Развитие социальной ответственности бакалавров, как молодого поколения специалистов – выпускников вузов является важной задачей образования, заложенной во многих документах как на уровне регуляции учебного процесса (ФГОС, образовательные инициативы, требования международных аккредитационных агентств и т.д.), так и на общегосударственном уровне. В «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» определены цель и принципы государственной политики в отношении молодёжи на средне- и долгосрочную перспективу – формирование конкурентоспособного молодого поколения, достижение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности российской молодежи [5]. В документе подчёркивается, что обеспечение социальной конкурентоспособности молодежи должно осуществляться с помощью воспроизводства позитивных социокультурных образцов, через формирование социальной ответственности, приоритет семейных ценностей; развитие патриотизма и гражданственности. Это означает, что социальная ответственность становится значимой характеристикой российской молодёжи, а её развитие – важной педагогической задачей.
Учитывая современную потребность общества в бакалаврах-землеустроителях, качественно ведущих трудовую деятельность в отношении главного богатства России – земельных ресурсов и осознающих социальную ответственность за её результаты, особенно актуальным становится вопрос определения условий развития данного компонента профессионального облика в учебном процессе.
Цель работы – описать организационно-педагогические условия развития социальной ответственности в процессе вузовской подготовки, на примере бакалавров в области землеустройства и кадастров.
Выявление организационно-педагогических условий проведено в период 2012–2016 гг. на кафедре общей геологии и землеустройства Томского политехнического университета в рамках исследования процесса развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров. Для оценивания положительного воздействия реализации условий применены методы, рекомендованные ведущим международным аккредитационным агентством ABET (Аккредитационный Совет по Инженерии и Технологиям / Accreditation Board for Engineering and Technology) такие как наблюдение за поведением, анализ архивных записей и собранных академических материалов, изучение продуктов образовательной деятельности учащихся, интервьюирование.
Исследования условий формирования и развития компетенций студентов в учебном процессе и за его пределами являются очень актуальными в современной педагогике, о чем свидетельствует возрастающее количество научных трудов, объектами которых являются организационно-педагогические, психологические, технологические и иные условия образовательного процесса. Все они являются значимыми и применимыми для изучения разных аспектов развития компетенций: личностных, этнических, технических и т.д. В нашей работе мы остановимся только на организационных и педагогических условиях как на наиболее значимых с точки зрения планирования и управления процессом развития компетенций бакалавров и достижения результатов обучения.
Несмотря на то, что выявление благоприятных условий образовательного процесса прочно вошло в научно-педагогический обиход, не существует их общепризнанных определений и толкований. В нашей работе мы воспользуемся определением, сформулированным Г.А. Демидовой, на основании анализа трудов В.А. Загвязинского, А.А. Орлова, А.Я. Найна, В.А. Сластенина, Т.А. Стефановской, И.Т. Фроловой, и объединим организационные и педагогические условия в одну общую дефиницию «организационно-педагогические условия», под которыми будем понимать «совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности» [1].
Применительно к настоящему исследованию роль «внешних обстоятельств реализации функций управления» выполняют организационные условия, а «внутренних особенностей образовательной деятельности» – педагогические, их совокупность направлена на последовательное и эффективное развитие социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров в целостном процессе вузовской подготовки.
Необходимость развития социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров как будущего инженера обусловлена не только очевидной потребностью общества, но и документами, регулирующими учебный процесс. Данное требование содержится в критериях Ассоциации инженерного образования России (АИОР) и Аккредитационного Совета по Инженерии и Технологиям (ABET, США), предъявляемых к образовательным программам технологического профиля, всемирная инициатива CDIO в своих стандартах также содержит это требование. Вместе с тем ФГОС 3+ бакалавриата направления «Землеустройство и кадастры» исключил общекультурную компетенцию, требующую осознания обучающимися ответственности перед обществом за результаты будущей трудовой деятельности, содержащуюся во ФГОС предыдущего поколения. Поэтому в первую очередь в системе управления учебным процессом необходимо создать основания для развития социальной ответственности как востребованного компонента профессионального облика бакалавра.
Принимая во внимание, что ФГОС 3+ допускает расширение состава компетенций в основных образовательных программах национальных исследовательских вузов с учетом востребованных региональных компонентов, считаем необходимым отражение социальной ответственности в образовательной программе направления «Землеустройство и кадастры», а именно в целях и результатах обучения, как основы для осуществления последовательных и целенаправленных мероприятий в учебном процессе, подкрепленных учебно-методическим сопровождением и применением современных образовательных методов и технологий.
Таким образом, первым организационно-педагогическим условием успешного развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров является наличие модернизированной ООП в части результатов и содержания обучения с учетом ФГОС 3+, критериев АИОР и ABET, положений инициативы CDIO, потребностей заинтересованных сторон.
Для корректировки основной образовательной программы воспользуемся методикой, созданной ведущим международным аккредитационным агентством ABET. Основная деятельность выполняется руководителем основной образовательной программы и заключается в мониторинге вакансий и потребностей общества, обеспечении сотрудничества с основными стейкхолдерами: руководителями предприятий-работодателей, выпускниками образовательной программы для определения востребованных трудовых функций.
Двухконтурная модель проектирования результатов обучения [4, с. 33]. Расшифровка этапов корректировки результатов обучения основной образовательной программы [там же], адаптированных для целей развития социальной ответственности: 1 – определение потребностей стейкхолдеров (заинтересованных лиц) в развитии социальной ответственности; 2 – определение целей основной образовательной программы бакалавриата «землеустройство и кадастры»; 3 – оценивание развития социальной ответственности через результаты обучения; 4 – определение компонентов оценивания развития социальной ответственности; 5 – определение способов и средств оценивания; 6 – определение способов и средств обучения бакалавров; 7 – организация учебного процесса бакалавров; 8 – оценка достижения результатов и целей
Внешний цикл демонстрирует процессы формирования, оценивания и корректировки целей основной образовательной программы. Внутренний цикл показывает, каким образом в вузе последовательно планируются, достигаются и оцениваются результаты обучения основной образовательной программы.
Результаты обучения образовательной программы имеют компетентностную природу, то есть могут быть декомпозированы на знания, умения, навыки и личные качества обучающегося и обязательны для достижения в конце периода вузовской подготовки всеми бакалаврами, в отличие от целей. Определение востребованных компонентов социальной ответственности было произведено путем опроса ключевых работодателей как главных потребителей образовательной программы, анализа методом экспертной оценки профессиональных стандартов «Землеустроитель» и «Специалист в сфере кадастрового учета» с целью выявления трудовых функций, связанных с социальной ответственностью. Выявленные трудовые функции и пожелания работодателей были учтены в результатах обучения образовательной программы (подробнее процесс описан в [2]).
Модернизированные результаты обучения, учитывающие ожидания общества, потребности работодателей и современные требования к бакалаврам-инженерам, не только позволяют развивать отдельные компоненты профессионального облика обучающихся, но и повышают их конкурентоспособность на рынке труда.
Таким образом, социальная ответственность бакалавра в области землеустройства и кадастров была выражена через компетентностные результаты обучения основной образовательной программы, направленные на развитие навыков для ответственного и качественного выполнения востребованных трудовых функций. Модернизация образовательной программы послужила предпосылкой для актуализации учебно-методических комплексов дисциплин преподавателями.
Вторым организационно-педагогическим условием успешного развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров является наличие модернизированных учебно-методических комплексов дисциплин и методического обеспечения образовательного процесса для целей развития социальной ответственности, включая методические пособия и открытые фонды оценочных средств, преимущественно в электронном формате.
Индикаторы достижения результатов обучения должны быть отражены в содержании и обеспечены учебно-методическим сопровождением одной из учебных дисциплин. Оценивание развития социальной ответственности бакалавра не требует проведения отдельных мероприятий, а возможно в составе сложных заданий, таких как решение кейсов, выполнение проектов, практических или курсовых работ и т.п. Наличие балльно-рейтинговой системы оценивания позволяет выделять компоненты развития социальной ответственности в заданиях и поощрять бакалавров за их достижение дополнительными баллами, что невозможно при использовании традиционной пятибалльной шкалы, когда оценить можно только всё задание целиком.
Третьим организационно-педагогическим условием успешного развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров является организация учебного процесса по принципу перевернутого класса с использованием смешанного обучения и преимуществом активных методов.
В ходе исследования были использованы методы проблемного изложения лекций, кейс-стади, проектного обучения, выполнения практических работ, создания презентаций и публичных выступлений, направленные на развитие компонентов социальной ответственности [3]. Выбор именно таких методов и форм обучения обусловлен несколькими факторами. Во-первых, только несение персональной ответственности за результат обучения может развить у бакалавра готовность к ответственному выполнению профессиональных задач. Во-вторых, такая организация учебного процесса максимально приближена к практической деятельности, где главным действующим лицом в выполнении профессиональных задач будет являться сам бакалавр.
Принцип перевернутого класса (Flipped classroom) как элемент системы смешанного обучения (Blended learning) является ключевым фактором развития личных качеств обучающихся, таких как готовность к ответственному выполнению заданий, инициативность, дисциплинированность, и предназначен для организации самостоятельной учебной деятельности бакалавра. Неограниченность во времени и месте использования электронных учебных материалов, применение электронных средств текущего контроля, открытость фондов оценочных средств создают условия для активизации познавательной деятельности бакалавра, пробуждают интерес, следовательно повышают мотивацию к успешному обучению.
Четвертым организационно-педагогическим условием успешного развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров является развитие в учебном процессе навыков самостоятельного обучения и готовности к непрерывному обучению.
Ввиду изменения содержания социальной ответственности в течение всей жизни, в зависимости от реалий времени и вида трудовой деятельности, смены культурной среды и других факторов, для эффективного развития данного компонента профессионального облика бакалавр должен обладать навыками самостоятельного обучения, непрерывной актуализации знаний, быть готовым к непрерывному обучению.
В концепции Lifelong learning – непрерывное обучение – такие навыки позволяет сформировать принцип MASTER (автор К. Роуз), заключающийся в наличии у студентов следующих качеств и умений: motivation (мотивация) – внешняя и внутренняя (самомотивация); acquire (получение знаний) – способность выделить главное в общем потоке информации, способность к переосмыслению накопленных знаний и опыта; search (исследование) – личностное восприятие полученных знаний и опыта, применение их к собственной жизни, самопознание; trigger (сохранение информации) – способность к систематизации и фиксированию информации; examine (обучение) – готовность к непрерывному получению и актуализации знаний и опыта из разных источников, включая неформальные; reflect (рефлексия) – идентификация себя как самостоятельной единицы в системе полученных знаний и навыков [7, перевод авторов].
Как можно заметить, своё название система получила от аббревиатуры первых букв англоязычных названий необходимых навыков. Навыки, входящие в MASTER, начинали формироваться во время обучения в школе и развиваются у студента во время обучения по программе бакалавриата. Интенсивные мероприятия в образовательном процессе, направленные на самостоятельную учебную, исследовательскую, проектную деятельность (научно-исследовательские работы студентов, творческие проекты, индивидуальные домашние задания и т.д.) позволяют сделать благоприятный прогноз по дальнейшему развитию таких качеств обучающегося. Под самостоятельной деятельностью студента здесь подразумевается работа без непосредственного вмешательства преподавателя, но под его контролем (в том числе работа в команде) с несением персональной ответственности за результат.
Результаты: описаны выявленные организационно-педагогические условия развития социальной ответственности бакалавров, на примере направления «Землеустройство и кадастры». К ним относятся:
1) наличие модернизированной ООП в части результатов и содержания обучения (с учетом ФГОС 3+, критериев АИОР и ABET, положений инициативы CDIO, потребностей заинтересованных сторон);
2) наличие модернизированных УМК дисциплин и методического обеспечения образовательного процесса для целей развития социальной ответственности;
3) развитие навыков самостоятельного обучения MASTER;
4) организация учебного процесса по принципу перевернутого класса с использованием смешанного обучения, проблемного изложения и исследовательских методов, кейс-стади, проектного обучения, выполнения практических работ, публичных выступлений.
Как подусловие определено наличие в вузе балльно-рейтинговой системы оценивания достижений обучающихся для целей диагностики динамики развития социальной ответственности.
Библиографическая ссылка
Серякова Р.Э., Серяков С.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 555-559;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36269 (дата обращения: 03.12.2024).