Процесс профессионально-личностного становления студентов технического колледжа невозможен без выявления и реализации в практике среднего профессионального образования психолого-педагогических условий, которые позволят повысить его эффективность. В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы [2]. Анализ существующих моделей образовательной среды позволил выявить ряд моделей, характеризующих современную образовательную среду: В.В. Рубцовым разработана коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, которая представляется им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися [5]; В.И. Слободчиковым предложена антрополого-психологическая модель образовательной среды, в которой в качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса [6]; В.И. Пановым создан экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды, который имеет исходным основанием представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек – окружающая среда» [4]; коллективом авторов: В.П. Лебедевой, В.А. Орловым и др. - предложена психодидактическая модель образовательной среды школы, подчеркивающая возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования [3]; А.З. Рахимов, В.Э. Штейнберг занимаются организацией обучающей и учебной деятельности посредством технологий, основанных на системе методологических подходов к обучению.
В нашем исследовании за основу выбрана модель образовательной среды В.А. Ясвина как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [7]. Нами образовательная среда рассматривается в рамках процесса освоения профессионального модуля, цель которого – освоение знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций, а результат – профессионально-личностное становление студентов технического колледжа
В образовательном процессе технического колледжа выявляется соответствие содержания компонентов образовательной среды, предложенных В.А. Ясвиным, условиям реализации ФГОС СПО. В образовательной среде технического колледжа также выделим пространственно-предметный, социальный, психолого-дидактический компоненты и субъектов образовательного процесса. Определяющим вектором функционирования образовательной среды является ее профессиональный контекст, поэтому теоретической платформой реализации компетентностного похода в техническом колледже можно назвать концепцию контекстного обучения. Вопросы, касающиеся теории контекстного обучения и его применения в системе высшего профессионального образования, разработаны научной школой А.А. Вербицкого. Все знания приобретаются в контексте будущей профессиональной деятельности, а все, что не может быть включено в этот контекст, исключается из обучения [1]. Контекстное обучение, интегрируясь с методами обучения, имитирующими профессиональную деятельность, становится важным ориентиром в выявлении психолого-педагогических условий профессионально-личностного становления студентов технического колледжа.
Исходя из такого понимания, представляем образовательную среду как совокупность контекстов, в которой вместе с усвоением учебного материала происходит личностное развитие самих обучающихся. Подобная трактовка позволяет применить контекстный подход для представления существующей образовательной среды технического колледжа в виде специально организованной совокупности компонентов, определяющих психолого-педагогические условия успешного профессионально-личностного становления студентов.
Основными принципами контекстного подхода являются: принцип психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность; последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов; проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе; адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой); педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий; принцип открытости – использования для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов, единства обучения и воспитания личности профессионала.
Проверим содержание компонентов существующей образовательной среды технического колледжа на соответствие принципам контекстного подхода для выявления психолого-педагогических условий профессионально-личностного становления студентов. Рассмотрим пространственно-предметный компонент образовательной среды, его характеризует не столько совокупность тех или иных пространственных и предметных «единиц» (помещений, мебели, приборов и т.п.), сколько способ их функционирования в данной образовательной среде. За основу преобразования пространственно-предметного компонента примем принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов и требования к реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. В техническом колледже организовано пространственное окружение, обеспечивающее проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом. В процесс функционирования кабинетов, лабораторий, полигонов, оборудованных современными техническими средствами обучения: компьютерным оборудованием, локальной компьютерной сетью - входит социальное и предметное содержание профессиональной деятельности: средства обучения представлены электронными учебно-наглядными пособиями, электронными учебниками, специальным компьютерным оборудованием для проведения учебных практик, техническими средствами обучения. Массовый доступ к информационным образовательным ресурсам обеспечен для всех групп пользователей при помощи глобальной сети Интернет и дистанционного обучения.
Наличие в учебно-воспитательном процессе технического колледжа пространственно-предметных элементов само по себе не является достоянием образовательной среды до тех пор, пока этот ресурс не будет функционально задействован в профессионально-личностном становлении студентов. Поэтому задачей педагогов, осуществляющих процесс профессионально-личностного становления студентов технического колледжа, является обеспечение обязательного участия всех элементов пространственно-предметного компонента в ходе освоения профессионального модуля.
Создание пространственно-предметного окружения для моделирования в образовательном процессе будущей профессиональной деятельности студентов технического колледжа является первым психолого-педагогическим условием их профессионально-личностного становления.
Профессионально-личностное становление студентов технического колледжа в образовательной среде в большой мере зависит от уровня подготовленности, способностей и усилий всех участников процесса освоения профессионального модуля. Участники образовательного процесса являют собой компонент его образовательной среды. Изменение требований к участникам процесса профессионально-личностного становления студентов технического колледжа основано на принципе психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в образовательную деятельность. В атмосфере отношений сотрудничества студент становится активным субъектом профессионального становления своей личности в процессе проектирования и прохождения им индивидуальной образовательной траектории. Его образовательная деятельность направлена на решение следующих основных задач: организация совместной с преподавателем деятельности по постановке и осмыслению целей и задач освоения профессионального модуля; обучение проектной деятельности; ознакомление с алгоритмом проектирования индивидуальных образовательных траекторий; управление процессом освоения знаний, умений, практического опыта, профессиональных и общих компетенций.
Изменение требований к участникам образовательного процесса технического колледжа касается и преподавателей, осуществляющих совместно с обучающимися процесс их профессионально-личностного становления. Проведение занятий по профессиональным модулям требует от педагогов владения приемами групповой работы с обучающимися, представления об индивидуальных особенностях студентов, умения установить доверительные, партнерские отношения с обучающимися для формирования навыков проектной деятельности.
Сущность образовательного процесса всегда составляют тесно взаимосвязанные и неотделимые друг от друга преподавание и учение. В условиях реализации ФГОС СПО участники образовательного процесса предстают в качестве единого полисубъекта, причем каждый выполняет свою функцию и несет ответственность за результат совместной работы.
Таким образом, представление участников образовательного процесса как единого полисубъекта развития, осуществляющего процесс профессионально-личностного становления студентов технического колледжа, является вторым психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления.
Психодидактический компонент образовательной среды, представляющий собой целостный образовательный процесс освоения профессионального модуля, преобразуется в соответствии с принципами контекстного подхода: проблемности содержания обучения и процесса его развертывания, адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования; педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий, открытости, единства обучения и воспитания личности профессионала. Наряду с другими компонентами образовательной среды технического колледжа психодидактический компонент подвергся существенным преобразованиям в силу изменения содержания образования (представления его в виде профессиональных модулей). Этот компонент определяется социальным заказом, выраженным в национальной доктрине образования на период до 2025 г., концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
Преобразование психодидактического компонента подразумевает освоение студентами профессионального модуля по индивидуальным образовательным траекториям. Индивидуальная образовательная траектория (программа профессионального модуля) – документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям освоения профессионального модуля. Индивидуальная образовательная траектория (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.) предполагает несколько частей реализации: содержательную (структура и содержание профессионального модуля, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностную (методы реализации индивидуального образовательного маршрута); процессуальную (условия реализации, основанные на технологии контекстного обучения). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации (условия и методы реализации индивидуального образовательного маршрута).
Для контроля уровня профессионально-личностного становления студентов формируется фонд оценочных средств модуля, состоящий из комплектов контрольно-измерительных материалов по каждому блоку индивидуальной образовательной траектории.
Психодидактический компонент образовательной среды, представляющий собой целостный образовательный процесс освоения профессионального модуля, преобразован в соответствии с принципами контекстного подхода: проблемности содержания обучения и процесса его развертывания, адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования, педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий, открытости, единства обучения и воспитания личности профессионала.
Организация процесса освоения модуля по индивидуальным образовательным траекториям, представляющим собой документы, определяющие результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям освоения профессионального модуля, является третьим психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления студентов технического колледжа.
Рассматривая социальный компонент образовательной среды технического колледжа, примем во внимание принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса. Реализация этого принципа в образовательной среде технического колледжа при освоении профессиональных модулей возможна путем следования алгоритму проектирования и продвижения по индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ).
Под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем целенаправленно проектируемую полисубъектом учебного процесса образовательную программу профессионального модуля. Одной из особенностей ИОТ в техническом колледже является то, что она специально разрабатывается для конкретного студента как индивидуальная образовательная программа освоения профессионального модуля. Проектирование и продвижение по индивидуальным образовательным траекториям в рамках профессионального модуля предполагает наличие между преподавателем и обучающимися отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной образовательной деятельности, обусловленных спецификой профессионально-личностного становления студентов. Для успешной работы по проектированию индивидуальной образовательной траектории создается доверительная атмосфера сотрудничества.
Таким образом, преобразование социального компонента образовательной среды технического колледжа в соответствии с принципами контекстного подхода реализуется путем следования алгоритму проектирования индивидуальной образовательной траектории, являющейся программой профессионального модуля. Осуществление между участниками образовательного процесса отношений сотрудничества и коллективно распределенной учебной деятельности при построении индивидуальных образовательных траекторий в ходе освоения студентами технического колледжа профессиональных модулей является четвертым психолого-педагогическим условием профессионально-личностного становления студентов.
Содержание компонентов образовательной среды во многом определяет успешность профессионально-личностного становления студентов технического колледжа. Представление существующей образовательной среды технического колледжа как специально организованной совокупности компонентов позволило обеспечить выявление психолого-педагогических условий успешного профессионально-личностного становления студентов:
– создание пространственно-предметного окружения для моделирования в образовательном процессе будущей профессиональной деятельности обучающихся;
– представление участников образовательного процесса как единого полисубъекта развития, осуществляющего профессионально-личностное становление студентов технического колледжа;
– организация процесса освоения профессионального модуля по индивидуальным образовательным траекториям;
– обеспечение между участниками образовательного процесса отношений сотрудничества и коллективно распределенной учебной деятельности при построении индивидуальных образовательных траекторий по разработанному алгоритму.
Выявленные психолого-педагогические условия позволили преобразовать существующую образовательную среду технического колледжа в современную, способную обеспечить достижение студентами образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества.
Результативность реализованных психолого-педагогических условий проявилась в положительной качественной динамике уровней сформированности профессионально-личностного становления студентов. Созданные контрольно-оценочные средства для определения уровня профессионально-личностного становления студентов технического колледжа позволили выявить положительное влияние разработанных психолого-педагогических условий на повышение эффективности данного процесса.
Библиографическая ссылка
Канбекова Р.В., Комиссарова О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 152-156;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36296 (дата обращения: 21.11.2024).