение величины предмета проходило замедленно. В задании «Три квадрата» мы наблюдали, что двое детей справились самостоятельно, один из них выделял 2 элемента. Пользовались помощью взрослого шестеро детей, из них двое смогли выделить 2 элемента. С данным заданием не справился один ребенок, у него отсутствовала мотивация к успешному завершению задания. С заданием «Башня» самостоятельно справились трое детей, из них учитывали величину двух элементов только двое. Пятеро детей пользовались помощью взрослого, из них трое детей выполняли задание методом проб и ошибок. Выполнить задание не смог один ребенок. В задании «Что там» дети показали следующие результаты: самостоятельно справились с заданием шестеро детей, из них пятеро справились после обучения. Использовали помощь взрослого трое детей, из них двое смогли выделить только один элемент. В задании «Лесенка» дети показали следующие результаты: самостоятельно справился с заданием один ребенок, при этом использовал метод проб и ошибок и выделил 2 величины. Пользовались помощью взрослого семеро детей, из них пятеро пользовались методом проб и ошибок. С заданием не справился только один ребенок. С заданием на соотнесение цвета «Воздушные шарики» самостоятельно справились четыре ребенка. Пятеро детей справились с помощью взрослого и только после предоставления зрительного ориентира «такой же». В задании «Спрячь игрушку» были успешны четыре ребенка. Пятеро детей пользовались помощью взрослого и образца «такой же». В задании «Нанизывание бус разного цвета» на сериацию цветов требовалась помощь всем детям в количестве девяти человек. В задании «Помоги куклам найти свои игрушки» было необходимо соотнести несколько цветов, что вызывало определенное затруднение. Задание с помощью взрослого выполнили пятеро детей, они пользовались образцом «такой же». Самостоятельно с заданием справились четыре ребенка.

Ниже представлены результаты предложенных заданий на слуховое восприятие. В задании на узнавание неречевых звуков и шумов «Инструменты» семеро детей определили неречевой звук, среди них двое детей показали узнанные предметы, а один ребенок смог назвать предмет. Двое детей справились с помощью взрослого и определили один звук. В задании «Что спрятали» определили знакомые звуки музыкальных инструментов семеро детей, из них один ребенок смог назвать музыкальные инструменты, а трое детей смогли показать музыкальные инструменты. Помощь взрослого требовалась двум детям. С выполнением задания «Звук», двое детей справились самостоятельно, один из них справился после обучения, еще один смог определить только один звук. Пятеро детей пользовались помощью взрослого, при этом они смогли идентифицировать звук грома. С данным заданием не справились двое детей. В задании на дифференциацию метроритмических особенностей мелодии «Давай подвигаемся», семеро детей определили темп мелодии и выполнили предложенные движения, при этом один ребенок смог определить только темп. Двое детей справились с помощью взрослого, один ребенок с заданием справился только после словесной подсказки «танцуй». Задание «Песенку я знаю» («В траве сидел кузнечик», «Веселые путешественники») почти не вызвало затруднение. Пятеро детей смогли определить песни и даже начать их исполнять, из них трое детей узнали только одну песню из предложенных произведений. С помощью взрослого с заданием справился один ребенок, который тоже определил одну песню, а трое детей не смогли определить песни на предложенные мелодии. В задании «Звуки природы» детям нужно было выделить определенный звук из многообразия предложенных звуков (пение птиц, шум дождя). С заданием справился один ребенок и определил только один звук из множества. Восемь детей не смогли выделить звук из множества предложенных.

В заданиях на повторение определенной силы звука «Как звучит?» детям предлагалось воспроизвести громкость барабанных ударов, с данным заданием справились четыре ребенка, двое из них воспроизвели темп «тихо – громко», еще двое – все предложенные динамические оттенки. Пятеро детей справились с помощью взрослого. В задании «Я играю» детям предлагалось по показу или звучанию отхлопать предложенный рисунок ритма (I – I, I – II, II – II). Было выявлено, что дети затруднялись в воспроизведении сложного рисунка ритма. Только двое детей смогли выполнить задание и воспроизвести ритм в рисунке I – I, при этом один ребенок воспроизвел «скрытый» ритм и еще один – видимый, остальные пятеро детей справились с помощью взрослого и воспроизвели видимый ритм I – I. Не справились с заданием двое детей. С заданием «Помоги зайке» шестеро детей справились самостоятельно, один справился после обучения, а двое детей с помощью показа и подражая действиям взрослого. Трое детей справились с помощью взрослого, после показа выполнения.

Также детям предлагались задания на соматосенсорное восприятие. В задании на пространственное ориентирование «Посади правильно» девять детей справились с помощью взрослого, все определили положение «на», пятеро детей – положение «под», двое детей положение «за». В задании «Я прячу, ты ищи», на поиск предложенного предмета в окружающей обстановке, все дети справлялись с заданием с помощью взрослого. Из них двое детей определили спрятанный предмет в положении «на», «под» и «за». Еще трое детей определили положения «на» и «под». В задании «Я знаю», на ориентировку в собственном теле, самостоятельно показали на себе части тела только двое детей, определили глаза, нос, рот и уши. Семеро детей справились с помощью взрослого, из них двое детей смогли показать только глаза, один ребенок показал глаза и нос, а четыре ребенка показали глаза, нос и рот. В задании на определение свойств предметов в задании «Гладкий – шершавый» справились четыре ребенка и показали оба свойства предмета, из них трое детей пользовались помощью взрослого. Не смогли определить свойства предметов и показать их пятеро детей. С заданием «Холодный – горячий» справились восемь детей, при этом двое детей смогли определить «холодный» и «горячий» предметы самостоятельно. Шестеро детей определили свойства с помощью взрослого. При этом трое детей определили «горячий» предмет, а еще 3 детей – «холодный». Один ребенок с заданием не справился. С заданием «Легкий – тяжелый» все участники экспериментальной подгруппы не справились. В задании «Точки» все девять детей пользовались помощью взрослого. В задании «Мишка дома» шестеро детей справились с заданием самостоятельно, трое детей не смогли провести пальчиком по дорожке, требовалась помощь взрослого. С заданием «Улитка» один ребенок справился самостоятельно, а восьмерым детям требовалась помощь взрослого, что указывало на недостаточную сформированность мелкой моторики и координации рук при выполнении задания, а также недостаточную ориентацию на листе бумаги у детей.

После формирующего эксперимента было выявлено, что один ребенок повысил свой уровень с очень низкого до достаточного (5 %). С очень низкого уровня до низкого смогли улучшить свои показатели три ребенка (15 %). Пятеро детей с низкого уровня смогли достичь достаточного уровня (25 %). Одиннадцать детей продолжают находиться на достаточном уровне сформированности сенсорных функций (55 %), что указывает на отсутствие декомпенсаторных процессов и ретардации.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод о том, что систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС, направленных на развитие зрительного, слухового и соматосенсорного восприятия, способствует развитию их сенсорных функций.


Библиографическая ссылка

Чудина Е.Ю., Евтушенко И.В. РОЛЬ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 200-204;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36306 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674