Переход на новые программы обучения в системе вуза, с учетом конкуренции при трудоустройстве, когда наряду с профессиональными качествами учитываются креативность, умение работать в коллективе и здоровье претендента. Вместе с тем статистика свидетельствует, что состояние здоровья студентов характеризуется увеличением соматических заболеваний, низкими показателями физической подготовленности.
По мнению ряда специалистов [1, 2, 3, 5 и др.], ухудшение состояния здоровья в последнее десятилетие у студентов, проживающих в Сибирском регионе, в частности в Новосибирске, Красноярске и Иркутской области, резко ухудшилось. Численность студентов, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, за 10-летний период возросло более чем в четыре раза, из них у 30 % сочетанные заболевания. Это объясняется тем, что образовательный процесс в высшей школе характеризуется высокой интенсивностью и большим объемом информации, что требует от студентов больших психологических и физиологических затрат, которые зачастую превышают не только возрастные, но и физические возможности. К этому следует добавить нерациональный образ жизни, отсутствие достаточного объема двигательной активности. Немаловажную роль играют и патогенные воздействия, которые влияют на снижение здоровья. В результате чего снижаются адаптивные возможности организма, нарастает нервно-эмоциональное напряжение, ухудшается здоровье [2, 3, 6, 7, 10 и др.].
В связи с этим необходимо совершенствовать учебную и оздоровительную работы в рамках предмета физическая культура.
По мнению Т.Н. Семенковой [8], результативность сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи во многом зависит от реализации организационно-педагогических условий, направленных на здоровьесбережение.
В свете современных представлений о роли, месте и значении физической культуры в укреплении здоровья студентов приобретает значимость здоровьесберегающее образование, которое способствует укреплению здоровья, снижению уровня заболеваемости, мотивирует студенческую молодёжь к ведению здорового образа жизни [4, 5, 9 и др.].
Вместе с тем следует отметить, что в вузе здоровьесберегающая деятельность оценивается по результатам получения зачета и уровню физического развития.
О.Н. Московченко [5, 7] и Л.В. Захарова [2], опираясь на количественные критерии адаптивных возможностей организма студенток с ослабленным здоровьем, определили стратегию выбора оптимальных нагрузок с учётом их личностных потребностей, где подбор физической нагрузки осуществлялся на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния. Это позволило создать в условиях вуза адаптивно-развивающую образовательную среду, а каждому студенту раскрыть свой потенциал и повысить резервные возможности организма, приобщиться к оздоровительным формам физической культуры.
Однако при комплектовании специальной медицинской группы (СМГ) студенты распределяются на основе заболеваний: сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем, опорно-двигательного аппарата без учёта адаптивных возможностей организма и уровня физической подготовки, что не позволяет индивидуализировать физическую нагрузку и внедрять здоровьесберегающие технологии.
По нашему мнению, выявив динамику заболеваний студентов можно перераспределить их на подгруппы с учётом не только основного заболевания, но и сопутствующего, что подчеркивает актуальность данной темы.
В ходе исследования мы проанализировали медицинские справки студентов при поступлении в вуз, полученные в начале 2010, 2013, 2015 учебных годов, что позволило сравнить по годам, какие заболевания прогрессируют, а каких становится меньше.
На основании полученных результатов и медицинского осмотра распределили студентов на четыре группы заболеваний, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Групповая классификация заболеваний студентов, занимающихся в специальной медицинской группе
№ п/п |
Группа заболеваний |
Количество студентов % (абс. соотношение) |
Прирост |
|||
2010 г. |
2013 г. |
2015 г. |
Абс. |
% |
||
1 |
Кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной и мочеполовой системы |
57,5 (122) |
58,7 (132) |
61,3 (138) |
+16 |
+3,8 |
2 |
Травмы, нарушение опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы |
21,2 (45) |
22,6 (51) |
24 (54) |
+9 |
+2,8 |
3 |
Заболевания органов зрения |
11,3 (24) |
8,0 (18) |
8,9 (20) |
–4 |
–2,4 |
4 |
Заболевания ЦНС |
10,0 (21) |
10,6 (24) |
5,77 (13) |
–8 |
–4,23 |
Всего |
100 (212) |
100 (225) |
100 (225) |
Из анализа полученных данных видно, что наибольшее количество студентов относится к первой группе заболевания, которая включает в себя довольно большой объём диагнозов, что не позволяет отслеживать динамику состояния здоровья студентов при получении физической нагрузки.
Преподаватель по физической культуре обязан соблюдать указания и рекомендации врача, учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физической культуры и закаливающих процедур. В обязанности преподавателя входит контроль за переносимостью физических нагрузок занимающимися во время занятия, т.к. одно и то же упражнение может по-разному влиять на состояние здоровья студентов с различными диагнозами. Поэтому возникают сложности в дозировании нагрузок при комплектовании таких групп (когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний). В связи с этим нами было выделено 8 систем заболеваний у студентов с учетом пола за 2010, 2013 и 2015 гг. (табл. 2).
Из анализа табл. 2 следует, что у юношей самый большой процент прироста по заболеваемости составляют заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. У девушек самый большой процент прироста по заболеваемости составляют заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной системы и опорно-двигательного аппарата.
Полученные результаты представляют общую динамику по заболеваемости, что может быть использовано при формировании подгрупп для грамотного воздействия на различные заболевания, так же можно добиться длительной ремиссии, стабилизации или даже прекращения патологического процесса. Главным элементом успеха является достаточная компетентность и подготовленность педагогов по физической культуре в вопросах анатомии, физиологии, психологии, валеологии. Благодаря полученным сведениям о заболеваемости можно дифференцировать физическую нагрузку, индивидуально подбирать упражнения, направленные на профилактику заболеваний, внедрять различные здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической культуре, что будет способствовать не только развитию физических качеств, укреплению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, но и повышению адаптивного состояния, что позволит повысить работоспособность каждого студента, раскрыть его потенциальные возможности, приобщить к двигательной активности. Максимально следует уделять внимание и профилактической направленности оздоровительных программ, привитию студентам навыков активного поддержания и сохранения здоровья.
Таблица 2
Динамика заболеваемости студентов с учетом пола
№ п/п |
Системы организма |
Юноши |
Девушки |
Основные заболевания |
||||||||
Соотношение % (абс. число) |
Абс. прирост |
Прирост % |
Соотношение % (абс. число) |
Абс. прирост |
Прирост % |
|||||||
2010 г. |
2013 г. |
2015 г. |
2010 г. |
2013 г. |
2015 г. |
|||||||
1 |
Сердечно-сосудистая |
30,2 (16) |
30,2 (16) |
34,0 (17) |
+1 |
+3,8 |
36,5 (58) |
40,7 (70) |
43,4 (76) |
+18 |
+8,9 |
ВПС, ВСД, ПМК |
2 |
Дыхательная |
5,6 (3) |
3,7 (2) |
4,0 (2) |
–1 |
–1,6 |
2,5 (4) |
2,3 (4) |
1,7 (3) |
–1 |
–0,8 |
Бронхиальная астма |
3 |
Пищеварительная |
1,9 (1) |
3,8 (2) |
4,0 (2) |
+1 |
+2,1 |
3,1 (5) |
5,2 (9) |
5,7 (10) |
+5 |
+2,6 |
Язва желудка, холецистит |
4 |
Эндокринная |
3,8 (2) |
11,3 (6) |
10 (5) |
+3 |
+6,2 |
5,7 (9) |
5,8 (10) |
4,0 (7) |
–2 |
–1,7 |
Болезнь щитовидной железы, сахарный диабет |
5 |
Опорно-двигательная |
18,8 (10) |
17,0 (9) |
20,0 (10) |
+1 |
+3 |
22,0 (35) |
24,4 (42) |
25,1 (44) |
+9 |
+3,1 |
Сколиоз, артрит, артроз, полиартрит |
6 |
Мочеполовая |
11,3 (6) |
5,6 (3) |
8,0 (4) |
–2 |
–3,3 |
11,3 (18) |
5,8 (10) |
6,8 (12) |
–6 |
–4,5 |
Пиелонефрит нефроптоз, цистит |
7 |
Зрительная |
11,3 (6) |
11,3 (6) |
10 (5) |
–1 |
–1,3 |
11,3 (18) |
6,9 (12) |
8,6 (15) |
–3 |
–2,7 |
Миопия разной степени |
8 |
ЦНС |
17,0 (9) |
17,0 (9) |
10 (5) |
–4 |
–7 |
7,5 (12) |
8,7 (15) |
4,6 (8) |
–4 |
–2,9 |
ДЦП, рассеянный склероз, эпилепсия |
Всего |
53 |
53 |
50 |
159 |
172 |
175 |
Примечание. ВПС – врожденный порок сердца, ВСД – вегето-сосудистая дистония, ПМК – пролапс митрального клапана, ЦНС – центральная нервная система.
При использовании физических упражнений в оздоровительных целях необходимо иметь в виду, что изменение интенсивности мышечной деятельности даёт возможность влиять на характер обмена веществ, вызывая преобразования не только в самом типе энергетического обеспечения работы мышц, но и в биохимической среде организма.
На занятиях со студентами специальной медицинской группы должны применяться физические упражнения той интенсивности, которая вызывает допустимые, соответствующие функциональным возможностям реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в соответствии с диагнозом. В начальном периоде занятий (сентябрь, октябрь) используются физические упражнения малой интенсивности, увеличивающие частоту сердечных сокращений до 25–30 % от исходного её уровня (при исходном пульсе 75–78 ударов/мин в этих условиях регистрируется частота пульса 95–100 ударов/мин). С ноября по март включают дозированные физические нагрузки средней интенсивности, которые повышают частоту пульса до 40–50 % от исходной (до 110–115 ударов/мин). К концу учебного года (апрель – июнь) используют физические упражнения средней интенсивности и дозированные упражнения большой интенсивности, которые учащают сердечные сокращения до 70–80 % от исходного уровня (до 130–140 ударов/мин).
Оздоровительная направленность способствует повышению защитных сил организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, укреплению систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной), развитию сенсомоторного потенциала и двигательных функций, что согласуется с мнением других авторов [3, 6].
Нельзя забывать о том, что в человеческом организме всё взаимосвязано: физические усилия приводят к развитию и совершенствованию позитивных личностных качеств, которые, в свою очередь, делают физические нагрузки более действенными и приятными.
Оздоровительные программы при всем их многообразии рассчитаны на укрепление и сохранение здоровья, развитие определенных физических качеств, предназначены не только для создания красивого и здорового тела, но и для увеличения силы, выносливости, восстановления работоспособности.
Строго дозированная нагрузка в зависимости от заболевания и уровня подготовленности позволяет повысить функциональные возможности организма.
Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физической культуре для студентов с различными заболеваниями столь важно учитывать не только половые особенности, уровень физической подготовленности, закономерности и этапы развития нервной высшей деятельности, вегетативной и мышечной систем, но и уровень заболеваемости, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
Специализированные занятия с оздоровительной направленностью наиболее доступны и эффективны для студентов-первокурсников с различными заболеваниями и разным уровнем физического состояния. Индивидуальный подбор двигательной активности в рамках учебного процесса позволил повысить резервные возможности различных систем организма, показатели физической подготовленности, то есть перевести системы организма на новый уровень функционирования за счет оздоровительного эффекта.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что индивидуальный подход к физической нагрузке в соответствии с диагнозом каждого студента положительно влияет не только на физическое развитие и функциональные возможности организма, но и существенно повышает физический потенциал человека.
Заключение
Зачисление студентов в специальную медицинскую группу проводится с учётом четырёх групп заболевания, которые не способствуют оптимизации физической нагрузки. В одну группу входят студенты с заболеванием кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной и мочеполовой системы. При таком разнообразии диагнозов невозможно индивидуализировать физическую нагрузку, подобрать корригирующие упражнения.
Студенты специальной медицинской группы требуют дополнительного внимания со стороны медицинских работников, профессорско-преподавательского состава с целью построения и организации учебного процесса и рациональной учебной нагрузки, что позволяет положительно влиять на функциональное состояние организма.
Проведённое исследование состояния здоровья студентов Хакасского государственного университета выявило, что основные нозологические заболевания классифицируются по восьми системам, это значит, что можно осуществлять индивидуальный подбор физической нагрузки и проводить оздоровительную работу в вузе.
Библиографическая ссылка
Павлюченко О.А., Врублевский Ю.Д. ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХАКАССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.Ф. КАТАНОВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 540-544;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36266 (дата обращения: 21.11.2024).