Проблема создания и организации деятельности технопарков в последние годы приобретает в нашей стране особый интерес. Появилось достаточно большое количество публикаций, где обсуждаются принципы и механизмы создания технопарков [3; 8], направления государственной поддержки технопарков [1]; совершенствования деятельности технопарков и формирования инновационной среды в технопарковом движении [2; 6]. В наиболее общем плане технопарки призваны объединять ресурсы науки, производства и образования для целей активизации социально-экономического развития страны вообще и отдельных ее регионов в частности. При всей значимости и многоаспектности выполненных исследований все-таки вопросы влияния технопарков на повышение качества образования по-прежнему остаются на периферии научных интересов. Кроме того, сегмент общего образования в системе «интеграция науки, производства и образования» оказывается недооцененным.
На фоне всеобщего внимания к поиску эффективных средств обеспечения качества общего образования [4; 5] опыт создания регионального образовательного технопарка представляется актуальным и перспективным решением. В его основе лежит идея повышения качества технологического и естественно-математического образования детей в образовательных учреждениях, что сопряжено со спецификой промышленного региона, каковым является Челябинская область. Современное производство в Челябинской области, как и в других индустриальных регионах, нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. При этом традиционная ориентация на развитие промышленного сектора экономики накладывает заметный отпечаток на характер соответствующих установок и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математического образования.
Решение такого рода задач объективно видится в рамках создания образовательных технопарков и развертывания технопаркового движения, что получило научно-методическое обоснование в Концепции «Образовательный технопарк “ТЕМП”» [7]. В концепции раскрыты теоретические, нормативные, содержательные и организационные средства создания, функционирования и развития образовательных технопарков. Предложены атрибутивные признаки образовательных технопарков и критерии их сформированности, особое внимание отводится определению подходов к построению моделей образовательных технопарков.
Соответственно в качестве принципов формирования регионального образовательного технопарка следует рассматривать следующие исходные положения: гибкости и разнообразия форм и методов государственной поддержки технопарка; прозрачности (ясности) льгот и преференций субъектам технопарка; коммерциализации инновационных идей и технологических решений; концентрации ресурсов технопарка на приоритетные направления развития региона; стимулирования творческой и деловой активности субъектов технопарка; динамического расширения пространства трудовой активности обучающихся на различных этапах их учебной и профессиональной жизнедеятельности; системно-деятельностного подхода при разработке и реализации образовательных программ технопарка; мягкой интеграции субъектов технопарка (сетевое взаимодействие на равноправных условиях, партнерские начала, совместное развитие); приспособляемости деятельности технопаркам к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды; публичности деятельности образовательного технопарка; правовой защиты интеллектуальных продуктов и инновационных решений технопарка.
К признакам сформированности образовательного технопарка мы относим:
– наличие программы развития образовательного технопарка, в содержании которой отражены вопросы разработки и реализации образовательных программ различных направленностей и уровневости;
– наличие субъектов образовательного технопарка (резидентов технопарка), имеющих опыт инновационной, рационализаторской, новаторской деятельности и (или) обладающих намерениями или потребностями в получении и использовании инновационных продуктов деятельности образовательного технопарка;
– привлекательность программы развития образовательного технопарка для государственных инвестиций;
– наличие механизмов защиты интеллектуальной собственности на продукты деятельности субъектов образовательного технопарка;
– потенциальная способность образовательного технопарка к развитию и саморазвитию.
Программа развития образовательного технопарка включает описание:
а) целей и задач деятельности образовательного технопарка;
б) видов деятельности, осуществляемых образовательным технопарком;
в) структуры управления образовательным технопарком;
г) состава имущественного комплекса образовательного технопарка с отметками о производственных площадях;
д) бизнес-плана (в том числе маркетингового и финансового планов) инновационных проектов, заявленных к реализации в образовательном технопарке;
е) схемы (механизма) взаимодействия образовательного технопарка с другими организациями инновационной инфраструктуры Челябинской области, а также научными организациями (научно-исследовательскими организациями, научными организациями образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторскими, проектно-конструкторскими, проектно-технологическими и иными организациями, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность);
ж) ожидаемых результатов по основным показателям деятельности образовательного технопарка.
Важным компонентом программы развития образовательного технопарка является целевой блок. Цели деятельности образовательного технопарка определяются в соответствии с выбранной стратегией и уточняют идею интеграции усилий региональных государственных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества. При этом реализация сформулированной цели завершается реальными результатами и (или) продуктами деятельности его резидентов.
Приведем пример определения целей и ожидаемых результатов для различных стратегий деятельности образовательного технопарка.
Стратегия – «Образовательный технопарк совершенствования кадрового потенциала промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики региона». Ориентировочная цель – насыщение рынка труда Челябинской области квалифицированными кадрами для промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики региона. Предполагаемые резиденты образовательного технопарка – общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования; промышленные и сельскохозяйственные предприятия; органы государственной власти и местного самоуправления; организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования. Ожидаемые результаты деятельности образовательного технопарка – повышение деловой репутации и привлекательности промышленных и сельскохозяйственных предприятий для выпускников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования; преодоление дефицита кадров у резидентов образовательного технопарка – предприятий промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики региона, в том числе рост притока молодых кадров.
Стратегия – «Образовательный технопарк инвестиционных разработок». Ориентировочная цель – поиск, выявление, генерирование и патентование инновационных разработок, их внедрение в массовое производство на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях региона и страны. Предполагаемые резиденты образовательного технопарка – общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования; научно-исследовательские институты, конструкторские бюро; органы государственной власти и местного самоуправления; промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Ожидаемые результаты деятельности образовательного технопарка – внедрение инновационных разработок и решений образовательного технопарка на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях региона; соответствие тематики инновационных разработок образовательного технопарка задачам развития региона (инновационными потребностями промышленных и сельскохозяйственных); стимулирование творческой и деловой активности участников отношений в сфере образования (субъектов образовательного технопарка, в том числе бизнес-сообщества).
Стратегия – «Образовательный технопарк с преимущественно пропедевтической направленностью на профессиональное самоопределение обучающихся». Ориентировочная цель – расширение пространства трудовой активности обучающихся. Предполагаемые резиденты образовательного технопарка – дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования; органы государственной власти и местного самоуправления; промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Ожидаемые результаты деятельности образовательного технопарка – повышение качества знаний обучающихся в области естественно-математического и технического образования; формирование у подрастающего поколения панорамных представлений о рабочих и инженерных профессиях; наличие у обучающихся опыта участия в различных видах трудовой деятельности; формирование у обучающихся технологической компетентности.
Аналогичным образом могут быть определены целевые установки и ожидаемые результаты деятельности технопарков с иными образовательными стратегиями.
Отметим, что существенным атрибутом результативности деятельности образовательного технопарка является достижение образовательных результатов в аспекте формирования технологических компетенций, которые могут способствовать развитию собственно образовательного технопарка и привлечению большего количества резидентов из числа представителей промышленных предприятий и бизнес-сообщества. Независимо от выбранной стратегии деятельности образовательного технопарка ожидаемые результаты непременно должны отражать образовательную специфику. В качестве ожидаемых результатов могут быть как материальные продукты научно-методического, программно-методического, прикладного характера так и субъектно-ориентированные (например, сформированность ценностных ориентаций, личностных качеств обучающихся и метапредметных результатов освоения образовательных программ).
Покажем алгоритм проектирования системы образовательных результатов. В таблице отражены основания, по которым осуществляется формирование системы технологических компетенций. Так, в первом случае (по горизонтали) основанием является отражение приобретаемого обучающимися опыта участия в научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности, во втором случае (по вертикали) – отражение уровня качества освоения технологических компетенций: от обычных представлений до уровня конструктивного использования их в технологических процессах и (или) воплощения в материальных продуктах и услугах.
Выделенные этапы приобретения опыта участия обучающихся в научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности и уровни качества освоения технологических компетенций не привязаны к возрастным особенностям. Соответственно, потенциальные разработчики технопарка могут пролонгировать как этапы участия обучающихся в научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности, так и уровни качества освоения технологических компетенций. Кроме того, они также могут локализовать деятельность образовательного технопарка в рамках одного или нескольких этапов в зависимости от миссии образовательного технопарка, а также от целей и задач, отраженных в соответствующих программах развития.
Например, для профессионального образования возможно в качестве дополнительного уровня качества освоения технологических компетенций выделить компонент, связанный с освоением технологии изобретательства новых материальных объектов (услуг), что, безусловно, связано с приобретением обучающимися нового опыта участия в научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности.
Образовательные результаты деятельности образовательного технопарка в аспекте формирования технологических компетенций
Уровни качества освоения технологических компетенций |
Этапы приобретения опыта участия обучающихся в научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности: |
||
становление технологических компетенций |
наращивание технологических компетенций |
продуцирование технологических компетенций |
|
1. Профессиональное самоопределение |
… … … |
… … … |
… … … |
2. Технология работы с ресурсами |
… … … |
… … … |
… … … |
3. Технология проектирования и создания материальных объектов и/или услуг |
… … … |
… … … |
… … … |
Таким образом, образовательный технопарк является организационным механизмом интеграции ресурсов образования, науки и производства при непременном участии государства. Решая актуальные социально-экономические задачи, образовательный технопарк, безусловно, направлен на достижение перспективных образовательных результатов. Последние, как было показано в статье, рассматриваются в плоскости формирования у обучающихся технологических компетенций. Ориентиром для достижения данной установки является соответствие образовательного технопарка основным принципам его организации и критериям сформированности.
Библиографическая ссылка
Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Зуева Ф.А., Ильина А.В., Кисляков А.В. КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 147-151;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36295 (дата обращения: 21.11.2024).